Духовная крепость Земли русской
элективный курс по литературе по теме

Урванцева Татьяна Григорьевна

Программа элективного курса «Духовная крепость земли Русской» по литературе для 8-10 классов в канун славного юбилея - 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Русская духовностьт и патриотизм в контексте русской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovnaya_krepost_zemli_russkoy.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                                                  средняя общеобразовательная школа № 5 города Слободского Кировской области

                                Элективный курс по литературе для 8-10 классов

         Духовная  крепость земли

Русской

В канун славного юбилея -                                                                                                                          700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

               

ЧАСТЬ 2

цикл  «УРОКИ МУЖЕСТВА ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО СЛОВА»

34 часа

Урванцева Татьяна Григорьевна

учитель русского языка и литературы

                                                               город Слободской

2014

Пояснительная записка

Кем был Преподобный Сергий Радонежский, этот неиссякаемый родник крепкого русского духа, для людей своего времени и что есть для нас, ныне живущих? Ответ на этот вопрос сокрыт в душе каждого, кому не безразлична судьба России,  кто любит русскую литературу и изучает отечественную историю. Курс занятий «Духовная крепость земли Русской» знакомит с основными событиями из жизни святого, вводит, насколько возможно, в  его внутренний мир; даёт возможность полюбоваться  его духовными достоинствами и «подышать» воздухом той эпохи, в которой он  жил.

Концептуальной основой данного элективного курса является идея диалога. Ведущая тенденция в развитии философии человека – стремление представить его как существо целостное, интегративное, являющееся, в свою очередь, интегратором окружающего мира. При этом в качестве главного интегратора выступает личность со всем комплексом её взаимосвязей                             с другими личностями, обществом, природой, культурой, космосом. Известный литературовед и теоретик искусства М.М.Бахтин придавал диалогу значение общегуманитарной идеи, одновременно описывающей человеческую реальность и предписывающей определённый подход к этой реальности.

Диалог свойственен прежде всего гуманитарным знаниям. Само гуманитарное познание превращается в активный процесс диалогического общения и взаимодействия. Кроме того, знания гуманитарных наук рефлексивны, в связи с чем мы можем говорить о диалоге познающего субъекта с самим собой (о внутреннем диалоге). В ходе диалога ученик размышляет над окружающей действительностью, её законам, наблюдает за жизнью персонажей книги, их поведением, поступками в определённой ситуации, что способствует воспитанию духовно-нравственному, эстетическому, стремлению занять достойное место в обществе, соответствующее желаниям и возможностям сформированной личности.

Потому программа целиком обращена к ученику. К совершенствованию его интеллектуальных и эмоциональных возможностей, к совершенствованию его личности , его нравственных качеств.

Программа элективного курса «Духовная крепость земли Русской» основана на авторской концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русского искусства позволяет рассматривать отечественную художественную традицию как ведущую в культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений.

Элективный курс «Духовная крепость земли Русской» имеет интегрированный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусств и литературы.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Цели элективного курса:

 – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей;

-  формирование у учащихся представлений о русской художественной культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные  и  нравственные идеалы;

- формирование коммуникативных навыков обучающихся;

- создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами.

Задачи элективного курса:

1. Показать русскую художественную культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.

2. На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественного – образного мышления великих русских мастеров.

3.  Воспитать читателя, научить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, а в конечном итоге – помочь становлению и формированию личности.

Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность. Позволяет вывести ученика из состояния пассивности в состояние активного действия, когда резко возрастает познавательный интерес к предмету, растут качественные показатели, т.е. результативность обучения.

Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы, которая направлена на  совместную работу ученика и учителя, совместную работу  ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.

Отбор произведений литературы подчинён этим задачам.

Программа представляет собой цикл занятий, посвящённых творчеству авторов разных эпох, и опирается как на книжные. ТАК И ЖУРНАЛЬНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ.

