Урок-презентация по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города" : "О корени происхождения глуповцев". (8 класс)
презентация урока для интерактивной доски по литературе (8 класс) по теме

Дубовицкая Екатерина Алексеевна


В материале урока представлены официальные исторические сочинения, которые использовались автором для написания пародии; рассмтривается авторский пафос в утверждении положительных идеалов общества, объект сатиры; включены элементы  работы по анализу эпизодов в главе "О корени происхождения глуповцев", повторяются термины (сравнение, гипербола, гротеск) теории литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx329.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»: «О корени происхождения глуповцев » Разработка урока учителя русского языка и литературы ГБОУ Школа № 41 г. Москвы Дубовицкой Екатерины Алексеевны

Слайд 2

Пародия на официальные исторические сочинения «История одного города» была написана в 1869-1870-х годах и состоит из нескольких частей. Подзаголовок гласит: «По подлинным документам издал М.Е. Салтыков (Щедрин)». - На что настраивает читателя эта строка? - Обратимся к началу главы «О корени происхождения глуповцев ». Прочитайте первый абзац.

Слайд 3

Пародия на официальные исторические сочинения - Назовите известных историков XIX века, на которых ссылается автор ? - Заполните таблицу: ФИО историка Название исторического сочинения

Слайд 4

Н.М. Карамзин «История государства Российского» (отрывок из главы II ) Многие славяне, единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от чистых полей своих. Имя сие исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей государства польского. Древляне , назывались так от лесной земли своей, обитали в Волынской губернии, дулебы и бужане по реке Бугу…; северяне , соседи полян, на берегах Десны, Семи и Сулы , в Черниговской и Полтавской губернии; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне , которые после Рождества Христова основали Новгород.

Слайд 5

С.М. Соловьев Русская летопись для первоначального чтения От тех славян разошлись по земле многие народы и каждый назывался своим именем, где кто сел на каком месте; так, например, одни поселись по реке именем Морава и назывались моравами , а другие чехами; а вот тоже славяне: белые хорваты, сербы и хорутане . <…> славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, иные древлянами, потому что стали жить в лесах; те, которые поселились около озера Илменя , прозвались своим именем, славянами; они построили себе город, назвали его Новгородом. Так разошелся славянский народ. Все эти племена жили особо друг от друга, каждое на своем месте с своими нравами, обычаями и преданиями .

Слайд 6

«Слово о полку Игореве» (Перевод Д.С. Лихачева) Боян же вещий, если хотел кому песнь воспеть, то растекался мыслию по древу , серым волком по земле, сизым орлом под облаками. Помнил он, говорят, прежних времен усобицы. Тогда пускал десять соколов на стаю лебедей, и какую лебедь настигали – та первой и пела песнь старому Ярославу…

Слайд 7

Назовите басню Крылова, родственную сказке-притче Салтыкова-Щедрина.

Слайд 8

Запись в тетрадях В начале главы писатель пародирует официальные исторические сочинения с их лексикой и стилистикой, а затем погружает читателя в фольклорную стихию.

Слайд 9

В.И. Даль Пословицы и поговорки русского народа (1862) жители прозвища Присловья егорьевцы головотяпы рязанцы кособрюхие Мешком солнышко ловили псковичи капустники Небо кольями подпирали кимряки сычужники Петуха на канате держали, чтоб на чужую землю не ходил кашинцы Собаку за волка убили да деньги заплатили пошехонцы слепороды В трёх соснах заплутались угличане Толокном Волгу замесили

Слайд 10

Реакция критики на произведение После выхода «Истории одного города» в печати появились различные толкования произведения. Писателя упрекали в бесцельном глумлении над народом. Критики считали вздором названия головотяпов, моржеедов , лукоедов , лягушечников, лапотников и прочих. Автор же утверждал так: если подобные названия существуют в народном представлении, то я, конечно, имею полнейшее право воспользоваться ими и допустить их в мою книгу.

Слайд 11

Пародия на официальные исторические сочинения У Даля поговорки, присловья, часто являющиеся по существу дразнилками, обидными прозвищами, отражающими самые плохие качества жителей разных городов и деревень, объединены в разделе «Русь – Родина». Однако Салтыков-Щедрин употребляет присловья, собранные Далем, не имея в виду конкретные города или местности, а показывая собирательное отношение народа к самому себе. - Попробуйте сформулировать, что в главе «О корени происхождения глуповцев » является объектом сатиры?

