Главные вкладки

    Восприятие слова через текст
    методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

    Козлова Ирина Петровна

    Восприятие слова через текст в работе над анализом художественного текста на примере произведения И. Бунина "Роман горбуна".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kopiya_vospriyatie_slova_cherez_tekst.docx15.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук, 2014г.

    Восприятие слова через текст  в работе над анализом художественного                                       текста на примере произведения И.Бунина `Роман горбуна`

    Автор: Козлова Ирина Петровна,                                                                                                учитель русского языка и литературы

    При смысловом чтении текста важно дать учащимся понятия «значение» и «смысл» слов.

    Смысловое чтение предполагает  владение читателем ключевыми словами. 

    Необходимо научиться находить ключевые слова, а затем  - определять их точное значение  в данном тексте. Поскольку ключевые слова, как правило, многозначны, нужно понять, в каком значении его употребляет автор. Как находить в тексте ключевые слова? Это те слова, которые важны и для автора и для читателя и которые автор использует особым способом. Обычное обыденное их использование автору не подходит, поэтому он уделяет этим словам много места в тексте, описывая их, уточняя, поясняя особенности их использования в разных ситуациях. Обычно, встречая ключевое слово, читатель испытывает затруднение в его понимании из-за его неоднозначности и важности. Эти слова требуют изучения, ради них собственно и пишется текст. Значение и смысл может рассматриваться прямо в тексте.

    Значения слов бывают:

    - подтекстовое  

    -концептуальное  

    -фактическое

    Смысловое чтение формирует конкретные УУД на бинарных уроках русского языка и литературы при подготовке, например, к исследовательской работе.

    Смысловое чтение предполагает диалоговое общение, то есть постановку вопросов согласно данному тексту и нахождение ответов на них.

    -О чём\о ком этот текст?

    -Сколько героев в произведении?

    -Соотнесите слова, совпадающие по цвету. Проанализируйте их.

     -На чьей стороне автор?  

    -На чьей стороне читатель?

     -Почему герои не счастливы?

    -Определите кульминационный момент.

    -Какова идея произведения? Чему оно учит?

                                                           РОМАН ГОРБУНА

    Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:

     «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю нас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»

    Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.

    Беспощаден кто-то к человеку!

    И.Бунин, 1930


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Автоматизация "Л" в словах, предложениях, тексте..Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

    Активизировать словарный запас на материале прилагательных в     рамках  лексической темы «Весна». Учить обобщать, делать выводы, синхронизировать дыхательные, голосовые...

    Формирование графического и звукового образа слова через мультипликационную презентацию и активизацию новых лексических единиц на урок английскогоязыка в 4 классе к УМК М.З. Биболетовой

    данная разроботка является методическим интсруменотом работы с творческими и подготовительными упражнениями  при введении,закреплении лексики и формировании звуковых и транскрипционных навыков. К...

    Критическое мышление через текст и чтение

    Правильное употребление глагола в речи...

    Возрастное восприятие школьниками художественных текстов

    Данный материал может быть использован в качестве доклада на методическом объединении учителей филологов.        Структура восприятия как эстетической деятельности складывается из ...

    Восприятие Москвы через экологический аспект

    План урока по экологии 10 класс «Восприятие города»Тип урока: комбинированныйЦель: сформировать представления учащихся об особенностях  восприятия городской и природной среды.Задачи:Обучающие:- о...

    Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.

    Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...

    Расширение активного запаса слов через применение песенного материала на уроках английского языка

    Песни способствуют расширению активного запаса слов учащихся, обеспечивают тренировку в использовании грамматических явлений, механической памяти. Исполнение песен под фонограмму благоприятно сказывае...