Рабочая программа по литературе 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Буркало Любовь Николаевна

Рабочая программа по литературе 5 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_5_klass_2.doc343 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по литературе для 5-9 классов.

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

Количество часов в 5 классе

В год – 105 часов, из них на развитие речи -  3 часа

Литература родного края - 8 часов

В неделю – 3  часа

Учебно-методический комплект:

Учебник: «Литература» 5-9 класс:  Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./под ред. Г. И. Беленького – М.: Мнемозина, 2011.

Дополнительная литература:

1. Программы общеобразовательных учреждений "Литература. 5-11 классы"/Под редакцией Г.И.Беленького, Ю.И.Лыссого  

2.  Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 класса: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя/ Под ред. М.А.Снежневской. – М.: Мнемозина, 2004.

3.Серия «Качество

знаний».  Е.В. Суркис. Повторение и контроль знаний по литературе на уроках и внеклассных мероприятиях 5 класс. Тесты, контрольные и проверочные работы, викторины. Методическое пособие с электронным приложением, Москва, «Глобус», 2008.

4. В.А. Скрипкина. Контрольные и проверочные работы   по литературе 5- 8 классы. Методическое пособие. Москва, «Дрофа», 2005.

5. Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина Литература 5 – 8 классы. Методическое пособие. Тесты. Москва, «Дрофа», 2003.

6. О.Д.  УШАКОВА. Понятия и определения. Литература. Санкт – Петербург, «Литера», 2005.

7.. Г.И.Слинкина. Сказки земли Югорской. Екатеринбург: Издательский дом «Пакрус».

.8. Мансийские сказки для учащихся 5-8 классов. –Е.И.Ромбандеева, Т.Д.Слинкина. СПб., «Дрофа», 2003 

Формы контроля:

-письменные работы (сочинения, отзывы, творческие работы)

-административная работа (терминологический диктант)

-мини-проекты

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке его приоритетных целей.

Цели  обучения:

—   воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

—   формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;

—   формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;

—   воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;

—   развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

—   приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

Сведения о планируемом уровне подготовки:

Уровень подготовленности обучающихся  5Г класса по итогу выпуска из начальной школы находился на достаточном: 70-80%; к концу учебного года планируется выйти уровень о 85%.

5Д класс находится на достаточном уровне подготовки 50-60%;  к концу года планируется достигнуть 65% качества усвоения знаний по предмету.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

формирование чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

 устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

 эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

 устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология смыслового чтения.


Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Предметные результаты состоят в следующем:

На необходимом (базовом) уровне:

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

 осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

 адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия)

 выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

 сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Требования к уровню подготовки учащихся:

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Литература на этапе основного общего образования являются:

выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение и сопоставление;

умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудио-визуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; составление плана, тезиса, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Календарно- тематическое планирование по литературе

5 Б  класс

                                 

№ урока

Тема

Кол

час.

Дата (план)

Дата (факт)

Теория

лит.

Содержание

программного

материала

Предметные

результаты

Личностные результаты

Метапредметные результаты

р/р

ИКТ

День Знаний

1

---

----

1.

Литература – искусство слова.. Художественная литература и чтение..

1

1.09

1.09

Художественная литература

Труд писателя и труд читателя. Работа ученика с художественным текстом на страницах учебника как школа читательского мастерства.

Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

 Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.

извлекать информацию из разных источников (оглавления, условных обо-

значений, текста, схем и т.д.),адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать информацию

2

В/ч   Путешествие в Книгоград.

1

3.09

3.09

Познакомить со своеобразием предмета. Ролью литературы  в жизни   человека.

 

Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии 

 Умение давать доказательные суждения о прочитанном, определять собственное отношение к прочитанному.

извлекать информацию из разных источников (оглавления, условных обо-

значений, текста, схем и т.д.),адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать информацию

Презентация

3

Мифы Древней Греции «Олимп»

1

6.09

6.09

Миф, ритуал

Произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий …

Знать происхождение мифов, их отличительные особенности; своеобразие, причины возникновения и цель создания

 Находить отличительные черты мифов в литературе.

умение четко определять области знаемого и незнаемого

4

«Орфей и Эвридика», «Пигмалион».

1

8.09

8.09

Миф, боги

Познакомить  с особенностями древнеегипетской мифологии, дать представление о космогонических мифах

Знать происхождение мифов, их отличительные особенности; своеобразие, причины возникновения и цель создания

Находить отличительные  особенности мифа и фольклора. Пересказывать содержание мифа, работать с текстом.

развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов

5

В/Ч  «Подвиги Геракла».  «Рождение героя» «Геракл освобождает  Прометея»

1

10.09

10.09

Причины создания мифов, отличия их от сказок.

Знать происхождение мифов, их отличительные особенности; своеобразие, причины возникновения и цель создания

Выделять отличительные черты мифа и сказки.

владеть приёмами изучающего чтения, менять стратегию чтения, разграничивать

основную и дополнительную

информацию, преобразовывать её, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

Выразительное чтение

Презентация

6

О бессмертном поэте древности.  «Одиссея» (отрывок из 9 песни поэмы).

1

13.09

13.09

Приключения в мифах и легендах в произведении Гомера.

Знать биографию Гомера, названия его произведений и  основное содержание

осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности

извлекать информацию из разных источников (оглавления, условных обо-

значений, текста, схем и т.д.),

Пересказ

7

Мифы Древней Руси

1

15.09

15.09

Представления древних славян о происхождении мира. Языческая религия. Обряды.

Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности стихотворной речи.

Выявлять особенности мифов древних славян, сопоставлять иллюстрации художников с текстом мифа.

использовать разные механизмы чтения (предвосхищения, эквивалентных

замен, компрессии)

Презентация

8

Персонажи славянских мифов.

1

17.09

17.09

Легенда

9

Устное народное творчество

1

20.09

20.09

Фольклор, сказка

.

Сказители и собиратели произведений УНТ. Близость сказочных сюжетов у разных народов. Сказка как жанр фольклора. Юмор и сатира в сказках, высмеивание отрицательных черт человека из народа, его ум, смекалку, хитрость.

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок.

Определять характерные для сказок обороты речи. Выделять отличительные особенности сказки и мифа.

владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста (план, схема, таблица), разрабатывать алгоритмы учебных действий

10

Виды сказок. Сказки о животных. Бытовые  сказки. Волшебные сказки.  

22.09

22.09

Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Прославление в сказке лучших качеств человека…

Презентация

11

Русская сказка «Горшеня»

24.09

24.09

Мифологические корни сказок. Отличие мифа от сказки.

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок.

Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.

формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

12

Народные сказки. «Белая уточка»

1

27.09

27.09

Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Победа добра над злом в сказке «Белая уточка».

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок.

Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.

формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

13-14

15

В/Ч  Анализ сказки «Царевна- лягушка». (по прочит.дома).

Р.Р. Сочинение сказок

2

1

29.09

1.10

4.10

29.09

1.10

4.10

Яркость поэтического изображения природы и Вселенной.

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок.

Создавать сказку, учитывая особенности жанра.

осуществлять самопроверку письменных текстов

Сочинение сказки волшебной, бытовой, и о животных.

Презентация

16

. О легенде и предании.  «О граде Китеже»,

«Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова»

1

6.10

6.10

Легенда, предание

Разнообразие малых жанров фольклора. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, уметь отличать легенды и предания.

Выделять отличительные черты легенд, преданий, мифов и сказок. Выразительно читать и составлять цитатный план произведений.

умение четко определять области знаемого и незнаемого

17

Загадки. Как сочинить загадку.

1

8.10

8.10

Загадка

 

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности.

развитие коммуникативной компетенции

Сочинение загадок

18

Проект. Создание иллюстрированного журнала загадок

1

1.10

1.10

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности.

развитие коммуникативной компетенции

19

Пословицы и поговорки.

1

13.10

13.10

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности.

развитие коммуникативной компетенции

20

Пословицы и поговорки народов мира.

1

15.10

15.10

Пословица

Поговорка

Основные темы пословиц и поговорок.

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности.

развитие коммуникативной компетенции

Сочинение рассказа по пословице

21

Народный кукольный театр. Знакомство с пьесой «Петрушка Уксусов».

1

18.10

18.10

Драматическое произведение, комедия, сатира

История появления кукольного театра. Главные герои театра. Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

Читать по ролям народную пьесу, находить жанровое своеобразие произведения.

развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку

Презентация

22

Сатира и оптимистическая природа смеха в комедии «Петрушка Уксусов»

1

20.10

20.10

Пьеса  

Сказочные мотивы и образы в произведениях. Изобразительное мастерство поэта. Связь пролога к поэме   с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета.

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

Читать по ролям народную пьесу, находить жанровое своеобразие произведения.

развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку

Презентация

23

Проект по разделу «Устное народное творчество»

1

22.10

22.10

Постановка спектакля, выставка рисунков и поделок

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

Принадлежность сказок к определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию и соотносить ее с текстом художественного произведения, отбирать материал для устного рассказа. Сочинять пословицы, загадки, небылицы.

Умение производить защиту мини-проекта

формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему

решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников

24

Сказочные события и герои в литературе.

1

25.10

25.10

25

Литературная сказка. Отличие литературной сказки от народной.

1

27.10

27.10

Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя;

Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа

Находить отличительные особенности литературных сказок.

вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему, план, сжатый текст), менять стратегию чтения

Презентация

26

А.С.Пушкин. О поэме «Руслан и Людмила». Пролог.

1

29.10

29.10

Руслан, его друзья, соперники, помощники и враги. Людмила-героиня поэмы. Волшебник Черномор и его злодейство. Поражение злых сил в поэме.

Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила”

Находить сказочные образы и мотивы в произведении.

Расширение круга приёмов составления разных типов плана

27

 «Руслан и Людмила». Сказочные образы и мотивы в поэме. Образ головы

1

1.11

1.11

Ритм, рифма, стих. размеры.

Определение стихотворных размеров стихотворений. Выразительный строй речи.

Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения

28

Литература родного края.  Ю Афанасьев «Сказка о добром сердце»

1

29

О стихотворной речи. Ритм. Стихотворный размер. Рифма.

1

Знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила

Отбирать материал для характеристики героев.

использование различных типов пересказа

30

Г.Х.Андерсен – великий сказочник. Знакомство с героями сказки «Снежная королева».

1

Пересказ

Жизнь и творчество писателя, чудесная сила воображения, которая помогла увидеть в обыкновенном необыкновенное.  

Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями.

развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов

Презентация

31

Сказка «Снежная королева». Приключения Герды.

1

Понимать и объяснять

смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки “Снежная королева”: “Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!”

Находить особенности выражения авторского отношения к героям. Находить портретные характеристики.

Использование различных типов пересказа

31

 Победа самоотверженной, любви и дружбы над эгоизмом в сказке «Снежная королева»

1

Эгоизм, дружба

Авторское отношение к героям в их портретах.

Уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг.

Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста.

разграничивать основную и

дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

32

Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

1

Сказка

Развивать навыки выразительного чтения

Понимать и объяснять

смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки “Снежная королева”: “Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!”

Находить особенности выражения авторского отношения к героям. Находить портретные характеристики.

Использование различных типов пересказа

33

В//Ч «Истинная правда». Анализ юмористической сказки.

1

Юмор

Ответы на вопросы.

34

Сказки о гонимой падчерице. Сказочник-драматург  Ш. Перро «Золушка».

1

Драма, комедия.

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями.

формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

35-36

Шварц Е.Л. Пьеса- киносценарий «Золушка» .

Е. Шварц. «Золушка». Чтение сказки по ролям.  О пьесе и театре.

2

Ремарка

Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л.Шварц? Т.Л. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Находить сходства и отличия сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро.

умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы

37

Сравнительный анализ сказок Ш Перро и Е Шварца «Золушка».

1

Развивать навыки выразительного чтения

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Находить сходства и отличия сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро.

умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы

38

О пьесе и театре.

Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

1

Сказка

Развивать навыки выразительного чтения

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Находить отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. Читать по ролям сказку. пересказывать любимый отрывок.

умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы

39

Бажов П.П. Путь  писателя к сказу.  «Каменный цветок».

1

Сказ

О читательском дневнике. .Бажов как человек и творец. Воплощение в сказе народных представлений о любви, добре, справедливости. Реальное и фантастическое в сказе, своеобразие его языка.

Знать содержание  сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать черты романтизма.

работать с книгой;

определять принадлежность художественного произведения к  сказу.

владеть приёмами изучающего чтения, менять стратегию чтения, разграничивать

основную и дополнительную

информацию, преобразовывать её, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

Презентация

40

Особенности сказа как литературного жанра. «Каменный цветок».

1

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог

Знакомство  с произведениями Бажова; развитие творческих способностей учащихся

Знать содержание  сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать черты романтизма.

Пересказывать подробно понравившиеся отрывки, выразительно читать, находить портретные характеристики героев.

владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста (план, схема, таблица), разрабатывать алгоритмы учебных действий

41

Герой сказа Бажова - труженик и художник.

1

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знакомство  с произведениями Бажова; развитие творческих способностей учащихся

Знать содержание  сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать черты романтизма.

