Рабочая программа по литературе, 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Даянова Наталья Владимировна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно- тематическое планирование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_7_klass.doc439 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Рабочая  программа по литературе для основной ступени образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной образовательной программы основного общего образования (Литература. – М.: Просвещение, 2010.)  и  определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание предмета. Направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, саморазвития и самосовершенствования обучающихся, обеспечивающее их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать.

Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей  литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Целями  изучения русского литературы в основной школе являются:

— формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом совершенствовании.

Каждая ступень общего образования — самоценный, принципиально новый этап в жизни обучающегося, на котором расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус, возрастает потребность в самовыражении, самосознании и самоопределении.

Образование на ступени основного общего образования, с одной стороны, является логическим продолжением обучения в начальной школе, а с другой стороны, является базой для подготовки завершения общего образования на ступени среднего (полного) общего образования, перехода к профильному обучению, профессиональной ориентации и профессиональному образованию.

Как указывалось в предыдущих разделах, учебная деятельность на этой ступени образования приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию.

В средних классах у обучающихся на основе усвоения научных понятий закладываются основы теоретического, формального и рефлексивного мышления, появляются способности рассуждать на основе общих посылок, умение оперировать гипотезами как отличительный инструмент научного рассуждения. Контролируемой и управляемой становится речь (обучающийся способен осознанно и произвольно строить свой рассказ), а также другие высшие психические функции — внимание и память. У подростков впервые начинает наблюдаться умение длительное время удерживать внимание на отвлечённом, логически организованном материале. Интеллектуализируется процесс восприятия — отыскание и выделение значимых, существенных связей и причинно-следственных зависимостей при работе с наглядным материалом, т. е. происходит подчинение процессу осмысления первичных зрительных ощущений.

Особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т. е. формируются средствами каждого учебного предмета, даёт возможность объединить возможности всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности обучающихся. Это определило необходимость выделить в примерных программах не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности, которое включает конкретные УУД, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, социального и учебно-исследовательского проектирования. Именно этот аспект примерных программ даёт основание для утверждения гуманистической, личностно и социально ориентированной направленности процесса образования на данной ступени общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий и задачи по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

В данном разделе примерной основной образовательной программы основного общего образования приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам на ступени основного общего образования (за исключением родного языка и родной литературы), которое должно быть в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов, курсов.

Полное изложение примерных программ учебных предметов, курсов, предусмотренных к изучению на ступени основного общего образования, в соответствии со структурой, установленной в Стандарте, приведено в Приложении к данной Примерной основной образовательной программе[1].

Основное содержание курсов «Родной язык» и «Родная литература» разрабатывается и утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:

— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося  направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

— с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

— изменением социальной ситуации развития  ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

                                          Общая характеристика предмета «Литература»

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речи.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в.

— литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература

Второй половины XIXв.—литература XXв.—современная литература).

Основные разделы:

1.Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература

3. Русская литература XVIII в.

4. Русская литература первой половины XIX в.

5. Русская литература второй половины XIX в.

6. Русская литература первой половины XX в.

7. Русская литература второй половины XX в.

8. Литература народов России.

9. Зарубежная литература

10. Обзоры.

11. Сведения по теории и истории литературы.

12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования

В разделах 1—10 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на практическое освоение, и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.
В разделе 12 предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.

Рабочая программа по предмету «Литература» включает:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

 Личностные метапредметные и предметные результаты освоения   учебного предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной  школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • использование  для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)

Метапредметные результаты  изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

Предметные результаты выпускников основной         школы состоят в следующем:

  1.   в познавательной сфере:
  • понимание ключевых проблем ,  изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века ,русских писателей 19-20 веков, литературы народов России зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания ,выявления заложенных в них, непреходящих нравственных  ценностей и их  современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев , сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимания их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа) ;
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  1.  в ценностно- ориентационной сфере:
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственными  ценностями  других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  1.  в коммуникативной сфере:
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаическое произведение или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы рефераты на литературные и общекультурные   темы;

4)   в эстетической сфере:

  • понимание образной природы  литературы как  явления  словесного искусства; эстетическое  восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов  литературных произведений.

