Главные вкладки

    "Страницы мужества и славы" Литературная композиция, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года (с применением компьютерной презентации).
    методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

    Данилина Галина Олеговна

    Цели и задачи мероприятия:

    1.Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

    2. Расширить знания учащихся  о далеком героическом времени страны.

    3. Познакомить с новыми фактами, именами героев события.

    4.Углубить знаний учащихся об авторах литературных произведений об Отечественной войне 1812 года.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon borodino2.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Учхозская СОШ» Краснослободского района

    Республики Мордовия

    Литературная композиция,

    посвященная 200-летию

    Отечественной войны 1812 года

    (с применением

    компьютерной презентации)

    Учитель: Данилина Галина Олеговна

    Цели и задачи мероприятия:

    1.Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

    2. Расширить знания учащихся  о далеком героическом времени страны.

    3. Познакомить с новыми фактами, именами героев события.

    4.Углубить знаний учащихся об авторах литературных произведений об Отечественной войне 1812 года.

    Слайд 1.

    Ведущий. Есть в истории русского народа события, значение которых уходит далеко за рамки своего времени. К таким событиям относится великая Отечественная война 1812 года, получившая широкое отражение в художественной литературе и других видах искусства.

    Слайд 2. 

    В ночь на 24 июня 1812 года полумиллионная армия Наполеона вторглась в Россию, переправившись через пограничную реку Неман. Этот эпизод войны отражен в стихотворении известного поэта середины 19 века Я. Полонского.

    Чтец.  

    Вот Руси граница, вот Неман. Французы

    Наводят понтоны: работа кипит…

    И с грохотом катятся медные пушки,

    И стонет земля от копыт.

    Надвинув свою треугольную шляпу,

    Все в том же походном своём сюртуке,

    На белом коне проскакал император

    С подзорной трубою в руке.

    Чело его ясно, движенья спокойны,

    В лице не видать сокровенных забот.

    Коня на скаку осадил он и видит -  

    За Неманом туча встает…

    И, душу волнуя, предчувствие шепчет:

    «Сомнет знамена твои  русский народ!»

    «Вперед!» - говорят ему слава и гений. –

    «Вперед, император! Вперед!»

    И лик его бледен, движенья тревожны,

    И шагом он едет и молча глядит,

    Как к Неману катятся медные пушки,

    И стонут мосты от копыт.

    (Я. Полонский «Переход через Неман»)

    Слайд 3.

    Ведущий.

    Как один человек встал русский народ  для отражения неприятельского нашествия.

    Чтец.

    Страшись, о рать иноплеменных!

    России двинулись сыны;

    Восстал и стар и млад:

    Летят на дерзновенных,

    Сердца их мщеньем зажжены. (Пушкин А.С. «Воспоминания в Царском Селе»)

    Ведущий

    Солдат Фанагорийского гренадерского полка Никанор Остафьев в первый же месяц войны написал  замечательную «Песню к русским войнам», наполненную глубокой верой в победу над врагом.

    Чтец.

    Братцы! Грудью послужите,

    Гряньте бодро на врага

    И вселенной докажите,

    Сколько Русь вам дорога!

    Посмотрите, подступает

    К нам соломенный народ;

    Бонапарте выпускает

    Разных наций хилый сброд.

    Не в одной они все вере,

    С принужденьем все идут;

    При чувствительной потере

    На него же нападут…

    Вся Европа ожидает

    Сей погибели его;

    Бонапарта почитает

    За злодея своего.

    Ах! Когда слух разнесется,

    Что от нас сей враг исчез,

    Слава русских вознесется

    До превыспренных небес! (Никанор Остафьев. «Песнь к русским войнам»)

    Ведущий.

    Под натиском превосходящих сил противника армии генералов Барклая де Толли и Багратиона отступали, завлекая французов в глубь  России. Под Смоленском обе армии соединились и дали неприятелю первый крупный бой. О нем ярко повествует Л. Толстой в романе «Война и мир».

