Рабочая программа по литературе. 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рабочая программа по литературе по УМК В.Я. Коровиной. 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_lit._8.docx54.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 лицей №1 г. Усмани

Липецкой области

им. Героя Советского Союза Б.А.Котова

Рассмотрена НМС лицея                                                    Утверждена приказом

Протокол №___ от ____2014                                           лицея № ___ от ____2014

                                                                                  Директор лицея             Э.В. Елфимова

Рабочая программа

учебного предмета

«Литература»

для учащихся 8 – а класса

(расширенное изучение русского языка)

на 2014-2015
учебный год

Составила

Бурых И.М.,

учитель русского языка

 и литературы


Пояснительная записка

           Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
          Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, овладения богатейшими средствами русского литературного языка.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Цель: формирование    духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире.

Цель литературного образования определяет его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико- литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

                 Использование краеведческого материала на определенных уроках литературы даёт возможность приобщить учащихся к истории и культуре родного края, привить чувство патриотизма.

Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа

Федеральный уровень

1. «Об образовании в Российской Федерации» / Федеральный закон от 29 декабря

2012 г. № 273-ФЗ (редакция от 23 июля 2013 года).

2. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных

образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)

общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования Российской

Федерации от 5 марта 2004 года № 1089» / Приказ Минобрнауки РФ от 24 января 2012

года № 39.

3. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных

образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)

общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования Российской

Федерации от 5 марта 2004 года № 1089» / Приказ Минобрнауки РФ от 31 января 2012

года № 69.

4. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные

учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих

программы общего образования, утверждѐнные приказом Минобранауки РФ от 9 марта

2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных

учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих

программы общего образования» / Приказ Минобрнауки РФ от 1 февраля 2012 года № 74.

5. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по

образовательным программам среднего общего образования» / Приказ Минобрнауки РФ

от 26 декабря 2013 года № 1400 (ред. от 15 мая 2014 года) (Зарегистрировано в Минюсте

России 3 февраля 2014 года № 31205.

6. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по

образовательным программам основного общего образования» / Приказ Минобрнауки

России от 25 декабря 2013 года № 1394 (ред. от 15 мая 2014 года) (Зарегистрировано в

Минюсте России 3 февраля 2014 года № 31206).

7. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации

обучения в общеобразовательных учреждениях» / Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 года № 85.

8. «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» / Приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 года № 1047.

9. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» / Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253.

10. «О федеральном перечне учебников» / Письмо Департамента государственной

политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 29 апреля 2014 года № 08-548.

11. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая

деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего

общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18 октября

2013 года № 544-н) /Зарегистрировано в Минюсте России 6 декабря 2013 года № 30550/.

12. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным

программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

(Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года № 1015) (Зарегистрировано в Минюсте

России 1 октября 2013 года № 30067).

13. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.

14. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащѐнности учебного процесса и оборудования учебных помещений» / Приказ Минобрнауки РФ от 4 октября 2010 года № 986.

15. Примерные программы по учебным предметам. Литература.5 – 9 классы. – 2-е

изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. Данные программы являются примерными,

служат ориентиром для разработчиков авторских программ и учебников: основные

принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность

изучения и распределение по классам определяется в конкретных авторских программах.

Рабочая программа составляется учителем для каждого класса (или ступени обучения) на

основе примерной и авторской программ.

Региональный уровень

1. «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой

области, реализующих программы общего образования, на 2014/2015 учебный год» /

Приказ УОиН Липецкой области от 23 апреля 2014 г. № 385.

2. «О примерном положении, о структуре, порядке разработки и утверждения

рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного

учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» / Письмо

УОиН Липецкой области от 26 октября 2009 г. № 3499.

3. Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4.09.2008 г. №03-1905 «Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия

 А.И. Солженицына в образовательных учреждениях».

Лицейский уровень

1. Образовательная программа лицея.

2. Программа развития лицея на 2011-2015 г.г.

3. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих  программ, учебных курсов, предметов, дисциплин  (модулей) лицея №1 г. Усмани.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

            Данная рабочая программа по литературе создана на основе Примерной программы основного образования по литературе (базовый уровень) и программы по литературе  под редакцией В.Я. Коровиной для 5-11 классов (базовый уровень). М.: Просвещение, 2012.

Обоснование выбора программы

           Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.                                                                                                                                                                           В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов.                                                                        

Информация о внесённых изменениях в авторскую программу

         В авторскую программу добавлена тема «А.И. Солженицын. «Крохотки» согласно «Методическим рекомендациям по расширению изучения творческого наследия

 А.И. Солженицына в образовательных учреждениях».

Место и роль предмета

            Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Количество учебных часов

            Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и отводит на изучение предмета 2 часа в неделю (70 часов в год).

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

1) Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, культурой публичной речи, основными этапами подготовки публичного выступления, навыками информационной переработки художественных и литературоведческих текстов.

