Рабочая программа по литературе,8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Даянова Наталья Владимировна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно- тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

I раздел

Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса построена в соответствии с требованиями «Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы» (под. ред. Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого. М., «Мнемозина», 2006 год).

Количество часов в году: 70

Количество часов в неделю: 2

Проекты:  6

Исследований: 2

Использование УМК:

Учебник: «Литература. 8 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией  Г. И. Беленького. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. М: Мнемозина, 2010 год.

Дополнительная литература:

Для учащихся

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. М.Дрофа, 2007.

Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Дидактический материал по литературе: 8 класс. – М. Просвещение, 2010.

Обернихина Г.А. Как написать сочинение? Рабочая тетрадь для 5-8 классов. М. Просвещение, 2006.

Для учителя

Н.В.Егорова. Поурочные разработки уроков литературы в 8 классе. Москва. «Вако», 2010.

Научно-методический журнал «Литература в школе». Москва ООО «Наш язык».

Научно-популярный и учебно-методический журнал «Литература в школе и дома». Москва ООО «Наш язык».

С.В.Водолазькая Предметная неделя русского языка в школе. Ростов – на Дону «Феникс» 2005

Сборник разработок уроков по развитию речи. Год Учителя в преподавании русского языка и литературы. Казань. РИЦ «Школа», 2010.

Научно- популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». Москва. «Школьная пресса».

Электронные пособия

Литература 8класс. Фонохрестоматия. Электронное пособие на CD – ROM / Сост. В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 2010.

Уроки литературы в 8 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

 В VIII  классе предполагаются следующие формы контроля: устный ответ, работа в тетради, тестирование.  В течение учебного года обучающиеся пишут  сочинения. Учёт достижений осуществляется на основе анализа тетрадей по литературе, а также их участия в творческой деятельности (олимпиады, конкурсы и т.п.)

Формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Промежуточная аттестация:

- тематический контроль в течение учебного года (в соответствии с КТП)

- письменные работы (сочинения) по окончании изучения больших по объему произведений

- административная работа (терминологический диктант)

Итоговая аттестация:

- итоговый контроль (тестовая форма)

В программе последовательно осуществляется принцип вариативности, который дает учителю право выбора самому находить пути изучения конкретной темы. Так, в VIII классе предлагается три круга чтения художественных произведений: для чтения и изучения, для самостоятельного чтения и обсуждения в классе и для внеклассного чтения. Количество часов на изучение  произведений внеклассного чтения предусмотрено 1 час в четверть, Эти уроки включают региональный компонент. Подбором произведений  к урокам занимается учитель.

Курс литературы VIII класса направлен на достижение следующих целей:

- дать представление о личности писателя и ее выражении в произведениях различных родов, жанров и стилей;

- на литературном материале показать смену эпох общественного развития, познакомить с характерными для каждой из них типами литературных героев;

- литературное творчество предполагает, кроме сочинений, овладение умением писать биографию, отзыв, сравнивать и оценивать поэтические переводы.

- помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы;

-  развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

- совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

Прогнозирование результатов:

получить успеваемость 100%;

продолжить работу по формированию умений и навыков осознанного владения устной речью ;

подготовить учащихся к изучению материала IX класса по литературе.

Основой курса VIII класса остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем VIII класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно - эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу - первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.

 Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.

 Ко времени обучения в VIII классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В VIII классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.

 В VIII классе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования

 Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

 - репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

 - продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

 - поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

 - исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Требования к уровню выпускника 9 класса:  

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

 - различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

 - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

 - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

 - анализ и интерпретация произведения;

 - составление планов и написание отзывов о произведениях;

 - написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

 - целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

 Прогнозирование результатов:

получить успеваемость 100%;

продолжить работу по формированию умений и навыков работы с тестом художественной литературы;

подготовить учащихся к изучению материала 9 класса по литературе.

Программа составлена на основе учебного плана, с учетом обязательного минимума содержания литературного образования и требованиями к уровню подготовки выпускников.

II раздел

В результате изучения литературы ученик 8 класса должен

Знать:

Тексты художественного произведения.

 Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

 Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

 Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

 Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

Уметь:

Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

 Различать эпические, лирические и драматические произведения.

Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

 Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

 Давать анализ отдельного эпизода.

