Дорога жизни
методическая разработка по теме

Гербер Валентина Владимировна

Этот классный час посвящен знаменательной дате - 65-летию снятия блокады Ленинграда. Создавая эту работу, высоких целей не ставили,но очень хотели, чтобы ребята прониклись уважением к тем, кто пережил блокаду и помнили о тех, кто отдал свои жизни, защищая Россию. Это совместная работа (соавтор: В.Л.Никулина, учитель русского языка и литературы Парабельской средней школы). Ресурс содержит презентацию и текст классного часа. В презентации использовались видеоресурсы. Но, к сожалению, видеоресурсы "много весят", поэтому мне пришлось удалить их из файла  ( первый видеосюжет о хлебе блокадного Ленинграда), а на второй есть ссылка в текстовом документе. В качестве музыкального сопровождения использовался "Вокализ" С. Рахманинова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doroga_zhizni.rar2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час  «Дорога жизни».

Цели:

развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны;

воспитание чувства патриотизма и гражданственности;

воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.

Ход классного часа:

1 ведущий:                                                                                                           слайд 1-2

8 сентября 1941 года фашистская армия вплотную подошла к Ленинграду и окружила его с 3 - х сторон. Вражеская артиллерия обрушила на город более 150 тысяч тяжёлых артснарядов, 107 тысяч бомб. Первыми подверглись бомбардировке продовольственные склады. Они занялись высоким, дымным, издалека видным пламенем, внося в души щемящую тревогу. Но город жил, ленинградцы превратили его в неприступную крепость.

2 ведущий:                                                                                                               слайд 3

В гитлеровской ставке начинали понимать - захватить Ленинград силой не удастся. И тогда фашистские стратеги разработали новый план. Город должен задохнуться в тисках голода. Гитлер заявил: «Ленинград сам поднимет руки. Он падет рано или поздно. Никто не освободит его... Ленинграду придётся умереть голодной смертью. 

1 ведущий:                                                                                                              слайд 4

Запасы продовольствия в Ленинграде кончались. А в городе ОКОЛО 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады - тысячи деревень и городов. Там - Большая Земля. Там есть мука, мясо, масло. Но как их доставить в окруженный врагами Ленинград?

2 ведущий:                                                                                                           слайд 5-6

Только одна дорога связывала блокированный город с Большой Землёй. Эта дорога шла по воде Ладожского озера. 125 километров надо было проплыть, чтобы можно было достигнуть противоположного берега. Опасен для барж такой длинный путь. Бьёт по ним вражеская артиллерия, бомбит фашистская авиация, подстерегают немецкие суда. Речники старались вести караваны барж ночью, чтобы вражеские лётчики не увидели их.

1 ведущий:                                                                                                               слайд 6

Но не все корабли приходили к берегу без жертв и потерь. Фашистские самолёты постоянно охотились за нашими судами. Ходили тогда небольшие суда - тендеры. Они были окрашены под цвет воды, заметить их с большой высоты было трудно.

Читает подготовленный ученик:

Цена хлеба

Однажды тендер шёл за продовольствием. На тендере было 3 матроса и старшина Владимир Малафеевский. Прошёл тендер половину пути - навстречу ему наш буксир тянет в Осиновец баржу с мукой. Тут как раз и появились 2 фашистских самолёта. Враги атаковали буксир, стали бить по барже из пушек и пулемётов. Малафеевский понял: ещё немного и баржу потопят и тогда тысячи ленинградцев останутся без хлеба. И старшина принял решение отвлечь противника на себя, вступить в бой с самолётами. А на тендере всего - то 1 пулемёт, 3 винтовки и карабин.

-Огонь! - крикнул Малафеевский и дал по самолёту очередь из пулемёта. А матросы открылиогонь из винтовок.

Только теперь заметили враги тендер и набросились на него. Рулевой Веселов ловко отвернул тендер в сторону, вражеские снаряды разорвались за кормой. Самолёты снова атаковали суденышко. И вот уже ранены 2 матроса, лежат на палубе без сознания, и Малафеевский ранен. В него попали 3 пули. Но и раненый он продолжал стрелять по врагу. А Веселов, увёртываясь от огня самолётов, уводил тендер всё дальше и дальше от баржи с мукой. Вражеская атака внезапно прекратилась. Самолеты набрали высоту и скрылись за облаком. Малафеевский догадался: фашисты расстреляли весь свой запас. Баржа была спасена, но тендер получил пробоины, трюм заливало водой. Собрав последние силы, Малафеевский вместе с Веселовым стали забивать пробоины. Кружилась голова, ослабевшие руки с трудом держали инструменты, но старшина продолжал работать.

-Всё! - сказал Веселов, забив последнюю пробоину.

-Не всё... - еле слышно проговорил старшина. - Надо раненых перевязать ...