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

42

Вн\чт. Бажов П.П. «Горный мастер», «Хрупкая веточка». Обобщение по литературным сказкам.

1

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Работа по составлению плана.

Знать содержание  сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать черты романтизма.

Пересказывать и выразительно читать эпизоды из любимой литературной сказки, доказывать, приводя примеры из текста, авторское отношение к героям, анализировать поступки героев.

адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать информацию

43

Литература родного края. И. Ермаков «О чем шептал олененок»

1

Басни

44

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству.

1

классика, поэзия

Показать особенности языка  произведения, учить работе с текстом произведения

Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла морали,  уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил  И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях.

К какому роду литературы относится басня, находить жанровые особенности басни, объяснять отличия басни от сказки.

Использование различных типов пересказа

45

Крылов И. А. - великий баснописец. Иносказательный и обобщающий смысл басни  «Волк на псарне»

 

1

Басня

Мораль

Наизусть басни. «Звери мои за меня говорят», «Волк на псарне

Жизненный и творческий путь Крылова.

Вызвать интерес к басне, научить определять аллегорический смысл, понимать обобщение, заключенное в морали, применять теоретические на примерах басен. Показать отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на пспрне». 

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни.

формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

Презентация

46

Отражение  жизненных наблюдений в баснях  «Демьянова уха», «Квартет».

1

Басня, мораль

Наизусть. Отличие басни от бытовых сказок и сказок о животных. Познакомить с эзоповскими нравоучениями, расширить круг чтения учащихся.

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи.

формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

47

Отражение  жизненных наблюдений  в  басне «Волк и ягненок».

1

Басня, мораль

Показать особенности языка  произведения, учить работе с текстом произведения.

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Устанавливать ассоциативные связи  с произведениями живописи, выразительно читать наизусть басню.

Навыки выразительного чтения, формирование умения владеть вниманием аудитории

48

Эзоп и Жан  де Лафонтен. Басни.

1

Эзоповский язык

Показать особенности языка  произведения, учить работе с текстом произведения.

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Выделять отличительные черты басен Эзопа и Лафонтена, выразительно читать, анализировать басни.

Навыки выразительного чтения, формирование умения владеть вниманием аудитории

Человек перед лицом жизненных испытаний

 

49

Лермонтов М.Ю. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова «Бородино».

1

Тема

Идея

Эпитет

Сравнение

Литература 19-начала 20 века.

Судьба поэта как отражение судьбы народной. Близость к народной песне. Мотивы социальной несправедливости и скорби по поводу гибели Пушкина. Познакомить  учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался решительный и страстный характер

Знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен.

Устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями.

развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами)

Презентация

50

Стихотворение «Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании.

1

Образность языка. Звукопись.

Знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен.

Передать сюжет стихотворения, объяснять его диалоговую форму, выделять образность языка, находить прием звукописи.

развитие коммуникативной компетенции

51

Тема и идея художественного произведения «Бородино»

1

Тема, идея

Познакомить  учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался решительный и страстный характер

Знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен.

Выразительно читать стихотворение наизусть, находить эпитет и сравнения, выделять тему и идею стихотворения.

владеть приёмами изучающего чтения, менять стратегию чтения, разграничивать

основную и дополнительную

информацию, преобразовывать её, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

52

Эпитет и сравнение в стихотворении «Бородино»

1

мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен.

анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

53-54

А.В.Кольцов. Поэт из народа.

«Косарь». Близость стихотворения к народной песни.

2

ямб, хорей

Познакомить  учащихся  с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «Косарь». 

Сведения о жизни поэта. Уметь определять близость стихотворения к народной песне.

Выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения. Объяснять, как произведение становится песней.

формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

55

Тургенев И.С. Верность «Аннибаловской клятве». История создания рассказа «Муму»

1

Жизненный и творческий путь Тургенева. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей.

Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

Соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории.

извлекать информацию из разных источников,  адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать

информацию

Презентация

56

Герасим в городе и в деревне.

1

пейзаж, интерьер

Ввести  в мир тургеневского рассказа

Показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план.

умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы

57

Герасим и Татьяна. Герасим и Муму.

.

1

пейзаж, интерьер

Продолжить  сопоставительную характеристику Герасима в ситуациях «друзья» и «враги», развивать умение краткого пересказа, проследить за изменениями в главном герое

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе.

умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы

58-59

Нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью

Влияние на человека барства и рабства, отношение к ним Тургенева.