Содержание

(раздел)

Кол-во часов (всего)

В т. ч. вн. чт.

В т. ч. развитие речи

Введение

1

Писатели о прошлом нашей Родины

М.Ю.Лермонтов

4

Н.В.Гоголь

5

1

А.С.Пушкин

4

1

Писатели-классики о своём времени

Н.С.Лесков

3

1

И.С.Никитин

1

Н.А.Некрасов

3

1

И.С.Тургенев

3

М.Е.Салтыков -Щедрин

2

А.П.Чехов

3

Художественное время в лирике

5

2

Тема становления личности

Л.Н.Толстой

5

1

Ф.М.Достоевский

5

1

М.Горький

5

1

В.А.Солоухин

3

1

Содружество искусств

С.П.Шевырев

1

К.Паустовский

2

Поэты 20 века

2

1

Перекличка эпох

Ж.Б.Мольер

2

И.А.Крылов

3

2

Фантастика. Тема будущего

3

А. Экзюпери

2

Повторение пройденного

3

2

Итого

70

4

8

                                                                      Календарно-тематическое планирование литературы в 7 классе 2014-2015 г.

По плану

Факт

Тема  урока

Кол-во часов

           Содержание материала

Планируемые результаты

Теория литературы, развитие речи

ИКТ

1

4.09

4.09

Художественное пространство и время в литературе.

Роды и виды (жанры) литературы.

1

Показать влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; раскрыть понимание литературы как искусства слова, формирующего в человеке понятия добра и зла, истины,  дружбы и т.д.

Умение рационально и последовательно распределять виды деятельности, оценивать свою и чужую деятельность, вносить необходимые изменения в содержание учебной деятельности в группах и парах

Эпос, лирика, драма.

Презентация

2

5.09

5.09

М. Ю. Лермонтов – певец русской истории. «Песня про царя..» - поэма об историческом прошлом России.

1

Историческая тема в творчестве поэта.

Знать: особенности сюжета поэмы, его историческую основу.

Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Тема, поэма

Презентация

3

11.09

11.09

Система  образов в поэме  М. Ю. Лермонтова. Кулачный бой.

1

Семейный уклад в доме Калашникова. Образ Алены Дмитриевны. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и И.Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма)

Знать: Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и И.Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма), самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Презентация

4

12.09

12.09

Идейно-художественное своеобразие произведения

 М. Лермонтова «Песня про царя…»

1

Сила и цельность характера Калашникова. Поэма Лермонтова и УНТ. Оценка персонажей с позиций народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.

Уметь составлять цитатный план и сравнительную характеристику героев, выразительно читать произведение, анализировать язык поэмы, работать в паре и группе

5

18.09

18.09

А. К. Толстой. «Василий Шибанов».

1

Три героя поэмы. Роль заглавного героя.

Умение выразительно читать, давать сравнительную характеристику

6

19.09

19.09

Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Историческая основа повести «Тарас Бульба»

1

Интерес писателя к прошлому Родины.

Умение последовательно и рационально распределять свою деятельность, уметь выразительно читать,  оценивать свою и чужую деятельность, давать сравнительную характеристику героям, разбираться в проблеме нравственного выбора героя, рисовать образ героя по его поступкам, речам

Презентация

7

25.09

25.09

Отец и сыновья. Характеры главных героев. Анализ 1 и 2 глав.

1

Писатель о Запорожской Сечи. Картина степи.

Деталь в художественном произведении

Презентация

8

26.09

26.09

Тарас и его сыновья.

1

Нравы, обычаи, любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести

9

2.10

2.10

Запорожская Сечь и ее законы. Прославление боевого товарищества. Героизм Тараса и его товарищей-запорожцев.

1

Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные героическим и жестоким временем, картины степи, выражение в них чувств писателя.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести

10

3.10

3.10

Речь Тараса о товариществе и подтверждение ее справедливости жизнью и гибелью Т. Бульбы.

1

Взволнованность, эмоциональность повествования, гиперболизация.

Художественный фильм

11

9.10

9.10

Три смерти в повести. Традиции героического эпоса в произведении.

1

Сатирическое изображение героев. Ничтожность их помыслов и поступков (мысль о полярных возможностях человеческого духа).

