Рабочая программа по литературе, 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Карпова Ольга Николаевна

Настоящая рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, система­тизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глу­боко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опо­рой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования чита­тельских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

        воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

        развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры чита­тельского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эсте­тической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстети­ческих и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; уст­ной и письменной речи учащихся;

       освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

       совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использова­ния необходимой информации, в том числе в сети Интернета.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_10.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____/Соломина В.С.

Протокол №_____от

«___» _______2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора

     по УВР МБОУ

   «СОШ № 9

     имени М.И. Баркова»

______/____________/

«Утверждено»

Директор МБОУ

«СОШ № 9  имени М.И.Баркова»

_______/Антонцева И.Г.

Приказ №______от

«___» ________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Карповой Ольги Николаевны,

учителя русского языка и литературы  

I квалификационной  категории,

 по литературе в 10 классе

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

        воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

        развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

       освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

       совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.       

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

            • сравнение, сопоставление, классификация;

            • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

            • составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Учебно-тематическое планирование по литературе

Классы  10

         Учитель Карпова Ольга Николаевна

Количество часов

Всего: 102 часа; в неделю 3 часа

Плановых контрольных уроков -

Административных контрольных уроков -

Планирование составлено на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2010.

Учебник  Литература.10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./   [Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е.Н., Марьина О.Б.]; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. - М.: «Дрофа», 2014 г.

Дополнительная литература:

  1. Поурочные разработки по литературе. 10 класс/ Михайлова Т. И.Егорова Н.В.Золотарева И. В.- М.: Вако, 2013 г.


Табличное представление учебно-тематического планирования

Раздел

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Дата

1

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

(2 ч.)

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

1

Лекция

Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы 19 века, основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

Уметь: соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой.

Организация совместной учебной деятельности

04.09

2

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся

1

Лекция

Знать: основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

Организация совместной учебной деятельности

08.09

Личностные универсальные действия:

- формировать  учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению;

- формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию;

- формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные универсальные учебные действия: 

-  уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
-  при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; 
-  уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
-  владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

Познавательные универсальные учебные действия: 

-  уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность;

-  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

3

Литература первой половины XIX века

(27 ч.)

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и её национально-историческое и общечеловеческое содержание

1

Лекция

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: определять род и жанр произведения.

Беседа, проблемные задания

08.09

4

Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок. «Погасло дневное светило…», «Подражание Корану».

1

Беседа

Знать: содержание литературных произведений; основные теоретико-литературные понятия.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; выявлять авторскую позицию; выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

Беседа, проблемные задания

11.09

5

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

1

Практикум

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

15.09

6

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти»

1

Практикум

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

18.09

7

Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц умных…», «Элегия», «Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны»

1

Практикум

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

22.09

8

Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме

1

Лекция, беседа

Уметь: раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения.

Беседа, проблемные задания

22.09

9

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

1

Беседа

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа, проблемные задания

25.09

10-11

Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина

2

Письменная работа

Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров.

Самостоятельная работа

29.09

29.09

12

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

1

Лекция. Беседа

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа.

02.10

13

Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова. «Молитва»

1

Беседа, практикум

Знать: образную природу словесного искусства.

Уметь: выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;  выявлять авторскую позицию.

Организация совместной учебной деятельности

06.10

14

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание»

1

Практикум

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Организация совместной учебной деятельности

06.10

15-16

Философские мотивы лирики

М.Ю. Лермонтова. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений.  «Выхожу один я на дорогу…»  

2

Беседа, практикум

Знать: основные теоретико- литературные понятия.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

09.10

13.10

17-18

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

2

Уроки внеклассного чтения

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Организация совместной учебной деятельности

13.10

16.10

19-20

Классное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

2

Уроки контроля

Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров.

Самостоятельная работа

20.10

20.10

21-22

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения.

2

Лекция, беседа

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: понимать образную природу словесного искусства; анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Беседа, проблемные задания

23.10

23.10

23

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

1

Семинар

Знать: основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы.

Организация совместной учебной деятельности

24.10

24-25

Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести

2

Беседа

Знать: основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы.

