Система уроков по литературе 5 класс И. С. Тургенев "Муму"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Коёкина Наталья Юрьевна

 Конспекты уроков и дидактический материал к урокам по теме  "Муму" И. С. Тургенева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaochnaya_ekskursiya.docx15.01 КБ
Файл tema_sravneniya_mumu.docx38.04 КБ
Файл mumu.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-экскурсия ( заочная ) в Спасское - Лутовиново.

Оборудование: стенд с видами Спасского-Лутовинова, дома-усадьбы, окрестностей села.

Цели урока: показать и. С. Тургенева в его собственном доме, среди друзей или в окружении слуг, в окрестностях имения;

понять корни, истоки таланта И.С. Тургенева;

приобщить учащихся к духовному наследию нашей Родины;

отрабатывать навык монологической речи;

приобщить учащихся к профессии экскурсовода.

Викторина.

1.        Назовите дату , когда впервые встречается упоминание о

сельце Спасское-Лутовиново.

2.        Почему это село называется Спасское-Лутовиново?

3.        Кто такой И.И.Лутовинов?

4.        Кто и когда подарил  ему  (Лутовинову) это село?

5.        Кому принадлежало сельцо - матери или отцу  И. С. Тургенева?   Назовите другие версии происхождения села.

6.        О чём говорят нам аллеи парка , пересекаясь друг с другом?

7.        На скольких гектарах разбит парк?

8.        Так когда же и кем была основана усадьба?

10.         Рядом с каким городом находится Спасское- Лутовиново?

11.        Какую форму имеет дом-усадьба?

12.        Сколько флигелей имел дом?

13.        Чем знаменит парк?

14.        Кто помнит фамилию ,  имя , отчество отца  И. С..Тургенева?

15.         Как называется церковь в селе Спасское- Лутовиново,  в которой венчались родители великого писателя?

16.         Какое дерево в парке было любимым деревом Тургенева?

17.         Кто такая М.Г.Савина? Как хранит её имя усадьба Тургенева?

18.         В каком году Тургенев открыл в селе школу для крестьянских детей?

19.         Что ещё было построено для крестьян в селе

 И. С. Тургеневым?

20.        В каком году Тургенев жил в имении в ссылке?

21.        Где жил Тургенев в yсадьбе во время ссылки? Назовите фамилии гостей, которые часто приезжали к Тургеневу в Спасское-Лутовиново.

2З.         Назовите основное качество Тургенева, которое отмечали его гости.

24.        Как Тургенев называл свой любимый диван?

25.        Перечислите названия комнат дома-усадьбы.

26.        В какой цвет выкрашен дом?

27.        Какого цвета крыша?

28.        В каком году в усадьбе был пожар?

29.         В каком году музей -усадьба Тургенева снова был открыт.

за.         Кто помнит девичью фамилию матери И.С. Тургенева?



Предварительный просмотр:

Тема: Роль сравнений в раскрытии образа Герасима по произведению Тургенева  « Муму ».

Цель: исследовать, какие сравнения помогают понять внутреннее состояние Герасима.

Задачи: 1) понимание перемен, произошедших с Герасимом;

2) создание установки для медленного, вдумчивого чтения;

З) показать через сравнение Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни)нравственное превосходство героя.

        Теория.

 Сравнение- это один из приёмов художественной речи, сопоставление двух предметов или явлений с целью показать , изобразить один из них при помощи другого.

Предмет                                                           Признак                                                                   Образ                                        

то, что сравнивается            то, на основании чего сравнивается         то, с чем сравнивается

 1. Поскольку Герасим ничего о себе рассказать не может, представление о нём будет складываться из сравнения его с окружающими.

1)Чем же он выделяется среди них?

Анализируем начало рассказа до слов «Так прошёл год ... »

Вывод: Он настоящий богатырь, работает за четверых: пашет, косит, молотит.

2)Автор называет его работу « неистомной». Какой смысл вкладывает он в это понятие?

З)Но вот привычный ход его жизни нарушен. Как сказано об этом в тексте ?(Барыня взяла его из деревни)

4)Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырём?

5)Чем же был для Герасима переезд в Москву с точки зрения барыни? б)Может ли сам Герасим сказать, что он чувствует, что думает по этому поводу?

2.        Для этого автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений.

Какую тайну несут сравнения??

Обратимся к ним, чтобы почувствовать состояние глухонемого.

                 

                                     Сравнение      

       Какие чувства помогает понять

Заполняем таблицу.

