Конспект урока русского языка в 9 классе "Академическое красноречие.."
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме

Конспект урока- практикума в 9 классе  по теме "Академическое красноречие, или «не говори шершавым языком».

Если вы хотите ввести школьников в мир ораторского искусства, познакомить с основными теоретическими вопросами риторики и совершенствовать практические умения в произнесении речей, то данный материал сможет вам помочь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akademicheskoe_krasnorechie.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока :  Академическое красноречие, или «не говори шершавым языком».

Эпиграф :  Поэтами рождаются, ораторами становятся.

                                                                                          Цицерон.

Тип урока : урок-практикум

Вид урока :  урок развития речи

Цель урока: ввести школьников в мир ораторского искусства, познакомить с основными теоретическими вопросами риторики, совершенствовать практические умения в произнесении речей.

Основной метод:  беседа с элементами практической деятельности учащихся.

Задачи урока :

  1. Познакомить учащихся с видами, строением и языковыми особенностями красноречия.
  2. Совершенствовать речь учащихся, обогащать её; помочь школьникам излагать не только «чужой материал», но и готовить собственный текст.
  3. Воспитывать гармонически развитую личность: воздействовать на мышление и речь учащихся, формировать характер, воспитывать чувства.

Оборудование урока: выставка книг о слове, языке.

                                   - «К истокам слова. Рассказы о науке этимологии» Ю.В.Откупщиков

                                   -«Русское слово» О лексике и фразеологии русского языка»

                                                                                                                                    М.Т.Баранов

                                   -«А как лучше сказать?» Д.Э.Розенталь

                                   -«Занимательно о русском языке» В.А.Иванова

                                   -«Путешествие в слово» Э.А.Варатьян

ХОД УРОКА:

1.Организационный - психологический этап.

(дидактическая задача : подготовить учащихся к работе на уроке ; организация внимания)

Фрагмент мультфильма «Буревестник» (речь героев)

Слайд №1- название урока

- Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги. Начинаем урок русского языка в 9 классе.

Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади сказал:

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал!

  С давних времён не ослабевает интерес к проблеме развития, совершенствования и  

обогащения речи говорящего. Её посвящали свои труды учёные, писатели, актёры,

музыканты.

   Несомненно,  велика роль книги о языке. Обратите внимание на выставку этих книг

(перечисляются). Пафос этих книг в рассказе о живом как жизнь языке, о переменах в нём, в защите хорошей, грамотной, выразительной речи от канцелярской, жаргонной , необычно бедной, скудной речи, полной «сорняков»- так сказать, значит, потрясно, реально, по большому счёту, это самое, на самом деле, типа и другие.

   Вот невесёлая пародия М. Разовского «Школьное сочинение»: «Замечательное произведение – сказка о бабе-яге – является замечательным образом нашей замечательной литературы. Тяжёлое положение крестьянства в мрачную, беспросветную эпоху, которая характеризовалась беспощадным, страшным, мрачным, беспросветным угнетением, было беспросветно, мрачно, страшно и беспощадно…»…

    Язык – это духовный двойник человека, его второе «Я», и большая ценность человека.

      Поэтому мы должны с вами учиться умению убеждать, воздействовать на ум, сердце, поступки людей – без этого умения трудно представить себе руководителя, общественного деятеля, просто социально активную личность.

  Это умение и есть академическое красноречие, ораторское искусство.

Слайд №2- тема урока

  Это и является темой нашего урока.  (запись в тетрадь)

Девятое декабря

Классная работа

Тема: Академическое красноречие…

Слайд №3- красноречие

Определение: Красноречие (Ораторская проза) – живая публичная речь, получившая художественную обработку.

Слайд №4- формы красноречия

Формы красноречия: Торжественные, судебные и политические проповеди, поучения

Многие жанры радио- и телепублицистики (беседы, интервью, диспуты) являются своеобразными формами ораторской прозы.

Слайд №5- риторика

Ещё одно определение: Риторика – наука об ораторском искусстве и шире – о художественной прозе вообще.