12

10.10

10.10

Р\Р.  Сочинение по повести Гоголя

1

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.

13

16.10

16.10

А. С. Пушкин. Прошлое Родины, темы Петра I в творчестве поэта. «Полтава». Знакомство с произведением.

1

Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла.

Умение находить изобразительно-выразительные средства в произведении, определять их роль в создании образа героя или обстановки, выразительно читать

Баллада

Презентация

14

17.10

17.10

Исторический и личный конфликт в поэме. Композиция поэмы.  

1

Трагическая судьба ее героев (Кочубея, Марии, Искры).Прославление мужества и отваги русских солдат. Мастерство в изображении Полтавской битвы. Роль Мазеп

Презентация

15

23.10

23.10

Картины Полтавской битвы. Сопоставление Карла XII и Петра I. Поэма как жанр

1

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека

16

24.10

24.10

Н.С. Лесков. Сведения о писателе.  «Человек на часах» - «и отчасти придворный, отчасти исторический анекдот».

1

Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей.

Умение работать с дополнительной литературой, анализировать и давать оценку поступкам героев

анекдот

17

30.10

30.10

Постников  - герой праведник. Проблема чувства и долга.

1

Постников – лесковский герой- праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать. Совестливость как выражение лучших черт русского народа. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека

18

31.10

31.10

 И. С. Никитин «Русь». Обобщение изученного.

1

Выразительное чтение.

Умение видеть отличительные черты различных литературных жанров, видеть значение вымысла. Фантазии при создании художественного произведения на историческую тему

Историческое произведение.

19

13.11

13.11

И. С. Тургенев. О биографии писателя, связанной с «Записками охотника». Рассказ «Бирюк».

1

Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер.

Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию.

Рассказ, бирюк

Презентация

20

14.11

14.11

Художественные особенности рассказа «Бирюк».

1

Роль пейзажа в рассказе. Значение художественной детали, роль рассказчика в повествовании.

Умение давать характеристику герою, учитывая детали, умение понимать проблематику произведения, видеть причинно-следственную связь поступков героев

Рассказчик в повествовании

21

20.11

20.11

 И. Тургенев и его время в стихах и прозе. «Два богача», «Щи» и др.

1

Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Чтение наизусть. Мини-сочинение (о жизни родной природы, отношении животных к человеку).

Стихотворения в прозе

22-23

21.11

27.11

21.11

27.11

Н. А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта. «Железная дорога».

2

Фактическая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей.

«Благородная привычка» и труд как образец для подражания. Своеобразие композиции: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор, пейзаж. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.

Знать: об образной яркости и повествовательном начале Н.А.Некрасова

Уметь: выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах.

24

28.11

28.11

А. Н. Некрасов «Мороз, Красный Нос».

«Орина, мать солдатская».

1

«Долюшка женская» в стихах Некрасова.

Умение видеть связь литературного произведения с устным народным творчеством. Навык выразительного чтения. Познавательный интерес, уважение к чужому труду, любовь к родной культуре

Выразительное чтение

25

26

4.12

5.12

4.12

5.12

М. Е. Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество.

 «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».

2

Юмор и сатира в сказке. Паразитизм генералов, трудолюбие и смелость мужика (противопоставление).

Главная идея сказки. Осуждение покорности мужика. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма.

Знать: определение понятий «аллегория», «фантастика».

Умение видеть сатирическое значение произведения, авторское отношение к героям, осуждение тунеядства как социального явления

Сатира, гротеск

Характеристика персонажа.

Презентация

27

11.12

11.12

М. Е. Салтыков – Щедрин. «Дикий помещик»

1

Знать: содержание сказок.

Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера

28

29

12.12

18.12

12.12

18.12

А. П. Чехов. Юмор и сатира в творчестве. «Хамелеон».

 «На мельнице».

 

2

Значимость фамилии главного героя. Роль кульминационной сцены (свидание Алексея Бирюкова с матерью). Причина очерствения его души. Роль художественной детали.

Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и худ. Детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Смешное и грустное в рассказе.

Знать: сюжетное своеобразие рассказов А.П.Чехова.

Уметь: самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказов, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа и  авторским отношением к нему

Выразительное чтение

Презентация

30

19.12

19.12

 «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник».