Шатаясь, он поднялся на палубу и пополз к матросам. Веселов стал за руль. Малафеевский перевязал раненых, но подняться на ноги уже не смог.

.. .Тендер к берегу привёл Веселов. Героя - старшину Малафеевского доставили в госпиталь.Но как ни старались врачи, спасти его не удалось. Малафеевский умер...

                         Вот иногда, какой ценой доставляли хлеб ленинградцам! 

Рассказывает подготовленный ученик:                                                                              слайд 7                                          

Кому сказать спасибо!

Утром к Осиновцу подошли 2 баржи. Их трюмы были заполнены пшеницей. Не успели начать разгрузку, как налетели немецкие самолёты, стали бомбить и потопили их. Баржи затонули у самого берега. Как спасти зерно? Было бы оно в мешках - другое дело, а то засыпали в трюм навалом, без всякой тары. Стали водолазы вычерпывать пшеницу вёдрами - ничего не получается. Много дней надо, чтобы вычерпать вёдрами всё зерно. Тогда моряки придумали вот что: они поставили на берегу большой деревянный ящик и прорезали в нём много маленьких щёлок. Потом механик Мазин установил сильный насос и стал откачивать в ящик из трюма затопленной баржи. Льётся вода из трюма в ящик, зерно за собою тянет. Вода из щелей вытекает, а зерно остаётся в ящике. Хорошо работает насос, быстро. Ещё час - и зерно будет спасено. Но пять налетели самолёты, стали бомбить берег. Механик Мазин мог бы укрыться в землянке, а он как стоял у насоса, так и остался стоять. Следил, чтобы насос хорошо работал. Вдруг одна бомба взорвалась так близко, что воздушная волна сбросила Мазина в воду. Мазин сильно ударился грудью о бревно и начал тонуть. Моряки, рискуя жизнью, бросились на помощь и спасли его. Мазин пришёл в себя только в госпитале. А через день раненые получили в госпитале по куску белого хлеба. И никто не знал, кому сказать спасибо.

Второй ведущий:                                                                                                     слайд 8

Наступила глубокая осень. Ладога покрылась льдом. Маленькие суда ходить по озеру уже не могли. Как теперь доставлять в Ленинград хлеб и оружие? С каждым днём морозы становились сильнее. Лёд на Ладоге стал толще, но выдержать вес машины не мог. А ждать нельзя: в Ленинграде умирают от голода. Один мешок муки спасёт сотни людей. Проверили толщину льда и решили: машина не пройдёт, но сани с небольшим грузом лёд, может быть, и выдержит. Утром 20 января на восточный берег, в Кобону, тронулся конный обоз в 350 саней. К вечеру обоз достиг восточного берега. Чтобы лёд выдержал груженый обоз, на сани ложили по 5 мешков муки. Тронулся обоз к западному берегу. Подводчики идут кто где. Одни - впереди, смотрят, нет ли промоин, другие с боков - проверяют, нет ли трещин на льду, третьи помогают лошадям сани тянуть. Мороз  -20, и ветер в лицо. Тяжело тянуть голодным тощим лошадям груженые сани. Некоторые лошади совсем выбились из сил. Командир батальона приказал облегчить груз таким лошадям. Подводчики оставили на санях по 2 мешка, остальные бросили на лёд. Завтра эти мешки подберут другие подводчики.

21 ноября утром обоз подошёл к западному берегу.

Первый ведущий:                                                                                            слайд 9-10

  В ночь на 22 декабря,, когда над Ладогой бушевала пурга, на лёд впервые сошла большая колонна машин. Машины шли в  Кобону за продовольствием. Страшен неизведанный путь! Трещит, прогибается, под машинами лёд. Вдруг не выдержит? Так и есть! Провалилась одна машина! Водитель успел выскочить, а машина затонула.

Второй ведущий:                                                                                                 слайд 11

Много лет спустя, когда война кончилась, водолазы подняли эту машину со дна. Её установили на берегу Ладожского озера, в посёлке Ясиновец. Никто не пройдёт сегодня мимо неё, всякий остановится послушать рассказ, как на таких машинах бесстрашные водители спасали ленинградцев от голодной смерти.

Первый ведущий:                                                                                               слайд 12

Больше 2-х лет, днём и ночью, шли Дорогой жизни корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Забыли водители об отдыхе и сне. Под бомбами, под снарядами, днём и ночью ведут свои прострелянные машины. Но все равно в Ленинграде не хватает хлеба, нет мяса, нет сахара, нет овощей.

