Урок по поэме А. А. Ахматовой "Реквием" "Я была тогда с моим народом…" 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Кудряшова Елена Николаевна

"Я была тогда с моим народом…" (Урок по поэме А. А. Ахматовой "Реквием") в 11-м классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ahmatova_otkrytyy_urok.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

"Я была тогда с моим народом…" (Урок по поэме А. А. Ахматовой "Реквием" в 11-м классе

  1. Содержательно-целевой компонент

Цель урока: определить идейно-художественное своеобразие поэмы А. А. Ахматовой «Реквием»

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с особенностями послеоктябрьского творчества; показать, как в поэме А. Ахматовой «Реквием» преломляется и отражается история страны

2.Учиться понимать авторскую позицию на основе анализа текста.

3. Увидеть, какие библейские образы и мотивы встречаются в поэме.

4.Закрепить понятия: тема, идея, изобразительно-выразительные средства литературного произведения

Развивающие:

  1. Развивать способность выявлять в художественном тексте образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных высказываниях
  2. Развивать умение владеть навыками анализа лирического произведения; осознания художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания
  3. Развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы А.А. Ахматовой «Реквием», соотнесения их со своими внутренними представлениями

Воспитательные: 

  1. Способствовать обогащению духовно-нравственного опыта и эстетическому воспитанию учащихся

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок - композиция

Методы обучения: Объяснительно-побуждающий (учебный материал частично объясняется учителем, а частично дается ученикам в виде проблемно-познавательных задач, метод комментированного  чтения, эвристический, (частично-поисковый), исследовательский, проблемное изложение

Межпредметная связь: история, МХК

Материально-техническое обеспечение:

  • Презентация
  • Раздаточный материал для учащихся
  • Портрет А. Ахматовой;
  • Тексты поэмы «Реквием»;
  • Аудиозапись поэмы «Реквием» в исполнении автора;
  • «Реквием» В. Моцарта в качестве фоноиллюстрации;
  • Фотослайды о жизни и творчестве А. Ахматовой;
  • Эпиграф к уроку на доске:

Анна Ахматова – целая эпоха в поэзии страны. Она щедро одарила своих современников человеческим достоинством, своей свободной и крылатой поэзией – от первых книг о любви до потрясающего по своей глубине «Реквиема».

                                                                           К. Паустовский

  1. Организационно-практический      компонент                                                                              

Ход урока

I этап урока (Организационный этап)

Постановка цели  урока.

 Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя.

 Наш сегодняшний урок посвящён творчеству одного из величайших поэтов Серебряного века, представителя акмеизма. Анна Ахматова многое пережила, но на всю жизнь сохранила в себе тот огонёк, который позволил ей писать стихи, остающиеся созвучными чувствам многих поколений, выросших с этим именем на устах. Поэзия Анны Ахматовой — это образец русской культуры. Королева Серебряного века! Её называют преемником великого А. С. Пушкина!

На рубеже веков, накануне Октябрьской революции, в эпоху, потрясённую двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась одна из самых значительных во всей современной мировой литературе «женская» поэзия — поэзия Анны Ахматовой.

Ведь где-то есть простая жизнь и свет,

Прозрачный, тёплый и весёлый…

там с девушкой через забор сосед

Под вечер говорит, и слышат только пчёлы

Нежнейшую из всех бесед.

а мы живем торжественно и трудно

И чтим обряды наших горьких встреч…

Беседа с классом:  Работа над идейно-художественным содержанием поэмы «Реквием»

Слово учителя

Сегодня, ребята, мы попытаемся понять одно из самых значительных произведений А.А. Ахматовой – поэму «Реквием», «потрясающую по своей глубине». Нам предстоит почувствовать дух того времени, в котором она была создана, осознать всю глубину трагедии не только автора поэмы, но и всего русского народа в эпоху сталинских репрессий.

Мы уже знакомы с творчеством этой поэтессы и запомнили ее лиричной, несколько экстравагантной, окутанной загадочной любовной дымкой. Сегодня поговорим об иной Ахматовой – той, что взяла на себя смелость стать голосом «стомильонного народа»», той, чья материнская скорбь, отлитая в лаконичные строки, потрясает силой своего страдания и сегодня. На уроках истории вы, безусловно, говорили о страшных годах сталинизма, о массовых репрессиях 1937-1938 годов; эти годы траурной лентой вплетены в историю Советского Союза.

 Работа с текстом поэмы «Реквием».

- Выясним, что значит слово «реквием» по словарю? (Слайд)

- Кто автор самого знаменитого музыкального «Реквиема»?

А. Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю, вам будет легче воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из «Реквиема» Моцарта. Это одно из любимых произведений Анны Андреевны. (Слайд)

- Какое настроение рождает это музыка? (Торжественное, скорбное, печальное.)

- Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само название предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено трагическим событиям. Таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, поминовения.)

II этап урока.

