рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Светикова Ирина Владимировна

Рабочая программа по литературе 7 класс по программе Меркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_literature_7_kl.docx86.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

г. Губкина Белгородской области

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №15»

__________ /О.И.Павлова/

Приказ № 212

от «31» августа  2013 г.

«Рассмотрено»

Руководитель  ШМО

__________ /Л.В.Труфанова/

Протокол  № 6

от «24» июня  2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________ /И.В.Казакова/

«26» июня 2013 г.

Рассмотрено на педагогическом совете  

МБОУ «СОШ №15»

Протокол № 1

от «31» августа 2013 г.

Рабочая программа

Литература

название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)

Учитель: Светикова Ирина Владимировна

Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль)

7 класс

класс (параллель), в котором изучается учебный курс

Предмет: литература

предмет. курс, дисциплина (модуль)

2013 год

год составления программы

Аннотация  к Рабочей программе по литературе  для 7А, Б, В  классов

  Рабочая  учебная программа  составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года Примерной программы основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2011 г.

Используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

 Организация обучения предполагает применение учебника «Литература». 7 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под общей редакцией Г.С.Меркина /М.:ООО « ТИД « Русское слово-РС», 2010 г

  Рабочая тетрадь к учебнику  «Литература». 7класс. (авт.-сост. Г.С.Меркин): в 2ч./Ф.Е.Соловьёва; под ред. Г.С.Меркина.-2-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010г.

Рабочая программа рассчитана на 70  учебных часов, в неделю – 2часа.

Пояснительная записка

  Рабочая  учебная программа  составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года Примерной программы основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2011 г.

Рабочая программа по  литературе направлена на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

  • воспитание духовно – развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной литературы;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа произведений.

Программа решает основные  задачи преподавания литературы:

  • Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
  • Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
  • Обеспечивать  осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
  • Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
  • Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
  • Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
  • Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

            Организация обучения предполагает применение учебника  «Литература». 7 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под общей редакцией Г.С.Меркина /М.:ООО « ТИД « Русское слово-РС», 2010 г

  Рабочая тетрадь к учебнику  «Литература». 7класс. (авт.-сост. Г.С.Меркин): в 2ч./Ф.Е.Соловьёва; под ред. Г.С.Меркина.-2-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010г.

        Рабочая программа рассчитана на 70  учебных часов, в неделю – 2часа.

С целью выявления степени усвоения программного материала в каждом классе по-прежнему целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ:

Контрольные работы (сочинение)

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

классные

1

1

1

1

домашние

1

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия. 

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

-     групповые;

  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:

  • наблюдение, беседа,
  • фронтальный опрос,
  • опрос в парах,
  • чтение наизусть,
  • тесты,
  • анализ текста,
  •  исследовательские работы,

- устные рассказы по плану,

      сочинения.

        


Требования к уровню подготовки учащихся

        Важнейшими умениями в 7 классе являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанною самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  • умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 А, Б, В классов на 2013-2014 учебный год.

п/п

№ урока в разделе

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Примечание

Введение

1.

1.

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды и жанры

3.09

Из устного народного творчества

Былины

2.

1.

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа.

6.09

3.

2.

А.К. Толстой. «Илья Муромец». Отражение в былине народных представлений о нравственности.

10.09

 Русские народные песни

4.

1.

Обрядовая поэзия. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

13.09

5.

2.

Лирические песни и лироэпические песни. Своеобразие поэтического языка народных песен.

17.09

Из древнерусской литературы

6.

1.

Из «Повести временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы.

20.09

7.

2.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

24.09

8.

3.

Вн. чт. «Житие Сергия Радонежского».

27.09

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов

9.

1.

М.В. Ломоносов «О вы, которых ожидает...»: мысли и  рассуждения автора. Поэтические образы.

1.10

10.

2.

М.В. Ломоносов «Я знак бессмертия себе воздвигнул…». Теория о «трех штилях»

4.10

Г.Р. Державин

11.

1.

Г.Р.Державин «Властителям и судиям»: отражение в названии тематики и проблематики стихотворения.

8.10

Д.И. Фонвизин

12.

1.

Краткие сведения о Д.И. Фонвизине. Комедия «Недоросль»

11.10

13.

2.

Своеобразие драматургического произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт пьесы и ее проблематика.

15.10

14.