    Чтец.

    «Мы в первый раз дрались там за русскую землю, в войсках был такой дух, которого я не видел… мы два дня сряду отбивали французов и …этот успех удесятерил наши силы».

    Слайд 4.

    Ведущий.

    Вскоре после Смоленского сражения был назначен новый главнокомандующий русскими войсками М. Кутузов. Его назначение было выражением воли всего народа.

    Слайд 5.

    Ведущий.

    Генеральное сражение, определившее исход войны было дано 7 сентября 1812 года. Наполеон, вспоминая о нем много лет спустя,  считал, что из всех его сражений самое ужасное то, которое он дал под Москвой.  Наиболее полно, точно, не только по достоверности изложенных фактов, но и по передаче мыслей и чувств русских воинов описано в стихотворении М. Лермонтова «Бородино»,  которое поэт написал к 25 – летию  Бородинского сражения.

    Чтец. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».

    Слайд 6.

    Ведущий.

    Обе стороны понесли в этом сражении огромные потери. На поле боя был смертельно ранен полководец Багратион. Писатель В. Соловьёв в пьесе в стихах «Фельдмаршал Кутузов», написанной им незадолго до начала ВОВ вложил в уста героя такие слова.

    Чтец.

    Солдаты! Мы сражались вместе,

    Мы сотни верст прошли в пороховом дыму.

    Отдайте все, но родины и чести

    НЕ отдавайте никому! Вперед!..

    Слайд 7.

    Ведущий.

    После Бородинской  битвы на Военном Совете в селе Фили Кутузов принял решение не рисковать армией и оставить Москву: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Приказываю отступать….»

    Слайд 8.

    Ведущий. Вступая в Москву, Наполеон ждал от нее покорности, символических ключей от города, как это было в других государствах.

    Чтец.

    Напрасно ждал Наполеон,

    Последним счастьем упоенный,

    Москвы коленопреклоненной

    С ключами старого Кремля:

    Нет, не пошла Москва моя

    К нему с повинной головою.

    Не праздник, не приемный дар,
    Она готовила пожар

    Нетерпеливому герою. (Пушкин А.С. «Евгений Онегин»)

    Ведущий

    И эти же чувства и мысли о Москве, о ее великом предназначении с врагом выразил        М. Лермонтов

    Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

    Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

    Люблю священный блеск твоих седин

    И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

    Напрасно думал чуждый властелин

    С тобой, столетним русским великаном,

    Померяться главою и обманом

    Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

    Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал!

    Вселенная замолкла… Величавый,

    Один ты жив, наследник нашей славы! (М. Лермонтов «Сашка»)

    Слайд 9.

    Ведущий.

    Пребывание Наполеона в Москве, разбой и мародерство его войск вскоре привели к разложению «великой армии», а пожар в Москве, охвативший огромную территорию, сделал невыносимым положение французов.

    Чтец.

    Шумел, горел пожар московский,

    Дым расстилался по реке,

    На высоте стены кремлевской

    Стоял Он в сером сюртуке.  

    Он видел огненное море;

    Впервые полный мрачных дум,

    Он в первый раз постигнул  горе,

    И содрогнулся гордый ум!..

    Зачем я шел к тебе, Россия,

    В твои глубокие снега?

    Здесь о ступени роковые

    Споткнулась дерзкая нога!..  (Н. Соколов «Он»)

    Слайд 10. (Репродукция. Верещагин «В Кремле – пожар!»)

    Слайд 11.

    Ведущий.

    Неоднократно обращался Наполеон из Москвы с предложением о мире, который был ему так необходим. Своего посла Лористона он напутствовал: «Я хочу мира, мне нужен мир, нужен во что бы то ни стало, спасайте только честь».  Но теперь ужу Россия на это пойти не могла, и Наполеон либо не получал ответа вовсе, либо получал отрицательный ответ.

    Инсценировка басни «Волк на псарне»  И.А. Крылов.

    Ведущий.