Вопросы ,которые помогут заполнить таблицу.

1 Чего лишился Герасим? (почвы, которая питала его всю жизнь)

2 Хватит ли у Герасима сил, чтобы приспособиться к переменам и пустить корни в новой почве?

3 А нужно ли, а зачем?

4 Что должен чувствовать пойманный зверь?

 5 В чём источник его страданий?

6 Почему автор сравнивает своего героя с гусаком? Нет ли пояснения в тексте?

7 Уточните значение слова « степенный» по словарю. См. приложение N 2

8 Проанализируйте сцену « На лестнице.» Сравните, как изображён Герасим и как изображены остальные действующие лица. Почему такой богатырь, как Герасим вынужден подчиняться барыне? Почему он принимает решение самому « уничтожить» собаку?

9 Что добавляет последнее сравнение к нашему представлению о герое?

 10 Чем объясняется перемена , произошедшая с Герасимом?

11 Что понял Герасим?

Заключительное слово учителя.

Итак, что помогли нам понять сравнения?

В результате работы с текстом мы узнали ,что Герасим ¬глухонемой богатырь, одинокий страдающий, недоумевающий, крепостной, рассудительный и степенный.

Могучая натура Герасима олицетворяет физическое и нравственное здоровье. Он с невероятными усилиями отторгает яд рабства, в тяжких испытаниях обретает свободу выбора.

Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил  у Герасима , делающих его неуязвимым для опасностей.

И действительно, в будущем никто не посягнёт на его свободу ,но сможет ли он когда-нибудь быть счастливым?

N 2 (приложение)

« Степенный» - рассудительно-серьёзный, важный.

Важный

горделиво-величественный, надменный.

Надменный -- высокомерный, кичливый.

Кичливый - выражающий самомнение, заносчивый

 ПОДУМАЕМ?

Сопоставьте начало рассказа {ЭКСПОЗИЦИЮJ т.е. изображение героев до начала действия) и его эпилог ( т.е. изображение героев после окончания действия). Как согласуются эти части в авторской характеристике Герасима?

                   Экспозиция

                       эпилог

 Немой и могучий

Здоров и могуч по-прежнему

Работает за четверых

Работает за четверых по-прежнему

 Важен и степенен

Смахивал на степенного гусака

Сложенный богатырём

Богатырская сила

Какую тайну несут сравнения?

                   Сравнения

Какие чувства героя помогают понять  сравнения ?

1.Сравнение Герасима с окружающими его людьми.

1. « Славный он был мужик.» « Герасим был самым замечательным лицом» среди всей челяди. Глухонемой богатырь.

2. « Как дерево растёт на плодородной почве ...

2. Помогают понять цену потери. Герасим лишился той почвы, которая питала его всю жизнь. Деревенский быт, неистомная крестьянская работа

3. Сравнение Герасима с молодым быком, которого перевозят по железной дороге ...

З. Передаёт мучительное недоумение, которое носил в своей душе Герасим. Хватит ли у него сил, чтобы приспособиться к переменам. Пустить корни в новую почву?

4. « .. бросался на землю лицом и целые часы лежал ... неподвижно ,как пойманный зверь.»

4. Страх. Ужас от неизвестности. Близость смерти.

5. « ... он сам смахивал на степенного гусака.»

5. Важность, высокомерие, надменность, проступающие в его степенности, связаны с чувством превосходства над окружающими. (Истоки этого превосходства - исправный тягловый мужик) Надёжность ( потому что любит во всём порядок)

6. « Сцена» на лестнице.    

                                                  ГЕРАСИМ

                                   толпа- людишки

6. « Герасим казался каким-то великаном.»



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 5-м классе.

 Тема:  И. С.  Тургенев.   « Муму.»

3 -й урок по рассказу. Итоговый.

Цель: 1) повторить , закрепить полученные на предыдущих уроках знания;

Задачи урока:

1) развивать умение охарактеризовать литературного героя; умение сопоставлять поступки героев рассказа; делать выводы , рассуждать; умение выражать свои впечатления; 2) продолжить развитие речи учащихся;

 З) углубить представление о социальной проблематике художественного произведения;

4) создание установки для вдумчивого чтения художественного произведения путём применения игровых технологии;

5) воспитание сострадания к безвинно угнетенному помещичьим своенравием крестьянину;

6) помочь учащимся проникнуть в мир художественного слова  И. С. Тургенева.

 Ход урока:

1. Организационный момент:

Постановка целей  и задач урока.

