Родная природа в русской поэзии XXвека
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Конспет урока по проектной технологии. 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_priroda_v_russkoy_poezii_xxveka.docx53.64 КБ

Предварительный просмотр:

Родная природа в русской поэзии XX века

Конспект урока

Цель урока: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов.

Задачи.

Образовательная:

  • расширить представление обучающихся о русской лирике, включающей в себя тему родной природы.

Развивающая:

  • развитие творческих и интеллектуальных способностей, логического мышления и речи обучающихся;
  • развитие навыков отбора материала и систематизации прочитанного;
  • развитие коммуникативной компетентности обучающихся;
  • развитие умения и навыка работы в группе;
  • развитие элементов творческой деятельности;
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса обучающихся.

Воспитательная:

  • воспитание читательской культуры обучающихся, уважительного отношения к русской литературе, стремления передавать в своей речи богатство русского языка: красоту, точность, образность;
  • воспитание творчески активной личности, раскрытие новых способностей и талантов детей;
  • воспитание уважительного отношения к родной природе, к окружающему миру через поэтическое слово.

Оформление урока:

  • репродукции картин русских художников-пейзажистов ;
  • мультимедийные презентации;
  • музыкальное сопровождение (А. Вивальди «Времена года», В.А. Моцарт Симфония №40 «Симфония лета», Л. Бетховен «Лунная соната», П.И. Чайковский “Времена года”, Э. Григ “Утро”).

На перемене  дети рассматривают выставку репродукций картин русских художников-пейзажистов. Звучит классическая музыка для создания эмоционального настроя.

Ход урока

1 Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь. (Учащиеся рассаживаются по группам)

2 Вступительное слово учителя (на фоне звуков природы, трелей соловья)

Мы не всегда замечаем красоту окружающей нас природы. На это обращают наше внимание поэты, живописцы, композиторы. Свои чувства, переживания, ощущения они передают нам в своих произведениях. На перемене вы смогли рассмотреть репродукции картин русских художников-пейзажистов и послушать музыку, навеянную композиторам природой. А на уроке мы будем говорить о творчестве поэтов XX века

К этому уроку готовились все ребята. Класс мы разделили на пять команд. Мы представили, что каждая команда – это книжное издательство, т. е. результатом работы должна стать книга. Ребята распределили роли (директор, редактор, иллюстратор, наборщик текста, аналитик) Каждая команда определила для себя тему, о которой хотела бы сегодня сказать стихами. Ребята из большого количества поэтических произведений отобрали те, которые им больше всего понравились, подготовили стихи и, кроме того, украсили свое выступление презентациями.

Давайте послушаем их.

3 Выступление команд  (Чтение стихов и просмотр презентаций.)

 Учащиеся демонстрируют свои книги

Издательство «Золотое перо» (Приложение 1, Приложение 2)

Издательство «Одуванчик»  (Приложение 1, Приложение 2)

Издательство «Ручеек» (Приложение 1, Приложение 2)

Издательство «Радужный единорог»  (Приложение 1, Приложение 2)

Издательство «Позитив»  (Приложение 1, Приложение 2)

4 Беседа о проделанной работе

При подготовке к уроку мы анализировали стихотворения.

- Скажите, как авторам удается передать свои чувства и переживания читателю? (они передают их с помощью образов, ритма, рифмы, языковых средств.)

- С помощью каких художественно-изобразительных средств поэты передают свои чувства, переживания, восхищения природой? (Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения…) (Учащиеся вспоминают определения понятий художественно-изобразительных средств)

- Приведите примеры художественно-изобразительных средств из ваших стихотворений.(Учащиеся приводят примеры из стихотворений)

5 Вывод

Анализируя стихотворения, мы с вами попробовали увидеть природу глазами поэтов, увидели их художественный мир, представили себе пейзаж таким, каким его рисует мастер слова.

Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Пейзажная лирика передает настроение и чувства человека. Этот урок показал вам, что читать лирические произведения – душевный труд. Стихи требуют от читателя сопереживания и погружения в мир поэта. Думаю, что нам сегодня это удалось.

