Дорога жизни
творческая работа учащихся по литературе (5 класс) на тему

Контарева Светлана Анатольевна

70-летию Великой Победы посвящается...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doroga_zhizni.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             

70-летию Великой Победы посвящается…

                                                                             Дорога жизни.

 

        Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя.

        Никто не думал, что немцы так быстро выйдут к Ленинграду. Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. В городе и окрестностях в то время находилось почти 3 миллиона мирных жителей, в том числе около полумиллиона детей, а запасов продовольствия и горючего оставалось на полтора — два месяца. С конца осени в городе начался голод, от которого только в декабре 1941 года умерло около 500 тысяч человек.

        Единственным путем для эвакуации людей из блокадного Ленинграда, а также для доставки провианта и военных грузов  было озеро, по которому ежедневно курсировали корабли Ладожской флотилии. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием. Так продолжалось до поздней осени, пока судоходство не стало возможным в связи с ухудшением погодных условий, появлением льда.

        Для того чтобы избежать возможности полной блокады Ленинграда в зимнее время, необходимо было в кратчайшие сроки найти выход. Встал вопрос о том, как организовать дальнейшее снабжение города, и самым адекватным ответом на него было бы решение о начале перевозок автомобильным транспортом. Однако  первое время лёд Ладоги был очень тонок, и грузовики просто проваливались бы под него.

        Многие поначалу  сомневались, что лед сможет вынести то огромное количество грузов, которое собирались переправлять через него.  Однако выбирать не приходилось…  Оставлять город на целую зиму без продуктов и горючего -означало обречь его жителей на верную смерть. Поэтому  работы по созданию ледовой переправы начались.

        К середине ноября Ладожское озеро замерзло окончательно, и 22 ноября из Ленинграда отправилась первая колонна из 60 негруженых полуторок.  На следующий день колонна прибыла в деревню Кобона, день ушел на погрузку, и к вечеру колонна отбыла обратно, а 24 ноября она была уже в Ленинграде. Чтобы  машины не провалились под лед, их максимально не загружали, и первым рейсам удалось перевезти не более  33 тонн груза. Вскоре груз  удалось увеличить путем распределения нагрузки по большей площади -  к грузовику стали закреплять на прицеп обычные лошадиные сани. А когда лед  ещё больше окреп, кроме саней стали закреплять ещё и колёсные прицепы. Работу на Ладоге всегда сопровождал огромный риск, и для сотен людей «Дорога жизни» стала смертельной.

        Не забывали о «Дороге жизни» и немцы, регулярно совершая налеты авиации и артиллерийские удары по озеру, но попасть бомбой в грузовик было не так-то просто. Авиабомба пробивала лёд озера и взрывалась уже на дне, поэтому ни  сама бомба, ни ее осколки, ничем не могли повредить автоколонне.  Но все же вражеские пули унесли немало жизней наших солдат. Поэтому многие шоферы грузовиков  при движении в ночное время ехали, не включая фары, чтобы  обезопаситься от ударов авиации, можно сказать, что ехали они практически вслепую.

        Водители,  работавшие на «Дороге жизни» вообще достойны отдельной истории. Они проводили при жутком холоде (большинство даже ездили с открытыми дверьми, чтобы можно было успеть выпрыгнуть в случае провала под лед) по 12 часов за рулем, совершая за день по 5-7 рейсов через все Ладожское озеро. За каждые сто тонн, провезенных через Ладогу, водитель рисовал на капоте машины звездочку, как летчик за сбитый самолет. Солдаты, чтобы не уснуть  по дороге, подвешивали к стенке кабины котелок, который гремел и бил по голове. При этом получали  они такой  же скудный паек, как и простые блокадники. Однако никто из них не жаловался, так как все понимали, насколько важен их труд для блокадников и солдат, оборонявших Ленинград. Своим тяжелым трудом, самоотверженными подвигами водители «Дороги жизни» помогли осажденному городу выстоять…

        Так же отдельно хотелось бы рассказать о  регулировщицах, которые  дежурили по всей длине дороги. На посту регулировщицы  стояли  в валенках, ватных брюках и полушубке. Через одно плечо - карабин, через другое - противогаз. На талии - патронташ. Днем в руке  красный флажок, ночью - фонарь "летучая мышь". Если на лёд падала бомба и он проламывался, они « помечали» опасный участок,  расставляя свои вешки, чтобы обозначить трещины и воронки на льду и пускали машины в объезд, пока снова не замёрзнет. Зимой, в большие морозы, на посту находились 20 минут, затем заступала другая смена, а для них - краткий перерыв, чтобы обогреться, и снова на пост – иначе дежурить было невозможно. Бомбили часто, и опасность была постоянной. Здесь же несли службу и стрелки.

        Регулировщицы и другие воины, охранявшие дорогу, предоставили возможность колоннам благополучно пройти по назначению, а партизанам завершить свой подвиг по доставке груза. Все вместе старались выполнить свой долг для Ленинграда, для родины.

        27 января  1943года - День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками. Ледовая переправа  продолжала действовать вплоть до 24 апреля 1943 года, даже после снятия блокады.

        Выстоять и победить осажденному городу помогла легендарная «Дорога жизни». Два с лишним года это была единственная ниточка, которая связывала Ленинград с остальной страной. Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по "Дороге жизни" за весь период её действия, составило свыше 1,5 млн. тонн; за это же время из города было эвакуировано около 1 млн. 376 тыс. человек.

        У этой дороги никогда не будет конца. Она навсегда пролегла через память, навеки прошла через  сердца наших соотечественников. 27 января является Днем воинской славы России. Память о массовом героизме советских людей, обеспечивших движение по "Дороге жизни", увековечена в памятниках и мемориальных ансамблях, входящих в "Зеленый пояс Славы". Центральное место среди них занимают архитектурно-скульптурная композиция "Разорванное кольцо" на Ладожском озере у Вагановского спуска. На протяжении наземной части "Дороги жизни" установлено 45 мемориальных километровых столбов. В ленинградской области ежегодно проводится марафон «Дорога жизни» в честь полного снятия блокады с Ленинграда.

        Мною перечислена лишь малая часть тех памятных сооружений и мероприятий, которые посвящены памяти  военно-автомобильной дороге №101 и  освобождению Ленинграда, но так хочется , чтобы наше поколение всегда помнило подвиг, совершенный нашими прадедами во имя нашей жизни!

                                                                                                                      Браганец Алина, 11 лет