Урок литературы в 8 классе.«Путь к прозрению» (по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Цель урока: показать духовное прозрение обиженного судьбой человека, его сложный путь к осознанию своего предназначения;  учиться характеристики героев; развивать навыки анализа художественного текста.

Оборудование:   

Ø Компьютер

Ø Проектор

Ø Презентация

Ø Тексты повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Ø Муз. Сопровождение. А.Пахмутова. Элегия "Обнаженное сердце". Юрий Медяник (скрипка, фрагмент)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ в 8 КЛАССЕ

«ПУТЬ К ПРОЗРЕНИЮ»

(по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»)

                                        Самого главного глазами не

увидишь. Зорко  одно лишь сердце.

А.Экзюпери.

Наполни смыслом каждое мгновение.

Р.Киплинг.

Учитель

русского языка и литературы

  МБОУ СОШ № 72 г. Липецка

Титеева Л.В.

Цель урока: показать духовное прозрение обиженного судьбой человека, его сложный путь к осознанию своего предназначения;  учиться характеристики героев; развивать навыки анализа художественного текста.

Оборудование:    

  • Компьютер
  • Проектор
  • Презентация
  • Тексты повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
  • Муз. Сопровождение. А.Пахмутова. Элегия "Обнаженное сердце". Юрий Медяник (скрипка, фрагмент)

1.Мотивация к учебной деятельности

Чтение отрывка из стихотворения Б.Пастернака

«Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

-Удивительное воздействие оказывает на нас искусство. «Слепой музыкант» В.Г.Короленко прочитан… Сколько вопросов всплывает в сознании! В жизни всё самое сложное оказывается простыми истинами. Хотите ли,ребята, сегодня открыть что-то новое? (Да)

- Какое отношение к уроку имеет отрывок из стих. Б.пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

Чтение прозы наизусть под аккомпанемент (Скрипка «Элегия»)

(Дети читают наизусть ключевые эпизоды повести)

-Какие мысли рождают прочитанные отрывки из произведения? Соотнесите их с эпиграфами к уроку.

-Слеп тот, кто думает только о себе.

-Слеп тот, кто не знает жизни.

-Истинная слепота не физическая, а духовная.

3.Постановка проблемы

Вдумываясь в смысл повести, над какими вопросами следует поразмышлять?

1)-Что такое истинная слепота?

2)-Зачем на свете жить слепому?

3)-Что есть «прозрение»?

4. Построение проекта выхода из затруднения

-Какую цель урока нам надо поставить?

-Подумать над  смыслом повести, пройти с героем Петром Попельским путь к «прозрению».

-Какова тема урока? (Путь к прозрению.)

-Давайте подумаем и также запишем, какие вопросы нам необходимо обсудить.(Записываем в тетради план)

I. В чём вы видите трагедию Петра Попельского? Что такое истинная слепота, по мнению Короленко?

II. Зачем на свете жить слепому?

III. Когда пришло озарение, просветление? Что есть «прозрение»?

5. Реализация построенного проекта

Беседа

  1. –В чём трагедия Петра Попельского? (В.Г.Короленко о трагедии заявляет уже в начале текста: «…ребёнок родился слепым…». Взрослея, Пётр переходил от отчаяния к радости. В пору отрочества сознание слепоты мучило всё больше. Слёзы появлялись на глазах, когда он слушал дудку Иохима и грустные народные песни. История Юрка-бандуриста озарила светом жизнь Петра. Он подумал, тоже может быть героем, но «всё это в прошлом, теперь такого не бывает». Пётр чувствует духовную близость со слепым звонарём  Егором, думает, озлобленность-удел слепорождённых. Он становится замкнутым , считает . что взамен любви Эвелины он может дать только одно страдание.                                Трагедия юноши в том, что собственное несчастье закрыло от него всё прекрасное жизни-талант, любовь окружающих. Он сосредоточился лишь на своём горе, стал раздражителен.

 -Прочитайте ключевые предложения эпизодов, где герой говорит о желании видеть предметы, равно как и чувствовать.(6-7 гл.)

 

-Испанский художник 18 в. Франсиско Гойя так прокомментировал одну из своих работ: «воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ… »Какова внутренняя связь между высказыванием художника и идеей повести?(У Петра нет гармонии в душе . Озлобленность, страх заполнили пустоту. Мы слышим грустные, полные одиночества, импровизации. Герой замыкается в себе ещё больше.) 

-В жизни каждого человека существует счастливые моменты. Есть ли они в жизни Петра Попельского? (Простые человеческие радости окружают Петра, но он их не ценит-это Блаженство иметь любящих родных, Блаженство быть любимым Эвелиной, Блаженство быть умным и талантливым.)

- Что же такое истинная слепота, по мнению В.Г.Короленко?(По мнению в.Г.Короленко, истинная слепота – не физическое увечье, а неумение замечать то прекрасное, что посылает жизнь.)

-Обратите внимание на картину нидерландского художника Брейгеля Старшего «Притча о слепых».Она о будущем человечества.

-  Вызывают ли сочувствие слепцы? Какова, по Брейгелю, их судьба? (Слепцы страшны и безобразны, их лица искажены. Сочувствия не вызывают, т.к они ущербны нравственно(духовно). Они слепо блуждают по земле в потёмках духа. Это путь к гибели.)

-Сравните эту картину с работой англ. Художника Д.З. Миллеса «Слепая девушка». Какая из них созвучна больше «Слепому музыканту»?(Картина Брейгеля, конечно, трагичнее. Люди доведены до крайности. Их финал-гибель. Картина Миллеса драматична. Девушка слепа, но она может видеть сердцем, душой. Она воспринимает мир через звуки(гармоника на её коленях)и ощущения (рука её держится за траву).Для неё не всё потеряно. Картина созвучна «Слепому музыканту». В отличие от брейгелевских героев это не тупик. Пётр инстинктивно тянется к свету. Ему предстоит научиться видеть душой. Ведь «самого главного глазами не увидишь.Зорко одно лишь сердце».)