6 Рефлексия «Оцени себя на уроке»

Ребята, у вас на партах лежат телефоны (бумажные). Оцените наш урок и себя на уроке, пошлите маме сообщение, состоящее из трех цифр. ( Дети выбирают из каждого столбика по одному пункту и записывают цифры в бумажные телефоны)

Урок

Я на уроке

Итог

     1 интересно

     2 скучно

     3 безразлично

     1 работал

     2 отдыхал

     3 помогал другим

     1 понял материал

     2 узнал больше, чем знал

     3 не понял

7 Домашнее задание

Ребята, мы сегодня говорили о поэзии XX века. Попробуйте дома написать стихотворение о природе. И может быть, через несколько лет в школе будут изучать уже ваши произведения, а вас будут называть поэтами XXI века. Желаю творческих успехов!

 Приложение 1                                  

Список стихотворений

 Издательство «Золотое перо»

1 Саша Черный  «Грубый грохот Северного моря…»

2 Сергей Есенин «Сосна и река»

3 Александр Блок «Ветер принес издалека…»

4 Марина Цветаева «Владенья наши царственно-богаты…»

5 Николай Гумилев «Природа»

6 Иван Бунин «Метель»

Издательство «Одуванчик»

Людмила Татьяничева    

 1 «Ребята осенней ночью…»

 2 «Прошлогодняя рябина»

 3 «Живу я в глубине России…»

 4 «Когда говорят о России…»

5 «Родниковая грань»

6 «К названиям рек…»

Издательство «Ручеек»

1 Римма Дышаленкова  «Четыре окна»

2 Римма Дышаленкова  «Уральские ведьмы» (Отрывок «Тайны исцеления»)

3 Василий Кузнецов «В зимний день»

4 Борис Ручьев «На озере»

5 Борис Ручьев «Зима»

6 Борис Ручьев «Вечный пламень»

Издательство «Радужный единорог»

1 Алексей Толстой «Вот уж снег последний…»

2 Иван Бунин «Бушует полая вода…»

3 Агния Барто «Апрель»

4 Николай Рубцов «Весна на море»

5 Игорь Северянин «Весенний день»

Издательство «Позитив»

Сергей Есенин:

1 «Осень»

3 «Сыплет черемуха снегом…»

3 «Воздух прозрачный и синий…»

4 «Пороша»

5 «Мелколесье. Степи и дали…»

   Приложение 2

1 группа

Саша Черный

Грубый грохот Северного моря.

Грязным дымом стынут облака.

Черный луг, крутой обрыв узоря,

Окаймил пустынный борт песка.

Скучный плеск, пронизанный шипеньем,

Монотонно точит тишину.

Разбивая пенный вал на звенья,

Насыпь душит мутную волну...

На рыбачьем стареньком сарае

Камышинка жалобно пищит,

И купальня дальняя на сваях

Австралийской хижиной торчит.

Но сквозь муть маяк вдруг брызнул светом,

Словно глаз из-под свинцовых век:

Над отчаяньем, над бездной в мире этом

Бодрствует бессоный человек.

Сергей Есенин  

«Сосна и река»

Возле долины журча,
Река протекала глубокая.
Над рекой, верхушку склоня,
Стояла сосна одинокая.

Веселые дни проходили
В беседе с журчащей водой.
Они в ней себе находили
Веселый отрадный покой.

Зимою сосна засыпала,
Река покрывалася льдом,
И вьюга сосну обсыпала
Сугробами снега кругом.

А чуть лишь весна наступала,
Сосна просыпалася вдруг.
Оковы река разрывала
И разливалась вокруг.

Долина, водой залитая,
Реку представляла широкую,
И блеском солнца река залитая
Окружала сосну одинокую.

Сосна от воды подгнивала,
И с каждым ей днем становилося хуже.
В долине вода пропадала,
Река становилася уже.

Вода вся в долине пропала
И в блеске полном явилася весна.
Подгнившая сильно сосна
В глубокую речку упала.

 

Николай Гумилев

 «Природа»

Так вот и вся она, природа,

Которой дух не признает:

Вот луг, где сладкий запах меда

Смешался с запахом болот;

Да ветра дикая заплачка,

Как отдаленный вой волков;

Да над сосной курчавой скачка

Каких-то пегих облаков.

Я вижу тени и обличья,

Я вижу, гневом обуян,

Лишь скудное многоразличье

Творцом просыпанных семян.

Земля, к чему шутить со мною:

Одежды нищенские сбрось

И стань, как ты и есть, звездою,

Огнем пронизанной насквозь!