Актуальность элективного курса «Духовная крепость земли Русской» определяется тем, что в современных педагогических теориях всё большее значение приобретают идеи гуманизации содержания гражданского  образования и воспитания . Это получает подтверждение на практике: в общеобразовательных школах широко развиваются учебные предметы, связанные с гуманитарной областью знаний.

Представленный информационный и иллюстрированный материал используется в сочетании с такими формами работы , которые позволяют учащимся расширить познания в области литературы, истории, живописи, иконописи и культуры в целом:

-лекции учителя с различными видами заданий;

-доклады, рефераты, сообщения и их защита учащимися;

-беседы;

-работы в больших и малых группах;

-самостоятельная работа учащихся;

- упражнения с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента);

-чтение, исследование древнерусских текстов, их перевод;

-самостоятельный отбор материала;

-выборка материала из художественной литературы, его анализ;

-проведение деловых игр по типу научных конференций, практикумов.

Эффективной формой развития монологической речи школьников являются их выступления на занятиях, а также дискуссии по поводу этих выступлений.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

В результате изучения элективного курса учащиеся  должны:

- прочитать и  под руководством учителя изучить ряд произведений древнерусской и русской литературы;

-уметь охарактеризовать и оценить главных героев, знать основные проблемы и     важнейшие идейно- нравственные особенности произведений;

-уметь оценить произведение с позиции современности;

-освоить сведения по теории и истории литературы, особенности построения и языка художественного произведения. Сведения о жизни и творчестве писателей;

-овладеть культурой чтения, чтобы эмоционально воспринимать и оценивать произведения разных жанров;

-уметь грамотно высказывать своё отношение к  художественному произведению, выступить с сообщением или докладом на литературную тему, участвовать в беседе, диспуте по вопросам литературы, выразительно читать наизусть отдельные произведения или их фрагменты;

-уметь сопоставить произведения литературы с произведением живописи (иллюстрациям к ним), с кино- и телеэкранизациями, с музыкальными произведениями, созданными на их основе.

Формы контроля  знаний учащихся

Чтение произведений и их фрагментов наизусть.

Устные и письменные развёрнутые ответы на вопросы.

Характеристика персонажа и сравнительная характеристика нескольких персонажей (устная и письменная).

Составление плана, тезисов по материалу биографии писателя.

Составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения в целом.

Подготовка устных сообщений о прочитанном произведении и его авторе.

Написание сочинений, рефератов, докладов.

        Решение тестов и выполнение творческих заданий, составленных учителем по изученным темам.

        Составление презентаций в соответствии с темами занятий.

                                                       Учебно-тематический план

№п/п

Тема

Коли-чество часов

Формы урока, виды деятельности учащихся

Краткое содержание

1

Смысл названия и предмет изучения курса

Пролог русской литературы.

1

Лекция

О радость, о любовь, о свет,

О мудрость, кроткая, благая,

О дух, зри тройственный завет: Престол, ковчег, святых святая,

Расторгнув мудрости покров,

 Зри связь и сущность всех  миров.

Древняя Русь, её трагическая, но гордая доля, её люди. Осмысление времени. Фольклор -  бесценное художественное свидетельство времени.

2

Илья Печерский – прообраз  былинного героя Ильи Муромца

1

Знакомство с фильмом об Илье Муромце и ответы на вопросы.

Что значат слова: «Сила Божия в немощи совершается»?

Почему сила даётся в ограниченном размере?

( «Будет с тебя и этого, » - сказали калики перехожие.)

Характерные черты русского богатыря.

Основной смысл былины.

Представители сил добра и зла в былинах?

Привести примеры гиперболизации. В чём заключаются особенности былинной речи?

3

«Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв о древнерусской литературе

1

Конспектирование статьи. Беседа

Основы христианской морали в произведениях древнерусских князей и церковнослужителей («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, письмо Владимира Мономаха Олегу Святославовичу – отрывок из «Повести временных лет»)

4

Мир литературы Древней Руси

Соединение религиозных государственно-патриотических мотивов в литературе периода монголо –татарского ига

1

Урок – размышление

Категория добра, справедливости, веры в произведениях древнерусской литературы

Краткие сведения об особенностях появления монастырей на Руси.

