Конспект занятия по литературе на тему «"Война и мир" как народная эпопея. Творческая история произведения»». 10-й класс
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Лапкаева Наталия Сергеевна

 

Конспект занятия по литературе на тему «"Война и мир" как народная эпопея.  Творческая история  произведения»». 10-й класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkrytyy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по литературе на тему «"Война и мир" как народная эпопея.  Творческая история  произведения»». 10-й класс

Цели занятия:

- Развивать умение проводить исследовательскую работу, с целью получения новы знаний

- Познакомить с историей создания романа, раскрыть его жанровое своеобразие.

- Создать условия для систематизации знаний по теме занятия и усвоения литературоведческих понятий.

- Способствовать развитию умения анализировать и систематизировать материалы, раскрывающие процесс работы над художественным произведением.

- Продолжить работу над развитием монологической речи.

- Воспитывать знания о семейных ценностях.

- Содействовать повышению интереса к созданию произведений русской классической литературы.

Оборудование: портреты писателя, выставка книг, мультимедийный оборудование.

                                                      Ход урока

1. Организация начала урока.

1.1. Постановка учебной задачи.

2. Новая тема. Слайд-лекция.

2.1. Сообщение учителя

Презентация сопровождает урок.

Слайд № 2.

Сегодня мы приступаем к изучению интереснейшего произведения. Вот уже более 150 лет интерес к нему не угасает во многих странах мира. Роман "Война и мир" - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века.

Из всех художественных созданий Толстого самое значительное, возвышенное, нравственное - это его роман "Война и мир".

Он взял для него эпохальное событие, потрясшее в 19 веке мир, - Отечественную войну России с Наполеоном и его войсками, собранными почти со всех стран Западной Европы.

Семь лет работал он над романом как художник и как историк. Наука и искусство слились в нерасторжимое единство.  Достоевский писал: "Я вывел неотразимое заключение, что писатель - художественный, кроме поэмы должен знать до мельчайшей точности (исторической и текущей) изображаемую действительность. У нас, по-моему, один только блистает этим - граф Лев Толстой".

Современники были очарованы, восхищены, и много спорили по поводу романа. Славянофилы признали в Толстом своего единомышленника. Д.И. Писарев, злой и непримиримый критик дворянства, снисходительно корил автора романа за идеализацию дворянства, за его "невольную и естественную нежность" к своим героям-дворянам.

Слайд № 3.

Запишем план нашей лекции.

1. Краткий биографический экскурс

2. Творческая история  романа

3. Обзор исторического времени (Наполеон, Кутузов)

4. Смысл названия

5. Система образов

6. Жанровое своеобразие

7. Проблематика романа

8. Особенности композиции

Задание. Схематический материал со слайдов записать в тетрадь.

Слайд № 4

Рассказ ученика  о биографии Л.Н. Толстого.

Слайд № 5

 Творческая история романа

Роман был написан в 60-е годы 19 века, года начиналась новая, пореформенная эпоха русской истории. Правительство Александра II отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, и они бунтовали. Вернуло из Сибири декабристов, но осудило на 20-летнюю каторгу Чернышевского. Государство было подорвано неудачами Крымской войны.

Участник сражений в Севастополе, Толстой приезжает в Петербург. В это же время из Сибири возвращаются по амнистии декабристы со своими семьями. Именно в это время у писателя возникает мысль написать роман о декабристах, но к выполнению этого замысла он приступил лишь в 1863 г.    

Формирование замысла определил сам автор:

1856 год - начало замысла. Первоначально Л.Н.Толстой задумал начать своё повествование с 1856 г., когда вслед за окончанием Крымской войны монаршая милость даровала узникам Сибири прощение, и герой "Декабристов" возвращается в своё родовое московское гнездо.

"В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию".

1825 год.  Но затем Толстой решил перейти к эпохе заблуждений своего героя и начать рассказ с 1825 г. В это время его герой уже зрелый человек.

"Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя".

1812 год - война. В сюжете выпадало решающее звено - молодость героя, совпавшая с Отечественной войной 1812 г.

"Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года".

1805-1807 годы - заграничные походы русской армии.

"Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама".

Однако автор начинает повествование с 1805 г., с его неприятной для русской армии кульминацией - Аустерлицем - "временем наших неудач и нашего срама", как заметит Толстой. По выражению Толстого, ему было совестно писать о торжестве русского оружия в борьбе с бонапартовской Францией, не описав неудач в войне 1805-1807 г.г.".

2.2. Индивидуальные ответы учащихся.

(по слайду составить связный ответ, учитель может восполнить недостаток в ответе своими комментариями)

Слайд № 6. обзор исторического времени (Наполеон и Кутузов)

Слайд № 7. Смысл названия.

