Академическое красноречие
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему

Андреева Ирина Мечеславовна

Элективный курс "Основы риторики". Разработка занятия. Цель занятия - изучение особенностей академического красноречия как одного из родов красноречия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_akademicheskoe_krasnorechie.docx40.2 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия- учитель Андреева И.М.

Тема: «Академическое красноречие»

Цель занятия -  изучение особенностей академического красноречия как одного из родов красноречия.

Задачи:

Обучающие: 

1.Сформировать умение распознавать виды красноречия.

2.Знать основных представителей академического красноречия.

3.Знать основные виды академического красноречия.

4. Формировать умения пользоваться риторическими знаниями.

Развивающие: 

  1. Сформировать умения анализировать, сопоставлять, классифицировать, работать с текстом, извлекать и преобразовывать информацию.
  2. Развить коммуникативные умения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать глубокое уважение, бережную любовь и восхищение родным языком.

Форма проведения: лекция

Методы:

-    практические: конспект, тезисы, план-конспект;

- обучение как исследование: определение значение слов, организация поисковой и познавательной деятельности путем постановки познавательных задач;

-    методы логического мышления: анализ и сопоставление.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, документкамера, компьютер

Ход занятия:

Этапы урока

Цель

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный этап

Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс

-Доброе утро, ребята!

- Проверьте, всё ли готово к занятию.

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к занятию.

2. Основная часть

Мобилизующий этап

Организовать деятельность учащихся, сосредоточить внимание

Наше занятие мне бы хотелось начать с просмотра видеофрагментов. Внимание на экран

(в видеофрагментах представлены три вида красноречия: социально-политическое -  речь на митинге; судебное – защитная речь адвоката; академическое – лекция в вузе)

Смотрит видеофрагмент.

Смотрят видеофрагменты

Познавательная задача № 1

Актуализировать мыслительные операции

Определите, какие виды красноречия представлены в видеофрагментах? Ответ должен звучать в форме-рассуждения.

Может быть в видеофрагменте представлена не митинговая речь, а агитационная речь?

А что можно сказать о третьем видеофрагменте?

А если я назову однокоренные слова к названию данного рода красноречия: академик, академия, академический.

Попытайтесь сформулировать тему урока

Организует высказывания учащихся.

Задает вопросы.

Дает возможность вспомнить изученные роды красноречия и их отличительные особенности.

Организует диалог

Организует подводящий диалог

Ожидаемые ответы:

1.Я считаю, что первый видеофрагмент – это пример судебного красноречия. Во- первых, действие происходит в зале суда. Во-вторых, выступление оратора направлено в защиту обвиняемого, а это значит, что эту речь произносит адвокат. Следовательно, перед нами один из видов речей (адвокатская – защитная) судебного красноречия.

2.Я согласен с одноклассником, что это пример судебного красноречия. Хочется добавить следующие аргументы: адвокатская речь призвана защищать интересы обвиняемого (это и показано в видеофрагменте). Также такая речь обычно рассчитана на эмоциональное воздействие, на смягчение наказания.

3.Я считаю, что в следующем видеофрагменте речь идет о социально-политическом красноречии. Во-первых, на видеофрагменте показан митинг. Значит это пример митинговой речи. Во-вторых, речь произносится страстно, с эмоциональной напряженностью. В-третьих, содержание речи – актуальная тема, «тема дня». Таким образом, я доказал, что это пример социально-политического красноречия.

Ожидаемый ответ:

Нет. Агитационная речь близка к митинговой, но отличается гораздо меньшим охватом слушателей и меньшим эмоциональным накалом, да и по времени она значительно короче.

Ожидаемые ответы:

Произносит речь преподаватель (это было указано), точно определена тема, слушатели – взрослые люди, смеем предположить, что это студенты. Затрудняемся дать название (определение) данному виду красноречию.

Ответ:

Академическое красноречие

Коммуникативные:

Оформление своих мыслей в устной речи

Участие в диалоге

Познавательные:

Анализ, сравнение фактов, умение делать выводы.

Логические:

Построение логической цепи в рассуждении. 

Коммуникативные:

Умение отстаивать свою точку зрения.

Владение монологической и диалогической формами речи

Регулятивные:

Открытие нового через подводящий диалог

Этап формулирования темы и цели

Сформулировать цель и тему урока

Откроем тетради, запишем число и тему занятия

«Академическое красноречие».