 Организация игры.

2. Ход игры:

1.Толковый словарь.

а) Выберите правильный вариант толкования лексического значения слов.

б) Работа с толковым словарём. Найдите по словарю толкование слов.

2. Анкета героя. Кто быстрее угадает героя произведения.

3. Чьи это вещи?

   4. По одёжке встречают. Кто так одевался?

  5. Конкурс на лучший пересказ эпизода.

  6. Конкурс художников.

  7. Конкурс смекалистых и вдумчивых читателей:

Подумайте , почему рассказ называется «Муму».

  8. Конкурс: Догадайся  , о ком это ...

  9. Домашнее задание

 Письменно раскрыть одну из тем ( письменный ответ на вопрос):

1)        Как изменила Герасима гибель Муму?

2)        Какие испытания выпали на долю Герасима?

3)        Почему Тургенев назвал Герасима  « самым замечательным лицом » среди дворовых?

4)         Какое отражение в рассказе «Муму» нашла «Ганнибаловская клятва» Тургенева? .

В своей работе используйте определения , которые есть на карточках.

 10.Подведение итогов работы на уроке.

11.Резерв. Викторина по рассказу « Муму ».

                                               Конспект урока.

1. Организационный момент:         3 минуты

Постановка целей, задач урока.

Сегодня мы завершаем работу над рассказом И.С. Тургенева.

 Как называется это рассказ?

Понравился вам этот рассказ?

Есть такие произведения, которые прочитаешь и через некоторое время забудешь.

А можно ли забыть «Муму»?

Как вы думаете?

Для закрепления ваших знаний о героях произведения, о проблемах, которые затрагиваются писателем в этом рассказе, мы проведем урок - игру по рассказу.

Организация игры.

 Класс делится на группы.

Каждый будет зарабатывать баллы самостоятельно. За каждое задание будут выставляться баллы в таблицу, затем мы эти баллы переведем в соответствующую оценку.

2.        Ход игры:

        1. Толковый словарь.         5-6 минут.

Давайте вспомним, в какoe время происходят события рассказа, какой это век. Многое изменилось с тех пор? А язык, речь людей изменилась?

Встречались ли вам слова , которые вам были непонятны?

Такие слова называются архаизмами} или устаревшими. Они создают атмосферу той эпохи , в

которой жили герои нашего рассказа.

Давайте-ка проверим себя, как мы запомнили эту лексику, а заодно проверим , как мы умеем работать со словарями. Каждый из вас ищет свои два слова, которые отмечены на ваших карточках. Как только вы находите слово в словаре, поднимаете руку},чтобы я проверила вас.

Выполнив работу со словарём , вы получаете другую карточку.

б) Выберите правильный вариант толкования лексического значения слов.

а) Работа с толковым словарём.

б) Найдите по словарю толкование слов.

в) Проверяем.

2. Анкета героя.         3-4 минуты

Кто является главным героем рассказа? А других героев помните? Проверим?

Кто быстрее угадает героя произведения. 3. Чьи это вещи?

3 минуты.

4. По одёжке встречают. 3 минуты  

Кто так одевалея? Работа по карточкам.

5.        Конкурс на лучший пересказ эпизода. 10 минут.

Я просила вас подготовить пересказ одного из эпизодов  рассказа.

Объявляем конкурс на лучшего рассказчика. Посмотрим, кого интересней было слушать.

б. Конкурс художников.

2 минуты.

7. Конкурс смекалистых и вдумчивых читателей:

Подумайте, почему рассказ называется

        «Муму».         2 минуты

8. Конкурс:         Догадайся , о ком это...         5 минут

В художественном произведении большую роль играют художественно- изобразительные средства . Среди них эпитеты. Следующий конкурс поможет вам вспомнить эпитеты , которые использовал в тексте И. С. Тургенев.

 ПРИЛОЖЕНИЯ.

Толковый словарь.

Задание: 1.Выберите правильный вариант толкования лексического значения слов.

1.        Рекрут                                                    

2.        Антресоль

3.        Тягловый мужик

4.        Ключник

5.          Кастелянша

б.           Дышло

7.        Целковый

8.        Бобыль

 а} золотой или серебряный рубль

б} одинокий, бессемейный человек

в} толстая оглобля, прикреплённая к сере¬не передней оси повозки

г} женщина, ведавшая барским бельём

д} слуга, распоряжающийся в доме ключами е} платящий подати

ё}солдат,новобранец

ж} передний полуэтаж дома или надстройка под потолком внутри дома

Задание: 2.переведите устаревшие слова на современный язык.