2) Языковая компетенция предполагает овладение  нормами литературного языка, обогащение словарного и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке литературных  явлений и фактов; необходимых знаниях об основных фактах жизненного и творческого пути писателей-классиков; умение пользоваться различными литературоведческими словарями.

3) Культуроведческая компетенция  предполагает осознание художественной литературы как способа выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа; в том числе с выходом на краеведческий аспект, умение соотносить факты биографии писателей и изображаемых в произведениях событий с историей страны и мировой историей.

              Коммуникативная компетенция  реализуется в данной программе главным образом за счет анализа художественных текстов, литературно-критических статей и   применяют полученные знания на практике, как в устной, так и в письменной форме. Здесь и  публичное выступление, и умение писать сочинение-анализ художественного текста.

Учащиеся на уроках всех типов принимают участие в дискуссиях, учатся аргументировать свою точку зрения.

             Языковая компетенция реализуются через реализацию проблемного обучения на уроках всех типов (создание проблемной ситуации, анализ и синтез возникших спорных вопросов, обращение к различным авторам, источникам).

             Культуроведческая компетенция реализуется на уроках всех типов через

- сопоставление литературно-исторических событий, характерных для русского народа и других народов и государств;

 - осознание русской литературы как формы выражения национальной культуры, через анализ текстов признанных классиков русской и мировой литературы;

- умение искать и отбирать нужную информацию в различных печатных и мультимедийных источниках, а также применять ее для решения конкретных практических задач.

Формы организации образовательного процесса

- анализ художественного и литературоведческого текста;

- сочинение по литературным произведениям;

-устное высказывание на заданную тему;

-текущий, фронтальный опрос, тематический контроль, самостоятельные работы;

- элементы проектно-исследовательской работы;

-рефераты, доклады на литературоведческие темы.

Технологии обучения

            В процессе реализации данной рабочей программы основной упор делается на личностно- ориентированное обучение с осуществлением уровневой дифференциации, проблемное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий.

            Деятельностный подход в обучении поможет учащимся вплотную приблизиться к самостоятельной исследовательской деятельности при изучении художественной литературы.

Виды и формы контроля

 - пересказ,

 -анализ эпизода,

- письменные ответы,

- тестирование,

- сочинение.

Планируемый уровень подготовки на конец года

Учащиеся должны знать:

  1. Тексты художественного произведения.
  2. Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
  3. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  4. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
  5. Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
  2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
  3. Различать эпические, лирические и драматические произведения.
  4. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
  5. Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
  6. Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
  7. Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
  8. Давать анализ отдельного эпизода.

Информация об использованном учебнике

Учебник Коровиной В.Я. «Литература. 8 класс». В двух частях.- М.: Просвещение, 2012.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Содержание рабочей программы

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». 

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать жанры УНТ, специфику народных песен, частушек, преданий.

Уметь осмысленно читать произведения устного народного творчества, анализировать, строить монологические высказывания.

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать специфику  древнерусской литературы, её жанры.

Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, анализировать текст.

Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать выдающихся поэтов 18 века, их творчество и вклад в развитие русской литературы.  

Уметь выразительно читать, искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Из литературы ХIХ века  

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни, «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклика на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

 «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Эпилог, ого место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз- питие представлений). Литературная пародия (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер», А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать жизнь и творчество писателей 19 века: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,            Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, А.К. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, выразительно читать и анализировать стихотворный текст, строить монологическое высказывание, строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Из  русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Александр Исаевич Солженицын. Краткий рассказ о писателе. «Крохотки». Боль и великая вера в сохранение человеческой души.

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». 

Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Новаторский характер Василия Теркина.  Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»;  Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»;  Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.  Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето», И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать жизнь и творчество писателей 20 века: И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.А. Блока,  С.А. Есенина, И.С. Шмелёва, М.А. Осоргина, Тэффи, М.М. Зощенко, А.Т. Твардовского, А.П. Платонова, В.П. Астафьева, А.И. Солженицына; стихи и песни о ВОВ, стихи русских поэтов о Родине и родной природе.

Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, выразительно читать и анализировать стихотворный текст, строить монологическое высказывание, строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...»,

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.  «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе

«Путешествия Гулливера», Сатира на государственное устройство и общество.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать творчество зарубежных писателей: У. Шекспира, Ж. Мольера, Дж. Свифта, В. Скотта.

Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, анализировать стихотворный текст.

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Уроки развития речи

1

Введение.

1

2.

Устное народное творчество

2

3.

Из древнерусской литературы.

1

4.

Из литературы 18 века.

3

1

5.

Из русской литературы 19 века.

34

4

6.

Из русской литературы XX века

20

2

7.

Из зарубежной литературы.

7

8.

Резервные уроки

2

Итого:

70

7

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

1. Коровина, В. Я. Литература. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с  прил.  на  электрон.  носителе : в 2 ч.  /  В. Я. Коровина,  В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.

2. Коровина, В. Я.  Читаем,  думаем,  спорим…  Дидактические материалы. 8 класс / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2011.

3. Коровина, В. Я.  Литература.  8  класс  :  метод. советы  /  В. Я. Коровина,

И. С. Збарский. – М.: Просвещение, 2003.

