Конспект урока литературы в 6 классе по теме "Рассказ Е.Носова "Тёпа""
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Мойсеева Елена Иннокентьевна

Урок по теме "Рассказ Е.Носова "Тёпа"  является внеклассным чтением. Рассказ предварительно даётся детям для чтения, но без названия и без концовки. В конце урока они должны будут предположить дальнейшую судьбу главного героя. Домашнее задание носит творческий характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 6 классе

Тема: Рассказ Е.И.Носова «Тёпа» (на доске написаны имя автора и жанр произведения, но названия рассказа нет).

Рассказ даётся детям для чтения заранее, но без концовки и без названия.

Ход урока:

  1. Стадия вызова:

- Ребята, вы когда-нибудь испытывали одиночество?

- А вы задумывались о причинах одиночества?

- Вот сейчас мы и попытаемся это сделать (вопрос записывается на доске: В чём причины одиночества?) с помощью метода «Письмо по кругу» - затем следует обсуждение.

  1. Стадия осмысления текста:

- На доступном нам уровне мы постарались выявить причины человеческого одиночества. Но какое же отношение проблема одиночества имеет к рассказу Е.Носова, который мы сегодня и будем обсуждать?

- Но ведь рассказ о петушке, о птице, разве можно отнести к животному миру такое человеческое состояние, как одиночество?

- Давайте перечислим всех героев рассказа (записывается на доске).

- Все герои рассказа непосредственно связаны друг с другом. Попробуйте их так разместить на бумаге и связать какими-либо линиями (штрихами, стрелками) друг с другом, чтобы показать эти связи. Можете для этого использовать карандаши разного цвета. (Этот вид работы на данном этапе не проверяется).

- Почему же Тёпу так не любят в курятнике?

- А в человеческой жизни такое бывает?

-Имеем ли мы право плохо относиться к человеку, который на нас не похож?

- Относиться плохо – права не имеем, а вот быть равнодушными к такому человеку, просто не замечать его – имеем право? А если ему плохо?

- Проблема одиночества есть только у Тёпы или у кого-то ещё?

- А Петровна-то в чём виновата? Она ведь добрая, отзывчивая. Но почему она тоже одинока? (Что произошло в её жизни? Почему через 3 года она снова оказалась в деревне? Что же она сделала такого, что её дети и внуки забыли о ней? Почему никто ей не поможет и не приедет в гости?)

- Похожа Петровна на Тёпу? Чем?

- Что значит имя Тёпа?

                           

                                  ТЁПА    ---    НЕДОТЁПА                 Разница?

- А к Петровне можно отнести это имя?

- Кто ей противопоставлен в рассказе?

- Кто такой Магомет Сундуков? Как он живёт? Почему автор, говоря о нём, употребляет слово «заезжий»? Как это – «заезжий муж»?

- Кто ближе нашемй времени: Петровна, которая беспрестанно трудится, творит добро, или Магомет, думающий лишь о наживе и наживающийся на живых существах?

- Так как же нам жить: Как Петровна ли как Магомет? (вопрос записывается на доске, рядом с перечисленными героями).

- А почему Петровна не любит Магометку, ведь жалеет его, не продаёт, не пускает в суп?

- А почему Тёпа вырос таким беспомощным? В чём ошибка Петровны?

- Но разве человек обязательно должен походить на других? Разве он не имеет права на свою собственную жизнь?

- Посмотрите свои схемы. Внесите в них исправления, если считаете необходимым, используя наши рассуждения.

Далее идёт обсуждение схем.

- А что вы можете сказать о концовке рассказа?

- Чем, по-вашему, рассказ должен закончиться?

Зачитывание концовки.

- Ожидали такое?

- Почему Тёпа погиб?

- Что же получается: счастье не в том, чтобы быть самим собой (пусть и в одиночестве), а в том, чтобы быть как все, идя против своей индивидуальности, подстраиваться под мнение всех?

- У вас нет названия рассказа. Озаглавьте его. Почему так?

3. Рефлексия:

- Заставил ли вас о чём-нибудь задуматься рассказ Евгения Ивановича Носова «Тёпа»?

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Не родись красивым, а родись счастливым».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...