Учитель: Л.Н. Толстой начал публиковать роман ещё до завершения работы над ним. В 1865 - 1866 г.г. в журнале "Русский вестник" появился вариант первого тома под заглавием "1805 год". И лишь в конце 1866 года появилось заглавие "Война и мир".

Знаете ли вы, что в 19 веке слова МИРЪ и МiРЪ в русском языке различались по значению? Вот какие значения имеют эти слова в словаре Даля:

МИРЪ -

Отсутствие войны, ссоры

Согласие, единодушие

Спокойствие

МiРЪ -

Вселенная

Земной шар

Все люди

Община, общество крестьян

В современном русском языке существует единое написание данного слова. Они считаются омонимами, причём каждое слово в свою очередь многозначно.

Учитель: Запишем в тетради смысл слов "война", "мир" в понимание писателя.

Слайд № 8.

Война (в толстовском повествовании) - не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях

Мир - это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу отечества

Индивидуальные ответы учащихся.

Слайд № 9. Система образов

В романе около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др; показаны представители дворянства и народа.

Всех героев условно можно разделить на людей мира и людей войны. Кутузов, Болконские, Ростовы, Тимохин, Платон Каратаев - люди мира, т.к. ими движет жажда согласия.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Князь Василий, его дети, граф Растопчин, Друбецкие - люди войны, т.к. ими движет чувство зависти, эгоизм, хотя многие из них не участвуют в сражениях.

Люди мира - любимые герои Толстого. Они ищут смысл жизни, ошибаются, страдают, живут сложной внутренней жизнью. Нелюбимые делают карьеру, достигают определённых успехов, но не меняются внутренне.

Слайд № 10. Жанровое своеобразие.

Учитель: Уже современники Л.Н.Т. почувствовали, что "Война и мир" - книга сложного жанра. И.С. Тургенев писал, что это произведение включает в себя эпопею, исторический роман и очерк нравов. Сам Толстой называл своё детище просто книгой, не принимая "научных" характеристик "Войны и мира".

Рассмотрим основные признаки романа и эпопеи. Напомню, в романе около 600 персонажей, их них около 200 - лица исторические.

Во время работы над произведением писателю пришлось просмотреть очень много литературы по истории. Проделав такую огромную работу, Толстой пришёл к выводу, что почти везде события описаны "со слов разных генералов". Он фактически создал новый метод изображения исторических событий. Частный человек в представлении писателя включен в историю не только тогда, когда он непосредственно участвует в войнах, сражениях, но и всей своей частной жизнью он постоянно, порой бессознательно творит историю.

 Автор  соединяет 2 части произведения: частную и историческую.

Слайд № 11. Проблематика романа

Проблема - выделение и осмысление автором тех сторон явлений и характеров, которые наиболее интересуют писателя.

Сложность и глубина содержания "Войны и мира" требовали, чтобы в этой книге переплелись компоненты многих жанров реалистической прозы.

Напомню, что роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:

исторический - обращение к реальным историческим событиям;

философский - раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;

нравственный - глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.

Проверка изученного материала.

Вопросы для контроля:

Как в процессе работы изменялся замысел романа?

Как вы понимаете смысл названия "Война и мир"?

В чем заключается жанровое своеобразие "Войны и мира"? Чем книга отличается от известных романов ХIХ века?

Как группируется система образов в романе-эпопее?

Как вы думаете, для чего в романе-эпопее нужен эпилог?

4. Выставление оценок.

5. Домашнее задание. 

Выучить записи, сделанные в ходе урока. Прочитать 1 том романа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе на тему "Война и мир"

Цель урока: ввести учащихся в историческую эпоху в России начала ХIХ века; погрузить в атмосферу романа А. Н. Толстого; учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей ...

Конспект занятия по литературе «Государство – общество – личность в романе Евгения Замятина «Мы».

           Урок «Государство – общество – личность» по роману Е.Замятина «Мы» посвящен не только писателю, творчество которого изучается в старших классах общеобра...

Конспект урока по литературе на тему "Грозные годы войны в поэзии советских писателей"

Расширить знакомство с поэзией поэтов по теме Великой Отечественной войны; уяснить, что нельзя забывать о тех, кто «уже не придет никогда»; подчеркнуть важную роль литературы в годы войны; воспитывать...

План-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему: Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Сценарий литературно-музыкальной композиции предназначен для обучающихся 8 класса.  Может помочь при подготовке не только к урокам литературы, но и к урокам истории. Возможно проведение интегриро...

Конспект занятия в подготовительной группе «Лирическая песня как жанр народной поэзии»

Конспект занятия в подготовительной группе «Лирическая песня как жанр народной поэзии»...

План-конспект занятия по литературе на тему "Новозаветные образы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Иуда"

Тема: Новозаветные образы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Иуда.Тип занятия: комбинированный урок.Форма занятия: беседа с элементами диспута.Цель...