Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Светикова Ирина Владимировна

Рабочая программа по литературе 6 класс по программе Меркина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_literature_6_kl.docx74.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

г. Губкина Белгородской области

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №15»

__________ /О.И.Павлова/

Приказ № 212

от «31» августа  2013 г.

«Рассмотрено»

Руководитель  ШМО

__________

/Л.В.Труфанова/

Протокол  № 6

от «24» июня  2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________ /И.В.Казакова/

«26» июня  2013 г.

Рассмотрено на педагогическом совете  

МБОУ «СОШ №15»

Протокол № 1

от «31» августа 2013 г.

Рабочая программа

Литература

название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)

Учитель: Светикова Ирина Владимировна

Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль)

6 А класс

класс (параллель), в котором изучается учебный курс

Предмет: литература

предмет. курс, дисциплина (модуль)

2013 год

год составления программы

Аннотация  к Рабочей программе по литературе  для 6А класса

  Рабочая  учебная программа  составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года Примерной программы основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2011 г.

В соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

       Организация обучения предполагает применение учебника  «Литература». 6 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под общей редакцией Г.С.Меркина /М.:ООО « ТИД « Русское слово-РС», 2010 г

  Рабочая тетрадь к учебнику  «Литература». 6класс. (авт.-сост. Г.С.Меркин): в 2ч./Ф.Е.Соловьёва; под ред. Г.С.Меркина.-2-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010г.

Рабочая программа рассчитана на 70  учебных часов, в неделю – 2часа.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая  учебная программа  составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года Примерной программы основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2011 г.

Рабочая программа по  литературе направлена на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

  • воспитание духовно – развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной литературы;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа произведений.

Программа решает основные  задачи преподавания литературы:

  1. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
  2. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
  3. Обеспечивать  осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
  4. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
  5. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
  6. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
  7. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

            Организация обучения предполагает применение учебника  «Литература». 6 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под общей редакцией Г.С.Меркина /М.:ООО « ТИД « Русское слово-РС», 2010 г

  Рабочая тетрадь к учебнику  «Литература». 6класс. (авт.-сост. Г.С.Меркин): в 2ч./Ф.Е.Соловьёва; под ред. Г.С.Меркина.-2-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010г.

        Рабочая программа рассчитана на 70  учебных часов, в неделю – 2часа.

С целью выявления степени усвоения программного материала в каждом классе по-прежнему целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ:

Контрольные работы (сочинение)

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

классные

1

1

1

домашние

1

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия. 

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

-     групповые;

  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:

  • наблюдение, беседа,
  • фронтальный опрос,
  • опрос в парах,
  • чтение наизусть,
  • тесты,
  • анализ текста,
  •  исследовательские работы,

- устные рассказы по плану,

      сочинения.


Требования к уровню подготовки учащихся

 

Важнейшими умениями в 6 классе  являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанною самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  • умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

         

Календарно-тематическое планирование по литературе

для 6 А класса на 2013-2014 учебный год.

п/п

№ урока в разделе

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Примечание

Введение

1.

1.

Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства.

3.09  

Из мифологии

2ч.

2.

1.

Древнегреческие мифы. Отражение в мифах представлений о героизме, стремления познать мир и реализовать свою мечту.

7.09    

3.

2.

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид».

10.09

Из устного народного творчества

4.

1.

Предания и легенды, их художественные особенности Легенда  «Солдат и смерть»,

14.09

5.

2.

Из эпоса народов России. Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана».

17.09

6.

3.

 Сказка и её художественные особенности. Народные представления о добре и зле в «Сказке о молодильных яблоках и живой воде».

21.09

Из Древнерусской

литературы

3ч.

7.

1.

Особенности древнерусской литературы. Отражение народных представлений о событиях и людях в «Сказании о белгородских колодцах ».

24.09

8.

2.

Черты жанра исторической повести в «Повести о разорении Рязани Батыем».

28.09

9.

3.

Поучительный характер древнерусской литературы.

«Поучение» Владимира Мономаха.

1.10

Из литературы XVIII века

10.

1.

М.Ломоносов

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии.

5.10

11.

2.

Тема, идея, основные мотивы стихотворения М.В. Ломоносова  «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ».

8.10  

Из литературы XIX века

34ч

12.

1

Краткие сведения о В.А.Жуковском. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

12.10

13.

2.

Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Отражение в балладе  «Светлана» традиций и обычаев народа .

15.10

14.

3.

Тема любви в балладе В.А. Жуковского «Светлана».

Особенности языка и образов баллады.

19.10

15.

4.

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина.

22.10  

16.

5.

Лирика природы в творчестве А.С.Пушкина. Анализ стихотворений «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».

26.10

17.

6.

Лирика природы.  Стихотворение  «Зимнее утро» А.С.Пушкина. Стихотворные размеры.

29.10

18.

7.

Жанр романа. Творческая история  романа   А.С.Пушкина «Дубровский».

12.11

19.

8.

Историческая правда и художественный вымысел в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

16.11

20.

9.

Основной конфликт романа  А.С. Пушкина «Дубровский».  Центральные персонажи.

19.11

21.

10.

