Конспект урока по литературе в 8 классе "М.Е. Салтыков-Щедрин Анализ отрывка из истории одного города": "О корени происхождения глуповцев"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Крыловская Татьяна Витальевна

Данная разработка урока поможет Вам качественно спланировать урок литературы в 8 классе. Использованы различные методы и приёмы инновационных  технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИТВИНЕНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

улица Житомирская, дом 1, с. Литвиненково, Белогорский район, Республика Крым, 297632

тел.(36559) 2-53-19, e-mail: school_belogorskiy-rayon19@crimeaedu.ru, ОГРН 1149102170744, ИНН 9109007561

Конспект урока по литературе в 8 классе

«М.Е. Салтыков-Щедрин. Анализ отрывка из «Истории одного города»; «О корени происхождения глуповцев»

Учитель: Крыловская Т.В.

C:\Users\Windows\Desktop\изображение_viber_2023-01-09_14-34-14-019.jpg C:\Users\Windows\Desktop\изображение_viber_2023-01-09_14-34-13-831.jpg

8 класс Урок литературы

Тема: М.Е. Салтыков – Щедрин. Анализ отрывка из «Истории одного города»:  «О корени  происхождения глуповцев.

Цель урока: выявить идейно-художественный смысл главы, повторить и познакомиться с новыми литературными приёмами, свойственные сатирическому произведению

Предметные УУД:   расшифровать «хитрую тайнопись» его эзопова языка, дать представление о понятиях: «сатира», «гротеск», «аллюзия»,  «гипербола»,расширить художественный мир творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина

Метапредметные УУД: расширить социальный  кругозор обучающихся, учиться строить развёрнутые ответы на вопросы;

Личностные УУД: формировать активную гражданскую позицию ученикам.

 Оборудование; книги М.Е. Салтыкова- Щедрина, интерактивная доска, презентация

Ход урока.

1.Актуализация проблемы. Определение темы.  Целеполагания(Слайд № 1)
Эпиграф урока:
«Читать произведения Салтыкова-Щедрина – значит расшифровывать хитрую тайнопись»,    -       считал И. Гончаров.

 Как вы понимаете смысл этого эпиграфа? О чём мы будем сегодня говорить на уроке? Какие поставим цели?
Какие тайны зашифрованы автором в главе «О корени происхождения глуповцев»? Обо всём  этом вы узнаете на этом уроке.

Скажите, пожалуйста, как понять смысл любого литературного произведения? Что для этого нужно?

2. Слово учителя. 

 Чтобы войти в художественный мир писателя, чтобы глубже осознать  и почувствовать этот мир, надо знать  о законах, по которым он сотворён, надо подготовить себя к встрече с книгой. Чтобы смеяться над шутками Щедрина, надо в совершенстве владеть ситуацией. Даже современник писателя И.А. Гончаров, которому в качестве цензора пришлось ознакомиться с его публикацией в журнале «Современни», отмечал, что « читать их – всё равно, что расшифровывать хитрую тайнопись». Что же говорить о нас.

 Чтобы понять смысл произведения, важно знать: биографию автора, его мировоззрение, содержание текста; необходимо уметь: определять тему и идею, анализировать средства выразительности.
3.
Подготовка восприятия произведения.
Знакомство с биографией писателя. (Слайды № 2-4)

Сегодня мы познакомимся с биографией Михаила Евграфовича. Ведь понять смысл произведения нам поможет знание основных событий жизни автора.
Сейчас мы послушаем сообщение биографа. (Сообщение учащегося с презентацией).

4. Предтекстовые задания. Словарная работа. (слайд 5)

 Учитель обращает внимание нанеизвестные слова (бичевал, эзопов язык), комментирует термины

Юмор – изображение героев в смешном виде.

Гротеск  - предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

 Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

 Эзопов язык – особый вид письма, тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль автора.

5  Мини – исследование  о мировоззрение М.Е. Салтыкова-Щедрина. Работа   в группах с учебником

(страницы  3-4)

  1. Группа  – В чем М.Е. Салтыков-Щедрин видит главное бедствие России?
  2. Группа  – Какой неизменный общий принцип находит М.Е. Салтыков-Щедрин в русской жизни?
  3. Группа  – В чем убеждает современников «История одного города»?

Вывод.
Положение С.-Щедрина  было двойственным. Он играл внешне 2 противоположные роли:
1) видный государственный деятель – представитель власти;
2) писатель.
Но мировоззрение писателя делает его образ гармоничным. Он восстанавливает справедливость всеми доступными ему средствами: и словом, и делом. К сожалению, в середине 19 века не было возможности совмещать эти роли. Пришлось делать выбор.
Кто побеждает в Щедрине?
(Писатель – сатирик).  Писатель Салтыков – Щедрин не был мастером острого сюжета, характеры его героев не отличались психологической глубиной, красота его слова не ласкала слух. Но он был правдив, точен и беспощаден к социальному злу. Цензурный комитет отмечал «вредное направление» произведений Щедрина. Применительно к творчеству великого писателя используется  специальный термин – эзопов язык.

