Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Ступина Татьяна Владимировна

Рабочая   учебная  программа  по   литературе  составлена  на  основе  Федерального  компонента  Государственного  образовательного  стандарта  общего  образования  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1089  от  5  марта  2004  года),  Федерального  базисного  учебного  плана  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1312  от  9  марта  2004  года),   программы  по  литературе  для  общеобразовательных  учреждений  5 - 11  классы  под  редакцией  В. Я. Коровиной  (М.: Просвещение,  2009 )  и  учебника  для  общеобразовательных  учреждений   под  редакцией  В.Я. Коровиной ( Литература.  В 2ч.  М.: Просвещение,  2011).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_5_klass.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая   учебная  программа  по   литературе  составлена  на  основе  Федерального  компонента  Государственного  образовательного  стандарта  общего  образования  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1089  от  5  марта  2004  года),  Федерального  базисного  учебного  плана  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1312  от  9  марта  2004  года),   программы  по  литературе  для  общеобразовательных  учреждений  5 - 11  классы  под  редакцией  В. Я. Коровиной  (М.: Просвещение,  2009 )  и  учебника  для  общеобразовательных  учреждений   под  редакцией  В.Я. Коровиной ( Литература.  В 2ч.  М.: Просвещение,  2011).  

      На  изучение  курса отводится  102  часа  из  расчёта  3  часа  в  неделю, из  них уроков  внеклассного  чтения  10,  уроков  развития  речи  10.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Учебно – тематический план

Название темы

Количество часов

Р.р.

Вн.чт

Введение

1

-

-

Устное народное творчество

10

2

Из древнерусской литературы

2

-

-

Из литературы XVIII века

2

Из литературы XIX века

44

5

4

Из литературы XX века

29

3

2

Из зарубежной литературы.

12

4

Итоговые уроки

2

итого

102

10

10

Содержание тем учебного курса

(102 часа, 3 часа в неделю)

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне 

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

          В результате изучения литературы ученик должен:  

          знать/понимать

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

         

           уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к  прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Программа:  программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 класс под редакцией В.Я. Коровиной. М. «Просвещение», 2009г.
  2. Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература:5 класс: учебник: в 2-х частях.- М. «Просвещение»,  2011.
  3. Фонохрестоматия  к  учебнику  «Литература  5  класс».  (Формат  МР3).  М.:  Аудио-школа, Просвещение, 2007.
  4. Библиотека электронных наглядных пособий «Литература 5-11 класс». «Дрофа», 2004г.

Дополнительная литература:

  1. Коровина В.Я., Коровин В.И, Журавлев В.П.  Читаем, думаем спорим…: 5 кл. М.: Просвещение, 2009.
  2. Русская литературная классика. Книга для чтения в 5-м классе в 2-х частях. Самара: Корпорация «Федоров», 2005.
  3. Чижов Д.Г. Тесты: Литература: 5 кл.: Учеб.-метод. пособие \ Д.Г.Чижов. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2008.

Календарно-тематическое планирование

по литературе

Класс 5

Учитель СтупинаТатьяна Владимировна

Количество часов:

всего 102, в неделю 3часа.

Плановых контрольных уроков 3, зачётов -, тестов –

Административных контрольных уроков -.

       Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11

       класс под редакцией В.Я. Коровиной. М. «Просвещение», 2009г.

       Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература:5 класс: учебник: в 2-х частях.- М.

       «Просвещение»,  2011.

Дата

Раздел, тема урока

Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

 Устное народное творчество. Малые  жанры фольклора: загадки, частушки, скороговорки.

Р.Р. Обучение сочинению сказки, загадки, частушки, колыбельной песни

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой.

Художественный мир сказки. «Царевна-лягушка». Иван царевич, его помощники и противники.

Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» − волшебная сказка героического содержания.  Образ главного героя.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Особенности сюжета сказки. Герои сказки.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости

 Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о добре и зле в бытовых сказках.

Р. р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему  сочинению.