Слайд 12

Запись в тетрадях Объектом сатиры в главе являются самооценка русского народа, отсутствие навыков самоуправления, утопическая надежда на справедливое единоличное правление.

Слайд 13

Вопросы по тексту: - Почему народ, о котором рассказывается, называют головотяпами? - Чем характеры героев этого произведения напоминают сказочных персонажей? - Дайте характеристику этого народа. Подтвердите цитатами из текста.

Слайд 14

Примерные цитаты 1. «Ни вероисповедания, ни образа правления эти племена не имели, заменяя все сие тем, что постоянно враждавали между собою». 2.«Мы головотяпы! Нет нас народа мудрее и храбрее». 3. хитрые:«…будем друг с дружкой до тех пор головами тяпаться, пока кто кого перетяпает » (знали, что головы на плечах растут крепкие) «Прибегли к колдовству: пустили на кособрюхих солнышко» НО: не могут добиться порядка, поэтому надумали искать себе князя

Слайд 15

Работа с текстом Найдите в тексте слова старца Добромысла . -Что сделает для головотяпов князь? - Какое правление, по мнению Добромысла , нужно для поддержания порядка?

Слайд 16

Поразмышляем над прочитанным Показывая собирательное отношение народа к самому себе, писатель как бы говорит нам: неужели во всей стране только и есть недотёпы и хвастуны? Попробуйте сами сформулировать, какие люди являются идеалом писателя?

Слайд 17

Запись в тетрадь Идеалом писателя были честные, благородные, умные, талантливые люди. Мы не видим таких в романе «История одного города», но понимаем, что для утверждения лучших качеств народа писатель высмеивает всё недостойное.

Слайд 18

Теория литературы Вспомните определения гиперболы, гротеска, сравнения. Какие из этих художественных средств используются Щедриным?

Слайд 19

Теория литературы Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.

Слайд 20

Какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность «деяний» градоначальников? князья Принцип правления градоначальники I князь (глупый) Учит жезлом II князь (глупый-преглупый) Наказал жезлом III князь (умный-преумный) В ружье попаливает да сабелькой помахивает. Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с плеч долой. Новотор (вор) Одоевец (вор) Орловец (вор) Калязинец (вор)

Слайд 21

Вопросы по тексту -Какими пословицами оправдывали они свою деятельность? - Чего хочет достичь Щедрин сатирическим изображением чиновников и градоначальников тогдашней России?

Слайд 22

Вывод. В государственном механизме и во всех деяниях чиновников от императора до мелких делопроизводителей заложен один и тот же порядок: не опасались ответственности и творили что хотели, не ожидая наказания или возмездия; но главное – в основе всех действий по управлению страной лежал личный произвол, каприз, принцип «что хочу, то и ворочу». Именно в таком свете Салтыкову-Щедрину открылась русская история на протяжении веков.

Слайд 23

Теория литературы - В чем пафос сатиры Салтыкова-Щедрина? Пафос – ведущий эмоциональный настрой произведения.

Слайд 24

Ответ Пафос сатиры Щедрина в утверждении положительных идеалов общества через осмеяние явлений, препятствующих установлению идеала. Высмеять зло, чтобы утвердить добро. «История одного города» убеждала, что так продолжаться не может: либо Россия прекратит свое существование, либо наступит перелом, который сметет с лица земли существующий государственный строй.

Слайд 25

Домашнее задание 1. Прочитать рассказ Н.С. Лескова «Старый гений» и подготовить пересказ. 2. Какие качества народа восхищают Н.С. Лескова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по произведению М.Е.Салтыкова-Щедрина "История одного города" (8 класс)

Контрольная работа по изучению "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина в 8 классе....

Урок литературы в 8 классе. Загадка Салтыкова-Щедрина (Анализ главы "О корени происхождения глуповцев").

Загадка Салтыкова-Щедрина (Программа В.Я. Коровиной). 8-й класс (Анализ главы  «О корени происхождения глуповцев». Отрывок из романа «История одного города»)Урок1.Цель урока: разгадать загадку Са...

"О корне происхождения глуповцев" М.Е. Салтыков-Щедрин

Анализ отрывка из "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина...

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык.

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык....

Конспект урока по литературе в 8 классе "М.Е. Салтыков-Щедрин Анализ отрывка из истории одного города": "О корени происхождения глуповцев"

Данная разработка урока поможет Вам качественно спланировать урок литературы в 8 классе. Использованы различные методы и приёмы инновационных  технологий....