Исходя из темы, определите цель нашего занятия.

Объявляет тему урока

Организует высказывания учащихся

Открывают тетради, записывают число и тему занятия.

Ответ:

Познакомиться с академическим красноречием. 

Регулятивные:

Целеполагание

Этап изучения языкового материала

Актуализировать мыслительные операции

Термин «академический» в данном случае несколько условен. Точнее говоря, его выбрали, не найдя другого термина для обозначения одного из наиболее влиятельных родов красноречия, которое можно назвать научным. Под «академическим» подразумевается строго научное по характеру красноречие, отличающееся глубокой аргументированностью, строгим стилем речи, к тому же имеющее специфическую терминологию.

Характерными чертами академического красноречия являются: высокий уровень научности, логика, доступность изложения, наглядность, яркость и эмоциональность. Особое место отводится научности изложения. Оно предполагает знакомство лектора с новыми разработками и открытиями не только в данной области науки, но и в соседних областях, свободное владение всем материалом, умение разъяснить отдельные положения, умение делать выводы, обобщения.

Оратору, читающему текст лекции, доклада, необходимо помнить, что перенасыщение выступления фактическим материалом утомляет слушателей, как утомляют их частые повторы, сложные конструкции, монотонность. Говорить просто о сложном -  вот задача, которую должен ставить перед собой лектор. Вторая задача - научить творчески мыслить, разбудить сознание слушателей, заставить их самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.

Яркими представителями академического красноречия были мастер бесед-диалогов Сократ, его ученик Платон, а также Демосфен, Аристотель – мастер академического склада. Перенесёмся в Россию. 18 век – основатель Московского университета М.В. Ломоносов, лектор Страхов, поэт и критик, обладавший ярким дарованием лектора – Мерзляков. В 19 веке выделяется группа талантливых лекторов:

Грановский Т.Н. – родоначальник русской школы академического красноречия;

Сеченов И.М. -физиолог;

Тимирязев К.А. –  ботаник;

Ключевский В.О. - критик, историк, этнограф;

Буслаев Ф.И. - филолог, языковед, искусствовед;

Менделеев Д.И. - создатель таблицы химических элементов.

Читает лекцию.

На интерактивной доске демонстрирует портреты:

Сократ, Платон, Демосфен, Аристотель, Ломоносов, Страхов, Мерзляков, Грановский, Сеченов, Тимирязев, Ключевский, Буслаев, Менделеев.

Слушают и, используя удобную форму, составляют план, конспект, записывают ключевые слова, составляют тезисы данной лекции. Записывают фамилии представителей академического красноречия.

Мотивационные:

Сохранение положительной мотивации

ИКТ

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование знаний.

Создание опорного образа урока или схемы

Запишите первую часть домашнего задания:

  1. Найдите информацию на тему: «Особенности лекторского мастерства» представителей академической школы 19 века. Можно подготовить небольшую презентацию об одном из лекторов.

Пример ответа: Менделеев вообще никогда не пользовался записями при чтении лекции, ибо был убеждён, что лекция, если она читается, а не излагается, получается нескладной

Объясняет домашнее задание

Записывают 1 часть домашнего задания

Познавательная задача № 2

Актуализировать мыслительные операции

Какие виды академического красноречия можно было бы выделить? Некоторые из них были названы в процессе лекции.

Организует подводящий диалог

Ожидаемые ответы:

- лекция

- доклад

Мотивационные:

Сохранение положительной мотивации

Выделяют несколько разновидностей академического красноречия:

Научное (здесь можно отметить такие формы публичного выступления, как лекции (вузовская), научный доклад, научное обозрение, научное сообщение);

Научно-популярное (сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления учёных, специалистов перед массовой аудиторией);

Учебное (сюда относятся публичные выступления (доклады) на научные темы студентов, учащихся техникумов и школ).

Вузовская лекция является одним из наиболее распространенных видов академического красноречия, имеющая давние традиции в истории высшего образования. Вузовская лекция обычно представляет собой звено в цепи лекционного курса, составной элемент в едином целом. Каждая такая лекция может быть сугубо научной с характерными признаками объективности, бесстрастности, отсутствия образности, а может быть художественно выразительной. Лекция отличается углубленностью и аргументированностью суждений.