Учитель: «Реквием» складывался постепенно. Он состоит из отдельных стихов, написанных в разное время. Но, готовя эти стихи к изданию, Ахматова называет цикл поэмой. (Слайд)

Композиция поэмы трёхчастная: она состоит из пролога, основной части, эпилога, но при этом имеет сложную структуру. Поэма начинается с эпиграфа. Далее следует предисловие, написанное прозой и названное Ахматовой «Вместо предисловия».

Пролог состоит из двух частей («Посвящение» и «Вступление»).

Обратите внимание на даты написания глав. Они явно соотносятся со временем арестов сына. Но Предисловие и Эпиграф обозначены гораздо более поздними годами.

- Подумайте, как это может объяснить? (Эта тема, эта боль не отпускала Ахматову многие годы.)

Учитель: А теперь обратимся к проблемному вопросу, на который мы с вами должны будем ответить в конце урока. Для этого запишем слова Солженицына в тетрадь (Слайд)

 А.И. Солженицын так сказал о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына». Нам предстоит подтвердить или опровергнуть точку зрения Солженицына.

Учитель: Сейчас вы услышите голос А. Ахматовой, читающей начало «Реквиема». Вслушайтесь в него. Какой это голос, ведь Ахматовой было уже много лет. (Слайд)

Объясним непонятное выражение «В страшные годы ежовщины…»  (комментарий учащегося)

«Вместо предисловия» написано прозой.

- Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность? (Это ключ к пониманию поэмы. Предисловие переносит нас в тюремную очередь Ленинграда 1930 гг. Женщина, стоящая с Ахматовой в тюремной очереди, просит «это… описать». Ахматова воспринимает это как некий наказ, своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях.

 Портрет Ахматовой. Глава  «Посвящение».

- Кому же посвящает Ахматова поэму? (Женщинам, матерям, «подругам двух осатанелых лет», с которыми 17 месяцев стояла в тюремных очередях.)

- Какие художественные средства помогают передать это горе? Найдите их в тексте. Какова их роль? Почему сочетание «каторжные норы» Ахматова берет с кавычки? Из какого произведения цитата? (Слайд) С какой целью Ахматова включили в свой текст цитату из Пушкина? (Она специально вызывает у нас ассоциации с декабристами, так как они страдали и гибли за высокую цель.)

- А за что страдают и гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? (Это бессмысленное страдание, они безвинные жертвы сталинского террора. Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, поэтому и появляются в поэме слова о «смертельной тоске» Присутствие здесь пушкинской строки из стихотворения «Во глубине сибирских руд…» раздвигает пространство, даёт выход в историю.)

Учитель: Степень страдания людей настолько велика, что для описания этого Ахматова выбирает библейский масштаб.

Сообщение. В поэме Ахматова часто использует библейские образы и мотивы. Уже первые строки «Посвящения» «Перед этим горем…» (ГИПЕРБОЛА) воссоздают образ мира, в котором сместились все привычные и устойчивые нормы. Эти строки заставляют вспомнить картины Апокалипсиса.

(Слайд)

Учитель: Почему Ахматова использует апокалипсическую картину мира? (Чтобы подчеркнуть безмерность горя, сравнить его с концом света. Горы разверзлись, сдвинулись с места. Эта картина становится символом её эпохи.)

- Какое местоимение использует Ахматова в Посвящении? Почему? (Местоимением «я» обозначила бы только личное горе, местоимением «мы» подчёркивает общую боль и беду. Её горе неразрывно сливается с горем каждой женщины.

Учитель: С самого начала Ахматова подчёркивает, что поэма затрагивает не только её несчастья как матери, но касается общенародного горя.

Читаем Вступление. (Слайд) (Читает ученик)

Учитель: Какой художественный образ создаёт Ахматова в этой главе?

На уроках литературы вы говорили  о Петербурге Пушкина, Некрасова, Достоевского. Ахматова очень любила город, в котором она стала поэтом, который подарил ей славу, признание; город, в котором она познала счастье и разочарование. (Слайд)

- Каким же рисует она этот город сейчас? Какие художественные средства для этого использует? Найдите их в тексте.

 Метафора «звёзды смерти» требует комментария. Слайд

Учитель: Время-Апокалипсис. Где же происходит всё это? Только ли в Ленинграде?

Из разбросанных по всей поэме художественных деталей, а также конкретных географических названий складывается представление обо всём пространстве России: это и сибирская вьюга, и тихий Дон, и Нева, и Енисей, и кремлёвские башни, и море, и царскосельские сады. Но на этих просторах – лишь страдания, «улыбается только мёртвый, спокойствию рад»

Читаем 5 главу.

- Выделите глаголы в пятой главе. (Кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит, грозит.)

- Что передают глаголы? (Отчаяние матери, Л.Г. поначалу действует, старается что-то предпринять, чтобы узнать о судьбе сына, но нет больше сил сопротивляться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Всё перепуталось в её сознании, ей слышится звон кадильный, видятся пышные цветы и следы куда-то в никуда, и светящаяся звезда становится роковой и скорой гибелью грозит. Л.Г. находится в оцепенении, и на неё обрушивается очередной удар-приговор.)