5

Русская крепость. Н.Андреев о появлении русских городов и секрете «крепости» славян.

Троице-Сергиева лавра была не только духовной опорой Москвы, но и её сильнейшей крепостью.

1

Семинар

Сообщение учащихся , изготовление чертежей крепостей разного периода с историческими комментариями,

Монастырь – крепость стояла на важной ярославской дороге, ведущей в глубину северо-восточных русских земель. «Основатель Троицкого монастыря чудотворец Сергий одобрял объединительную политику московских князей и давал им своё благословение»

Работа с разными видами словарей ( Определяется многозначность слова «крепость» и составляется словарь устаревших, но благозвучных и мудрых слов)

Создание макета русской крепости .

6

7

Повесть о житии Александра Невского «Не в селе Бог, а в правде»

Страшны ли русским бронированные кони?

- Кто к нам с мечом придёт – от меча и погибнет!

2

Письменная работа

Особенности жанра (житие и военная повесть) Новый тип житийного героя

Черты художественного стиля (Выбрать из текста эпитеты, метафоры, олицетворения. сравнения, риторические восклицания, гиперболы и т. д.)

Почему Александра Невского народ прозвал Солнцем земли Русской?

8

Куликовская битва.

Значение и духовный смысл победы Дмитрия Донского

1

Рецензия  к мультфильму «Непрядва»

Русь, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, воины – иноки Ослябя и Пересвет, воевода Боброк – основные герои фильма.

Разноплановость лирического движения, разнохарактерность тематических решений, необыкновенная концентрация чувств в уникальном поэтическом мире.

 Символика фильма

( красота русских рек, лесов. полей ,  белые лебеди, белые кони, стальной меч); музыкальные образы фильма

9

Из «Жития Сергия Радонежского» Перевод М.Ф.Антоновой и Д.М. Буланина. Печальник Земли Русской

1

Урок – исследование

Сын радости. Родители благословенного дитяти -  Кирилл и Мария

10

«Преподобный Сергий Радонежский» Б.К.Зайцева

Становление характера подвижника.

1

Исследование

Детское горе. Чудное видение. «Научение» свыше. Детские подвиги.

11

12

«Житие Сергия Радонежского» архимандрита  Никона Рождественского. Образ «русского огонька»

Птицы небесные – пророческое видение. УЧЕНИКИ СЕРГИЕВЫ

3

Исследование

Анализ эпиграфа: «Мир видит в пустынниках людей бесполезных для гражданских обществ…Но мир не понимает значения нравственных сил для общества, не знает ни силы молитвы, ни обширности зрения духовного»

Святитель Филарет Черниговский

13

Великое стояние на реке Угре – победа русского духа, победа истинного православия над басурманами.(1480 год, хан Ахмат против Ивана III…)

Заступничество Владимирской Божией Матери. Молитва преподобного Тихона Калужского чудотворца («внук» и «ученик ученика» Сергия Радонежского) о победе и сохранении русского войска.

1

Лекция и просмотр авторского документального фильма Л.Шапрана «Великое стояние на реке Угре» (2013год)

   Святая вера! Ты не раз

   Людей спасала от мучений,

   И только твой небесный глас

   Рассеет мрак земных сомнений.

                                  Надеждин

С какого года русская держава больше никогда не теряла своей независимости?

Где на карте России «течёт» пояс Пресвятой Богородицы?

Почему Россия является «ковчегом завета», «престолом Божиим», то есть: к какому высшему служению она призвана?

14

Изображение Сергия Радонежского иконописцами и художниками

1

Практикум

Составление презентаций

Во славу «аввы Сергия»

Похвала Сергию Радонежскому

«Святая Троица» Рублёва

15

Заочное путешествие в Троице-Сергиеву лавру.