Организует самостоятельную работу и работу в парах

На интерактивной доске схема. Ученики перенося её в тетрадь, заполняя по мере продолжения лекции. Затем свои записи ученики сверяют с записью на интерактивной доске. (Используется эффект «Шторки») Сначала открывается второй столбец, позже открывается и третий столбец.

Выполняют задание.

Обсуждают в парах. Исправляют ошибки. Коллективно решают, какими примерами дополнить каждый столбик.

Пример записи

Академическое красноречие

Разновидности

Виды

научное

Лекция (вузовская или школьная)

Научный доклад

Научный обзор

Научное сообщение

Научно-популярное

Научно-популярная лекция

Учебное

Доклады на научные темы студентов, учащихся техникумов и школ.

Регулятивные:

Самостоятельное выполнение действий; Контроль, сверка с образцом, оценивание своего результата

Коммуникативные:

Работа в парах.

Участие в диалоге с соблюдением правил речевого этикета

ИКТ

Познавательная задача № 3

Актуализировать мыслительные операции

Скажите, ребята, а чем отличается школьная лекция от вузовской?

Организует диалог

Ожидаемый ответ:

В вузе лекции цикловые, то есть берется какая-либо тема, состоящая из нескольких разделов. Сначала студентам читают курс лекций, затем материал отрабатывается на практических занятиях, а потом идет зачет или другая форма контроля. В школе же чаще лекции эпизодические, когда учителю необходимо изложить большой по объему материал за один урок или за два урока в старших классах (уроки литературы, истории), язык лекции другой, лекция может прерываться, когда учитель предлагает выполнить   практическими заданиями. Это связано с психологическими особенностями слушателей.

Коммуникативные:

Оформление своих мыслей в устной речи

Участие в диалоге

Вторая часть домашнего задания:

  1. Письменно ответьте на вопрос: «Чем отличается научно-популярная лекция от вузовской лекции?»

Объясняет домашнее задание

Записывают 2 часть домашнего задания

Познавательная задача № 4

Актуализировать мыслительные операции

Следующие виды научного красноречия – это научный доклад, научное обозрение, научное сообщение. Чем они отличаются друг от друга и что между ними общего?

Научный доклад представляет собой изложение чего-либо нового, неизвестного науке или новое освещение уже известных фактов. Он читается обычно на научной конференции, симпозиуме, семинаре, международном конгрессе с целью информирования компетентной аудитории о результатах исследований и обсуждения этих результатов. Он бывает посвящён отдельному вопросу, и за редким исключением, должен являться научным открытием. Отличается строгой аргументированностью и доказательностью.

Научное обозрение – это краткая характеристика проблем и вопросов, освещенных в научной литературе, с оценкой сделанного учеными. Такое выступление носит информационно-комментаторский характер.

Научное сообщение - это предельно короткий доклад о результатах научных исследований, это может быть заявка на самостоятельную разработку научной темы. В докладе освещаются и кратко оцениваются главным образом научные открытия. Отличается от научного доклада предварительной информационностью. Ограничен во времени изложения. Научное сообщение всегда предметно и предельно конкретно по своей сути.

Например, возьмём ваше выступление на конференции Научного общества учащихся. Это научное сообщение. Докажем это.

Молодцы!

Члены жюри информированы через рецензию (информационную карту), которую пишет ваш научный руководитель. Они знакомы с содержанием работы.

В устном выступлении вы соблюдаете трехчастную структуру: вступление, основная часть и заключение.

Организует высказывания учащихся

Читает лекцию

Организует диалог

Идут ответы ребят.

Слушают лекцию

Участвуют в диалоге

Ожидаемые ответы:

Работа написана на конкретную тему;

На защиту вам отводиться 7-10 минут;

Коммуникативные:

Умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения

Коммуникативные:

Умение вести диалог,

Правильно выражать свои мысли

Познавательная задача № 5

Актуализировать мыслительные операции

Я предлагаю вам сейчас посмотреть текст публичной речи на защите научно-исследовательской работы на научной конференции учащихся и найти все композиционные части: вступление, основную часть, заключение (зачитывают только вступление и заключение).

Помните, ребята, что выступая с сообщением, нужно говорить, а не читать написанное. Замечательный оратор Емельян Ярославский в своей статье «О стиле, форме и языке агитации» писал: «Научись говорить без бумажки. Можно написать свою речь, составить краткий конспект речи, отметить несколькими строками главные вопросы, выписать цитаты… Но при всех условиях надо стараться обращаться к слушателям с живым словом, а не читать подряд написанное».