1

Смешное и грустное в рассказах. Особенности  композиции как средство выражения авторской позиции. Смысл названия. Юмор и сатира.

Умение выразительно читать, слушать друг друга, самостоятельно находить доказательства для своего ответа, видеть причинно-следственную связь поступков героев

31

32

25.12

26.12

25.12

26.12

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» и др.

 А. А. Фет «Осенняя роза», «Сосны», «Мотылек мальчику».

Я. П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».

2

Сочетание моментальных зарисовок природы о жизни, о вечности как одна из характерных особенностей поэзии.

. Знать: об образной яркости и философской глубине лирики Тютчева

Уметь: выявлять авторские размышления о взаимоотношениях человека и природы

33

Л. Н. Толстой – автор повестей о становлении характера человека Повесть «Детство». Главы «Карл Иванович», «Охота» - взаимоотношения детей и взрослых.

1

«Детство» (избранные главы) – автобиографическая трилогия. «Четыре эпохи развития». О создании повести «Детство». Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Взаимоотношения детей и взрослых. Повествование от лица героя – рассказчика.

Уметь работать с текстом произведения, подбирать и группировать материалы на заданную тему, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, комментировать

Выразительное чтение, подготовка сообщений трилогия

Презентация

34

«Какое редкое, чудесное создание была эта старушка». История жизни и смерти Натальи Савишны.

1

Влияние на героя других персонажей повести, формирование нравственных качеств Николеньки Иртеньева.

Самостоятельность, взрослость. Порядочность, справедливость, самокритичность, взаимопонимание, уважение к людям

Пересказ текста

35

«Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства». Глава «Детство».

1

Любовь к людям – главное свойство личности. Роль матери в жизни главного героя. Пора прощания с детством.

Ответы на вопросы

36

Уроки любви, добра и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева. Глава «Ивины»

1

Мотивы общественного неравенства (Иленька Грап). Чувство сострадания – важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.

Знать: содержание повести, нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Уметь: самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера

Выразительное чтение

37

Главы из повести «Отрочество» - «Гроза». Роль природы в повествовании.

1

Нравственный рост Николеньки Иртеньева – основная тема повести. Мысль Толстого о громадных духовных возможностях человека как основе его самосовершенствования и самовоспитания.

Знать: содержание повести, нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Уметь: самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера

Выразительное чтение, нахождение выразительных средств

38

«Новый взгляд» на жизнь Николеньки Иртеньева. Главы «Новый взгляд», «В Москве».

1

Изменение в поведении людей, окружающих Николеньку.

Выразительное чтение

39

Моральная жизнь Николеньки Иртеньева. Анализ глав «Старший брат», «Отрочество».

1

Взаимоотношения Николеньки и Володи. Особенности построения повести (рассказ от лица героя: изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).

Написание сочинение на одну из тем: «Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование» (образ Натальи Савишны); «Это не человек был, а ангел небесный» (образ матери в повести); «Какую память оставили близкие люди в душе героя, чему научили?»

40

Ф. М. Достоевский – писатель «о русских теперешних детях». (глава романа «Братья Карамазовы») «Мальчики» - «Связался со школьниками»

1

Мир больших чувств и размышлений. Приметы внутренней жизни и душевных переживаний главных героев повести.

Знать: содержание повести, нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Уметь: самостоятельно делать выводы о сострадании, деятельной любви к ближнему как о добром начале в человеке

Сообщения по биографии писателя

Презентация

41

Семья Снегиревых. Отец и сын. Анализ глав «Надрыв в избе», «На чистом воздухе».

1

Сложности жизни, сострадание  и жалость к униженным и оскорбленным.

Выразительное чтение

42

Коля Красоткин и история с Жучкой. «Нет ничего сильнее, здоровее и полезнее, как хорошие воспоминания из детства».

1

Характеристика Коли Красоткина и его роль в жизни Илюшечки Снегирева. Открытие новых сторон жизни Илюшечки Снегирева.

Знать: содержание повести, нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Уметь: самостоятельно делать выводы о сострадании, деятельной любви к ближнему как о добром начале в человеке

Выразительное чтение

43

Примирение друзей в главе «У Илюшиной постельки». «Будем добры, честны, не будем забывать друг о друге». Глава «Илюша».