2

пейзаж, интерьер

Провести частичный анализ, подготовить учащихся к сочинению.

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Строить устное высказывание с опорой на текст, определять роль эпитетов и сравнений как средств выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

развитие исследовательских учебных действий

60

Р\Р Сочинение по рассказу «Муму»

1

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами

осуществлять самопроверку письменных текстов

61

Н. А. Некрасов. Поэзия детства. Стихотворение «Школьник»

1

62

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Тема детства  в стихотворении.

1

63-64

Толстой Л.Н. Толстой на Кавказе.  

«Кавказский пленник».  Быль как литературный жанр.

2

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Дать  общее представление о пути Л.Н.Толстого, обучение анализу эпического произведения, продолжение работы с литературоведческими терминами.

Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий:
«рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»;
уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра.

 Воспринимать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения.

работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга

Презеация

65

Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев.

1

Обучение  умению отбирать материал из текста для работы над темой, развитие навыков сопоставительной характеристики героев

Формирование умения грамотной письменной речи..

Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка),
уметь ими оперировать при 1 создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица
героев

Способность передавать содержание прочитанного текста; владение монологической и диалогической речью.

формулировать собственное мнение, осуще-

ствлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

Составить письменно характеристику Жилина.

66

Горцы, их обычаи  и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

1

Обучение  умению отбирать материал из текста для работы над темой, развитие навыков сопоставительной характеристики героев

Формирование умения грамотной письменной речи.

Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

Анализировать прозаический  текст, развивать умение  давать устный и письменный  ответ на тему, совершенствовать речевые навыки.  

формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятель-

ности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою

точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом свер-

стников

67

Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе людей разных народов.

1

Рассказ

Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Мысль писателя о дружбе людей разных народов.

Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

Совершенствовать навыки устного и письменного высказывания.

владеть приёмами изучающего чтения, менять стратегию чтения, разграничивать

основную и дополнительную

информацию, преобразовывать её, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

68

Л.Андреев. По страницам жизни и творчества. Рассказ «Кусака» -

1

Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. Воспоминания К. Чуковского о Л. Андрееве. Дружба Кусаки с людьми.

Знать автора, биографические факты жизни писателя

владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге

использование различных типов пересказа

Написать рассказ о своем питомце

Презентация

69

Рассказ «Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру.

1

Идея произведения

Определение ведущей идеи в произведении

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника, познавать право на иное мнение.

развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов

70

Куприн А.И. Путь в литературу. «Белый пудель». Сюжет и конфликт рассказа.

1

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Белый пудель», развитие навыков комментированного чтения. Развитие навыков комментированного чтения; обучение работе с художественной деталью.

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами)

Презентация

71

Средства изображения героев: поступки, внешний облик, речь, пейзаж

1

завязка, кульминация, развязка;

Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Белый пудель», развитие навыков комментированного чтения. Развитие навыков комментированного чтения; обучение работе с художественной деталью.

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Сопоставлять поступки героев, использовать сравнительные характеристики.

работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, оформлять

свои мысли в устной и письменной форме

72

Р/Р  Написание сочинения по рассказу И.А. Куприна «Белый пудель».

1

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

.

Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения.

осуществлять самопроверку письменных текстов

73

Литература родного края.  Геннадий Колотовкин «Медвежатники»

1

74

Литература родного края. Валентин Мартынов «Лягушки»

1

Поэзия природы в литературе 19-20 веков.

75

Поэзия природы.  

А.С. Пушкин «Обвал».

1

эпос, лирика, драма

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение, которым проникнуто стихотворение).

Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы. Умение понимать проблему, заложенную в поэтическом тексте.

формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

76

Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»

1

Ямб, хорей, размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение).

Анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения.

Умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы

77

А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки».

1

Ямб, хорей, размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею).

  Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.

Умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы

78

Анализ стихотворения К.Д. Бальмонта  «Где б я ни странствовал, везде принимаю...».

1

Ямб, хорей, размеры стиха

Приемы анализа. Алгоритм. Наизусть.

Выразительное чтение.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.

Умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы

Наизусть «Есть в осени первоначальной

Презентация

79

Стихотворение Рыленкова Н.И. «Все в тающей дымке»

1

Ямб, хорей, размеры стиха

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

 Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.

Умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы

Наизусть

80-81

К.Г.Паустовский.  

Сведения о жизни писателя. 

Очерк как вид эпического произведения. К.Г. Паустовский – певец Мещеры.