Нравственные и социальные проблемы романа А.С.Пушкина «Дубровский».

23.11

22.

11.

Верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, преданность в жизни главных героев романа А.С.Пушкина «Дубровский».

26.11

23.

12.

Р/р Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского. Авторское отношение к героям.

30.11

24.

13.

Р/р  Написание сочинения по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

3.12

25.

14.

Вн.чт.  А.С.Пушкин «Станционный смотритель».

7.12

26.

15.

Вольнолюбивые мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Тучи», Парус», «Листок».

10.12

27.

16.

Темы и проблематика повести   Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

14.12

28.

17.

Тарас, Остап, Андрий  - центральные образы повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».  Приемы их создания.

17.12

29.

18.

Лирическое и эпическое в содержании повести Н.В.Гоголя  «Тарас Бульба».

21.12

30.

19.

Массовые сцены повести Н.В.Гоголя  «Тарас Бульба»  как отражение героизма и подвига казачества.

24.12

31.

20.

Р/р Подготовка к написанию домашнего сочинения по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

28.12

32.

21.

Творческая история и своеобразие композиции «Записок охотника» И.С.Тургенева.

15.01

33.

22.

Проблематика и своеобразие рассказа  И.С.Тургенева «Бирюк». Милосердие, порядочность, доброта главного героя.

17.01

34.

23.

Темы народного труда в творчестве  Н.А.Некрасова. Анализ стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...».

22.01

35.

24.

Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери в стихотворении Н.А.Некрасова «Великое чувство! у каждых дверей...».

24.01

36.

25.

Трехсложные размеры стиха. Стихотворный ритм.

29.01

37.

26.

Повесть  Л.Н.Толстого «Детство»  как автобиографическое произведение. Анализ глав «Маман», «Что за человек был мой отец?», «Детство».

31.01

38.

27.

Рассказ   Л.Н.Толстого «Бедные люди». Проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство».

1.02

39.

28.

Краткие сведения о В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе».

5.02

40.

29.

Проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, справедливости и  милосердия в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

7.02

41.

30.

Система образов в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».  Дети и взрослые. Авторское отношение к героям.

12.02

42.

31.

Р/р  Написание сочинения по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

14.02

43.

32.

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Темы, приемы создания характеров персонажей.

19.02

44.

33.

Анализ рассказов А.П.Чехова «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим». Отношение автора к героям.

21.02

45.

34.

Вн.чт. А.П.Чехов «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия».

26.02

Из литературы XX века

12ч

46.

1.

Мир природы и человека в стихотворении И.А.Бунина

 «Не видно птиц. Покорно чахнет...»  и в  рассказе «Лапти».

28.02

47.

2.

Детские годы А.И.Куприна. История создания  и проблематика повести «Белый пудель».

5.03

48.

3.

Р/р  В чем проявился характер главных героев повести А.И. Куприна «Белый пудель»: дедушки и Сережи?

7.03

49.

4.

Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия в рассказе А.И. Куприна «Тапёр».

12.03

50.

5.

Краткие сведения  о С.А.Есенине. «Песнь о собаке»: пафос и тема стихотворения.

14.03

51.

6.

«Разбуди меня завтра рано...». Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

19.03

52.

7.

Вн. чт.

 «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе».

21.03

53.

8.

 Краткие сведения о М.М.Пришвине.  Сказка – быль «Кладовая солнца».

2.04

54.

9.

Жизнь Насти и Митраши в единстве с природой. Пейзаж и его роль в художественном произведении М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

4.04

55.

10.

Трудный путь человека к правде. Душевное состояние героев сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

9.04

56.

11.

Р/р.  Написание сочинения по сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

11.04

57.

12.

 Краткие сведения о Н.М.Рубцове. Образный строй стихотворений «Звезда полей», «Тихая моя родина».

16.04

Из поэзии о Великой Отечественной войне.

58.

1.

Проблема подвига, долга, в произведениях Д.С.Самойлова «Сороковые», А.А.Ахматовой «Мужество», «Победа», С.С.Орлова «Его зарыли в шар земной».

18.04

59.

2.

Проблема бессмертия и любви к родине в произведениях М.В.Исаковского «В прифронтовом лесу» К.М.Симонова «Жди меня, и я вернусь…», Р.Г.Гамзатова «Журавли».

23.04

60.

3.

Вн.чт. Литературно-музыкальный вечер. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне...».

25.04

В.П. Астафьев

61.

1.

Краткие сведения о  В.П.Астафьеве. Тематика и проблематика рассказа «Конь с розовой гривой».

30.04

2.05

62.

2.

 Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

2.05

Объединить

С уроком №61

63.

3.

Нравственные проблемы рассказа  В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» – честность, понятие долга, доброта. Яркость и самобытность героев.

7.05

Из зарубежной литературы

64

1.

«Сказка о Синдбаде – мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

14.05

65.

3.

 Сказка «Снегурочка» братьев Гримм  Тематика, проблематика сказки.

16.05

66.

4.

О. Генри «Вождь краснокожих». Юмористическое и комическое в рассказе.

21.05

67.

5.

Д. Лондон «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы.