1

Роль переживаний и чувств героев в главе. «Знал ли Коля, как эта минута могла убийственно повлиять на здоровье Илюши?»Воспитание добрых чувств в человеке, побуждение видеть в жизни не только светлые стороны, но и зло, с которым должно и можно бороться.

Знать: содержание повести, нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Уметь: самостоятельно делать выводы о сострадании, деятельной любви к ближнему как о добром начале в человеке

Пересказ текста

44

Воспитание добрых чувств в человеке. Глава «Похороны Илюшечки. Речь у камня».

1

Речь Алеши у «Илюшечкина камня» - последнее слово писателя, обращенного к нам

Развитие навыков монологического высказывания

45

М. Горький. Рассказ о писателе. Главы из трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». Жизнь в доме деда. Будни семьи Кашириных (1 и 2 гл).

1

Интерес к автобиографиям, помогающим понять становление личности.   Изображение внутреннего мира подростка. Семья Кашириных – душный круг жутких воспоминаний, невыразимо странная жизнь.

Уметь работать с текстом произведения, подбирать и группировать материалы на заданную тему, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, комментировать

Трилогия

Выразительное чтение, подготовка сообщений

Презентация

46

Цыганок. Особенное место Цыганка в доме Кашириных. (гл. 3) Трудное время в семье Кашириных (пожар, разорение).

1

Быт и характеры. Вера в творческие силы народа. Бабушка на пожаре. Поведение деда после разорения.

Знать: содержание повести, нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Уметь: самостоятельно делать выводы о сострадании, деятельной любви к ближнему как о добром начале в человеке

Художественный пересказ

47

Знакомство Алеши с улицей (гл.4, 5, 7).

1

Впечатления Алеши от улицы. Уроки деда Каширина. Отношение Алеши и бабушки к Григорию Ивановичу.

Знать: содержание повести, нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Уметь: самостоятельно делать выводы о сострадании, деятельной любви к ближнему как о добром начале в человеке

Выразительное чтение

48

Дружба Алеши с «Хорошим Делом». (8 гл.)

1

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». «Колдовская работа» Хорошего Дела.

Самостоятельность, взрослость. Порядочность, справедливость, самокритичность, взаимопонимание, уважение к людям, эмоциональность

Выразительное чтение, пересказ

49

Отношение к природе у Алеши и бабашки. «В людях». (гл. 12, 13).

Уроки развития речи. Художественный пересказ отрывка. Написание сочинения по повести

1

«Свинцовые мерзости жизни». Сопоставление повестей М. Горького и Л. Толстого.

Работа над художественным пересказом отрывка. Написание сочинения по главам повести М. Горького «Детство»: 1. Роль бабушки в жизни Алеши. 2. история жизни деде Каширина. 3. Почему Алеша сохранил доброе сердце в суровых условиях?

50

В. А. Солоухин. Человек в трудных обстоятельствах в рассказе «Закон набата». Люди против беды.

1

Сплочение людей против беды.

Умение работать с текстом произведения, разбирать и группировать материал на заданную тему, выявлять причинно-следственные связи поступков героев

Рассказ, композиция рассказа Выразительное чтение

51

В. А. Солоухин. Красота души человека в рассказе «Моченые яблоки».

1

Рассказ о простых, незаметных людях, тружениках, обладающих истинной красотой души.

Уважение к людям, сострадание, нравственный выбор

Выразительное чтение

52

Вн. чт. Литература родного края

1

53

С. П. Шевырев. Музыка стиха. Стихотворение «Звуки».К. Г. Паустовский Музыка над временем имеет власть. «Корзина с еловыми шишками».

1

Воздействие стихотворной речи (ритм, размер, строфика) – это музыка стиха. Власть искусства над пространством. Взаимодействие различных видов искусства

Знать: об образной яркости и философской глубине лирики С.П.Шевырева

Уметь: выявлять авторские размышления о взаимоотношениях человека и искусства.

Уметь находить и использовать информацию. Владение монологической и диалогической речью

Рассказ, музыка стиха. лиризм

54

«…Союз волшебных звуков, чувств и дум…». Чехов и Левитан в рассказе Паустовского «Исаак Левитан».

