Урок литературы " Счастье пробужденья"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Кочерга Елена Васильевна

Анализ стихотворения В. Ладыженского "Христос воскрес. Скворцы поют..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

«СЧАСТЬЕ ПРОБУЖДЕНИЯ»

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ.

проведенный в 7 классе МОУСОШ№24

в 2014-2015 уч.г.

                                        УЧИТЕЛЬ: КОЧЕРГА Е.В.


ТЕМА УРОКА: «Счастье пробуждения»

ЦЕЛИ:  1. Воспитывает бережное и внимательное отношение к слову, любовь к традициям русского народа, способствовать возрождению празднования христианских традиций

2. Учить проникновению в содержание текста , осмыслению лингвистических средств создания образности художественный вкус учеников.

ОБОРУДОВАНИЕ
УРОКА: 1. Тексты стихотворений В.Ладыженского.

                2. Словарь Ожегова.

                3. Библия.

                4. Оформление на доске:

                       а) тема

                       б) Христос  воскресе из мертвых,

                            смертию смерть поправ –

                            и сущим во гробех

                            живот даровав!

                                       (из пасхальной Заутрени)

                            «Я есмь Альфа и Омега»

                                       (Библия)

  1. Сообщение темы и целей урока.

-  Ребята, вот уже много веков колокольный звон , разносящийся во все концы в первое воскресение после весеннего полнолуния, оповещает всех православных о великом событии, о радостном дне, о пришествии светлого праздника Пасхи. «Христос воскрес!»- радостно приветствуют в этот праздник верующие друг друга, троекратно целуются в знак любви и дарят друг другу подарки: писанки – непременный пасхальный сувенир.

Сама природа, кажется, ликует с ними…

                Повсюду благовест гудит.

                Из всех церквей народ валит.

                Заря глядит уже с небес…

                Христос воскрес! Христос воскрес!

                С полей уж снят покров снегов,

                И руки рвутся из оков,

                И зеленеет ближний лес…

                Христос воскрес!

К Пасхе относились благоговейно. В этот праздник закрывались все присутственные заведения, прекращались все работы…Люди всех сословий объединялись памятью о великом и чудесном Воскресении Христа. На улицах устраивались иллюминации. Друзья и соседи собирались за общим столом.

          Помимо этих праздничных атрибутов, традиций, складывалась культура подготовки и встречи праздника, возвещания о нём, культура дарения подарков . За века этот праздник глубоко вошёл в жизнь, родились присказки, поговорки, связанные с ним. Об этом мы с вами уже говорили. А сегодня мне бы хотелось поговорить о литературных традициях II половины 19 века

          Поэты этой поры создают ряд стихотворений, связанных с этим радостным праздником. Мы сегодня  познакомимся со стихотворением В.Ладыженского.

                ХРИСТОС ВОСКРЕС. Скворцы поют

                И, пробудясь, минуют степи,

                В снегах, журча, ручьи бегут

                И с звонким смехом быстро рвут

                Зимою скованные цепи.

                      Ещё задумчив тёмный лес,

                      Не веря счастью пробуждения.

                      Проснись! Пой песню воскресенья – Христос Воскрес!

                      Христос воскрес!

                      В любви лучах исчезнет скорби мрачный холод.

                      Пусть радость царствует в сердцах

                      И тех, кто стар, и тех , кто молод.

                      Заветом благостных небес

                      Звучит нам песня воскресенья,

                      Любви, и счастья, и прощения-

                      ХРИСТОС ВОСКРЕС!

2.Чтение стихотворения учителем

3. Аналитическая работа по тексту.

- Какое настроение создаёт это стихотворение?

-Какова тема стихотворения, его основная мысль?

  (Воскресение Христа и пробуждение всего в связи с воскресением)

- Почему, как вы думаете, автор не озаглавил стихотворение

  (По-видимому, автор дает право читателю уловить основную мысль стихотворения: что                                                                  же дает воскресение Христа природе и человеку, как происходит «пробуждение» в    природе- Божьем творении и в человеке – вершине Божьего творения ).

-Какие строки дают нам понять , что настал светлый праздник?

 (Христос Воскрес. Эта строка повторяется несколько раз. Автор будто бы хочет , чтобы все услышали эту благую весть)

-Какой приём использует автор, повторяя несколько раз эту строчку?(рефрен)

-Какова его роль? Что достигается благодаря этому?

 (Автор как бы дает понять , что воскресение – самое важное событие на земле для людей, значимое событие, и об этом нельзя забывать…)

- Да, неслучайно автор начинает с этого своё стихотворение и заканчивает им же. В чем особенность композиции стихотворения? (Композиция кольцевая)

-Верно, композиция стихотворения кольцевая, как и в Библии: «Я есмь Альфа и Омега». Как вы понимаете этот библейский афоризм? (Начало и конец-Бог, и это истина. Недаром и год цикличен, все мы живём от Рождества до Рождества: Рождество -   Крещение – Благовещение - Воскресение-Рождество…)

-Какой же главный образ присутствует в стихотворении?

-На сколько частей можно разделить текст?

  (1 часть – пробуждение природы,

    2 часть – пробуждение человека)

-Рассмотрим 1-ю часть стихотворения.