23.05

Содержание программы учебного предмета

  6  класс (70ч)

                Введение

Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — Необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, Допросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Из  греческой  мифологии

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: произведения живописи, культуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.

Из  устного   народного   творчества

Предания, легенды, сказки.

Предания: «Солдат и смерть », «Как Бадыноко победил одноглазого великана », «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.

Краеведение: сказки о богатырях в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности.

                          Из древнерусской литературы

«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.

                             Из  литературы  XVIII  века

 М.В. ЛОМОНОСОВ

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.

Из литературы XIX века

В.А. ЖУКОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

А.С. ПУШКИН

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.

Краеведение: литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С. Пушкина».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. 

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.

Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.

Н.В. ГОГОЛЬ

Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».

И.С. ТУРГЕНЕВ «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.

Н.А. НЕКРАСОВ

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза.

Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.

В.Г. КОРОЛЕНКО

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...».

А.П. ЧЕХОВ

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.

Из  литературы  XX  века

И.А. БУНИН

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.

А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.

С.А. ЕСЕНИН

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:

А.А.   Блок.  «Там неба осветленный край...»,   «Снег да

снег...»;

Ф.К. Сологуб.   «Под черемухой цветущей...»,   «Порос

травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;

Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т.  Твардовский.   «Есть  обрыв,   где я,  играя...»,

«Я. иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения

других поэтов — по выбору.

М.М. ПРИШВИН

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.

Н.М. РУБЦОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина ». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Из   поэзии о  Великой Отечественной  войне

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли »; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с Розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.

Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

Из  зарубе ж ной  литературы                                        

Восточные  сказки

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.

БРАТЬЯ ГРИММ

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

О. ГЕНРИ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих »: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). Развитие речи: рассказ от другого лица.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.

Для  заучивания  наизусть

М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

А.С. Пушкин. «Зимнее утро ».

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор. Н.А. Некрасов.   «В полном разгаре страда деревенская...»

И.А. Бунин.  «Не видно птиц...»

С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.

Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.

Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.

Для  домашнего  чтения                                

    Из устного народного творчества

Сказки: «Два Ивана — солдатских сына», «Каша из топора».

Из древнерусской литературы

«Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе».

Из литературы XIX века

И.А.Крылов. «Две бочки», «Любопытный», «Листы и

Корни», «Демьянова уха».

В.А. Жуковский.  «Кубок».

А.С. Пушкин.   «Еще дуют холодные ветры...»

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «Па севере диком...»,

«Утес», «Пленный рыцарь».

Н.В. Гоголь.   «Повесть о том, как поссорился Иван

Иванович с Иваном Никифоровичем».

Н.А. Некрасов.  «Мороз, Красный нос».

Н.С. Лесков. «Человек на часах».

А.П. Чехов. «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия».

Из литературы XX века

И.А. Бунин.   «Нет солнца, но светлы пруды...», «Па высоте, на снеговой вершине...», «Тропами потаенными...». В.К. Ж е л е з н и к о в. «Чучело».

Р.П. Погодин.   «Время говорит — пора », «Зеленый попугай».

А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе».

А. Ш к л я р с к и й. «Томек среди охотников за человеческими головами». (Пер. с польского.)

                     

       Формы и средства контроля в 6 А классе

        В соответствии с требованиями Инструктивно-методического письма о преподавании литературы в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области плановых контрольных работ 4:

Классное сочинение – 3

Домашнее сочинение - 1

п/п

№ урока

Вид работы

Тема

Дата

24

Классное сочинение

Р/р  Написание сочинения по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

3.12

31

 Подготовка к написанию домашнего сочинения.

Р/р Подготовка к написанию домашнего сочинения по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

28.12

42

Классное сочинение

Р/р  Написание сочинения по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

14.02

56

Классное сочинение

Р/р.  Написание сочинения по сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

11.04

                                Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  1. Литература.6  класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин.8-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», - 2010г
  2. Примерная программа основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2011 г
  3. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература.6 класс»(авт.-сост. Г.С.Меркин):в 2 ч./Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С.Меркина.-2-е изд.- М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2010.

            Дополнительная литература

  1. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений            
  2.   Уроки литературы. К учебнику «Литература.6 класс»(авт.-сост. Г.С.Меркин):в 2 ч./Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С.Меркина.-2-е изд.- М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2011.

Перечень основного оборудования

  1. Документ-сканер.
  2. Мультимедиапроектор.
  3. Сетевой фильтр-удлинитель.
  4. Словари.
  5. Универсальный портативный компьютер.
  6. Учебно-методический комплекс по литературе.
  7. Экран настенный.

Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии

  1. CD «Большая Советская энциклопедия»
  2. CD  «Уроки литературы 6-11 классы»
  3. СD «Уроки литературы 6 класс Кирилла и Мефодия»

Образовательные электронные ресурсы:

  1. Античная литература. http://pergam.chat.ru/
  2. Биографии великих русских писателей и поэтов. http://writerstob.narod.ru
  3. Древнерусская литература. http://www.pisatel.org/old/ 
  4. Древнерусская литература. http://drevne.ru/lib 
  5. Классика. http://www.klassika./
  6. Урок литературы.http://mlis.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....