4. Кутейникова,  Н.  Е.  Уроки  литературы  в  8 классе:  кн.  для  учителя / Н. Е. Кутейникова. – М.: Просвещение, 2010.

5. Марченко А.М.  Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Справочная литература

1. Макаров В.И., Матвеева Н.П. От Ромула до наших дней… Словарь лексических трудностей художественной литературы.- М.: Былина, 1993.

2. Русские писатели. ХХ век. Библиографический словарь. В 2ч./  под ред. Н.Н.Скатова.М.:Просвещение,1998.
3. Русские писатели. Библиографический словарь в 2ч. / редк. Б.Ф. Егоров и др.; ред.-сост. П.А. Николаев.- М.: Просвещение,1990.

4. Школьный словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение, 2002.

Дополнительная литература

А.С. Пушкин. Лирика

М.Ю. Лермонтов. Лирика

Ф.И. Тютчев. Лирика

 А.А. Фет. Лирика

А.И. Солженицын. «Крохотки»

Интернет-ресурсы

1. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru

2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org

3. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru

4. Мир слова русского   http://www.rusword.org

5. Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru

6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по литературе  http://www.svetozar.ru

9. Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru

10. http://rusolimp.kopeisk.ru/ 

11. http://www.svetozar.ru/

12. www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

13. www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

14. www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».

15. www.slovari.ru Электронные словари.

16. www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».

17. www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

18. www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

Календарно-тематическое планирование

ТЕМА

Кол-во

 часов

Сроки

 проведения

По плану

Фактически

1. Введение. Литература и история            

1

3.09

2. Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях

1

4.09

3. Предания как исторический жанр русской народной прозы.  «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»

1

10.09

4. Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты)

1

11.09

5. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 18 века

1

17.09

6. Д.И. Фонвизин.  «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирические направления комедии

1

18.09

7.  Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя)

1

24.09

8. И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз»,  их историческая основа

1

25.09

9. И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца

1

1.10

10. К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы

 К.Ф. Рылеева. Характерные особенности жанра

1

2.10

11. А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К ***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября»

1

8.10

12. А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе ранее изученного)

1

9.10

13. А.С. Пушкин.  «История Пугачёва» (отрывки)

1

15.10

14. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы

1

16.10

15-16. Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин

2

22.10

23.10

17. Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

1

29.10

18. Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина

1

30.10

19. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

12.11

20. А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести

1

13.11

21. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова

1

19.11

22. М.Ю. Лермонтов.  «Мцыри». Мцыри как романтический герой

1

20.11

23. Особенности композиции поэмы «Мцыри».  Роль описаний природы в поэме

1

26.11

24. Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

1

27.11

25. Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение  к истории, исторической теме в художественном творчестве

1

3.12

26. Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью»

1

4.12

27-28.  Разоблачение пороков чиновничества в пьесе

2

10.12; 11.12

29. Приёмы сатирического изображения чиновников

1

17.12

30. Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». «Хлестаковщина» как нравственное явление

1

18.12

31. Особенности композиционной структуры комедии

1

24.12

32.  Н.В. Гоголь.  «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе

1

25.12

33. Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

1

14.01

34. М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе.  «История одного города» (отрывок)

1

15.01

35. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города» (отрывок)

1

21.01

36.  Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1

22.01

37. Л.Т. Толстой. «После бала». Жизненные источники произведения. Контрастное построение рассказа как способ выражения идеи

1

28.01

38. Рассказ «После бала». Прием контраста, раскрывающий идею рассказа, – способ эмоционального воздействия на читателя. Иван Васильевич и полковник.

1

29.01

39. Л. Н. Толстой. «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу в произведении.

1

4.02

40. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова

1

5.02

41. А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ А.П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье

1

11.02

42.  И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ»

1

12.02

43. А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

1

18.02

44-45. А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия»

2

19.02

25.02

46. С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему

1

26.02

47. А.И. Солженицын. «Крохотки»

1

4.03

48. И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

1

5.03

49. Журнал «Сатирикон». Тэффи. «Жизнь и воротник»

1

11.03

50. М.М. Зощенко.  «История болезни»

1

12.03

51. М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1

      18.03

52. А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин»

1

19.03

53. Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина

1

1.04

54. Композиция и язык поэмы  «Василий Тёркин»

1

2.04

55-56. А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

2

8.04

9.04

57. Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1

15.04

58-59. В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

2

16.04

22.04

60-61. Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине

2

23.04

 29.04

62-63. У. Шекспир. Слово о писателе. Проблема трагедии «Ромео и Джульетта»

2

30.04

 6.05

64. Сонеты У. Шекспира.  «Кто хвалится родством своим и знатью», «Увы,  мой стих не блещет новизной…»

1

7.05

65. Ж.-Б. Мольер.  «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа

1

  13.05

66. Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

1

14.05

67. В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

1

      20.05

68. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето

1

      21.05

69-70. Резервные уроки

2

     27.05

     28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....