я была тогда с моим народом
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Егорова Людмила Николаевна

жизнь и творчество Анны Ахматовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_byla_togda_s_moim_narodom.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                 «Я была тогда с моим народом…»

                           (О жизни и творчестве Анны Ахматовой)

                            Урок  литературы  в 11 классе

 Цели урока:1).Ознакомить выпускников с личностью поэта серебряного века Анной Ахматовой, своеобразием её поэтического наследия;

2).пробудить интерес к личности и поэзии Ахматовой, вырабатывать навыки самостоятельного исследования творчества поэта;

3).воспитывать у учащихся любовь к русской классике и гордость за свой народ, свою Родину.

Задачи урока:

1). развивать исследовательскую деятельность учащихся;

2).формирование навыков анализа лирических произведений;

3).формирование личностного отношения к творчеству пота;

Тип урока: урок-исследование

Форма урока: литературный салон

Методические приёмы:

- вступительное слово учителя;

-инсценированное чтение стихов;

-инсценирование;

-исследовательская и критическая работа;

-составление таблицы;

-применение ИКТ (Презентация  MS Power Point);

Оборудование к уроку:

- стихи Ахматовой;

-мультимедийный проектор;

- экран;

- компьютер;

Оформление урока: портрет А.Ахматовой, слайды о жизни и творчестве поэта, выставка изданий А.Ахматовой.

Запись на доске:

Реквием – католическое богослужение по умершем, а также траурное музыкальное произведение.

Фолиант – толстая старинная книга большого формата.

Месса – католическая церковная служба.

Апокалипсис – христианская церковная книга, содержащая пророчество о конце мира.

Перечень сборников А.Ахматовой: 1912 г. – «Вечер»

                                                                1914 г. – «Чётки»

          1916 г. – «Белая стая»

          1921 г. – «Подорожник»

          1922 г. – «Anno Domini»

          1945 г. – «Тростник»

По ходу урока на доске заполняем таблицу о своеобразии поэзии А.Ахматовой:

Тема

Пафос

Стиль

неразделённая трагическая любовь

гражданственность

простота

тема поэта и поэзии

патриотизм

правдивость

тема Пушкина

искренность

точный образ

осуждение войны

сопричастность к судьбе страны и народа

чёткость мыслей и выражений

судьба Родины и народа

экономия выразительных средств

Эпиграф к уроку:

                                                             Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

        Я – отраженье вашего лица…

        И может быть, поэзия сама –

                                                             одна  великолепная цитата.

        Анна Ахматова

        Ход урока

1.Оргмомент(цели и задачи урока).

2.Вступительное слово учителя.(Читает наизусть).

Узкий, нерусский стан –

Над фолиантами.

Шаль из турецких стран

Пала, как мантия.

Вас передашь одной

Ломаной чёткой линией.

Холод – в веселье, зной –

В вашем унынии.

Вся ваша жизнь – озноб.

И завершится – чем она?

Облачный – тёмен – лоб

Юного демона.

Каждого из земных

Вам заиграть – безделица!

И безоружный стих

В сердце нам целится.

В утренний сонный час,

- Кажется, четверть пятого, -

Я полюбила Вас,

Анна Ахматова.

                     (11 февр., 1915г.)

      Это стихотворение М.Цветаевой посвящено Анне Ахматовой. В нём есть и точное описание портрета Ахматовой, и сложный, противоречивый характер, и предчувствие нелёгкой судьбы, и оценка её поэзии, и признание её творчества. Сегодня речь пойдёт о личности Ахматовой и о своеобразии её поэтического наследия. Хотелось бы, чтобы одиннадцатиклассники верно определили для себя значение поэзии Ахматовой, потому что принято называть её стихи чисто женскими, только о любви, но это далеко не так.

      В Петербурге в многоэтажном доме на Таврической улице в квартире поэта Вяч. Иванова в круглой угловой комнате под названием «Башня» по средам собирались поэты и читали стихи…(Инсценировка)

      Один из таких декабрьских  вечеров1911 года. Николай Степанович Гумилёв, муж Анны Ахматовой, признанный поэт, и Анна Ахматова в гостиной Вяч. Иванова. (Входит ученица, играющая роль Ахматовой и садится за стол). Тонкая, высокая, стройная, с гордым поворотом маленькой головки, Ахматова походила на гитану. Нос с горбинкой, тёмные волосы, на лбу подстрижены короткой чёлкой. Небольшой, тонкий, нечасто улыбавшийся рот. Тёмные, суровые глаза.

 Молодой поэт:

- Кто эта женщина?

Другой поэт:

- Анна Ахматова, жена Гумилёва. (Ехидно). Она «тоже пишет».