- Что такое эзопов язык, и в связи с каким жанром литературы  мы говорим о нём?(ответы учеников)

-Так ли это, скажет нам Усеин, подготовивший дома справку об этом понятии.

6.Выступление литературоведа.  Сатира. Сатирические приемы. (Слайд № 6) .
Сатира – обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде.
Какие сатирические приемы вам знакомы?
(Аллегория, «эзопов язык», гипербола)
Эти и другие приемы помогают понять идею произведения, проблемы, позицию автора.

7. Историческая основа произведения. (Слайд № 7)
«История одного города» была написана в 1869 году. Писатель сочинил «дурацкую, шутовскую историю, подозрительно похожую на настоящую», в которой показал подлинные события и факты русской жизни, поднятые на уровень грандиозного обобщения.
8 Введение понятия  «аллюзия». (Слайд № 8 ).

 Аллюзия – одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намёкана общеизвестный факт – литературной, бытовой, общественно- политической(запись в тетрадь)
В 9 классе вы будете читать замечательное произведение Древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Это произведение 12 века неизвестного русского писателя о походе Новгород – Северского князя Игоря против половцев в 1185 году.
Послушайте отрывок:
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
Перевод Н.Заболоцкого
Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его -
В похвалу трудам его и ранам -
По былинам времени сего,
Не гоняясь в песне за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
- А теперь откройте текст 1 главы «Истории одного города», прочитайте 1-ое предложение текста.
- Ребята, кто такие Костомаров, Соловьев и Пыпин? Назовите их общим словом. При затруднении обратитесь к сноскам (историки).
- Эти ученые отстаивали противоположные точки зрения на историю России и враждовали между собой. Соловьев доказывал, что русское государство образовалось только благодаря великодержавной политике русских царей (летает орлом). Костомаров считал эту политику вредной, главное значение придавал стихийным народным движениям (серым волком рыщет по земле).
Ученый Пыпин «растекался мыслью по древу», потому что в работах обращал больше внимания на широкий историко-культурный материал.

. Аллюзии, найденные Салтыковым – Щедриным, стали примерами для подражания, образцами во многих литературоведческих словарях.

9. Работа с текстом. Неологизмы Щедрина. Поисковое чтение.
Михаил Евграфович придумал целый мир и населил его необычными героями. Например, головотяпами. Автор выступил в данном случае как словотворец. Общеупотребительное в наше время слово «головотяп» впервые употреблено Салтыковым-Щедриным.

   Почему и х так прозвали. Поисковое чтение (поиск в тексте).
Головотяпство - (неодобр.) крайняя небрежность и бестолковость ведения какого – либо дела.
- Причины головотяпства автор называет читателю  
- Несговорчивость
- Недоброжелательство
- Необразованность, темнота, забитость
- Собственное варварство
- Рабская привычка народа к повиновению, его бесправие, смирение

Выводы:
Вот это и высмеивает Салтыков-Щедрин в своей сатирической книге.
А разве прямо можно было говорить об этом в 60-е гг. XIX в? Вот для чего нужен эзопов язык, гротеск, фантастика.
10.  Поисковое чтение.

Соседние племена  . Часто у Салтыкова-Щедрина встречаются образы-характеристики, даже образы – клички.

Кто жил по соседству с головотяпами? (обращение к тексту)
Как вы считаете, являются ли наименования соседних племен выдумкой писателя?
Нет. Своеобразный народный юмор в этих прозвищах.
- Расшифровка названий племен.
- «Утверждаю, — говорит Салтыков о своих «героях» в письме в редакцию «Вестника Европы», — что ни одно из этих названий не вымышлено мною, и ссылаюсь в этом случае на Даля, Сахарова и других любителей русской народности».