3.

Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Социальные вопросы в комедии.

18.10

15.

4.

Р/р. Написание сочинения по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

22.10

Из литературы XIX века

26ч

А.С. Пушкин

16.

1.

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С.Пушкина: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...»

25.10

17.

2.

Стихотворение А.С.Пушкина «Туча»: человек и природа

29.10

18.

3.

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина.

1.11

19.

4.

Поэма А.С. Пушкина «Полтава»: образ Петра и тема России.   Своеобразие поэтического языка.

12.11

М.Ю. Лермонтов

20.

1.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина». Родина в лирическом и эпическом произведении.

15.11

21.

2.

Поэма М.Ю. Лермонтова  «Песня про царя Ивана Васильевича...»: проблематика и основные мотивы. Центральные персонажи поэмы и художественные приемы их создания.

19.11

22.

3.

Фольклорные элементы в произведении  М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…». Художественное богатство «Песни...».

22.11

23.

4.

Р/р. Написание сочинения по творчеству поэтов XIX века

26.11

Н.В.Гоголь

  2ч  

24.

1.

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое.

29.11

25.

2.

Образ Акакия Акакиевича в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Авторское отношение к героям и событиям.

3.12

И.С. Тургенев

26.

1.

Рассказ о жизни И.С.Тургенева в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч»

6.12

27.

2.

«Певцы»: основная тема рассказа  И.С. Тургенева. Стихотворение в прозе «Нищий».

10.12

28.

3.

Вн. чт.  И. С. Тургенев «Первая любовь»

13.12

Н.А. Некрасов

29.

1.

«Железная дорога»: доля народная — основная тема произведений Н.А.Некрасова.

17.12

30.

2.

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Писатель и власть; новые типы героев и персонажей.

20.12

31.

3.

Поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Основная проблематика произведений: судьба русской женщины.

24.12

М.Е. Салтыков-Щедрин

32.

1.

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета. Позиция писателя.

27.12

33.

2.

М.Е.Салтыков-Щедрин  «Дикий помещик».  Проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика.

13.01 2014

Л.Н. Толстой

34.

1.

Творческая история «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого. Литература и история.

15.01

35.

2.

Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя.

20.01

Н.С. Лесков

36.

1.

 «Лесков — писатель будущего». Особенность проблематики и центральная идея повести «Левша».

22.01

37.

2.

Образный мир повести Н.С.Лескова «Левша». Р/р. Подготовка к написанию домашнего сочинения по произведению Н.С.Лескова «Левша».

27.01

А.А. Фет

38.

1.

Русская природа в стихотворениях А.А. Фета: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...».

29.01

А.П. Чехов

39.

1.

 Рассказ А.П.Чехова

«Хамелеон». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения.

3.02

40.

2.

Рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника». Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

5.02

41.

1.

«О Русская земля...»: стихи о России поэтов XIX — XX веков

10.02

Из литературы XX века

22ч

М. Горький

42.

1.

М. Горький «Детство» (главы из повести). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе.

12.02

43.

2.

Становление характера мальчика в повести М.Горького «Детство».

17.02

44.

3.

М.Горький «Легенда о Данко». Проблематика рассказа и авторская позиция

19.02

И.А. Бунин

45.

1.

И.А. Бунин «Догорел апрельский светлый вечер...». Смысл названия. Художественная идея произведения.

24.02

46.

2.

Рассказ И.А.Бунина «Кукушка». Основные проблемы рассказа и  образы.

26.02

А.И. Куприн

47.

1.

Рассказ А.И.Куприна «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя.

3.03

48.

2.

Основная сюжетная линия рассказа А.И.Куприна «Alles» и подтекст; художественная идея.

5.03

В.В. Маяковский

49.

1.

В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения и художественное своеобразие.

10.03

С.А. Есенин

50.

1.

Стихотворение С.А.Есенина «Отговорила роща золотая...». Лирическое «я» и образ автора.

12.03

51.

2.

Стихотворение С.А.Есенина «Я покинул родимый дом...». Чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя.

17.03

52.

3.

Р/р. Написание сочинения по творчеству С. А. Есенина

19.03

И.С. Шмелев

53.

1.

Рассказ И.С.Шмелева «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.

2.04

М.М. Пришвин

54.

1.

 Рассказ М.М.Пришвина Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе.