1.        Приживалка

2.        Лакей

З.            Холоп

4.        Челядь

5.        Дворецкий б. Дворянин

6.        Дворня

7.        Дворовый

8.        Шорник

9.        Горничная

10.        Флигель

АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА « МУМУ».

Кто быстрее угадает героя произведения.

 1.        Жил во флигеле.

 2.        Комната загромождена коваными сундуками.

 З.            У него жёлтые глазки , утиный нос.

 4.        Крал у барыни чай, сахар и прочую бакалею.

 5 .         Начальствующее лицо.

  6.           Главный дворецкий.

АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА « МУМУ».

1.        Красноречив, но не умён.

2.        Раньше жил в столице ( был в учении в Петербурге).

3.        Белесоватые волосы.  

4.        Оловянные глазки.

5.           Похож на "чёрта".

б.         "Образованный" ,воспитывался у немца-хозяина.

7.        Башмачник.

8.        Горький пьяница.

9.        Умеет говорить аккуратно.

10.        Мочальная душа.

11.        Обдержался, обтерпелся, обмаслился, как коломенский горшок.

12.        Легкомысленный характер.

13.        Окончательно спился с кругу, был отправлен в дальнюю деревню вместе с женой.

АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА « МУМУ».

1.        Двенадцать вершков роста.

2.        Дворник.

з.           Сложен богатырём.

4.        Был исправным тягловым мужиком.

5.        Работал за четверых.

б.          Усердно исполнял свои обязанности.

7.        Нрава был строгого,  серьёзного, любил во всём порядок.

8.        Жил сначала в деревне

9 .          «Смахивал на гусака».

10.         Громадная фигура.

11.        Одно из прозвищ «леший»

12.        Рука – « Минина и Пожарского рука.»

1З.         Бьёт - не слышит.

14.        Бочку перевёртывал, как детский барабан.

15.        Если обещает-сделает непременно.

     

 АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА« МУМУ».

       Кто быстрее угадает героя произведения.

1.Любила прикинуться загнанной и сиротливой, страдающей.

2.Во всём следовала древним обычаям.

3.Вдова.

4.Уединённо доживала в одной из отдалённых улиц Москвы.

5.Дом у неё был с антресолями.

6.Причудливая старуха.

7 .Всегда гадала по утрам.

8.Вспышки веселья и радости заменялись мрачным и кислым расположением духа.

 АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА  « МУМУ ».

Кто быстрее угадает героя произведения.

1.        Белокурая.

2.        Двадцати восьми лет.

3.        Маленькая.

4.        Прачка. (искусная и учёная прачка)

5.        Работает за двоих.

6.        Когда-то слыла красавицей.

7.        Нрава смирного  , запуганного.

8.        С родинкой на левой щеке.

9.        Безответная душа.

10.        Имела кроткое ( покорное) выражение лица.

11.        Смиренница.

12.        у неё тихий голос.

13.        Из родни у  неё был только дядя - старый ключник.

14.        Ласки никакой не видала.

15.        Трепетала при одном имени барыни.

Конкурс смекалистых и вдумчивых читателей.

Подумайте, почему рассказ называется « Муму»:

1.Муму - главная героиня рассказа.                  

2.Муму помогла Герасиму забыть Татьяну.                                                                                 

3.Муму (её смерть) помогла Герасиму прозреть, понять что-то важное, что изменило его жизнь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                       

        4.Муму -- виновница несчастий барыни.                                                                        

Конкурс « ЧЬИ ЭТО ВЕЩИ?»

Замок, похожий на калач                         Метла

Лопата

Кляча- водовозка                                    Топор

Богатырская кровать

Стул на трёх ножках

Дюжий (крепкий) сундук

КОНКУРС  « ПО ОДЁЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ »

Кто так одевалея?

1.Истасканный, оборванный сюртюк; заплатанные панталоны;

дырявые сапоги; шапка с козырьком.

2.На лето – кафтан , на зиму --- тулуп; армяк;

красная крестьянская рубашка; ждал нового кафтана.

3.Одевалась плохо (бедно); Получила в подарок красный бумажный платок.

 Конкурс: Догадайся , о ком это ....