Слайд №6 – части риторики

Состоит риторика из 5 частей:

  1. нахождение материала;
  2. расположение;
  3. словесное выражение ( отбор слов, сочетание слов, стилистика);
  4. запоминание;
  5. произнесение.

А теперь совершим исторический экскурс.

Выступления учащихся: -о Кораксе  

/Учитель добавляет: Главная цель оратора, по мнению Коракса, не раскрытие истины, а убедительность/

                                         - о   Горгии Леонтийском

/Учитель: Из школы Горгия вышли многие знаменитые ораторы/

                                          - об  Аристотеле

/Учитель: Аристотель рассматривал вопросы взаимодействия оратора и среды              ( например значение юмора, пафоса, о влиянии на молодых людей и на стариков)/

                                          - о Марке Тулий Цицероне

/Учитель: Цицерон был убит Антонием за попытку убедить сенат защитить республиканский строй от наследников диктатуры Цезаря, получил признание своих заслуг в виде почётного звания Отца Отечества/

                                           - о Квинтилиане Марке Фабий

/Завершающая книга Квинтилиана о нравственных качествах, необходимых оратору/

                                    - о Михаиле Васильевиче Ломоносове

ВЫВОД:

   Риторика – это наука, необходимая в жизни каждого цивилизованного человека.

   Риторика – это наука, которой необходимо учиться, чтобы преуспеть в жизни.

Но вот вопрос: «А можно ли научиться правильно и красиво говорить?». Мы теперь знаем, что можно. И наш эпиграф к уроку – это слова Цицерона.

Слайд №7- эпиграф

Поэтами рождаются, ораторами становятся.

Так в путь!

   Наилучшее воздействие на слушателя оказывает речь, имеющая следующие характеристики или критерии:

Слайд №8 – культура речи

— точность,

— понятность,

— чистота речи,

— богатство и разнообразие,

— выразительность,

— правильность.

Можно ли научиться красиво подавать свою мысль? Естественно! Абсолютно любой навык развивается. Было бы желание. Умение убедить собеседника, сделать слабый довод более сильным – всему учат в школах красноречия и риторики. Как быть нам с вами? Мы это можем делать самостоятельно. По данным критериям речи

Слайд №9 – точность речи

Например, в русском языке есть глаголы: выхо дить, сходить, слезать, вылезать, спускаться. Какое действие называет каждый из них? Чем они разли чаются по значению? Как правильно спросить:

(на катере) — Вы на следующей пристани ...?

(на электричке) — Вы на следующей станции ...?

(в автобусе, трамвае) — Вы на следующей оста новке ...?

Слайд №10- правильны ответ

Когда пароход, катер причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят.

Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам вагона. Поэтому и в том и в другом случае принято говорить я схожу, вы сходите.

В троллейбусе, автобусе, трамвае есть вход (зад няя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому пользующиеся городским транспортом входят и выходят, отсюда уместен вопрос: Вы выходите? Од нако допустим и вопрос Вы сходите на следующей остановке?, поскольку в данном случае приходится сходить по ступенькам.

Наличие вариантов в языке иногда приводит к таким сценам.

В автобусе:

— Вы на следующей остановке сходите?

— Сходить можно только с ума, а в автобусе спра шивают: «Вы на следующей остановке слезаете?»

— Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Пра вильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»

— Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Вы встаете?»

— Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы? "

— Тогда и оставайтесь в автобусе, если не знаете русского языка!

Слайд №11-понятность речи

Слайд №12- чистота речи

Известный юрист, автор статей по судебному крас норечию А.Ф. Кони (1844-1927) рассказал случай, когда судьи угрожали ответственностью за лжепри сягу свидетелю, который на вопрос, какая была пого да в день кражи, упорно отвечал: «Ни якой погоды не було».

Как объяснить поведение свидетеля?

Слово погода в литературном языке имеет зна чение «состояние атмосферы в данном месте в дан ное время» и не указывает на характер погоды, хо рошая она или плохая. Именно так и воспринимали это слово судьи. Однако, по свидетельству В.И. Даля, в южных и западных диалектах погода означает «хорошее, ясное, сухое время, вёдро», а в северных и восточных — «ненастье, дождь, снег, буря». По этому свидетель, зная только одно из диалектных значений, упорно отвечал, что «ни якой погоды не було».