Молодой поэт:

- Её нельзя не заметить! Она очень обаятельна!

Другой поэт:

- Вы думаете? Впрочем, она, кажется, не лишена способностей. Ещё барышней она писала:

                                                  И для кого эти бледные губы

        Станут смертельной отравой?

        Негр за спиною, надменный и грубый,

        Смотрит лукаво.

Мило, не правда ли? И непонятно, почему Гумилёв так раздражается, когда говорят о его жене как о поэтессе.

Третий поэт:

-Анна Андреевна, вы прочтёте?

(Гумилёв с недовольной гримасой стучит папиросой о портсигар. Остальные снисходительно улыбаются).

Анна Ахматова(тихо):

-Я прочту. (Громче). Я прочту.( Читает стихотворение «Песня последней встречи»).

                           Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки;

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки;

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между клёнов шёпот осенний

Попросил: «Со мною умри:

Я обманут, слышишь, унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»

Это песня последней встречи.

Я взглянула на тёмный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-жёлтым огнём.

Молодой поэт:

- Превосходно, не правда ли?

Другой поэт:

- Не серьёзно. Посмотрим, что скажет Вячеслав Иванов!

Третий поэт:

- Вероятно, ничего, так, отметит какую- нибудь техническую особенность.

Вяч. Иванов(встаёт и подходит к А.Ахматовой, целует ей руку):

-Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской поэзии.

                                                             

1-ый критик: В этом стихотворении лирическая героиня представлена в минуту сильнейшего волнения. Какая сильная, эмоционально-психологическая деталь, подчёркивающая душевное смятение, волнение: «Я на правую руку надела перчатку с левой руки». Звучание стиха напоминает перехваченное дыхание, прерывающийся голос. А как выразительна последняя строка благодаря использованию эпитета: «Только  в спальне горели свечи равнодушно-жёлтым огнём». В коротком стихотворении заключена целая повесть о духовной жизни героини, трагедии последней встречи.

Учитель: Так Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия – Горенко) прочно вошла в русскую поэзию.

Анна Ахматова( читает ученица от  лица поэта): «Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой, в селении Большой Фонтан на даче Саракани. Назвали меня Анной в честь бабушки, а её мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным именем. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет. Мои первые воспоминания – царскосельские.

    Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. Лето проводила под Севастополем, получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы, бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма и загорала до того, что сходила кожа и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень.

    В 1907 году гимназический курс закончила в Киеве, В Фундуклеевской гимназии. В 1908 г. поступила на  юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.

    В 1910 году вышла замуж за Гумилёва. Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов я сделалась акмеисткой».

1-ый исследователь:

Первая книга стихов А.Ахматовой «Вечер» вышла в марте 1912 года тиражом 300 зкз. и содержала 46 стихотворений. Дебют встречен критикой сочувственно. Рецензенты отмечали, что «Ахматова – уже сложившийся художник, поэт, соединяющий в себе два положительных качества: совершенство женственности с трогательно-изысканной интимностью».

 Учитель: Основное место в лирике Ахматовой в этот период, бесспорно, занимает любовная тема( делается запись в таблице). Ученица читает стихотворение «Сероглазый король».

                                  Слава, тебе, безысходная боль!

                                  Умер вчера сероглазый король.

        Вечер осенний был душен и ал,

        Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

        «Знаешь, с охоты его принесли,

                                   тело у старого дуба нашли.

                                  Жаль королеву. Такой молодой!..

                                  За ночь одну она стала седой».

                                  Трубку свою на камине нашёл

                                  И на работу ночную ушёл.

                                  Дочку мою я сейчас разбужу,

                                   В серые глазки её погляжу.

                                  А за окном шелестят тополя:

                                  «Нет на земле твоего короля…»

                                                             

2-ой исследователь: На пёстром и разноречивом фоне поэзия Ахматовой сразу же заняла особое место уравновешенностью тона и чёткостью мыслевыражения (записываем в столбик «Стиль»). Чувствовалось, что у молодого поэта свой голос, своя интонация.

    В предреволюционную поэзию её лирика вошла свежей струёй искреннего чувства. Верная заветам Пушкина, Ахматова с самого начала творческого пути стремилась к простым и точным образам. В стихотворении о Пушкине – лицеисте всего восемь строк, но и из них образ юного поэта выступает необыкновенно живо(юноша читает стихотворение «Смуглый отрок»):

                                             Смуглый отрок бродил по аллеям,

                                             У озёрных грустил берегов,  

                                             И столетие мы лелеем

        Еле слышный шелест шагов

     

        Иглы сосен густо и колко

        Устилают низкие пни…

        Здесь лежала его треуголка

        И растрёпанный том Парни.

