Методическая система
статья по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Тема «Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо литературы».
Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью.
Педагогические задачи, стоящие передо мной:
• помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития;
• вызвать их мотивацию;
• научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.
В основе моей методической системы заложены элементы технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМП). Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей.
Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.
Ожидаемые результаты:
• самосовершенствование личности;
• развитие творческих способностей;
• умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
• сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;
Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления
Цель технологии критического мышления — научить в процессе чтения понимать информацию, имеющуюся в тексте, осмыслять ее, сопрягать с собственным опытом и формировать на ее основе самостоятельное аналитическое суждение.
Методика критического мышления включает три этапа, или стадии: вызов, осмысление и рефлексию.
Первая стадия — вызов. Ее применение на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить знания ученика по изучаемой теме или проблеме, вызвать устойчивый интерес к ней, мотивировать к учебной деятельности, побудить к активной работе на уроке и дома.
Возможные приёмы и методы - корзина идей, дерево предсказаний, кластеры, прогнозирование по портрету, верные-неверные утверждения.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Вторая стадия — осмысление — позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На этой стадии. Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приёмы и методы - маркировка с использованием значков (по мере чтения ставятся на полях справа), ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов, корзина толстых и тонких вопросов и др. Учащиеся находятся в непосредственном контакте с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
Третья стадия — рефлексия — предполагает целостное осмысление и обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи.
Возможные приёмы и методы - заполнение кластеров, таблиц, написание творческих работ (синквейны, эссе) шесть шляп мышления). Учащиеся творчески анализируют изученную информацию, работа ведётся индивидуально – в парах – группах. Технология критического мышления позволяет строить процесс обучения на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Результативность применения ТРКМП
ТРКМ позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных запросов учащихся. Проведенные исследования показали, что данные умения и навыки у учащихся после применения ТРКМП значительно более развиты, чем у учащихся, занимающихся в традиционном режиме.
Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Следует отметить, что использование листов оценки, анкетирование позволяет учащимся быстро, четко и объективно оценить свои знания и активность каждого участника групповой работы в процессе изучения материала. На мой взгляд, это определенный стимул для самоорганизации в процессе групповой учебной деятельности.
Личностно-ориентированная направленность лежит в основе моих уроков, на которых учащиеся приобретают навыки ориентироваться в изучаемом материале, определять или участвовать в определении цели конкретной учебной деятельности, реализовывать план деятельности.
Учащиеся приучаются к самостоятельному добыванию знаний из книги, из дополнительных источников, готовят сообщения, рефераты. Школьники получают задания творческого характера: составить кроссворды, загадки, сказки, стихи, рассказ, эссе по заданной тематике.
Уровень познавательных запросов учащихся
| традиционная методика | технология РКМ |
высокий | 14 | 35 |
средний | 43 | 55 |
низкий | 43 | 10 |
Технология ТРКМ позволяет значительно поднять уровень познавательных запросов учащихся, повысить интерес к предмету, привить потребность к чтению и научить получать максимальное количество информации из прочитанного текста.
На уроках русского языка и литературы результативными являются интерактивные формы работы, в основе которых лежит общение. Это уроки-конференции, круглые столы, диспуты, деловые игры, групповые игры, творческие отчеты. Они развивают коммуникативные навыки учащихся, помогают четко выражать детям свои мысли, воспитывают культуру общения. Иногда лидеры групп привлекаются к ведению урока в роли учителя: готовят опорные таблицы для изучения нового материала, проверяют правильность выполнения заданий, учатся объективно оценивать своих товарищей.