Слайд №13- предложения из газеты «Известия»

Прочитайте предложения из газеты «Известия» так, как они напечатаны, а затем, опустив сочетание по большому счету. Скажите, изменяется ли при этом смысл предложения?

1. По большому счету Таможенный союз не был экономически выгоден его основателям. 2. Как вы думаете, по боль шому счету, кто такой Березовский? 3„ Я не боялся, я жил. И жил, по большому счету, радостно. 4. Несча стный инженер Гаранин, не виноватый по большому счету ни в чем.

Слова-сорняки не несут никакой смысловой на грузки, не обладают информативностью. Они про сто засоряют речь говорящего.

Очень помогает в выработке красивых выступлений запись своей речи на диск и прослушивание его. Сначала вы слышите чужой голос. Потом постепенно начинаете оценивать свою речь и чётко слышите свои ошибки. Заикание, повторение, растянутые фразы. Как быстро мы всё это подмечаем у других. Великий Демосфен, живший до нашей эры, остался в истории великим оратором, а изначально был косноязычным заикой, картавил и подёргивал плечом. Терпение и труд всё перетрут! Отчётливо выговаривайте слова.

  Слайд №14  - Тренируйтесь на скороговорках:

Король-орёл, орёл-король.

Мама мыла Милу с мылом.

Осип осип, Архип охрип, Архип осип, Осип охрип.

Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

Слайд №15 -Богатство и разнообразие речи

Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобыт ность родного языка.

Слайд №16- пословицы

Выберите из пословиц слова, антонимичные друг другу,
и напишите их.

  1. 1. Глупый ищет большое месте, а разумного и в углу видно.
  2. 2. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.
  3. 3. На смелого собака лает, а трусливого кусает.
  4. 4. Умному недостает ушей, а у глупого один язык с лишком.

Слайд №17-пословицы

Напишите пословицы, восстановив их начало.

  1. 1. ... не вынешь и рыбку их пруда.
  2. 2. ... а лень портит.
  3. 3. ... от того и наберешься.
  4. 4. ... гуляй смело.
  5. 5. ... так и откликнется.

Слайд №18-ключ

Слайд №19-образность, выразительность

Усиливается ее эффективность:

  1.  яркая речь вызывает интерес,
  2. поддерживает внимание к предмету разговора,
  3. оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей. 

Эмоциональная окраска в речи очень важна. (Пример, Эдвард Радзинский – ведущий,  чувствительный, богатый словарный запас, НО высокий голос; манерность и гламурность в голосе актрисы Ренаты Литвиновой)

   И в то же время … Нет эмоций, нет красоты передачи информации и аудитория начинает отстраняться. Смена интонаций, выделение голосом основных мыслей и поддержка речи красивыми жестами сыграют свою роль. Вас запомнят, оценят.

Слайд №20- задание по стихотворению

Задание: прочитать выразительно стихотворение  А.А.Фета. – деловым голосом, игривым, грубым, нежным)  

                                 Я долго стоял неподвижно,

В далёкие звёзды вглядясь

Меж теми звёздами и мною

Какая-то связь родилась.

Я думал…не помню, что думал;

Я слушал таинственный хор,

И звёзды тихонько дрожали,

И звёзды люблю я с тех пор…

Слайд№21- языковая норма- важнейший признак литературного языка

А признак культуры речи — ее правильность.

Слайд №22-задание 

Напишите каждое слово в именительном падеже множественного числа.

  1. Забор-…………заборы
  2.  Стол-………...столы
  3.  Сад-…………..сады
  4.  Бок-…………..бока
  5.  Берег -……….берега
  6. Глаз-………….глаза
  7. Рукав-………...рукава
  8. Поезд-…………поезда
  9.  Год-…………..года, годы
  10.  Крейсер-……..крейсеры

Слайд №23-закончить предложения

В устной звучащей речи используются разнооб разные средства, которые ее обогащают, делают вы разительной, эмоциональной, усиливают ее воздей ствие на слушателей.