Календарно – тематическое планирование по  литературе

Классы: 8 В

Учитель:  Даянова Н.В.

Количество часов

Всего  70 часов; в неделю 2  часа

Планирование составлено на основе  «Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы» (под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лысого. М, «Мнемозина», 2006 год).  

Учебник: «Литература. 8 класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией  Г. И. Беленького. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. М: Мнемозина, 2011 год.

Дополнительная литература: 

Для учащихся

1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. М.Дрофа, 2007.

2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Дидактический материал по литературе: 8 класс. – М. Просвещение, 2010.

3. Обернихина Г.А. Как написать сочинение? Рабочая тетрадь для 5-8 классов. М. Просвещение, 2006.

Для учителя

1. Н.В.Егорова. Поурочные разработки уроков литературы в 8 классе. Москва. «Вако», 2010.

2. Научно-методический журнал «Литература в школе». Москва ООО «Наш язык».

3. Научно-популярный и учебно-методический журнал «Литература в школе и дома». Москва ООО «Наш язык».

4. Сборник разработок уроков по развитию речи. Год Учителя в преподавании русского языка и литературы. Казань. РИЦ «Школа», 2010.

5. Научно- популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». Москва. «Школьная пресса».

Электронные пособия

1. Литература 8класс. Фонохрестоматия. Электронное пособие на CD – ROM / Сост. В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 2010.

2. Уроки литературы в 8 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

       Дата

Тема урока

Кол-во часов

        Содержание материала  

Развитие речи

        Теория литературы    

Домашнее задание

По плану

Факт

I четверть (18 часов)

1

1.09

Введение. Литература как искусство слова.

1

Образное отражение жизни в искусстве.

Конспектирование

Художественный образ

Стр.5-13, пересказ

2

4.09

Устное народное творчество

Исторические народные песни. Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве.

1

Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Худож. своеобразие (роль вымысла, ритмических особенностей, повторы)

Выразительное чтение

Историческая песня

Стр.17-20 (выраз. чтение),

вопросы 1-4

3

8.09

Лирические народные  песни

«Породила меня матушка», «Не бушуйте, ветры буйные…»

1

Выражение в них «горя и радости сердца». Песенный стих, особенности лексики, повторы.

Выразительное чтение

Лирическая песня

Стр.20-23

( наизусть по выбору)

4

11.09

Народные и авторские песни. Стихи поэтов, ставшими народными песнями. «Славное море, священный Байкал», «Вечерний звон», «Вот мчится тройка удалая» и др.

1

Народность стихов поэтов.

Выразительное чтение

Авторская песня

Стр.29-32 (выраз.чтение).

Русская старина.

       

5-6

15.09

18.09

Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель и патриот. «Житие Сергия Радонежского». (фрагменты Б. Зайцева). Образ Сергия на страницах жития.

2

Житийный жанр в  древнерусской литературе.

Выразительное чтение, пересказ

Житие

С.36-50 (пересказ)

Составить план и ответить на вопросы в тетради

7

22.09

«Житие Аввакума, им самим написанное». Язык  и новаторство жития.

1

Личность и несгибаемость убеждений Аввакума. Сила и красочность его языка.

Пересказ

Новаторство

Стр.5054,пересказ

8

25.09

Писатели о сочинениях Аввакума. Обобщающий урок по древнерусской литературе

1

Житие  Протопопа Аввакума – первое автобиографическое произведение русской литературы.

Беглое и выразительное чтение

Автобиография

Стр.58,

вопросы1-2

Русская литература XIX – начала XX века.

9

29.09

А. С. Пушкин Историческая правда и художественный вымысел в повести А. А. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Историческая основа повести «Капитанская дочка». Особенности композиции.

Чтение и работа со статьей учебника

Мемуары, жанр, сюжет.

Стр.62-66

( тезисы).

Стр.66-80 (пересказ)

10

2.10

Формирование характера Петра Гринева. Анализ 1 и 2 глав.

1

О грехах и заблуждениях своей юности. Анализ сцен. Сцена бурана.

Выразительное чтение

Характер

Стр.163

( вопросы 1-3), чтение 3-5 глав

11

6.10

«Старинные люди» в повести. Гринев в Белогорской крепости. Анализ III –V глав.

1

Образы Ивана Кузьмича, Василисы Егоровны, Маши Мироновой и Ивана Игнатьича в мирной обстановке.