1

История знакомства и отношений великих представителей художественной культуры

Знать: о Паустовском как ценителе музыки и несравненном мастере пейзажа.

Уметь: выявлять авторские размышления о взаимоотношениях человека и искусства.

Уметь находить и использовать информацию. Владение монологической и диалогической речью

Подготовка сообщений

Презентация

55-56

Стихотворения поэтов XIX – начала XX  века. Музыкальность стихов. А. А. Блок «Я никогда не понимал…», К. Д. Бальмонт «Грусть», К. М. Фофанов «Художник», «Уснули и травы и волны».

2

Отличительные особенности пейзажа, созданного поэтическим словом. Средства достижения музыкальности стихотворений.

Знать: о проникновении различных видов искусства

Уметь: выявлять авторские размышления о взаимоотношениях человека и искусства.

Художественно-выразительные средства языка Выразительное чтение

57

Ж. Б. Мольер – король французской комедии. «Мещанин во дворянстве». Действие первое. Знакомство с героями.

1

Комедия в узком смысле слова. Особенности построения комедии. Знакомство с особенностями построения комедии.

Знать: содержание пьесы, черты классицизма.

Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения

Уметь: самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт комедии.

Сатирическая комедия

Презентация

58

Журден на уроках танцев, музыки, фехтования и философии. Действие 2.

1

Средства создания комических ситуаций.

Выделение и формулирование главной мысли, умение высказывать свое суждение, составлять план произведения

Роли, ремарки, сцена, драматическое произведение Чтение по ролям

59

Журден – герой комедии, взаимоотношения его с другими героями комедии.  (3 и 4 действия)

1

Характеристика героя. Смысл названия комедии. Из истории ее постановки.

Знать: содержание пьесы, черты классицизма.

Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения

Уметь: самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт комедии.

Пересказ, чтение по ролям

60-61

И. А. Крылов как драматург. Знакомство с комедией «Урок дочкам». Высмеивание преклонения перед иностранным.

2

Высмеивание невежества провинциальных модниц, благоговеющих перед всем иноземным. Сметливость и естественность чувств и поступков слуг противопоставляются спесивости господ.

Знать: содержание пьесы, черты классицизма.

Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения

Уметь: самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт комедии.

комедия Выразительное чтение по ролям

Презентация

62

В. Рождественский. Стихотворение «Над книгой».А. де Сент - Экзюпери. «Маленький принц». «Почва, на которой возможен наш рост».

1

Знакомство с биографией А. де Сент – Экзюпери. Связь сказки с эпохой борьбы с фашизмом.

Знать: основные факты биографии писателя; содержание произведения (П)

Уметь: анализировать  изучаемое произведение, определять тематику и проблематику произведения, характеризовать систему образов

Уметь: самостоятельно делать выводы.

Символ, аллегория Выразительное чтение

Презентация

63

«Да, странный народ – эти взрослые». Путешествие Маленького принца по планетам.

1

Отличие взрослых от детей и их различия. Дети видят вещи в истинном свете, не считаясь с их пользой.

Умение самостоятельно находить главную мысль произведения, цитировать, выразительно читать

Повесть Выразительное чтение, составление плана

64

«Мы в ответе за всех, кого приручили». Дружба и забота о близких в повести.

1

Любить по-настоящему – значит быть терпимым и чутким, не придираться к словам, уметь прощать.

Пересказ эпизода

65

«Ты нам нужен, Маленький принц!»

1

Философская проблематика сказки, поиски смысла жизни. Символы и аллегории.

Философская проблематика Развитие монологической речи

66-67

Самостоятельное чтение. Рэй Брэдбери. Вечные проблемы – как и ради чего жить в мире людей. «Каникулы», «Земляничное окошко».

2

Смысл человеческого общения, жизни среди людей (как и ради чего жить).

Знать: содержание повести, нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Умение анализировать, осмысливать текст, отделять правду от вымысла, понимать идее. произведения

Выразительное чтение, пересказ

68

Литература родного края

1

Умение анализировать, осмысливать текст, отделять правду от вымысла, понимать идее. произведения

69

Литература родного края

1

70

Обобщение изученного. Список литературы на лето.

1