1

Составление презентации

16

«Она светится» Анализ отрывка из произведения  Ивана Шмелёва «Куликово поле»

2

Многогранность эмоциональной палитры, неординарность мысли и интонации

Чтение отрывка наизусть

Создание стилизации

17

Иван Шмелёв «Богомолье».

По дороге к Троице.

Смысл названия автобиографической повести

1

Дискуссия

 Каковы особенности архитектоники данного произведения? С помощью каких языковых средств создаётся панорама героев, событий и духа того удивительного времени? Чем радовал Сергий Радонежский богомольцев?

Анализ эпиграфа , предложенного издателями книги:

«Богомолье!

Оно выражает самое естество России – и пространственное, и духовное… Это способ быть, искать, обретать и совершенствоваться. Это её путь к Богу. И в этом открывается её святость.» Иван Ильин

18

Анализ эпизодов повести

1.Анализ главы «Царский золотой»

Образ старца Варнавы – важнейшее звено в архитектонике книги

1

Уроки – погружения в текст

Как Мартын «не проступился»?

Как Горкина сохранила Царица Небесная?

19

2.Анализ главы «Сборы»

1

Работа в двух группах (автор разделил эту главу на две части)

Многозначность слова «лисица»

«Скрепами» главы являются фрагменты из жития Сергия Радонежского

20

3.Анализ главы «Богомольный садик» Ирония  автора в названии главы

1

Поиски доказательств утверждения:

антитеза - основной приём композиции главы

21

4.Анализ главы «На святой дороге» Эпизод «Красавица Дуняша – кормилица царевича»

1

Работа в творческих группах.

Ответы на вопросы: 1.Что имел в виду Государь Николай Павлович, сказав: «Как Расея наша! Корми Сашу моего, чтоб здоровый был.»

2.Что имеет в виду «царёв брат», когда утверждает: «Молочко-то …оно своё сказало!»

22

5.Анализ главы «На святой дороге» Монтаж мини-спектакля «Федины сапоги»

1

Создание иллюстраций – портретов Феди, больного  парня, «охальников» в реке  

23

6.Анализ главы «У Троицы на Посаде»

1

Сочинение-рассуждение «Надо же так случиться…» (Случайно ли «чудо с коляской»?)

24

7.Анализ главы «У Троицы» Разное благословение старца Варнавы

1

Диспут

Составление проблемных вопросов по тексту

25

Литературная игра по повести И.С. Шмелёва «Богомолье»

1

26

«Блажен, кто в дни борьбы                  мятежной,

В дни общей мерзости     людской,

Остался с чистой,     белоснежной,

Неопороченной душой.»

                        Сергей Бехтеев

Знакомство с фильмом «РОМАНОВЫ : Великая княгиня Елизавета».

Сочинение – рассуждение «Что меня потрясло в удивительном образе великой княгини Елисаветы?»

Ответ на вопрос:  каким образом судьба великомученицы связана с именем Сергия Радонежского?

(Горячо любимый муж, убитый террористами носил имя Сергий, сама княгиня приняла мученическую смерть 5 июля, в день памяти Сергия Радонежского)

27

Христианские образы в творчестве А.С.Пушкина

1

Обзор с элементами беседы

КЕМ и зачем нам дана жизнь?

Переписка поэта с митрополитом Филаретом (Дроздовым), посылающим свои письма из Троице – Сергиевой лавры

28

Архимандрит Тихон «Несвятые святые»

1

Читательская конференция по рассказам, события в которых связаны с Троице – Сергиевой лаврой

29

Наталия Сухинина «Где живут счастливые?»

1

Беседа

Первоклассница Мария – яркий пример русского характера

Радость получения серёжек от преподобного Сергия Радонежского и опыт сосредоточенной молитвы.

30

Наталия Сухинина «Дорога, ставшая судьбой»

1

«Прозрение» Наталии Сухининой.