Сжатый пересказ. Чтение эпизодов

Пейзаж, эпитеты

Стр.163

( вопросы4,5)

12

9.10

Швабрин и Гринев во время осады. Падение Белогорской крепости.

1

Изменение взглядов рассказчика на жизнь, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития.

Чтение эпизодов

Устаревшая лексика

Чтение и пересказ 6-8 глав, составление вопросов

13

13.10

Изображение народной войны и ее вождя Е. Пугачева.  «Русский бунт». (VIII- XII гл.)

1

Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Убеждение идеалов гуманности, чести и долга.

Чтение эпизодов

Образ-характер.

Стр.164( вопросы к главам)

14

16.10

Этапы становления личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений».

1

Изменения, происходящие в душе героя под влиянием встреч с Пугачевым.

Сообщения учащихся.

Личность

Дочитать повесть, ответить на вопросы с.165

15

20.10

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести «Капитанская дочка».

1

Душевная стойкость, нравственность и красота. Изменения в ее характере. Мотивы УНТ в повести. Точность и лаконичность пушкинской прозы. Роль эпиграфов.

Пересказ

Образ-характер. Художественный

Вымысел в литературе.

Стр.165, вопрос 2,3

16

23.10

Образ Пугачева на страницах повести. Авторское отношение к событиям.

1

Отношение автора к своему герою. Историческая правда

Чтение отрывков

Автор и герой

Стр.165-167, вопросы 3,6,7,8

17

27.10

Обучающее сочинение по повести А. Пушкина «Капитанская дочка».

1

Развитие умения выражать свои мысли по поводу прочитанного

Стр.167, вопрос 9

( письменно)

18

30.10

Внеклассное чтение.

Литература родного края. Ю. Вэлла «Стихи»

1

Знакомство с поэзией поэтов родного края

Выразительное чтение

Изобразительные средства языка

Выразительное чтение

II четверть (14ч.)

19

10.11

10.11

Роль стихии в жизни героев повести

 «Метель» А. Пушкина.

М. Цветаева «Мой Пушкин»

1

Герои повести Пушкина, стихия в жизни героев, ее роль.

Пересказ, выразительное чтение

Образ

Стр.171-182 (пересказ)

20

13.11-в

12.11-г

13.11

12.11

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве. «Кавказ».

1

Мотивы вольной кавказской природы.

Выразительное чтение

Изобразительные средства языка

Стр.185-189(тезисы), наизусть «Кавказ»

21

17.11

17.11

Образ тюрьмы и узничества в лирике поэта. «Завещание», «Пленный рыцарь», «Узник»

1

Трагическая правда жизни  в «Завещании», внешне спокойный и внутренне напряженный тон монолога.

Выразительное чтение

Изобразительные средства языка

Выразительное чтение стихотворений

22

20.11-в

19.11-г

20.11

19.11

 М. Ю. Лермонтов «Мцыри». История создания поэмы.

1

Тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.

Выразительное чтение

ИКТ презентация

Прочитать поэму, стр.195-214,в.1-4

23

24.11

24.11

Мцыри - любимый идеал Лермонтова (В.Г.Белинский)

1

Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме. «Упругость, энергия стиха» (Белинский).

Выразительное чтение

Монолог

Стр.214-215,

( в.5-8), отрывок из поэмы выучить наизусть

24

27.11-в

26.11-г

27.11

26.11

В чем загадка Мцыри? Своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова.

1

«Мцыри как романтическая поэма»

Запись тезисов.

Романтизм

Стр.215-220(пересказ)

25

1.12

1.12

Обучающее сочинение по поэме Лермонтова «Мцыри».

1

Умение писать сочинение на литературную тему

Дописать сочинение по поэме

26

4.12-в

3.12-г

4.12

3.12

Н. В Гоголь. Театр и сатира в творчестве Н. В. Гоголя.

1

Идейный замысел и особенности композиции комедии.

Чтение статьи

Комедия

Стр.221-225(пересказ), тезисы в тетрадь записать

27

8.12

8.12

«К нам едет ревизор». Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор».

1

Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа комедийного действия. Завязка комического действия. Анализ 1 действия

Чтение эпизодов по ролям.

Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Стр.225, чтение и пересказ 1-3 действия

28

11.12-в

10.12-г

11.12

10.12

Образ Хлестакова в комедии. Анализ II действия комедии. «Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора?»

1

Мастерство композиции и речевых характеристик. Роль авторских ремарок. Причины ошибки чиновников. Анализ 2 дейстивя.

Инсценирование.

ИКТ презентация

Просмотр отрывков кинофильма.

Дочитать комедию, чтение по ролям

29

15.12

15.12

Чиновники на приеме у ревизора. «У меня дом первый в Петербурге»

1

Особенности характера Хлестакова Анализ 3 действия. Триумф Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина. «Это такие мошенники, каких свет не видывал» Кульминация и развязка сценического действия. Анализ 4 и 5 действий

Чтение эпизодов по ролям.

Просмотр отрывков кинофильма.

Стр.305( в.1-4)

30

18.12-в

17.12-г

18.12

17.12

«Всякий хоть на минуту сделается Хлестаковым».  Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

1

Разоблачение социальных и нравственных пороков чиновников. Общечеловеческое значение комедии. Высказывания героев, ставшие афоризмами. Ревизор в театре и кино.

Сообщения учащихся. Самостоятельная работа.

Сатира и юмор в драматических произведениях.

Стр.305-314           ( пересказ), подготовка к проверочной работе по комедии

31

22.12

22.12

 «Я решился собрать все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем». Смех - единственное положительное лицо в комедии.

1

Общечеловеческое значение комедии. Высказывания героев, ставшие афоризмами. Ревизор в театре и кино.

Чтение эпизодов.

Афоризмы

Подготовка к внеклассному чтению

32

25.12-в

24.12-г

25.12

24.12

Внеклассное чтение. Литература родного края. Поэзия Ю. Шесталова.

1

Особенности поэзии. Любовь к родной земле.

Выразительное чтение

Изобразительные средства языка

Сообщение о жизни и творчестве И.С.Тургенева

III четверть (21ч.)

33

И. С. Тургенев. Знакомство с его творчеством. История создания повести «Ася».

1

ИКТ презентация

34

Система образов в повести. Текстуальный анализ.

1

Гагин и Н. Н. сравнительная характеристика.

Понятие «Тургеневская девушка». Молодость и любовь. Ася и Н. Н.

35

Образ Аси в повести. «Тургеневская девушка»

1

Понятие «Тургеневская девушка». Молодость и любовь. Ася и Н.Н. Характеры героев повести.

36

Роль VI главы в повести. Кульминация произведения.

1

Сила чувств. Любовь в жизни героя. Идейное содержание произведения.

Выразительное чтение отрывков

Кульминация

37

Повесть «Ася» в русской критике. Образы природы в повести.

1

Идейное содержание произведения. Отношение критиков и автора к героям повести.

Пересказ, чтение отрывков, конспектирование

Работа к критической статьей, конспект

38

Л. Н. Толстой. Личность и судьба. Рассказ  «После бала».

1

Сила воздействия рассказа на читателя. Смысл названия рассказа.

Анализ эпизодов

ИКТ презентация

39

Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа «После бала»

1

Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа.

Анализ эпизодов

Композиция, контраст

40

Автор и рассказчик в произведении. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

1

Двуличие и лицемерие. Отношение автора к героям

Составление таблицы

Лицемерие, искренность, мораль

41

Сочинение по рассказу Толстого «После бала».

1

Написание сочинения по теме

42-43

В. Г. Короленко. Этапы жизненного пути. Знакомство с рассказом «Парадокс».

Назначение человека в очерке «Парадокс».

2

Человек с большим и сильным сердцем. Смысл человеческой жизни. Духовный перелом в жизни героев, его причины.

Выразительное чтение, составление таблицы, плана

Парадокс, очерк, феномен

44

«Человек создан для счастья» «Огоньки» - поэтическая миниатюра.

1

Утверждение веры в светлые начала жизни. Судьба человека. Сила личности.

Выразительное чтение

Оптимизм, пессимизм, реализм

45

И. А Бунин. Личность поэта. Стихи  «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги», «Родине», «Слово»

1

Любовь к родной природе в стихотворениях.

Выразительное чтение, чтение наизусть

Презентация Изобразительные средства языка

46

И. А Бунин. Рассказ  «Сверчок». Моральная сила главного героя.