7.04

К.Г. Паустовский

55.

1.

«Повесть К.Г.Паустовского «Мещерская сторона». Чтение и обсуждение глав.

9.04

Н.А.Заболоцкий

56.

1.

 Стихотворение Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться...» Тема стихотворения и его художественная идея.

14.04

А.Т. Твардовский

57.

1.

Основные мотивы военной лирики А.Т. Твардовского: «Прощаемся мы с матерями...»,  «На дне моей жизни...».«Василий Теркин»: основные мотивы эпоса А.Т.Твардовского.

16.04

58.

1

Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны

1ч.

21.04

Б.А. Васильев

59.

1.

Рассказ Б.А. Васильева «Экспонат №...». Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

23.04

В.М. Шукшин

60.

1.

 «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина «Микроскоп»,  «Срезал».

28.04

61.

2.

Р/р. Написание сочинения по творчеству писателей ХХ века

30.04

62.

1.

«Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов XX века.

5.05

Из зарубежной литературы

У. Шекспир

63.

1.

Темы и мотивы сонетов. Вечные темы в сонетах У. Шекспира.

7.05

Р.Бернс

64.

1.

Стихотворения Р.Бернса «Джон Ячменное Зерно», «Возвращение солдата»: народное представление о добре и силе.

12.05

Р.Л. Стивенсон

65.

1.

Роман Р.Л.Стивенсона  «Остров сокровищ» (часть 3, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов.

14.05

Мацуо Басё

66.

1.

Основные сведения из биографии  Мацуо Басё. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

19.05

А.  де Сент-Экзюпери

67.

1

Повесть А. де Сент-Экзюпери «Планета людей». «Линия». Основные события и позиция автора. Отражение судьбы белорусского народа в стихах Я.Купалы «Мужик», «А кто там идет?»

23.05

Содержание программы учебного предмета

7 класс

Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Теория литературы: литературные роды.

Из устного народного творчества

Былины

«Святогор и Минула Селяншювич», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Л.К. Толстой. «Илья Муромец*. Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

Русские народные песни

Обрядовая поэзия {«Девочки, колядки!..», «Нашамасленица дорогая...», «Говорили сваты на конях будут»); лирические песни ( «Подушечка моя пуховая... »); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки* в литературной гостиной, устная газета.

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ; изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). «Я знак бессмертия себе воздвигну л., л: мысли о просвещении, вера в творческие способности народа, рассуждения о значении поэтического труда. Теория о «трех штилях» (отрывки). Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург.

Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления <<М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».

Г.Р. Державин

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). «Властителям и судиям»: отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

Д.И. Фонвизин

Краткие сведения о писателе. «Недоросль», Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник).

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

Из литературы XIX века

А.С. Пушкин

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туна»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. «Полтава» (в сокращении): образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

М.Ю. Лермонтов

«Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».

Н.В.Гоголь

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».

И.С. Тургенев

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ <<Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); «Певцы» (основная тема рассказа, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. Некрасов

«Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: историко-крае-ведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».

М.Е. Салтыков-Щедрин

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одно произведение по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»:

А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;

Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;

И.С. Никитин. «Пахарь»;

А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;

А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;

М.Л.Михайлов, «Груня», «Те же всё унылые картины...» и др.

Л.Н. Толстой

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».

Возможные виды внеурочной деятельности; написание сценария литературно-музыкальной композиции.

Н.С. Лесков

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». * Левша*. Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

А.А. Фет

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Стихи и песни о родной природе поэтов XIX века»:

А.С. Пушкин. «Редеет облаков летучая гряда..,», «Ночной зефир...», «Зимняя дорога»; М.Ю. Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу...»; А.А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...», «Еще весны душистой нега...»; Ф.И. Тютчев. «Осенний вечер»; Я.П. Полонский. «Ночь»; А.Н. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...» и др.

А.П. Чехов

«Хамелеон», «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;

А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;

Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.

«О Русская земля...»: стихи о России поэтов XIX — XX веков

Для чтения и обсуждения:

А.К. Толстой. «Илья Муромец» и два стихотворения по выбору;

Я.П. Полонский. «В альбом К. Ш...»; А.А. Ахматова. «Молитва»; В.Хлебников. «Мне мало надо...»; И.Северянин. «Родник».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XIX—XX веков.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.