Беседа, проблемные задания

24.10

06.11

26-27

Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

2

Урок внеклассного чтения

Знать: основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

Беседа, проблемные задания

10.11

10.11

28-29

Классное сочинение по творчеству Н.В. Гоголя

2

Письменная работа

Уметь: аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Самостоятельная работа

13.11

13.11

Личностные универсальные действия:

- формировать  учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению;

- формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию;

- формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные универсальные учебные действия: 

-  уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
-  уметь осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; 
-  уметь адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
-  владеть основами саморегуляции эмоциональных состояний;
-  уметь  прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные универсальные учебные действия: 

-  уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность;

-  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
-  уметь выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
-  уметь организовывать исследование с целью проверки гипотез;
-  уметь делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

-  брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
-  уметь оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; 
-  уметь в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-  уметь вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;
-  следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

30

Литература второй половины XIX века

(67 ч.)

Обзор русской литературы второй половины XIX.

1

Лекция

Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы 19 века, содержание изученных произведений. Отчётливо представлять роль и место произведения в литературном процессе.

Уметь: давать доказательную убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению.

Беседа, проблемные задания

17.11

31

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Особенности композиции романа «Обломов». Его социальная и нравственная проблематика

1

Лекция, беседа

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории и литературы.

Беседа, проблемные задания

17.11

32

Обломов-«коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову

1

Беседа

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию.

Беседа, проблемные задания

20.11

33-34

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе

2

Беседа

Знать: содержание произведения; основные теоретико- литературные понятия.

Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; излагать мысли на заданную тему.

Беседа, проблемные задания

24.11

35

«Что такое обломовщина?». Роман «Обломов» в русской критике.

1

Семинар

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную  тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала.

Фронтальный опрос.

27.11

36-37

Сочинение на тему: «Обломов-«голубиная душа» или лишний человек без кавычек?»

2

Письменная работа

Уметь: аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Самостоятельная работа

01.12

01.12

38

А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

1

Лекция, беседа

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Тематический диктант

04.12

39

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героя. Своеобразие конфликта. Смысл названия

1

Беседа, практикум

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала.

Фронтальный опрос.

08.12

40

Город Калинов и его обитатели. Изображение  «жестоких нравов» и «темного царства»

1

Беседа

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала.

Беседа, проблемные задания

08.12

41

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы

1

Практикум

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала.

Организация совместной учебной деятельности

11.12

42

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»

1

Беседа

Знать: различные приёмы изучения художественного текста.

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; использовать критическую литературу; давать доказательную и убедительную  оценку прочитанному произведению.

Организация совместной учебной деятельности

15.12

43

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

1

Лекция

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

15.12

44

И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

1

Беседа

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала; давать доказательную оценку самостоятельно прочитанному произведению.

Организация совместной учебной деятельности

18.12

45

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героев

1

Беседа

Уметь:  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

воспроизводить содержание литературного произведения; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному.

18.12

46

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

1

Беседа

Знать:основные направления русской литературы 19 века.

Уметь:  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, произведения с литературным направлением эпохи.

22.12

47

Любовь в романе «Отцы и дети»

1

Беседа

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала; ориентироваться в различных типах справочной литературы.

Организация совместной учебной деятельности

22.12

48

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

1

Лекция, практикум

Знать: основные теоретико-литературные понятия.

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; формировать представление о многостороннем подходе критиков к роману.

Домашнее сочинение

25.12

49-50

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философии природы в его лирике.

2

Лекция, беседа

Знать: основные факты жизни и творчества поэта.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения.

Организация совместной учебной деятельности

12.01

12.01

51

Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанры лирического фрагмента в его творчестве.

1

Беседа, практикум

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию.

Организация совместной учебной деятельности

15.01

52

Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».

1

Практикум

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию.

Организация совместной учебной деятельности

19.01

53

А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало лирики природы.

1

Лекция, беседа

Знать: основные факты жизни и творчества поэта.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Организация совместной учебной деятельности

19.01

54

Любовная лирика А. А. Фета

1

Беседа

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию.