1

«Светлые глубины морального героизма» Моральная сила героя.

Выразительное чтение, составление плана

Образ героя

47-48

М. Горький. Личность писателя. Роль пейзажа в  «Песни о Соколе». Две точки зрения на смысл жизни.

2

Уж и Сокол. Две точки зрения на смысл жизни. Неугасимая вера в победу разума. Роль пейзажа.

Выразительное чтение наизусть отрывка.

ИКТ презентация

49

М. Горький «Заветы отца». Все хорошее от человека.

1

Заветы молодому поколению

Выразительное чтение

Заветы

Литература XX века.

50-51

Н. Заболоцкий. Личность поэта. Стихотворения. «Я воспитан суровой природой», «Журавли», «Одинокий дуб», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».

2

Особая выразительность стихов поэта.

Выразительное чтение стихов.

ИКТ презентация

52

К.Г. Паустовский – мастер слова. Рассказ «Телеграмма». Авторская позиция.

1

Значение ленинградских страниц в рассказе. Настя – Тимофеев – мать. Ноябрьская темнота в сердце дочери.

Работа с текстом

Образ героя

53

Внеклассное чтение. Проза литераторов Нижневартовска. Стихи «Иван-чай»

1

Знакомство с писателями родного края.

Выразительное чтение стихов.

Изобразительные средства языка

IV четверть (17 ч.)

54

Настоящая доброта. Какая она?

Ноябрьская темнота в жизни Насти.

Идейно- тематическое своеобразие рассказа. Смысл названия рассказа.

Анализ эпизодов

Пустельга, доброта

55

А. Твардовский – поэт и гражданин. Поэма «Василий Теркин». «Это поистине народная книга»

1

Утверждение жизнестойкости, оптимизма и других черт национального характера.

Выразительное чтение поэмы.

Изобразительные средства языка

56

«Василий Теркин». Главы «Переправа», «О награде», «Гармонь». Образ русского труженика-солдата.

1

Тема «большой» и «малой» Родины в поэме.

Наизусть

Презентация

57

Главы «Два солдата», «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «От автора». Русский чудо-человек.

1

Народно – поэтическая основа поэмы, народность языка, юмор в поэме.

Выразительное чтение

Изобразительные средства языка, юмор

58

Р\Р Сочинение по поэме Твардовского «Василий Теркин»

1

Умение писать на литературном материале

60-61

В. М. Шукшин. О писателе. «Чудики Шукшина.  «Дядя Ермолай», «Солнце, старик и девушка», «Микроскоп».

2

Самобытность авторской манеры. Язык произведения.

Составление вопросов

Народная речь

62

Н.Рубцов. Современная поэзия. «Русский огонек», «О Московском Кремле», «Старая дорога», «журавли», «посвящение другу», « До конца».

1

Основные мотивы лирики.

Выразительное чтение.

Изобразительные средства языка

Зарубежная литература.

63

В. Шекспир. Писатель и его время. Загадка творчества. «Ромео и Джульетта».

1

Символ вечной любви, непреходящие ценности жизни.

Выразительное чтение

Презентация, трагедия

64

Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и семейной вражды. Просмотр кинофильма «Ромео и Джульетта»

1

Романтическая история любви, герои произведения, их взаимоотношения

Чтение эпизодов

Конфликт

65

О трагедии Шекспира. Тематика и проблематика трагедии.

1

Анализ эпизодов, работа с текстом

Работа с текстом

Тема, проблема

66

Жизнь писателя Сервантеса. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Знакомство п героями.

1

Время и место действия романа.

Выразительное  чтение

67

Самоотверженность Дон Кихота и его рыцарские подвиги.

1

Верность идеалам, борьба с беззаконием. Причины неудач.

Выразительное  чтение

68

Душевное величие и наивная простота героя. Дон Кихот и Санчо Пансо.

1

Сравнительная характеристика героев, наблюдение над речью. Дон Кихот – вечный образ мировой литературы.

Анализ эпизодов

Образ

69

Враги и друзья Дон Кихота. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

П. Мериме «Черногорцы», «Конь Фомы II».

1

Значение сюжета изученных глав, обучение рассуждению.

Выразительное  чтение

70

Внеклассное чтение.

М. Анисимкова «Ваули»

1

Знакомство с литературой родного края