  1. 1. Настя захлопала в ладоши и закричала...
  2. Анатолий покачал головой, повторяя...
  3. Вика сказала, подняв указательный палец...
  4. Почесав в затылке, он произнес... 

Слайд №24-перепишите, исправив речевые ошибки

  1. Вечерами у Глеба собирались друзья. Друзьями он дорожил со школьных времен. И друзья его любили. Обычно очень экономичный, для друзей он ничего не жалел. Ни души, ни  средств. По поводу и без повода являлись к нему друзья и уходили всегда веселые, сытные.

Слайд №25- ключ

Эмпатия. «Сценка»

Заключительное слово учителя:

     Слово - это самый тонкий инструмент, которым мы должны умело прикасаться к сердцам людей. Овладеть этим инструментом прикосновения к сердцу человека, постижения истины, углубления в тайны мира – и есть наша первая задача.

Обобщение изученного. Основные характеристики речи.

Подведение итогов.

Материал для общего ознакомления

Особенности ораторского искусства.(Запись в тетрадях)

  1. Необычность начала (вопросительные предложения риторического характера, на которые ответ даёт сам оратор)
  2. Употребление местоимения  МЫ
  3. Использование предложений с группами однородных членов
  4. Употребление книжной и разговорной лексики (невиданный героизм, вечная слава)
  5. Использование изобразительно-выразительных средств
  6. Концовка, в которой подчёркивается основная мысль высказывания
  7. Репетиция выступления, выбор верного тона

Композиция ораторской речи:

  1. Зачин речи (Этикетные формулы)
  2. Вступление (Закрепление контакта с аудиторией; описание цели, темы, краткое описание проблем)
  3. Основная часть (Содержание, включающее в себя факты, доказательства, анализ примеров…)
  4. Заключение (Подведение итогов сказанного, закрепление впечатлений0
  5. Концовка речи (Этикетные формулы, формулы призыва, пожелания)

Правила выступления:

  1. Голосом и жестом подчёркивайте важнейшие для вас слова.
  2. Меняйте тон: внезапное повышение или понижение тона хорошо выделяет слово или фразу.
  3. Меняйте темп речи: это придаёт ей выразительность
  4. Делайте паузу до и после высказывания важных мыслей..

Практикум.

                 Можно ли научиться красиво подавать свою мысль? Естественно! Абсолютно любой навык развивается. Было бы желание. Умение убедить собеседника, сделать слабый довод более сильным – всему учат в школах красноречия и риторики. Как быть нам с вами? Мы это можем делать самостоятельно.

1.Эмоциональная окраска в речи очень важна. (Пример, Эдвард Радзинский  – чувствительный, богатый словарный запас, НО высокий голос; манерность и гламурность в голосе актрисы Ренаты Литвиновой) И в то же время … Нет эмоций, нет красоты передачи информации и аудитория начинает отстраняться. Смена интонаций, выделение голосом основных мыслей и поддержка речи красивыми жестами сыграют свою роль. Вас запомнят, оценят. (Задание: прочитать выразительно стихотворение  А.А.Фета. – деловым голосом, игривым, грубым, нежным)

Я долго стоял неподвижно,

В далёкие звёзды вглядясь

Меж теми звёздами и мною

Какая-то связь родилась.

Я думал…не помню, что думал;

Я слушал таинственный хор,

И звёзды тихонько дрожали,

И звёзды люблю я с тех пор…

Стихотворение читается тихо, неторопливо – как будто мы боимся спугнуть звёздную красоту, передаём тем самым недосягаемость этих звёзд, их таинственность.

Слова: звёзды, я – ключевые слова в данном тексте, они помогают нам понять авторский замысел, содержание текста.

         Очень помогает в выработке красивых выступлений запись своей речи на диск и прослушивание его. Сначала вы слышите чужой голос. Потом постепенно начинаете оценивать свою речь и чётко слышите свои ошибки. Заикание, повторение, растянутые фразы. Как быстро мы всё это подмечаем у других. Великий Демосфен, живший до нашей эры, остался в истории великим оратором, а изначально был косноязычным заикой, картавил и подёргивал плечом. Терпение и труд всё перетрут! Отчётливо выговаривайте слова. Тренируйтесь на скороговорках:

Король-орёл, орёл-король.