Анализ глав: «Встречи в пути» , «В ожидании благодатного огня»

31

Наталия Сухинина «Не продавайте жемчужное ожерелье»

1

Семинар

Смысл названия книги

Доклады учащихся

32

Повесть протоиерея Александра Торика «Русак»

1

Спецназовец Сергей – главный герой повести.

33

«Иных времён татары и монголы» Анализ статьи Василия (Фазиля) Ирзабекова «Русское солнце или Новые тайны русского слова»

1

Конспектирование статьи. Беседа

Осмысление строк Н.Рубцова и составление тезисов в подтверждение высказывания молодежной патриотической группы : «Ваша «Раша» -

                 Не наша.

                  А наша Россия –

                 Красота и сила!»

34

Итоговая конференция

2

Проба пера (создание оды в честь Сергия Радонежского)

Подведение итогов викторины, которую ученики выполняли дома

Выступления – отзывы учеников после изучения данного курса

                                                 

ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся

1.Вагаков Д. Риторика.—М.,2001

2.ПавловаЛ.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М.,1991.

3.Андреев Н. Русская крепость. – М.: Центр детской книги, 1995

4.Тимофеев Л,И., Тураев С.В.  Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2001

5.Иван Шмелёв . Богомолье – М.: Православный Свято – Тихоновский Богословский Институт, 1997

6.Древнерусская литература. Хрестоматия  5-9 классы / Сост. О.В.Творогов. – М.: Просвящение, 1998

7.Преподобный Сергий Радонежский /Составитель Никон (архимандрит). – М.: Вече, 2011.

8.Архимандрит Тихон «Несвятые святые» и другие рассказы. – М. : Издательство Сретинского монастыря, 2012

Для учителя

1.Сборник элективных курсов / Сост. Г.М.Вялкова. – Волгоград,: учитель, 2006

2.Программы элективных курсов. Обществознание. Литература. Экономика. Предпрофильное обучение. – М. : Дрофа, 2006

3.И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. Практическия методика. Книга для учителя. – М. : Просвящение,2001

4.Н.Н.Гудзий. История древней русской литературы. – М.: Просвящение, 1966 5.Тимофеев Л. И., Тураев С.В.  Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2001

6.Иван Шмелёв. Богомолье – М.: Православный Свято – Тихоновский Богословский Институт, 1997

7.Древнерусская литература. Хрестоматия  5-9 классы / Сост. О.В.Творогов. – М.: Просвящение, 1998

8.Преподобный Сергий Радонежский /Составитель Никон (архимандрит). – М.: Вече, 2011.

9.Архимандрит Тихон «Несвятые святые» и другие рассказы. – М. : Издательство Сретинского монастыря, 2012

10.Наталия Сухинина. Не продавайте жемчужное ожерелье. – М.: ООО «Алавастр», 2010

11.Наталия Сухинина. Где живут счастливые?  - М. ООО «Алавастр»

12.Наталия Сухинина. Дорога, ставшая судьбой. – М.ООО «Алавастр»2011

13.Протоиерей Александр Торик Русак. -  М.. «Флавиан - ПРЕСС» 2012

Приложение № 1

Сергий Радонежский –                                                   духовная крепость земли Русской

в и к т о р и н а

I ТУР

1.Семья – малая, домашняя, церковь: бас отца, ласковый мамин голос  переливаются в сердце ребёнка в золото добра, радости, веры. Имена     благочестивых ростовских бояр, родителей святого, которые сами стали святыми  

А.Пётр и Феврония

 Б.Кирилл и Мария

 В.Иоаким и Анна

 Г.Адриан и Наталия 

2.Этот преподобный в двадцать лет пришёл к Сергию Радонежскому, оставив имущество и сменив мягкие одежды на иноческое рубище, и стал духовником братии.