1

     

     1

завязка, кульминация, развязка;

Своеобразие лирики поэта. Основные темы и мотивы. Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.

Знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать черты романтизма

Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев.

осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности

82

«Мещерская сторона «Мшары», Гармония человека и природы.

1

завязка, кульминация, развязка

Очерк «Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Т.Л. Очерк как вид эпического произведения.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

Умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному

вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему, план, сжатый текст), менять стратегию чтения, использовать разные

механизмы чтения

83-84

«Мещерская сторона».  Очерки «Луга», «Леса».

 

«Мой дом», «Бескорыстие». Лиризм описаний, выразительность языка.

1

1

завязка, кульминация, развязка

Показать сказочные и реальные мотивы народная мудрость и народная мораль в сказке.

Развивать навыки комментированного чтения; работать с понятием «эпитет»; формировать умение работать в группах.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.

строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и

чужую речь

85

Носов Е.И.  «Это и называется у нас - Человек». «Тридцать зерен».  

1

завязка, кульминация, развязка

Жизненный и творческий путь писателя.

Основные темы и мотивы в творчестве Носова.  

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

Анализировать художественные тексты; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение к прочитанному произведению.

владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста

86

Носов Е.И.  «Как ворона на крыше заблудилась»

1

завязка, кульминация, развязка

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

Анализировать художественные тексты; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение к прочитанному произведению.

владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста

87

Литература родного края. Михаил Лесной «Яшка», «Хищный цветок»

1

Идет война народная, Священная война!..»

88-89

Тема Великой Отечественной войны в  лирике К.М. Симонова. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

 А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»;

1

1

Ямб, хорей, размеры стиха

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. 

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения.

Составлять тезисный план о писателе, цитатный план статьи учебника.

владеть приёмами изучающего чтения, менять стратегию чтения, разграничивать

основную и дополнительную

информацию, преобразовывать её, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

Наизусть

Презентация

90

М.Джалиль «Мост», «Случается порой». Анализ стихотворений.

1

Ямб, хорей, размеры стиха

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения.

 Осознанно продолжать формировать собственный круг чтения

работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, задавать

вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме

91

С. Орлов.  «Тонкая российская береза».

Р.Гамзатов. «Журавли».

1

Ямб, хорей, размеры стиха

Сведения о поэтах. Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения.

Анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, воплощение черт русских богатырей.

Умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы

Навыки выразительного чтения, формирование умения владеть вниманием аудитории

Рассказы о твоих сверстниках

(из литературы 20 века).

92-93

Казаков Ю.П. Путь в литературу.

Казаков Ю. П. «Тихое утро». Взаимоотношения детей.

2

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Обзор литературы 20 века. Сведения о писателе. Лиризм описаний природы, юмор в рассказе.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

 Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

использование различных типов пересказа

умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы

Тезисы по критике

94

Поведение героев в минуту опасности в рассказе  «Тихое утро». Смысл названия рассказа.

1

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Внешняя грубоватость и доброе сердце Яшки.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

 Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов

95

Литература родного края. Поэзия Югры.

1

96-97

Солоухин В.А. «Правда факта и слово художника». Рассказ «Мститель».

Рассказ «Мститель». Солоухина. «Ты потом ему все же прости…»

2

Рассказ как жанр, завязка, кульминация, развязка;

Анализ рассказа. Идея и тема. Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию рассказа.

 Анализировать художественный текст, давать характеристику герою; характеризовать авторскую позицию, своё отношение к прочитанному произведению, находить свойства и различия между автором и его героем.

развитие коммуникативной компетенции

владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста (план, схема, таблица), разрабатывать алгоритмы учебных действий

98

В. П. Астафьев. Страницы биографии.

1

Развивать навыки аналитического чтения; обучать работе с планом.

Знать, уметь охарактеризовать рассказчика

Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

использование различных типов пересказа;

умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы

99

«Васюткино озеро» В. П. Астафьева. Автобиографичность произведения.

1

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию рассказа.

использование различных типов пересказа;

умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы

100-101

Черты характера героя и его поведение в лесу. Человек и природа в рассказе.

Становление характера Васютки. Изображение мужества в рассказе «Васюткино озеро».

2

102

Проект по теме «Любимые книги, любимые авторы»

1

Обзор отдельных страниц.

103

Литература родного края. Поэзия Югры.

1

104

Литература родного края. Поэзия Югры.

1

105

Обобщающий урок. Подведение итогов.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....