Александр Блок

Ветер принес издалёка

Песни весенней намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалёка

Звучные песни твои.

Иван Бунин  

«Метель»

Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, березки и ели...
Месяц меж тучек над полем сияет, —
Бледная тень набегает и тает...

Мнится мне ночью: меж белых берез
Бродит в туманном сиянье Мороз.

Ночью в избе, под напевы метели,
Тихо разносится скрип колыбели...

Месяца свет в темноте серебрится —
В мерзлые стекла по лавкам струится...
Мнится мне ночью: меж сучьев берез
Смотрит в безмолвные избы Мороз.

Мертвое поле, дорога степная!
Вьюга тебя заметает ночная,
Спят твои села под песни метели,

Дремлют в снегу одинокие ели...

Мнится мне ночью: не степи кругом —
Бродит Мороз на погосте глухом...

Марина Цветаева

«Наши царства»

Владенья наши царственно-богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.

Мы обе — феи, добрые соседки,
Владенья наши делит темный лес.
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облачко в выси небес.

Мы обе — феи, но большие (странно!)
Двух диких девочек лишь видят в нас.
Что ясно нам — для них совсем туманно:
Как и на все — на фею нужен глаз!

Нам хорошо. Пока еще в постели
Все старшие, и воздух летний свеж,
Бежим к себе. Деревья нам качели.
Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

Но день прошел, и снова феи — дети,
Которых ждут и шаг которых тих…
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Еще невзрослый передаст ли стих?

2 группа

Людмила Татьяничева

Живу я в глубине России,
В краю озёр и рудных скал.
Здесь реки - сини, горы - сини,
И в синих отсветах металл.

Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать.

Тайга, тайга...
Берёт отсюда
Начало изумрудный цвет.
А зеленее изумруда
Ни дерева, ни камня нет!

По красоте, по скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия.
Суровей, строже, может быть.

А может, здесь она моложе...
Свежей тут времени рубеж.
Но сердце русское - всё то же.
И доброта, и песни те ж!

И лица те же, что в Рязани,
И также звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани,                          
В Урале Русь отражена.

Людмила Татьяничева          

Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, 
Сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.

В лугах, 
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей,
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.

Я сердцем всё это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала –
В чудесном искусстве труда.

Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл.
… Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.

  ***

Ребята осенней ночью 
Костер распалили жаркий. 
Пламя повыжгло очи 
Березке в косынке яркой. 
Стоит она чуть живая, 
Сжав побелевшие губы… 
Мы чаще всего обижаем 
Тех, кого больше любим.

  ***

Прошлогодняя рябина
Снегирями склёвана.
По Тоболу ходят льдины
Весело, раскованно.                                                      
В заозерье и заречье
Зори —
Алого алей.
Как транзисторы —
Скворечни
На груди у тополей…
На осинник обнажённый,
На сады,
На тёмный луг
Скоро хлынет свет зелёный
И затопит всё вокруг. 

Людмила Татьяничева

«Родниковая грань»

Если б, как любимых, выбирали
Мы Отчизну и любимый край,
Я хотела б на моём Урале
Снова встретить свой зелёный май.
Вновь к великим стройкам приобщится,
Разжигать походные костры…
А ещё мне стоило б родится
Возле Волги или Ангары…
На Эльбрусе в золотистой рани
Хорошо бы свой чеканить след,
Хорошо в берёзовой Рязани
Появиться было бы на свет!
Это всё края моей Отчизны.
Я клянусь дыханьем сыновей,
Что своей не представляю жизни,
Без России – Родины моей!

   ***

К названьям рек,
Коротким словно вскрик,
Мой слух ещё в младенчестве приник.
Зелёная шальная речка Ай
Задорно мне кричала:
— Догоняй! —
Башкирской речи солнечную грань
Хранит в своём теченье Юрюзань.
Как звон струи,
Как влажное буль-буль
Озёра Иссык-Куль
И Чебаркуль.
Клич беркутов,
Взлетающих с горы.
Мне слышится в названье
Ай-Дарлы.
И кажется, что сам собой возник
Поэзии отзывчивый язык.