Второй ведущий:                                                                                                 слайд 13        

Суточная норма хлеба на одного человека - 125 граммов. Представьте хлебную карточку: бумажный листочек, расчерченный на квадратики с цифрой 25. За 5 таких кусочков бумаги, с ноготь каждый, выдавался скудный дневной паёк. 25 граммов хлеба - величина почти неосязаемая. Да и сумма всех 5 -и слагаемых, - каждый скажет, недостаточно этого для жизни. 125 граммов. 250 - по карточкам рабочих. Ленинградская блокадная карточка. На каждой надпечатка: «При утере карточка не возобновляется». Суровая мера, но необходимая. Продовольственная карточка являлась единственным источником получения продуктов. Она была дороже денег, дороже картин великих живописцев, дороже всех других шедевров искусства.

Первый ведущий:                                                                                                слайд 14

Город жестоко голодал - весь город, без исключения. Чем же восполняли недостатки продуктов? В столовых варили кисели из неведомых кулинарам растений. Ботаники Ленинградского Университета определили, что лишайники Карельского перешейка «в принципе могут считаться съедобными».  А студни и желе из них показались даже вкусными. Но скоро стало ясно, что запасы такого сырья крайне незначительны. Доцент Лесотехнической академии В.П. Мальчевский вспомнил о желудях. Если их размолоть, подмешать в муку?.. Первый опыт учёный поставил на себе и тяжело отравился. Потом выяснили, что желуди до помола необходимо хорошо пережарить. Хлеб пекли с овсяной, соевой, ячменной, кукурузной мукой, с отрубями. Потом стали добавлять к муке измельчённый жмых подсолнечника. Но запасы жмыха тоже подходили к концу. Затем по разрешению медицинских работников, стали подмешивать к муке целлюлозу. Особой полезностью она не обладала, но была безвредна. В конце ноября целлюлоза с бумажной фабрики стала поступать на хлебозавод. Хлеб выпекался из смеси:                          слайд 15

Видеосюжет                                                                                                          слайд 16

Второй ведущий:                                                                                                 слайд 17

Буханка такого хлеба была белая, имела румяную корочку, но вкус – горьковатый и травянистый. Но это был хлеб, который можно было есть.

Но даже такого хлеба не хватало. В декабре от дистрофии умерло  52 тысячи 881 человек; в 5 раз больше, чем в ноябре.

Видеосюжет                                                                                                          слайд 18

Первый ведущий:                                                                                                слайд 19

24 декабря 1941 года вошло в историю Ленинграда светлой датой. На Военном совете Ленинградского фронта А.А. Жданов  внес предложение: увеличить нормы выдачи хлеба. С 24 января рабочий паёк составлял 400 граммов, на карточку служащего выдавали 300 граммов, иждивенцы и дети стали получать по 250 граммов хлеба. Город ещё не ел досыта, но самые голодные дни остались позади. Хлеб возвращался в дома ленинградцев...

Второй  ведущий:                                                                                                слайд 20

И везли его по той же дороге, которую называли ладожской, а позднее «Дорогой жизни», потому что она спасла тысячи жизней. По дну Ладожского озера, словно проекция Дороги жизни, пролегла её тень. Это сотни и сотни утонувших машин и саней, погибшие самолёты (почти 400 Фашистских!), это тысячи героев ледовой трассы.

Как просто сейчас проехать по этой дороге. Только мемориальные столбы напоминают, что это не простая дорога, это «Дорога жизни».  Каждый год 22 ноября сюда приезжают ветераны, целуют лёд, поклоняются тем, кто погиб, защищая других. Люди, убелённые сединами, застывают в скорбном молчании.

Первый ведущий:                                                                                                слайд 21

Что вспоминают они? Каждый своё. И в то же время все думают об одном: «Пусть никогда не будет войны! Это не должно повториться!»

Литература:

Н.Хозда «Дорога жизни»

К.Барыкин «Хлеб, который мы едим»

http://www.rtr.spb.ru/vesti/vesti_2007/news_detail.asp?id=9929  ссылка на видеосюжет о детях блокадного Ленинграда


                           



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация . "Ладога - дорога жизни"

Презентация рассказывает о значении Ладожского озера в годы Великой Отечественной войны. Данный материал можно использовать на уроках географии 9 класса при изучении Северо - Западного района России, ...

Программа "Дети-Дорога-Жизнь"

Программа профилактики детского дорожно- транспортного травматизма...

Дорога жизни

Этот классный час посвящен знаменательной дате - 65-летию снятия блокады Ленинграда. Создавая эту работу, высоких целей не ставили,но очень хотели, чтобы ребята прониклись уважением к тем, кто пережил...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "По дороге жизни" (5-6 кл.)

Мероприятие направлено на учащихся 5-6 классов. Цель его проведения - выработка навыков здорового образа жизни....

Экскурсия рамках патриотического воспитания учащихся "Дорога жизни"

Содержание и маршрут экскурсии, разработанные Варару А.Д.,  направлены на воспитание патриотизма учениками....

Презентация "Дорога жизни"

Данная презентация использовалась на общешкольном мероприятии, посвященном Блокаде Ленинграда...

Дорога жизни - дорога чести

конспект урока по литературе...