Мама мыла Милу с мылом.

Осип осип, Архип охрип, Архип осип, Осип охрип.

Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

   Даже если лектор уверен в общественной значимости своей лекции, огромное значение имеет дружеское отношение и хороший контакт с аудиторией.

Прежде всего следует спровоцировать интерес к нашему выступлению, заставить людей слушать, думать и верить вам. Для этого желательно влюбить в себя аудиторию. Надо ловить реакцию слушателей, никакого высокомерия, никакого негатива. Как советовал Плутарх,

                       «или как можно короче, или как можно приятнее»

   А теперь мы используем замечательную традицию грузинского стола – и скажем по кругу своему соседу комплимент……………………..

   Но не забывайте….

Доброе словечко лечит сердечко,

Злое словечко ранит сердечко.

    Есть такой закон: прежде чем принять идею, слушатель должен принять оратора как человека, вызывающего доверие и уважение. Идея будет принята, если говорящий сам в эту идею верит.

Чтоб собеседник нашу мысль постиг,

Нужней нам сердце, нежели язык.

Как сможешь в чём-то убедить другого,

Когда ты сам в своё не веришь слово?!

2.Возьмите за правило узнавать каждый день хотя бы одно слово.

           Например, ЭМПАТИЯ (греческое – страдание, боль) по-русски «сопереживание» - это способность одного человека эмоционально отозваться на переживание другого. Это умение понять человека. Дейл Карнеги утверждает: «75% людей, с которыми вы встретитесь завтра , жаждут сочувствия. Дайте им его, и они вас полюбят».

Альтернатива эмпатии- хамство (душевное невежество). Хам не понимает другого человека, Он знает только, что ему должно быть хорошо. Вот пример:

-Привет, Коль, как живёшь?

-Да плохо, Саша, вот машину разбил, иду новую покупать.  А ты как?

-Да тоже плохо, третий день не ел.

-Ну ты даёшь, заставь себя. (совсем не понял Коля Сашу)

Задание: исправить неуместный каламбур, обратить внимание на значение выделенных слов

- Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

- Продавца можно подобрать и в своём посёлке.

ВЫВОД: Нужно чётко знать значение употребляемого в речи слова.

   Ораторское искусство в России гордится яркими представителями судебного красноречия: Карабчевским, Кони, Плевако,Урусовым. Речь судебного оратора особенно ответственна, его слова часто решают судьбу человека; его задача – убедительно и достоверно доказать виновность или невиновность подозреваемого.

   Вот знаменитый эпизод из истории судебного красноречия России.

Обвиняемый в краже священник пойман с поличным и признал свою вину. Защищает его в суде сын скромного таможенного чиновника и неграмотной казачки киргизского происхождения. Портрет адвоката: скуластое, угловатое лицо калмыцкого типа с широко расставленными глазами, с непослушными прядями длинных темных волос можно было бы назвать безобразным, если бы его не освещала внутренняя красота…Его движения подчас неловки, неладно сидел на нём адвокатский фрак, а пришёптывание могло портить впечатление от его речи. Адвокат медленно поднялся, бледный, взволнованный и произнёс всего несколько фраз, закончив свою речь так: «Перед вами сидит человек, который 30 лет отпускал вам на исповеди грехи ваши. Теперь он ждёт от вас: отпустите ли вы ему его грехи». Суд присяжных оправдал подсудимого, а защищал его великий адвокат Плевако, о котором впоследствии скажут, что если Пушкин – гений в поэзии, то Плевако – гений в ораторском искусстве.

  Каждый должен верить в себя, работать над собой и обязан знать, что сказать и как это сказать.

  Культура речи – единство многих составляющих:

  1. Произношения
  2. Дикции
  3. Богатства словарного запаса
  4. Логической стройности
  5. Грамматической правильности
  6. Культуры жестов и мимики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...