3 группа

Римма Дышаленкова

«Четыре окна»
Меж гор безымянных, в туманном распадке 
гнездится касаткою город мой Сатка. 
О Сатке тоскую, о Сатке пою, 
там сосны застыли в былинном строю, 
там горы не горы: валы Пугачева, 
озера волну поднимают сурово, 
и город не город: заводы, поселки, 
веселые, как новогодние елки: 
Цыганка, Карга, да еще Палениха, 
с дворами, амбарами, запахом жмыха... 
Над Саткою старой, в движении бойком, 
блестит белизной и стеклом новостройка, 
но я тороплюсь по кремнистым проселкам 
туда, где бормочет Карга без умолку, 
за речкою этой, в домах деревянных — 
четыре окна, что меня не обманут, 
четыре окна то смеются, то плачут, 
четыре окна мне желают удачи. 
Желают удачи, проходят сквозь сны, 
четыре окна, как четыре весны.

Римма Дышаленкова

3. Тайны исцеления (отрывок)
И опять я зову вас в природные календари. 
Вспомни речь мудрецов, что давно отзвучала: 
за целительной силой — к вершинам глубокой горы, 
в Изумрудные залы Урала. 

Златоуст открывал мне пещеры любви, 
врачевания силу поведала Сатка. 
Надо духом парить, надо верить в полеты свои. 
Только в майскую ночь отворяет пещеры Зюраткуль. 

Здесь мы с детства узнали всесилие тихой травы: 
заклинанье цветка, волхование шмеля, 
нас крапива учила здоровью, шиповник — любви, 
нас купали купели сентября и апреля. 

Это с детства я знаю: властительный облик камней. 
Самоцвет наделен силой древнего света. 
Допотопная тяга его бесконечных лучей 
подключает нас к вечности или к маршруту планеты... 

Только в Сатке целебен поток родниковой воды. 
Он ликует младенцем в хрустальных и яшмовых чашах. 
Коль вода рассмеется — тебя защитят от беды, 
потому что в ней Солнце — живое могущество наше. 

Есть астральная сила деревьев и сила зверей. 
Надо жить этой силой уже с колыбели. 
Города, города, вы лишили нас тайных дверей 
в Изумрудные залы сентябрей и апрелей... 

Борис Ручьев

«На озере»
Покачнулася хата на взгорье 
В камышовых ресницах озер, 
Утром ясным вишневые зори 
Вышивают на окнах узор. 
Под горою серебряной плавью 
Гладят волны озерный покров — 
Хорошо этим утром мне плавать
 
Под налетами легких ветров. 
Пляшет солнце лучистым загаром, 
Льются степи узорным ковром, 
Бьются волны расплавленной гарью 
О борта отливным серебром. 

Борис Ручьев

«Зима»

Отзвенели веселые песни

На зеленом просторном лугу.

По сугробам, залегшим, как плесень,

Раскружился метельный разгул.

О, зима! Ты спускаешься наземь

Непреклонна, буйна и легка...

Над землей, одичалой от грязи,

Ты свои расстилаешь снега.

Еще нежны снежинки, как звезды,

Еще смутны и хрупки, как грусть,

Но свинцовые тучи и воздух

Заучили метель наизусть.

Хороши огневые закаты

В снеговом изумрудном огне,

Когда сумерки сгустком мохнатым

Загудят на уснувшей земле.

Борис Ручьев

«Вечный пламень»

Индустрия — вечный мой город, 
я сам — твой строитель и брат,
 
твоим деревенским Егором
 
был словно б столетье назад.
 
Я сам, будто в давнее время,
 
намучившись, как ученик,
 
премудрость металлотворенья
 
твоим подмастерьем постиг.
 
Мы оба историей стали,
 
хотя и не равен наш век:
 
ты — мир из бетона и стали,
 
я — мастер твой, но человек.
 
По праву всего поколенья,
 
что было твоим целиком,
 
я стал твоим слухом, и зреньем,
 
и верным твоим языком.
 
Мы, люди, не смертны у горнов,
 
ни старость, ни немочь — не в счет,
 
в тот час, когда змеем покорным
 
стихия металла течет.
 
Здесь всяк по душевному праву
 
к железному долгу привык...

И вечного пламени плавок 
нельзя погасить ни на миг.
 

Василий Кузнецов

«В зимний вечер»

Помню: тесная избёнка,
За окном свистит метель.
Мать баюкает сестрёнку
И сидит, прядёт кудель.