Необходимо помнить о краткости речи, которая состоит не только в краткости по времени, но прежде всего краткость – это отсутствие лишнего, не относящегося к содержанию. Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного. А мыслей, чувств, эмоций – много.

Предлагает выполнить задание

Выполняют задание, работают с текстом (выделяют вступление, основную часть и заключение),

работают в парах, зачитывают только вступление и заключение

Коммуникативные:

 работать в парах, отстаивать  свою точку зрения

Познавательные:

Открытие нового знания

Запишите 3 часть домашнего задания:

  1. Заполнить таблицу «Виды академического красноречия и их отличительные особенности» (таблица выводится на экран через документкамеру)

Затем еще раз обращаемся ко всем частям домашнего задания

Объясняет домашнее задание

Выводит на экран

Записывают домашнее задание

Сверяют со своими записями

ИКТ

Регулятивные:

Самостоятельное выполнение действий; Контроль.

Познавательная задача № 6

Актуализировать мыслительные операции

А в конце занятия (это уже стало традицией, хорошим правилом узнавать в день хотя бы одно слово), давайте обратимся к вашим записям: «Незнакомое слово». Значение каких слов вы не знаете, а эти слова звучали в процессе лекции

Организует самостоятельную работу

Ожидаемый ответ:

Физиолог, симпозиум, конгресс, компетентный)

Составляется список этих слов. Ребята работают в группах (каждая группа составляет свой словарь непонятных слов), используя словари. (Проверка знаний этих слов пройдет на следующем уроке). Также в группах ребята проговаривают слова и их лексическое значение, которые были новыми на предыдущем занятии.

Коммуникативные:

Работать в группе

Регулятивные:

Самостоятельное выполнение действий

Познавательные:

Открытие нового знания

При выполнении задания используют словарь

ИКТ

Рефлексия

Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке, степени соответствия результатов поставленной цели

Вопросы:

  1. Что сегодня узнали на занятии?
  2. Вспомните, как звучала цель занятия, достигли ли мы её?

Организует высказывание учащихся

Идут ответы учеников.

Регулятивные:

Итоговая рефлексия

Коммуникативные:

Понимание другого и высказывание своей точки зрения

Познавательные:

Самостоятельно делать выводы

Завершающий этап

Сохранить положительную мотивацию

Академическое красноречие помогает формировать научное мировоззрение, учит логической культуре и жесткой аргументированности. Знать особенности этого рода красноречий необходимо, потому что каждый из вас на уроках выступал в роли лектора. Сегодня мы сделали ещё один шаг к постижению очень трудной, но интересной и важной науки -  риторики.

Подводит итог

Слушают учителя

Мотивационные:

Сохранение положительной мотивации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красноречье – одна из уникальных территорий Ульяновской области.

Обзорный материал по родному краю (Чердаклинский район Ульяновской области)...

Академическое красноречие

Мы  должны учить  умению убеждать, воздействовать на ум, сердце, поступки людей – без этого умения трудно представить себе руководителя, общественного деятеля и просто социально акти...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Академическое красноречие.."

Конспект урока- практикума в 9 классе  по теме "Академическое красноречие, или «не говори шершавым языком». Если вы хотите ввести школьников в мир ораторского искусства, познакомить с основными...

Разновозрастное занятие по литературе. "Жемчужины русского красноречия".

Разработка внеклассного мероприятия в рамках недели русского языка и литературы для учащихся 5-7 классов. Презентацию к занятию, ребусы и фотоотчёт см. в моём портфолио....

Презентация к разновозрастному занятию по литературе. "Жемчужины русского красноречия".

Презентация к разновозрастному занятию по литературе. Фольклор. Словарь пословиц и поговорок В.И. Даля. Ребусы....

Урок развития речи. Учимся говорить. Академическое красноречие.

Цель: ввести школьников в мир ораторского искусства;познакомить с основными вопросами риторики;совершенствовать практические умения в произнесении речей;Форма: урок-практикумПодготовительная работа: к...

Курс «Основы красноречия» в рамках каникулярной школы «Школа лидеров»

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, имеет пропедевтический характер, может быть расширен до 34 часов и иметь логическое продолжение в 10-11 классах....