           Прочитаем его.

-Тот же самый приём – кольцевое построение характерен для части стихотворения: Альфа и Омега. Можем ли мы сказать, что действительно происходит «пробуждение». Докажите текстом

  (Глаголы движения – «бегут», «рвут»…- передают стремительность действий)

-В каком значении употреблено слово «миновать»?

Работа со словарём Ожегова:

   Ученики читают словарную статью, отмечают, что слово употреблено в значении «освободиться» (степи освободятся от снега, льда)

-Как это связано с главным образом в стихотворении?

  (Как степи «минуют», т.е. освободятся, так и «Христос воскрес»)

 Освобожденные степи дали жизнь растениям, а «Христос сущим во гробех живот даровав

-Как вы понимаете этот стих из пасхальной Заутрени?

-Что происходит в природе?

       Нарисуйте систему  образов

                 «Скворцы» - «поют»

«Степи» - «минуют»

«Ручьи» - «ревут»

«Лес» - «задумчив»

- С какой антитезой мы встретились здесь?

-Можем ли мы провести связь с миром люди?

  (Мир людей тоже полон противоречий: кто-то пробуждается, а кто и «не верит счастью  пробуждения»)

- Итак, система образов: скворцы, степи , ручьи, лес. А какой единый образ видится нам? (Весна)

Да, автор рисует образ весны, «пробужденье», хотя «еще задумчив темный лес», но кажется , что вот-вот наступит время , и он тоже поверит в счастье пробуждения.

-К каким приёмам прибегает автор , чтобы доказать , что все , что происходит сейчас в  природе «счастье»?

 (Автор использует олицетворение, метафоры)

-Найдите в тексте примеры

       1. ручьи бегут, рвут цепи, лес не верит

       2.меафора: зимою скованные цепи

-К каким еще приёмам прибегает автор, чтобы показать пробуждение природы?

 (Звукозаписи. Употребление З,С,Ч,Ж,Ш, стараясь передать свист скворцов , журчание ручьёв)

-К кому обращается автор, восклицая Проснись! (Это обращение и к лесу, и к человеку, «венцу Божьего творения», к тому, из-за кого пострадал Христос на кресте, для кого воскрес из мертвых.) И это обращение – мостик ко II части стихотворения

Прочитаем его.

         Рассмотрим II часть.

-Какой приём использует автор вновь?

 (Кольцевое построение)

-Какова главная мысль этой части?

 (По воскресении Христа освобождение человека, очищение, изменение в его душе.)

-Под воздействием чего это должно произойти?

 (Под воздействием лучей любви)

-Воскресение Христа из мертвых сопровождалось сиянием, блеском, подобным молнии, который озарил тьму, мрак. О каких изменениях поведал автор? (Исчезнет скорби мрачный холод, появится «радость в сердцах» всех людей…)

-Вспомните библейские сюжеты. Так ли произошло с воскресением Иисуса?

-Как вы понимаете «благостные небеса»?

-Посмотрим в словаре, что означает «благостный»

 (Приносящий добро, благо, благополучие)

-Недаром в русском языке так много слов с корнем «благо». Вы дома провели маленькую исследовательскую работу, находили слова с этим корнем. Сколько же слов у вас получилось? Какие это слова, какое слово у вас вызвало особый интерес? Почему?

-Как же благо должно проявиться в человеке? Найдите ответ на вопрос в тексте

 (Исчезнет скорбь, все будут любить друг друга…)

-Как звучит песня воскресения?

 (Как песня любви, счастья и прощения)

-И это так. Прощение, любовь , счастье – вот что несет нам наступающий праздник Светлой Пасхи. Все должны забыть обиды друг на друга, простить, одарить теплом, добром.

Добро и зло творит чудеса

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго – добро,

От злого зло родится.

-Так давайте подарим частичку своего добра нашим гостям. По старым христианским традициям , даря писанку, мы желаем долгих лет жизни, здоровья, просветления в душах, веры в счастье пробуждения.

             Д/З- выучить стих наизусть

             Итог урока – объявление оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Проблема счастья в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

В методической разработке предусмотрен отбор литературного материала, помогающего раскрытию данной темы, предлагается логическое его построение и характер беседы с учащимися....

интегрированный урок (литература-обществознание) 6 класс "А счастье так возможно...Так близко..."

интегрированный урок по темам "Роман А.С.Пушкина "Дубровский"" (литература) и "Семья" (обществознание)...

Счастье пробуждения Работа с художественным текстом В. Ладыжского "Христос воскрес. Скворцы поют"...

Воскресение Христово - великое событие, благодаря которому происходит пробуждение всего на земле. Данный материал поможет поможет провести урок внеклассного чтения, приуроченный к празднику Светлого В...

Урок 3 «Здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»).

Урок 3 «Здесь несчастье – лживыйКОНСПЕКТЫЛитература 6 класс Урок 3 «Здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «С...

Урок литературы в 10 классе "В чем счастье Наташи Ростовой" (урок-диспут)

Урок-диспут демонстрирует ососбенности коммуникативной компетенции педагога в рамках групповой работы учащихся. В ходе урока обучающиеся имеют возможность обсудить проблемный вопрос: "В чем счаст...