На неё смотрю, бывало,
Помню грустный нежный взгляд.
Это было… лет, пожалуй,
Сорок пять тому назад.

Уж тогда вторую зиму
В школу я ходил не зря:
Сам читал я без запинок
Книгу толще "Букваря".

За окошком вьюга злится,
Вот в сенях пропел петух…
Помню: пальцем по странице
Я вожу – читаю вслух:

"Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…"

Чуть скрипит над зыбкой очеп,
Да жужжит веретено,
Злая вьюга будто хочет
В избу влезть через окно.

"…То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит…"

На столе от сальной свечки
Робкий светит огонёк.
Мне сказал, слезая с печки,
Тятя:
– Ну, читай, сынок!

"…Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?..."

Эти строки тятя с мамой,
Знал я, слышат в первый раз,
Вдруг сказали:
– Это, прямо
Всё написано про нас!

"…Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?.."

–Всё как есть! Ну, слово в слово,
Про меня! – сказала мать. –
Если всё, сынок, ты снова…
Эх, самой бы почитать!

– Догорел огарок свечки,
Мать прядёт,
В избе темно.
Свиристит сверчок за печкой,
Да жужжит веретено.

4 группа

Алексей Толстой

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;

Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звёзды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?

Грустно жить тебе, о друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль

Иван Бунин

Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

Агния Барто

«Апрель»

Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит, - верно,
Что весна пришла
Это значит - верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Засвистел скворец.
Засвистел в скворечне:
Ну, теперь я здешний.
Но весне не верьте,
Слышен ветра свист.
Ветер, ветер, ветер
По дорогам вертит
Прошлогодний лист.
Все апрелю шутки!
Сельский детский сад
Утром скинул шубки,
В полдень - снегопад.
Но не так уж скверно
Обстоят дела,
Если верба, верба
Верба зацвела.

Николай Рубцов

 «Весна на море»

Вьюги в скалах отзвучали.
Воздух светом затопив,
Солнце брызнуло лучами
На ликующий залив!

День пройдет — устанут руки.
Но, усталость заслонив,
Из души живые звуки
В стройный просятся мотив.

Свет луны ночами тонок,
Берег светел по ночам,
Море тихо, как котенок,
Все скребется о причал...

Игорь Северянин

«Весенний день»

Весенний день горяч и золот, —

Весь город солнцем ослеплен!

Я снова — я: я снова молод!

Я снова весел и влюблен!

Душа поет и рвется в поле,

Я всех чужих зову на «ты»...

Какой простор! какая воля!

Какие песни и цветы!

Скорей бы — в бричке по ухабам!

Скорей бы — в юные луга!

Смотреть в лицо румяным бабам!

Как друга, целовать врага!

Шумите, вешние дубравы!

Расти, трава! цвети, сирень!

Виновных нет: все люди правы

В такой благословенный день!

5 группа

Сергей Есенин

«Осень»

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.
Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи.

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

Лугом пройдешь, как садом,

Садом — в цветенье диком,

Ты не удержишься взглядом,

Чтоб не припасть к гвоздикам.

Лугом пройдешь, как садом.

Шепот ли, шорох иль шелест —

Нежность, как песни Саади.

Вмиг отразится во взгляде

Месяца желтая прелесть

Нежность, как песни Саади.

Голос раздастся пери,

Тихий, как флейта Гассана.

В крепких объятиях стана

Нет ни тревог, ни потери,

Только лишь флейта Гассана.

Вот он, удел желанный

Всех, кто в пути устали.

Ветер благоуханный

Пью я сухими устами,

Ветер благоуханный.

«Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец - крестьянин,
Ну, а я - крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.

Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.

Ефименко Н. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская природа в русской поэзии"

Данный проект подготовлен учениками 5 класса при изучении темы по литературе "Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе"...

Конспект урока "Образы природы в русской поэзии Х1Х века"(5 класс)

Конспект урока составлен с учётом того, что перед уроком проводилась предварительная подготовка творческих работ ребят. Ученикам всегда приятно, когда на уроке демонстрируются из труды. В конспекте ес...

Урок литературы в 6 классе «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».

Урок  литературы в 6 классе по теме  «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» ,  по УМК В.Я. Коровиной...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о...