А.Никон

Б.Андроник

В.Савва

Г.Афанасий

3.Это крупнейший мастер московской школы иконописи. Заглавный герой         стихотворения Н.Гумилёва:

Всё это кистью достохвальной

…   …   мне начертал,

И этой жизни труд печальный

Благословеньем Божьим стал.

А.Андрей Рублёв

 Б.Виктор Васнецов

 В.Евангелист Лука

 Г.Архимандрит Зинон

4.По просьбе князя Юрия, преподобный Савва, ученик Сергия Радонежского, ушёл в…….и там основал Савино-Сторожевский монастырь.

А.Москву

Б.Звенигород

В.Серпухов

Г.Заволжье

5.В Библии, в книге Бытия (гл.18), повествуется о том, что Господь явился Аврааму в образе трёх странников у дубравы…

А.Массифа

Б.Мером

В Мамре

Г.Маон

6.Архангел Гавриил был послан к Деве Марии с благой вестью о том, что у неё родится сын – Спаситель мира. Пресвятая Дева  смиренно ответила: «Се, раба Господня: да будет Мне по слову…» (Лк.1,26-38)

А.его

Б.моему

В.твоему

Г.вашему

7.Изображение одного из его чудес – поражение змея, жившего в озере близ Ливанских гор, - является гербом города, Этот святой почитается и как покровитель  православного воинства, и как небесный покровитель земледельцев.

А.Илья Муромец

Б.Иоан Воин

В.Георгий Победоносец

Г.Дмитрий Солунский

8.ПараклИт – наименование Св. Духа, в переводе с греческого обозначает «…».

А.Утешитель

Б.Благодать

В.Духовный

Г.Святой

9.Священный сосуд из благородного металла с крестом на конце рукояти, этот премет напоминает те клещи, которыми серафим взял раскалённый уголь и коснулся уст пророка Исаии (Ис. 6,6-7)

А.ковчежец

Б.литийный сосуд

В.лжица

Г.ладонница

10.Жизнь преподобного Сергия Радонежского была отмечена многочисленными чудесами и чудотворениями. Одно из них: когда при постройке обители возникли проблемы с водой, то преподобный «нашёл немного дождевой воды, преклонил над нею колена и помолился…» Предание говорит, что появившийся источник существует и по сей день, а именуется он…

А.Пятницкий колодец

Б.Святой источник

В.Сергиев колодец

Г.Сергиев источник

II ТУР

  1. Преподобный Сергий, совершая своё келейное правило перед иконой Богородицы , пел ******* Это песнопение исполняется стоя и состоит из кондаков и икосов, расположенных в определённом порядке.  (Акафист)
  2. Однажды во время молитвы преподобный Сергий Радонежский увидел ********. В видении ему было сказано: «Так умножится стадо учеников твоих» (Стаю птиц)
  3. Игумен *********, насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, автор стихов. По его мнению, стихи кратчайшим путём доходят до страждущего сердца, поддерживают упование на Бога, согревают любовью и верой…(Виссарион)
  4. О каком ските  идёт речь:

     Скит сей раньше отличался

Благочестием отцов.

Враг лукавый ополчался

На смиренных чернецов.

Духовник  - отец Варнава –

 Всех с любовью принимал.

Сам он кроткого был нрава.

Скорбь народа понимал.

         (Черниговский)

  1. Имя старца Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:

Всем желательно от роду

Сохранить столь светлый ум,

Чтоб полезным бать народу,

Как наш батюшка ****.

                   (Наум)

  1. Название собора, в котором почивают мощи преподобного Сергия Радонежского:

С большой любовию приходит

Страдалец в ******** собор,

К гробнице Серия подходит,

Надеждою исполнен взор…

В собор – священную ограду –

Стремятся люди в наши дни,

В нём получают всю отраду

И славят Троицу они.

  1. Сияние, изображаемое на иконах вокруг головы и означающее божественную славу святости - ****. (Нимб)
  2. Круглой формы хлебец с оттиснутой сверху печатью, употребляемый для совершения проскомидии и таинства Евхаристии.