Читаем седьмую главу.

Приговор кому? Каким контекстным синонимом оно заменено в 7 главе? (Слайд)

- Как вы думаете, какой выбор встает перед матерью в этих главах? (Как перенести гибель сына.)

Первый – всё забыть и жить дальше («Надо память …») Вслушайтесь в лирическое раздумье-распутье: «Надо снова научиться жить, а не то…». Многоточие – фигура умолчания.

- Как вы думаете, о чём умалчивает л.г.? (Она видит ещё один выход – смерть.)

Для неё неприемлема такая плата за существование-плата ценою собственного беспамятства. Такому выживанию она предпочитает смерть Альтернатива жизни – смерть.

- В каком виде л.г. готова принять смерть? (Отравленный снаряд, гирьку бандита. Тифозный чад и даже увидеть «верх шапки голубой» – самое страшное в то время.)

Комментарий. (Слайд) Если альтернатива жизни – смерть, то что альтернатива смерти? Безумие.

Почему безумие страшнее смерти?

Безумие – это смерть и памяти, и души. Это третий путь. Но не его выбирает л.г. поэмы.

- Какой путь она выбирает? (Жить, и страдать, и помнить.) (Слайд)

Кульминацией страданий матери в поэме является глава «Распятие». Именно в этой главе раскрывается вся боль, матери, потерявшей сына.

- Прочитайте название 10 главы, с чем оно связано? (Прямое обращение к евангельской проблематике.)

- А как можно объяснить появление в поэме картины Распятия Христа? (Появление в поэме картины Распятия Христа вполне объяснимо. Она возникает в сознании героини, когда та находится на грани жизни и смерти, когда «безумие крылом души накрыло половину».)

Читаем 10 главу. Каковы же библейские образы и мотивы в этой главе? (Слайд)

Учитель: В первой части описываются последние минуты Иисуса перед казнью, его обращение к матери и отцу. Его слова, обращенные к Богу, звучат как упрек, горькое сетование о своем одиночестве и покинутости. Слова же, сказанные матери, - простые слова утешения, жалости, призыв к успокоению.

- С помощью какого художественного образа Ахматова показывает величайшую катастрофу, каковой является смерть Христа? (Плавящиеся в огне небеса.)

Учитель: Во второй части Иисус уже мертв. У подножия Распятия стоят трое: Магдалина, любимый ученик Иоанн и Дева Мария – мать Христа. В Реквиеме нет имен и фамилий, кроме имени Магдалины. Даже Христос не назван. Мария – «Мать», Иоанн – «любимый ученик».

- Почему именно этот сюжет из библии использовала Ахматова? (В поэме Ахматова соединила историю Божьего Сына с судьбой собственного, и оттого личное и общечеловеческое сливаются воедино. Страдание матери ассоциируется с горем Богородицы.) (Слайд) Портрет Ахматовой.

Эпилог.

- Вспомните, какой наказ получила Ахматова, стоя в тюремной очереди, описанной в предисловии? (Безымянная женщина просит от лица всех «Описать это». И поэт обещает: «Могу».)

- Выполнила ли она это? (В Эпилоге она отчитывается перед ними в выполненном обещании.

 Рефлексия. Обобщающее слово учителя.

Учитель: Вернемся к проблемному вопросу. Какой ответ мы на него можем дать на основе анализа поэмы? Для этого используйте записи в тетради. А.И.Солженицын: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына».

Став жертвой такого режима, поэтесса взяла на себя право и обязанность говорить от имени народа.

 Домашнее задание.

На следующем уроке вы продолжите изучение поэмы и вам нужно письменно продолжить размышление: «Перечитывая «Реквием», я задумался ...

  • я понял...
  • я осознал...
  • я пересмотрел...»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я была тогда с своим народом..." Урок по поэме А.Ахматовой "Реквием" 11 класс

Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа), предлагает комплексный подход к изучению произведения. Aнализ поэмы А.Ахматовой "Реквием" позволяет обнаружить глубокую взаимосвяз...

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ МОЕЙ РОДИНЫ "Музыка моего народа. Солдатские песни"

Сценарий предложенного урока разработан учителем в рамках авторского подхода к преподаванию темы «Музыка моего народа» по государственной программе «Музыка» под редакцией Д. Кабалевского....

Урок в 4 классе "Колыбельные песни" 1 полугодие " Музыка моего народа"

Учащиеся закрепляют знания по теме. Услышат интонационное своеобразие народной музыки.У них на уроке формируется в сознании чувство гордости и любви к Родине и к искусству других народов мира. Урок ин...

Урок в 4 классе по теме "Музыка моего народа" - "Путешествие в деревню гармошка"

урок в 4 классе в разделе "гори, гори ясно" по теме "Музыка моего народа"...

я была тогда с моим народом

жизнь и творчество Анны Ахматовой...

Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»

- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...