Мастерская по повести А.С.Пушкина "Метель".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Опыт  проведения  мастерских сейчас востребован.Это урок, на котором активно  формируются метапредметные  навыки. Урок, на  котором нет равнодушных. На нем требования ФГОС реализуются  в  полном  объеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мастерская» по повести А. С. Пушкина «Метель»

     В мастерской скульптора всегда был мастер и подмастерья.

Педагогическая мастерская опирается на гуманистическую философию в отношениях учителя и учеников. Это один из сложных видов урока, требующий от учителя особого мастерства. И материал должен быть по-настоящему проблематичным. В основе данного вида урока лежит довольно жесткий алгоритм. Прежде чем провести «мастерскую», я подробно изучила доступный мне опыт других учителей как теоретический, так и практический.

Ход мастерской по повести «Метель».

Текст  прочитан  заранее, класс разбит на группы  с  учётом  пожеланий учащихся.

1 этап. Всем группам предлагаю написать слово «метель», подобрать слова- ассоциации (можно нарисовать). Из опыта: почти у всех слова: холодно, вихрь, метёт, неуютно, тревожно, мерзко.

Звучит музыка. Г.Свиридов «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».

Обмен словами. У многих- многочисленные совпадения. Огорчаться не буду: вся работа впереди.

2 этап. У каждой группы на столах- тексты произведений А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы», отрывок из «Капитанской дочки» («Буран в степи»).

Тексты знакомы, даны для того, чтобы дополнить предыдущие слова- ассоциации.

Получается гораздо богаче и эмоциональнее.

На основе написанных слов предлагаю написать  миниатюру «Я попал в метель».

Можно и музыку П.И. Чайковского включить.

Миниатюра поможет перейти к следующему этапу.

3 этап. Обмен опытом. Миниатюры читаются внутри групп, группа выбирает лучшую работу, она зачитывается всему классу.

4 этап. Все погрузились в метель, внесём туда героев повести.

Работа в тетрадях. Лист делим на три части: одна - для характеристики Маши, вторая- Владимира, третья- Бурмина .Задание: выписать слова и словосочетания, помогающие передать взаимоотношения каждого из героев с метелью.

Считайте, что метель- полноправный герой повести.

Вместе выясняем, что Машу метель пытается остановить (примеры из текста и из тетради), но потом позволяет добраться до церкви. Бурмина  какая- то сила выталкивает в самую бурю и т.д.

Работа с текстом идёт оживлённо, ребята внимательно вчитываются в пушкинские строки.

5 этап. Предлагаю ребятам задать вопросы к  повести.

  • Почему Маша во время венчания не распознала, что жених не тот?
  • Почему Маша не смогла узнать его 4 года спустя?

Вопросы и ответы на них позволяют уточнить текст в деталях.

Заостряю: Пушкин верил в судьбу.

  • А что это значит- верить в судьбу?

Какими интересными и неожиданными могут быть ответы.

6 этап. Предлагаю выделить ключевые слова для написания сочинения по повести: метель, судьба, неожиданность, любовь, предопределение. Для уточнения лексического значения ( например, предопределение) можно воспользоваться словарём.

Предлагаю выразить свои ощущения.

     На втором уроке пишем сочинение.

Несколько формулировок темы и вопросов записаны на доске (можно выбрать), но лучше сформулировать самим. Многие отвечают на вопрос:»Как метель распорядилась судьбами героев?» Самые внимательные читатели включают в свои работы детали текста повести. Почти все признают, что метель была несправедлива к Маше и особенно к Владимиру.

Каждый в мастерской открывает своё.

 «Мастерская» помогает организовать работу по развитию речи. Пушкинская лексика обогащает словарный запас учащихся. Поиск нужных слов заставил внимательно перечитать повесть.

Определение взаимоотношений метели с героями помогают решить несколько задач, в том числе, о роли пейзажа в литературных произведениях. Наша «Мастерская» утверждает мысль, что природа не фон, а герой повести. Не будь метели, не было бы и повести .Метель корректирует своеволие Маши и Владимира. Метель  - судьба?

Так ребята незаметно для себя проанализировали текст, что является одним из законов построения «мастерских».

В ходе урока активизируется творческая деятельность. Постоянная смена типов деятельности – тоже плюс «мастерской». Стремление к интегрированной деятельности и интегрированным знаниям помогают личности ученика быстрей взрослеть. Мастерская сама (законами построения) приводит к широкому полю познавательной деятельности , потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке  Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Урок-мастерская по повести А.С. Пушкина "Дубровский"

Урок по теме "Ссора друзей" с использованием технологии "Шесть шляп"....

Мастерская о ценности детства «ДЕТИ и… ВОЙНА» ( по повести Владимира Богомолова «Иван»)

Цель: образовательная – а) повторение ранее изученного произведения ( Л.Н.Толстой «Петя Ростов»);б) знакомство с произведением о Великой Отечественной войне 1941-1945гг., где герой-ровесник вносит пос...

Урок – мастерская по повести П.М. Столповского «Дай доброты его сердечку».

Урок – мастерская по повести П.М. Столповского«Дай доброты его сердечку»....

Мастерская по повести А. С. Пушкина « Метель».

Педагогическая технология, получившая название «мастерской», позволяет включить в учебный процесс каждого ученика; ученик строит свои собственные знания вместе с другими, каждый проявляет свои т...

Творческая мастерская "Если друг оказался вдруг - и не друг, и не враг , а так" (По повести "Максим Максимыч М.Ю.Лермонтова)

Твеорческая мастерская  по повести М.Ю.Лермонова "максим Максимыч" с использованием синквейна...

Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»

1. Сформировать  представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.3. Формировать собственное отнош...