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

Из русской литературы 18века. М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…»

Роды и жанры литературы.

Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века)

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягнёнок». Понятие аллегории и морали.

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица». «Свинья под дубом». Понятие аллегории и морали.

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни.

В. А. Жуковский. Слово о поэте.  Жуковский-сказочник. «Спящая царевна». Сюжет и герои.

В. А. Жуковский. Черты литературной и народной сказки.

В. А. Жуковский «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

А. С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта.  «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

Письменные ответы или тестирование.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Противопоставление добрых и злых сил. Система образов сказки

Р.р. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты».

Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.

Вн.чт. Мои любимые сказки Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок.

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

В.М. Гаршин «Attalea Princeps”. Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.

Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Н. А. Некрасов. Слово о поэте.  «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.

Вн.чт. Н. А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».Поэтический образ русской женщины.

Вн.чт. Н. А. Некрасов. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

И. С. Тургенев. Слово о писателе.  «Муму». Жизнь в доме барыни.

Герасим и барыня. Герасим и Татьяна

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и челяди.

 Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

Р.р.  Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению.

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.

А. А. Фет.  Слово о поэте.   «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

Л. Н. Толстой. Слово о писателе.  «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

Р.р.Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого.

А. П. Чехов. Слово о писателе.  «Хирургия» как юмористический рассказ.

Р.р. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия».

Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе.

Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова.

Р.Р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии 19века).

Вн.чт. И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

В. Г. Короленко. Слово о писателе.   «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.  Портрет как средство изображения героев.

Портрет как средство изображения героев.

Изображение города  и его обитателей в повести В. Г. Короленко. Понятие о композиции литературного произведения.

Р.Р. Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко.

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы. «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».  Своеобразие языка стихотворений.

П. П. Бажов. Слово о писателе.  «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы- мастера.

Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова. Понятие о сказе.  Сказ и сказка.

К. Г. Паустовский. Слово о писателе . Герои  и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».   Нравственные проблемы произведения.

Вн.чт. К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского

С. Я. Маршак. Слово  о писателе. Сказки С.Я. Маршака.  Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла.

Художественные особенности пьесы – сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказов в пьесе С.Я. Маршака.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе – сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика

Душевный мир главного героя рассказа А.П. Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Контрольная работа по литературе или тестирование.

В.П. Астафьев. Слово о писателе.  «Васюткино  озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

Р.Р. Классное  сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе ХХ века», «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?» (по произведениям А.П. Платонова, К. Г. Паустовского

Русские  поэты  ХХ века  о  Родине  и  о  родной  природе.(И.А. Бунин,  Дон-Аминадо). Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём.

Русские  поэты  ХХ  века  о  Родине  и  о  родной  природе. А.А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов. Образы родины в стихах о природе.

Р.Р. Обучение  домашнему сочинению по анализу  лирического  произведения (  на материале  стихотворений  русских  поэтов  ХХ  века).

С. Черный.  Слово о писателе. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон».

Образы и сюжеты  литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Юмор в его рассказах.

К. М. Симонов. Слово о поэте.   «Майор привез   мальчишку на  лафете». Война  и  дети.

А. Т.  Твардовский. Слово о поэте.  « Рассказ    танкиста». Патриотические  подвиги  детей  в  годы  Великой  Отечественной  войны.

Р. Стивенсон. Слово о писателе.   « Вересковый мед».   Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер.

Вн.чт Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» − произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзон Крузо.

Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».  Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Х.К. Андерсен. Слово о писателе.  «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

Вн.чт. Наши любимые сказки Х.К. Андерсена.

Р.р.  Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К. Андерсена.

Вн.чт. Ж. Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».  Том Сойер и его друзья. Черты характера героев.

Том и Гек в романе М. Твена. Том и Бекки. Внутренний мир героем М. Твена

Вн.чт. Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера.

Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа.

Итоговый урок-праздник. «Путешествии по стране Литературии». Выявление литературного развития учащихся.

Задания для летнего чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....