II. – Зачем жить именно слепому? – вопрошает Пётр Попельский. Что слышится в этом вопле отчаянья?(Пётр переживает состояние душевного кризиса. Он не видит смысла в жизни-любви, признании.)

-Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий человек нуждается в помощи и поддержке. Кто из известных писателей размышлял об этом? Какую роль в воспитании Петра сыграл Максим Яценко? (В жизни Герцена большую роль сыграли учителя - Протопопов и старик Бушо.., в минуту душевной усталости С. А. Есенин обращается к матери. Каждый из литераторов проповедует одно и то же: в жизни есть прекрасное, его только надо суметь найти. Это прекрасное - встречи с умными, благородными людьми. Знать, что такие люди есть на свете, - величайшее счастье. И мать и Эвелина, каждая по-своему, любили Петра. Их любовь неразделима жалостью к нему. Максим же знал, что « жизнь - борьба -ив ней нет места для инвалидов». Он закалил Петра и поставил его перед выбором . «Неизвестно, что вышло бы со временем из мальчика...,если бы странная судьба и австрийские сабли не заставили дядю Максима поселиться в деревне, в семье сестры»)

-Перед каким выбором в жизни стоит Пётр? Что такое выбор?(Выбор - это умение определить линию жизни, сделать какой-то важный шаг. Перед Петром стоял сложный гамлетовский вопрос: быть ши не быть, смириться и страдать ши бросить вызов судьбе? Пётр выбирает путь поисков. Он странствует, постигает»широкий необъятный мир», знакомится с людьми, их судьбами, набирается, узнаёт чужое горе «слепых и зрячих». Его музыкальное ухо улавливает новые песни и мелодии. Муз. импровизации становятся богаче и производят на слушателей неизгладимое впечатление. Его путь подобен пути М. Горького, который, судя по датам, в это же время совершш свои знаменитые странствия по Руси, Украине, Молдавии, Крыму, Кавказу. »Хождение моё было вызвано не стремлением к бродяжничеству, а желанием видеть, где я живу, что за народ вокруг меня».)

-Какой смысл вкладывает автор в слова: «Душа его была исцелена» ?

(Пётр смягчился. Перестал думать только о себе, о своём горе, перестал мучить окружающих своим мрачным настроением. Перед ним открылся путь к нравственному возрождению.)

III. -Где и когда пришло озарение, просветление, нравственное

прозрение? Что есть прозрение? (Дома Петру сообщили, что сын «видит несомненно». Душа его пережила истинное потрясение: «Страх мгновенно схлынул, надежда превратилась в уверенность, осветив душевный строй слепого. Это был переворот...он испытал радость, понял, что может дать жизнь и счастье другому человеку, почувствовал, что способен думать о другом человеке больше, чем о самом себе... Отныне душа Петра была открыта для радости и света, для любви к людям. Эти чувства нашли воплощение в музыке. Теперь он не боится людей, он несёт им свой талант, свои думы...)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Духовное прозрение состоит в том, что Пётр Попельский обрёл смысл жизни, стал истинным художником, способным говорить своей музыкой о радостях и печалях широкого мира, способным напоминать счастливым о несчастных.

-Каков же он, путь к прозрению?

Путь к прозрению - сложный путь за счастьем. Оно оказалось рядом. Судьба подарила огромное творческое и человеческое счастье: умную, добрую, любящую жену, сына, родившегося зрячим, талант композитора и пианиста. Пётр Попельский научился видеть сердцем, жить, наполняя каждое мгновение смыслом.

  1. Самостоятельная работа (по творческим группам)

1-я группа( философы).        Письменно изложите ответ на вопрос: каков путь к прозрению.

2-я группа (художники). Представьте смысл повести в виде символического рисунка.

3-я группа (литераторы). На основе плана попытайтесь предоставить устное монологическое высказывание по теме урока.

  1. Включение в систему знаний и повторение

По окончании выполнения самостоятельной работы ученики

делятся впечатлениями, обсуждая полученные результаты.

- Ребята, а где вам пригодятся полученные знания?

(При написании сочинения нам понадобится умение выстраивать свои мысли по плану, лаконично, последовательно. Сложный путь Петра Попельского к истине поможет разобраться в непростом жизненном пути...)

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Демонстрируется рисунок творческой группы и комментарий к нему,  Озвучивается ответ на вопрос.)        

Какова была цель урока?

Достигли ли вы цели?

Что было трудно?

На какие вопросы мы не получили ответа?

Над чем следует ещё работать?

Оцените свой личный вклад в работу класса.

Д.з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Нравственные проблемы в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Урок литературу по повести В.Г. Короленко разработам по требованиям стандарта второго поколения к учебнику под ред.Б.Ланина "Литература 5 класс"...

. Нравственные проблемы в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Урок литературы по повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант" разработан по требованиям стандарта второго поколения к учебнику под ред.Б.Ланина "Литература 5 класс"...

Урок по чтению "Путь восхождения к свету" по повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант"

Цель данного урока показать духовные обновление обиженного судьбой человека, нарисовать его горький путь к осознанию своего предназначения. Рассматривается проблема человеческого предназначения, опред...

"От тьмы к свету" (по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант")

Интегрированный урок внеклассного чтения  с применением ИКТ,  личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения....

Разработка урока литературы по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант", 8 класс

Разработка  содержит технологическую карту урока, а также презентацию к данному уроку. Тема " на пути к счастью"...

Урок по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант"

Технологическая карта  урока по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант", тема " На пути к счастью"...

Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...