Выслушаем нашего исследователя. (Выступление учащегося)
Вывод: Факты подлинной действительности приобретают фантастические очертания, а фантастика становится реальностью.
11. Алогизмы Поисковое чтение
Текст насыщен нелепыми, алогичными явлениями. Давайте приведем примеры.
Алогизмы (чтение текста)
а) «когда же лгали, то прибавляли «да будет мне стыдно», и были наперед уверены, «что стыд глаза не выест»
(Стыд не дым, глаза не выест)
б) «взаимно разорили они свои земли … и в то же время гордились тем, что радушны и гостеприимны»
в) Нелепые, бестолковые действия наведения порядка головотяпами.
«Началось с того, что … »
Вывод: Мы наблюдаем чистый абсурд! В гротеске естественные связи и отношения уступают место алогичным (нелогичным).
- Как меняется при этом интонация?
(высокий, торжественный слог летописи сменяется игровой, сказочной интонацией)
12.  Работа в группах. Определение целый ряд черт, сближающих рассказ о головотяпах, ищущих князя, со сказкой. (Обращение к тексту). Близость фольклору. .
• Персонаж – помощник. ( Добромысл, пошехонец - слепород, чухломец - рукосуй, вор-новотор). Но что они делают? Указывают дорогу! (абсурд, гротеск)
• Гипербола (гибель в болоте, характеристика своих качеств- «нет мудрее и храбрее»)
• Троекратные повторы (речевые, композиционные)
• Три князя. (Князь, глупый-преглупый, умный-преумный)
• Постоянные эпитеты ( «добры молодцы»)
• Сказочные формулы («три года и три дня»)
• Стилизация сказки: « и повел их вор-новатор сначала все ельничком да березничком…»
Вывод: обращение к фольклору дает свободу писателю, показывает отсталость головотяпов.
13. Поисковое чтение.  
Что принесло головотяпам самовластие? (Обращение к тексту)
Глупость не порок, а беда:
• «И будете вы платить мне дани многие»
(грабёж, систематический, узаконенный)
• «Когда же пойду на войну - и вы идите!»
(превращение жителей в «пушечное мясо»)
• «А до прочего вам ни до чего дела нет»
(устранение народа от обсуждения и решения любых общественных вопросов)
• «И тех, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить»
(воспитание в народе покорности, повиновения путем непрерывного террора).

14  Создание пробдемной ситуации. Сравнительный анализ произведений. Формирование понятия «аллюзия»

А в сказочное повествование вновь вплетаются аллюзии. Зачем?
«Не шуми, мати зелена дубравушка!»
Ср: А. С. Пушкин « Капитанская дочка» гл. 7
«Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным,- все потрясло меня каким-то пиитическим ужасом»

Вывод: Салтыков-Щедрин в ужасе оттого, что головотяпы добровольно себя закабалили и обрекли на страдания от произвола властей, это большая глупость.

«Были между ними…»
Ср. : Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
«Всех, кто не стоял, разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца. Самые старейшие в рядах стали неподвижны, потупив седые головы в землю; слеза тихо накатывалася в старых очах; медленно отирали они её рукавом. И потом все, как будто сговорившись, махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами».
Вывод: Образ Сечи связан с мотивом воли, а головотяпы добровольно себя закабалили.

15 Анализ текста
Так головотяпы стали глуповцами.
Можно отдать свою законную свободу в чужие загребущие руки, но можно и не отдавать. Тогда и история пошла бы по- иному, и глуповцами не назывались бы.
Не правда ли иносказание вполне прозрачное?
Ведь будь народ в 60-е гг. XIX в. политически более активен, русская история действительно могла бы пойти другим путем, как экономическим, так и политическим.

Главная проблема главы?  (слайд № 9)
(Народ и самовластие - их противостояние).
Вывод: Сатира Салтыкова- Щедрина направлена и против самодержавных правителей, и против покорного народа
Город Глупов – город - гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства.
Так, от шутки, насмешки ведет автор читателя к издевке над тупой рьяностью «верхов» и к все большему сочувствию «низам».
Так будет во всех главах романа, ключ к которому - глава «О корени происхождения глуповцев».
К этому произведению вы обратитесь в 10 классе, познакомитесь с удивительными образами градоначальников.
16. Рефлексия Какие цели были поставлены в начале урока? Все ли достигнуты? Какие трудности у вас возникли? Над чем ещё надо поработать?

 Разговор с великим. Разговор с писателем».
Представьте, что у вас появилась возможность обратиться к автору романа и высказать свое мнение о содержании произведения. Обратитесь к нему:

«Уважаемый Михаил Евграфович, я понял, что вы хотели сказать…»

17 Оценивание Использование различных форм (самооценка, взаимооценка)
18. Домашнее задание 
Близкий к тексту пересказ эпизода «Поиски князя» Дополнительное задание по желанию – творческое задание на стр 13. Возможно дополнительное задание с учётом трудностей, возникших в ходе урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока по литературе 8 класс "История создания "Капитанской дочки"А. С. Пушкина "

Тема: История создания «Капитанской дочки».Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.Задачи:...

Урок-презентация по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города" : "О корени происхождения глуповцев". (8 класс)

В материале урока представлены официальные исторические сочинения, которые использовались автором для написания пародии; рассмтривается авторский пафос в утверждении положительных идеалов общества, об...

План – конспект урока по литературе «Чиновники на приёме у «Ревизора». Анализ IV действия комедии «Ревизор»

Цели:1. Актуализировать знание о творчестве Н. В. Гоголя.2. Формировать умение формулировать основную мысль сообщения по его теме.3. Формировать умение сбора и анализа материала о героях....

Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".

Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума"....