1-ый критик: Как удачно выбрано слово «лелеем»! Не «слышим», не «помним», а именно «лелеем», т.е. любовно бережём в своей памяти. Аллеи, озеро, сосны – живые приметы Царскосельского парка. Глубокое раздумье Пушкина передано двумя маленькими деталями: он отбросил от себя недочитанную книгу. Строка «Еле слышный шелест шагов» подбором самих звуков прекрасно передаёт шелест осенней опавшей листвы. Сказать многое в немногом – один из заветов подлинного искусства. Ахматова училась этому у Пушкина, Баратынского, Тютчева, Анненского.

3-ий исследователь: Из всех книг Ахматовой «Чётки» имели самый большой успех и в то же время самую противоречивую критику. «Чётки» должны были на практике осуществить принципы акмеизма как противопоставление символизму. Но мнения по этому поводу раздвоились. Отделяя Ахматову  от акмеизма, поэт Б.Садовский писал: «Госпожа Ахматова, несомненно, талантливый поэт, именно поэт, а не поэтесса. В её поэзии чувствуется что-то родственное Блоку. Лирика Ахматовой – сплошное горе, покаяние и мука, истый же акмеист должен быть самодоволен. В акмеизме отсутствует трагедия, отсутствуют элементы подлинной лирики».

      В 1964 году, выступая на вечере, посвящённом 50-летию выхода «Чёток», поэт А.Тарковский говорил; «С «Чётками» для Ахматовой наступила пора народного признания». (Исполняется под гитару песня на слова Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»).

4-ый исследователь: Однако Ахматова не была бы выдающимся поэтом, если бы оставалась в кругу только личных переживаний. Беспокойное ощущение  эпохи, несомненно, коснулось и её, казалось бы, замкнутого мира. Время было тревожное: шатались вековые устои Российской Империи, первая империалистическая война.

( Ученица читает стихотворение «Молитва»):

                                              Дай мне горькие годы не дуга,

             Задыханья, бессонницу, жар,

        Отыми и ребёнка, и друга,

        И таинственный песенный дар -

        Так молюсь за твоей литургией

        После стольких томительных дней,

        Чтобы туча над тёмной Россией

        Стала облаком в славе лучей.

Поэт ощущает эти минуты народного бедствия как перелом в своей личной судьбе. Тревога  в лирике Ахматовой рождена чувством истинного патриотизма, которое в дальнейшем становится одним из основных мотивов ахматовского творчества (делается запись в тетради). Любовь к Родине никогда не отделялась у неё от мыслей о судьбах народа. Она твёрдо знала, что в эти исторические дни надо быть на родной земле, со своим народом, а не искать спасения за рубежом.

                                                             

Учитель: Стихи Ахматовой предреволюционных лет преисполнены неясной болью и тревогой. Её лирика становится всё более трагедийной. Чуткий слух поэта уловил и передал трагедийную катастрофичность эпохи. Не случайно в годы революции и позже( в книгах «Anno Domini», «Подорожник») она всё чаще  задумывается над сутью своего поэтического ремесла, над обязанностями поэта, пишет о долге художника перед временем.

         Перед нами поэт, ощутивший грозную ответственность своего искусства перед эпохой, готовый идти на жертвы и полагающийся лишь на силу и власть поэзии:

(Ученик читает стихотворение «Нам свежесть слов и чувства простоту…).

        Нам свежесть слов и чувства простоту

        Терять не то ль, что живописцу – зренье,

        Или актёру – голос и движенье,

        А женщине прекрасной – красоту?

        Но не пытайся для себя хранить

        Тебе дарованное небесами:

        Осуждены – и это знаем сами -

        Мы расточать, а не копить…

Как видим, для Ахматовой важнейшее значение имеет чувство высокой моральной ответственности перед своими современниками. К такому пониманию искусства и своего места в современности она подошла в 1917 году и написала стихотворение «Мне голос был…» (ученица читает стихотворение):

        Мне голос был. Он звал утешно,

        Он говорил: «Иди сюда,

        Оставь свой край глухой и грешный,

        Оставь Россию навсегда.

        Я кровь от рук твоих отмою,

        Из сердца выну чёрный стыд,

        Я новым именем покрою

        Боль поражений и обид».

        Но равнодушно и спокойно

        Руками я замкнула слух,

        Чтоб этой речью недостойной

        Не осквернился скорбный дух.

2-ой критик: Почему героиня стихотворения «замкнула слух»? Не от искушения, не от соблазна, а от скверны. И отвергается мысль не только о внешнем отъезде из России, но и вероятность внутренней эмиграции по отношению к ней.