Организация совместной учебной деятельности.

.

22.01

55

А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого.

1

Урок внеклассного чтения

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории и литературы.

Беседа, проблемные задания

26.01

56

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.

1

Лекция, беседа

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; аргументированно формулировать своё отношение к прочитанным произведениям; выявлять авторскую позицию; выразительно читать произведения Н.Некрасова, соблюдая нормы литературного произношения.

Организация совместной учебной деятельности

26.01

57

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.

1

Практикум

Знать: основные теоретико- литературные понятия.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Беседа, проблемные задания

29.01

58

Н.А. Некрасов о поэтическом  труде. Поэтическое  творчество как служение народу.

1

Практикум

Знать: основные теоретико- литературные понятия.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Организация совместной учебной деятельности

02.02

59

Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация.

1

Беседа

Знать: основные теоретико- литературные понятия.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Беседа, проблемные задания

02.02

60

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмарка»

1

Лекция, беседа

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала; воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать эпизод произведения, объяснять его связь с проблематикой поэмы.

Беседа, проблемные задания

05.02

61

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства.

1

Практикум

Знать: содержание изученного произведения; приёмы систематизации материала.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении.

Беседа, проблемные задания

09.02

62

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1

Беседа

Знать: содержание изученного произведения; приёмы систематизации материала.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении.

Беседа, проблемные задания

09.02

63

Особенность языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

1

Практикум

Уметь: выявлять «сквозные»  темы и ключевые проблемы русской литературы; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению; определять изображённое время, время создания, а также время в момент прочтения произведения.

Организация совместной учебной деятельности.

Домашнее сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

12.02

64

Чернышевский Н.Г. «Что делать?»  (обзор) Роль романа в литературном процессе 60-70х г. 19 века.

1

Беседа

Знать: содержание изученного произведения; приёмы систематизации материала.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении.

Беседа, проблемные задания

16.02

65

Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник». Поэтика названия повести. Фольклорное начало в повествовании.

1

Лекция, практикум

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Беседа, проблемные задания

16.02

66

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

1

Беседа

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала.

Беседа, проблемные задания

19.02

67

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

1

Урок внеклассного чтения

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.

Творческая работа - эссе

26.02

68

М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е.  Салтыкова-Щедрина

1

Лекция, беседа

Знать: основные факты жизни и творчества писателя; проблематику и поэтику сказок, иметь представление о своеобразии сатиры писателя.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения.

Беседа, проблемные задания

26.02

69-70

Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.

2

Уроки внеклассного чтения

Знать: замысел, историю создания повести, композицию и жанр произведения, иметь представление о своеобразии сатиры писателя.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения.

Организация совместной учебной деятельности

02.03

02.03

71

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

1

Лекция, беседа

Знать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения, отчётливо представлять себе роль и место романа в литературном процессе.

Уметь: определять род и жанр произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой.

Беседа, проблемные задания

05.03

72

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского

1

Семинар

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.

Беседа, проблемные задания

05.03

73-74

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

2

Беседа, семинар

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала.

Беседа, проблемные задания

12.03

12.03

75

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта

1

Семинар

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала.

Беседа, проблемные задания

16.03

76

«Двойники» Раскольникова

1

Беседа

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала.

Беседа, проблемные задания

16.03

77

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

1

Беседа

Уметь:  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению; ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно её использовать.

Беседа, проблемные задания.

Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»

19.03

78

Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

1

Лекция, беседа

Знать: основные факты жизни и творчества писателя; логику развития историко-литературного процесса на материале рассказов Л.Н.Толстого.

Уметь: свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

02.04

79

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого

1

Урок внеклассного чтения

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; выразительно читать фрагменты произведения, соблюдая нормы литературного произношения.

Понимать: образную природу словесного искусства.

Беседа, проблемные задания

02.04

80

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

1

Лекция, беседа

Уметь:  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному.

Беседа, проблемные задания

06.04

81-82

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

2

Беседа

Уметь:  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному.