     Наполеон вынужден оставить Москву.  Он пытается пробиться к Калуге, но, потерпев поражение под Малоярославцем, его армия растянулась, отступая по старой смоленской дороге.

    Слайд 12. 

    Ведущий. В те дни в рядах русского ополчения находился знаменитый поэт Жуковский. В начале октября 1812 года он написал стихотворение, исполненное высокой гражданственности и патриотизма, «Певец  во стане русских воинов».  Поэт воспевает храбрость и мужество русских солдат и полководцев, называя такие прославленные имена, как Ермолов, Раевский, Коновницын, Платов… Он обращается  с хвалебным словом к Кутузову.

    Чтец.

    … Хвала тебе, наш бодрый вождь,

    Герой под сединами!

    Как юный ратник, вихрь и дождь,

    И труд он делит с нами.

    О, сколь с израненным челом

    Пред строем он прекрасен!

    И сколь он хладен пред врагом,

    И сколь врагу ужасен!

    О диво! Се орёл пронзил

    Над ним небес равнины…

    Могущий вождь главу склонил;

    Ура! кричат дружины. (В. Жуковский «Певец во стане русских воинов»)

    Слайд 13,14.

    Ведущий.

    Отступая, армия Наполеона таяла на глазах у императора от холода, голода и болезней, от сокрушительных ударов армии Кутузова и партизанских отрядов. Менее 30 тысяч французов добрели до западных рубежей России к концу 1812 года.  Это о них писал Лермонтов, используя рассказы очевидцев.

    Чтец.

    … Жалок и печален

    Исчезнувших пришельцев гордый след.

    Вот сабель их рубцы, а их уж нет:

    Один в бою упал на штык кровавый,

    Другой в слезах без гроба и без славы…

    Сердитый Кремль в огне их принимал

    И проводил, пылая, светоч грозный…

    Он озарил им путь в степи морозной-

    И степь их поглотила, и о том,

    Кто нам грозил и пленом и стыдом,

    Кто над землей промчался как комета,

    Стал говорить с насмешкой голос света… (М. Лермонтов «Начало поэмы»)

    Слайд 15.

    Ведущий. 200 лет прошло с той поры, как был дан  достойный отпор врагу, посягнувшему на честь и независимость России в Отечественной войне 1812 года. Мы храним память о великих подвигах наших предков  и будем верны им всегда- и в труде, и в защите Родины!

    Литература:

    1.Стихотворения А.Пушкина, М.Лермонтова, В.Жуковского, Я.Полонского.

    2. Е.Бунтман, Т. Эйдельман. Бородинская битва. 1812.  Издательство: Лабиринт, 2013 г.

    Серия: Детская художественная литература.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социальный проект, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года

    Разработка данного социального проекта позволяет  учителю расширить возможности учащихся по изучению темы "Отечественная война 1812 года" с использованием ИКТ - технологий....

    Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года

    Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года...

    Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года

    Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года...

    Научно-практическая конференция "Недаром помнит вся Россия...", посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года

    Сегодня мы вспоминаем  о войне 1812года, о тех героических днях, когда весь русский народ поднялся на борьбу против французских захватчиков.  1812 год. Огромная полумиллионная армия фра...

    Конкурс риторов "Слово о Доблести и Славе", посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года.

    В рвботе представлены основные цели и задачи конкурса. Некоторый анализ  подготовительного этапа мероприятия, трудности и пути их решения. Содержание конкурса. Влияние мероприятия на воспитание г...

    Социальный проект, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года

    Социальный проект,  посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года- это авторская  методическая  разработка, которая получила I место в Республиканском конкурсе молодых учителей "П...

    Открытое мероприятие методического объединения ЛИРа по теме «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось…», посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года и 70-летию битвы под Москвой

    Мы – москвичи! Мы живем в огромном городе, столице великого государства, где каждый день проходят какие-то знаменательные события. Но так хочется поговорить о старой Москве, Москве 19-20 веков, котору...