Учитель: 1921 год был трагическим для Ахматовой: как враг народа был расстрелян по обвинению в заговоре муж Николай Гумилёв. С середины 20-ых годов стихи Ахматовой почти перестали печатать, а старые – переиздавать.

3-ий критик: Несмотря ни на что, чувство родины для Ахматовой свято, без ощущения родины для неё невозможна душевная гармония. Образ России у Ахматовой неотделим от судьбы поколения, народа. В 1922 году она пишет:

        Не с теми я, кто бросил землю

        На растерзание врагам,

        Их грубой лести я не внемлю,

        Им песен я своих не дам.

                                                           

Это было ответом на негативное отношение к её творчеству.

5-ый исследователь: 30-ые – 40-ые годы были страшными не только для Ахматовой, но и для всей страны. Семнадцать месяцев, с 1938 по 1939 годы Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Николаевича Гумилёва; он арестовывался трижды: в 1935-м, 1938-м и 1939-м годах.

Учитель: Вспомните, пожалуйста, почему 30 – 40-ые годы оказались страшными для нашей страны?(Учащиеся могут рассказать о годах сталинской репрессии).

Ахматова (ученица рассказывает от лица поэта): «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо( там все говорили шёпотом):

- А это вы можете описать?

И я сказала:

-Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом».

5-ый исследователь: Так появляется «Реквием», над которым автор работает с 1935 по 1940-й годы. В «Реквиеме» Ахматова пишет не только о сыне Льве Гумилёве и о своей судьбе, но и о судьбе многих и многих людей. Выбор жанра заупокойной мессы, посвящённой памяти усопших, помогает Ахматовой подняться над личной болью и слиться с общим народным страданием:

                                        Нет, и не под чуждым небосводом,

        И не под защитой чуждых крыл, -

        Я была тогда с моим народом,

        Там, где мой народ, к несчастью, был.

В «Реквиеме» Ахматова рассказала о чудовищности тоталитарного режима, который охватил Россию в 30-ые – 40-ые годы, поэтому долгое время наше общество делало вид, что в творчестве Анны Андреевны нет такого произведения, как «Реквием».

6-ой исследователь: В годы Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. «Она патриотка, - записал в дневнике писатель Павел Лукницкий, посетивший её в августе 1941 г., - и сознание, что она сейчас  душой вместе с народом, видимо, очень ободряет её». Другой современник вспоминает о поэте: «В самые мрачные дни она  поражала глубокой верой  в победу. Как будто ей было известно то, чего ещё  не знал никто из нас». В стихотворении «Клятва», написанном в июле 1941 года гордо звучали слова:

                        Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

        Что нас покориться никто не заставит.

7-ой исследователь: Анна Андреевна долго отказывалась от эвакуации в Ташкент. Даже больная, истощённая дистрофией, она не хотела покидать родной Ленинград. В стихотворении «Мужество», написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России.

Учитель: В заключение хотелось бы предложить послушать это стихотворение в исполнении самого автора. Это живой голос самой Ахматовой, дошедший  до нас  спустя почти полвека!

(Звучит магнитофонная запись стихотворения «Мужество» в исполнении А.Ахматовой).

 В неразрывности личной судьбы и судьбы народа и страны заключено истинное величие той любви к человеку и окружающему миру, которая звучит в стихах Анны Ахматовой:

                             Я была тогда с моим народом,

        Там, где мой народ, к несчастью, был.

        

Таким образом, поэзия Ахматовой не только исповедь влюблённой женщины, это прежде всего исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли:                

        Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

        Я – отраженье вашего лица.

        Напрасных крыл напрасны трепетанья -  

        Ведь всё равно я с вами до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я была тогда с своим народом..." Урок по поэме А.Ахматовой "Реквием" 11 класс

Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа), предлагает комплексный подход к изучению произведения. Aнализ поэмы А.Ахматовой "Реквием" позволяет обнаружить глубокую взаимосвяз...

Музыка моего народа.

Разработка урока,презентация....

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ МОЕЙ РОДИНЫ "Музыка моего народа. Солдатские песни"

Сценарий предложенного урока разработан учителем в рамках авторского подхода к преподаванию темы «Музыка моего народа» по государственной программе «Музыка» под редакцией Д. Кабалевского....

Презентация "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ"

Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр)...

Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»

- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...

Урок по поэме А. А. Ахматовой "Реквием" "Я была тогда с моим народом…" 11 класс

quot;Я была тогда с моим народом…" (Урок по поэме А. А. Ахматовой "Реквием") в 11-м классе...