Организация совместной учебной деятельности

06.04

09.04

83

Женские образы в романе «Война и мир»

1

Практикум

Уметь:  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Организация совместной учебной деятельности

13.04

84

Семья Ростовых и семья Болконских

1

Беседа

Уметь:  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

воспроизводить содержание литературного произведения; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному.

Беседа, проблемные задания

13.04

85-86

Тема народа в романе «Война и мир»

2

Беседа

Уметь:  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

воспроизводить содержание литературного произведения; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному.

Организация совместной учебной деятельности

16.04

20.04

87

Кутузов и Наполеон

1

Практикум

Уметь:  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

воспроизводить содержание литературного произведения; ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно её использовать.

Организация совместной учебной деятельности

20.04

88

Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа. Подготовка к сочинению. Анализ эпизодов

1

Семинар

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.

Беседа, проблемные задания

23.04

89-90

Классное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

2

Практикум

Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Самостоятельная работа

27.04

27.04

91

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»

1

Лекция, беседа

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь:  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Беседа, проблемные задания

30.04

92

Проблематика и поэтика рассказов

 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Чёрный монах», «Случай из практики»

1

Практикум

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Беседа, проблемные задания

04.05

93

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

1

Практикум

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Организация совместной учебной деятельности

04.05

94

 «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

1

Практикум

Уметь:  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; давать доказательную и убедительную оценку прочитанному произведению; использовать позицию автора при анализе произведения.

Беседа, проблемные задания

07.05

95

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

1

Беседа, практикум

Уметь:  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; выражать своё отношение к прочитанному.

Организация совместной учебной деятельности

11.05

96

Контрольная работа по разделу «Литература второй половины 19 века»

1

Урок контроля

Знать: основные теоретико- литературные понятия.

Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Самостоятельная работа

11.05

Личностные универсальные действия:

- формировать  учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению;

- формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию;

- формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные универсальные учебные действия: 

-  уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
-  уметь осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; 
-  уметь адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
-  владеть основами саморегуляции эмоциональных состояний;
-  уметь  прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные универсальные учебные действия: 

-  уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность;

-  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
-  уметь выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
-  уметь организовывать исследование с целью проверки гипотез;
-  уметь делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

-  брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
-  уметь оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; 
-  уметь в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-  уметь вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;
-  следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

97

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

(6 ч.)

И.Диккенс «Записки Пиквикского клуба». История создания романа. Герои и события.

1

Урок внеклассного чтения

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Беседа, проблемные задания

14.05

98

Ги де Мопассан. «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.

А. Рембо. «Пьяный корабль»

1

Уроки внеклассного чтения

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Беседа, проблемные задания

18.05

99

Г. Ибсен. «Кукольный дом». Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения

1

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Беседа, проблемные задания

18.05

100

В.Гюго «Собор Парижской богоматери». Главные герои романа. Образ собора и его роль в романе

1

Уроки внеклассного чтения

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Беседа, проблемные задания

21.05

101

О. де Бальзак «Гобсек». Тема власти денег.

1

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Беседа, проблемные задания

25.05

102

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX  века

1

Беседа

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы.

Организация совместной учебной деятельности

25.05

Личностные универсальные действия:

- формировать  учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению;

- формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию;

- формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные универсальные учебные действия: 

-  уметь осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; 
-  уметь адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
-  владеть основами саморегуляции эмоциональных состояний;
-  уметь  прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные универсальные учебные действия: 

-  уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность;

-  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
-  уметь выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
-  уметь организовывать исследование с целью проверки гипотез;
-  уметь делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-  устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 
-  уметь в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;

-  следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;


Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы X класса.

В результате изучения литературы ученик должен

знать /понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;

• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

•   составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

•   писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;

•   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Учебно-методическое обеспечение

  1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.
  2.  Литература.10 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В.И.Коровин, Н.Л. Вершинина, Л.А.Капитанова и др.; под ред. В.И.Коровина.- М.: Просвещение, 2011.
  1. Золотарева.И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс. – М.: Вако,2009.
  2. Силинская Л.Н. Поурочное планирование по литературе: 10 класс. – М.: Экзамен, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....