Из литературы XX века

М. Горький

«Детство» (главы из повести по выбору). «Легенда о Дан-ко» (из рассказа «Старуха Изергиль»), Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)*.

И.А. Бунин

«Догорел апрельский светлый вечер...», «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.

А.И. Куприн

«Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.

В.В. Маяковский

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

Развитие речи: выразительное чтение.

С.А. Есенин

«Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я>> и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».

И.С. Шмелев

«Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

М.М. Пришвин

«Москва-река». Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

Развитие речи: составление тезисов.

К.Г. Паустовский

«Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля », «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).

Н.А.Заболоцкий

«Не позволяй душе лениться...» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

А.Т. Твардовский

«Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...», «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные типы чтения, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:

А.А.Ахматова. «Клятва», «Песня мира»;

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»;

А.А.Сурков. «В землянке»;

М.В. Исаковский. Огонек»,  «Ой, туманы мои...» и др.

Б.А. Васильев

«Экспонат №...» Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.

В.М. Шукшин

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум» (два рассказа по выбору). Внутренняя простота и нравственная высота героев.

Теория литературы: способы создания характера.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, автор).

Краеведение: Сростки — малая родина писателя.

Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.

«Мне о России надо говорить...»: стихи о России поэтов XX века

Для чтения и обсуждения:

Я.В. С мел я ков. «История»;

А.Я.Яшин. «Не разучился ль...»

Р.А. И патова. «Как хорошо, что есть на свете дом...»;

А.А. Вознесенский. «Муромский сруб»;

А.Д. Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир

Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов. «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, так теперь...», «Люблю, но реже говорю об этом...». Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Р.Бернс

Краткие сведения об авторе. «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.

 Мацуо Басё

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

Р.Л. Стивенсон

Краткие сведения об авторе. «Вересковый мед» (чувство долга, любовь к родине). «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я. Маршак — переводчик».

А. Сент-Экзюпери

Краткие сведения о писателе. «Планета людей» ( «Линия», «Самолет», «Самолет и планета» — по выбору). Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.

Я.Купала

 Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М.Горький и М.Исаковский –переводчики Я. Купалы.

Формы и средства контроля

        В соответствии с требованиями Инструктивно-методического письма о преподавании литературы в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области плановых контрольных работ 5:

Классное сочинение – 4

Домашнее сочинение – 1

Примерные темы сочинений

п/п

№ урока

Вид работы

Тема

Дата

Дата

Дата

15

Классное сочинение

Р/р. Написание сочинения по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

22.10

22.10

22.10

23

Классное сочинение

Р/р. Написание сочинения по творчеству поэтов XIX века

26.11

26.11

26.11

37

Подготовка к написанию домашнего сочинения

Р/р. Подготовка к написанию домашнего сочинения по произведению Н.С.Лескова «Левша»

27.01

27.01

27.01

52

Классное сочинение

Р/р. Написание сочинения по творчеству С. А. Есенина

19.03

19.03

19.03

62

Классное сочинение

Р/р. Написание сочинения по творчеству писателей ХХ века

5.05

5.05

5.05

                                Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  1. Литература.7  класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин.8-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», - 2012г
  2. Примерная программа основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2011 г
  3. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература.7 класс»(авт.-сост. Г.С.Меркин):в 2 ч./Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С.Меркина.-2-е изд.- М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2010.

            Дополнительная литература

  1. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений            
  2.   Уроки литературы. К учебнику «Литература.7 класс»(авт.-сост. Г.С.Меркин):в 2 ч./Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С.Меркина.-2-е изд.- М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2012.

Перечень основного оборудования

  1. Документ-сканер.
  2. Мультимедиапроектор.
  3. Сетевой фильтр-удлинитель.
  4. Словари.
  5. Универсальный портативный компьютер.
  6. Учебно-методический комплекс по литературе.
  7. Экран настенный.

Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии

  1. CD «Большая Советская энциклопедия»
  2. CD  «Уроки литературы 6-11 классы»

Образовательные электронные ресурсы:

  1. Античная литература. http://pergam.chat.ru/
  2. Биографии великих русских писателей и поэтов. http://writerstob.narod.ru
  3. Древнерусская литература. http://www.pisatel.org/old/ 
  4. Древнерусская литература. http://drevne.ru/lib 
  5. Классика. http://www.klassika./
  6. Урок литературы.http://mlis.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....