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, характеризующие _________________________________________________

отчуждённый несчастьем от людей, немой, одинокий, человек трагичной судьбы, страдающий;

крепостной;

могучий, сильный;

трудолюбивый;

независимый; недоумевающий;

степенный, рассудительный, важный, горделиво-величественный;

самое значительное (выдающееся, заслуживающий внимания человек) лицо из всей челяди; примечательный;

превосходящий окружающих;

самый исправный тягловый мужик;

нрав строгий и серьёзный;

любящий порядок;

надёжный;

наивный;

честный;

уважающий себя; имеющий чувство собственного достоинства;

исполнительный, образцовый слуга;

добрый;

гордый;

свободный духом;

чуткое сердце; открытый; подневольный человек; преданный;

искренний;

не умеющий притворяться; догадливый;

могучая натура} олицетворяющая физическое и нравственное здоровье; сильный и нежный; великодушный;

не идущий на компромисс;

чуткий} заботливый} жертвующий} готовый на мужественный поступок; несчастливый;

богатырская сила;

постоянный труд; 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, характеризующие __________________________________________

бесчувственные холопы; услужливые;

боящиеся барыни; трусливые; подобострастн ble;

раболепные, изворотливые, неискренние, двуличные; не смеющие противиться барыне;

не противящиеся барыне .....

 ОПРЕДЕЛЕНИЯ, характеризующие ________________________________________

Капризная, одинокая, скучающая,

притворяющаяся больной, причудливая старуха;

самолюбивая, «глухонемая» ( В смысле глуха к чувствам, мыслям других людей);

обрекающая людей на мучения, не задумываясь о последствиях( не задумывающаяся о последствиях) своих решении,

 ни с кем не советуясь:

придумала-приказала- исполнили беспрекословно;

создающая неудобства всем окружающим;

безжалостная; причиняющая боль другим людям;

самодурка;

недоброжелательная; жестокая; своевольная;

решающая судьбу людей по своему усмотрению;

приносящая страдания;

прикидывающаяся загнанной и сиротливой страдалицей...

 Викторина по рассказу и. С. Тургенева «Муму».

1.Что подарил Герасим Татьяне в день её отъезда из Москвы?

2.В каком городе происходит действие рассказа «Муму»?

3.Как звали главного дворецкого барыни?

4.Как звали мужа Татьяны?

5.Какова была должность Татьяны?

б. Кем был муж Татьяны по своей должности?

7.На кого "смахивал" Герасим?

8.В каком месте нашёл Герасим Муму?

9.Какой породы была Муму?

10.На что был похож хвост Муму?

11.Как звали другого пса, сторожившего дом барыни?

12. Куда поскакал Степан, похитивший  Муму?

13. 3а сколько. Рублей Степан продал Муму? 

14. Как назывались капли, которыми домашний лекарь лечил барыню?

15. Назовите имя и отчество компаньонки барыни.

16. Как называлось помещение, в котором Герасим жил у барыни?

17. Как называлась клятва ,  которую И.С.Тургенев дал в детстве.? 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Конкурс                                                      группа

 №1

№2

№3

1

2

3

4

-

5

,

6

7

8

-

9

10

11

12

13

14

40-35 баллов-«5»

34-28 баллов-«4»

27-20 баллов- «3»

Ниже 19 баллов- «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков в 8 классе в условиях перехода но ФГОС (в условиях вечерней школы)

Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласно...

Система уроков в 9 классе по теме "Сложносочиненное предложение"

Данный материал является разработкой уроков в 9 классе по теме "Сложносочиненное предложение"....

Система уроков для 7 класса по УМК Биболетовой М.З. Enjoy English

Система уроков для 7 класса по УМК Биболетовой М.З. Enjoy English, которая состоит из 5 уроков по к разделу  "Победители мировых совревнования подростков"...

Строение солнечной системы. Урок в 11 классе

Самостоятельная (исследовательская методика) работа учащихся с  различными источниками  информации, оформление  добытой информации в удобном виде (презентация, устный рассказ с показом ...

"Влияние физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы». Урок биологии. 8 класс.

Цели: учащиеся на практике должны выявить зависимость работы сердечно-сосудистой системы от мышечной нагрузки;экспериментально и персонально выявить свою принадлежность к соответствующему уровню физич...

Система уроков для 7 класса по теме «Смутное время»

Изучение темы  «Смутное время» в России на рубеже XVI-XVII веков необходимо организовать в виде системы уроков. Тема раскрывается, не на одном, а на нескольких уроках, которые в целом...

Система уроков по литературе 7 класс

Система уроков по литературе 7 класс...