       «Старец бережно взял тремя перстами частицу св.********, и благословляя ею Варфоломея, промолвил: «Сие даётся тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания…»

                                                                                 ( Просфора)

III ТУР                     

Задание 1. История и культура России

«Из-за недостаточного знакомства с русской культурой среди молодёжи распространено мнение. что всё русское неинтересно, вторично, заимствовано, поверхностно,»-  так справедливо отмечал академик Д.С.Лихачёв. Обратим же свой взгляд в глубину веков , чтобы иметь не «поверхностное» суждение о прошлом.

         «.Повесть временных лет»- это сказания о древних русичах. Перелистаем некоторые страницы  древней летописи.

 Вместо многоточия  вам нужно вставить пропущенные слова .

  1. По потопе трое сыновей Ноя разделили землю- Сим, Хам и …

(Иафет)  

2. От этих же семидесяти двух языков произошёл и народ …. От племени          Иафета- так называемые норики, которые и есть славяне.

(Славянский)

3.И утром встал (Андрей) и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли    горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия , будет город великий, и воздвигнет бог много церквей». И взошёл на горы эти , благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошёл с горы этой, где впоследствии возник …

(Киев)

4.Поляне же в те времена жили отдельно и управлялись своими…

(родами)

5.В год 6415  (907). Пошёл … на греков.

(Олег)

6 В год 6478 (970).Святослав посадил Ярополка в …, а Олега у древлян.

(Киеве)

7. Владимир же, услышав, что схвачен был Василько и ослеплён, ужаснулся, заплакал и сказал: «Не бывало ещё на Русской земле ни при дедах, ни при отцах наших такого …»

(зла)

8. И пришли Святополк с Давыдом в Киев, и рады были люди все, но только дьявол огорчён был их…

(любовью)

9. Всеволодова же вдова и митрополит пришли к Владимиру и молили его, и поведали мольбу киевлян_ заключить мир и блюсти зелю Русскую ,  и биться с …

(погаными)

Задание 2. Святые и святыни

Узнайте икону по описанию.

В 1155 году из Византии в Киев привезли драгоценный дар константинопольского патриарха – икону Богоматери. По преданию, написал её сам евангелист Лука на доске того стола, за которым сидел Христос со своей Матерью.

Великий князь Юрий Долгорукий с благоговением принял дар и поместил икону в Вышгородском монастыре близ Киева. Это было время жестоких междоусобиц. Сын Юрия, Андрей Боголюбский, решил уехать из Киева в более спокойные северные земли. И «вместо иных сокровищ, взял с собой греческий образ Марии, украшенный, как говорят летописцы, пятнадцатью фунтами золота, кроме серебра, жемчугу и камней драгоценных».

Там построил он в честь Богоматери Успенский собор на высоком берегу Клязьмы. И засияла в том храме икона, и стала называться …

Когда князь Андрей отправился в поход против болгар, он взял с собой икону. Молва о ней расходится далеко за пределы Владимирского княжества. Люди видели  в ней свою заступницу Руси от врагов. Накануне Куликовской битвы молились перед иконой Богоматери московский князь Дмитрий и всё его войско.

В XV веке в Московском Кремле знаменитый итальянский зодчий Аристотель Фиоравенти построил Успенский собор, и там поместили икону. Предание гласит , что она не раз спасала Москву от врагов.

Ответ: икона  «Владимирской» Божией Матери

Задание 3.1. Языкознание

        Узнайте автора данного отрывка , о какой Лавре идет речь? Прокомментируйте ключевые слова с лексической точки зрения, выделенные автором.

Какое ещё произведение этого же автора посвящено описанию этой святыни.

« И тут увидал я солнечно-розовую Лавру.

Она   с в е т и л а с ь, веяло от неё покоем. Остановился, присел на столбушке у дороги, смотрел и думал… Сколько пережила она за свои пять веков! Сколько светила русским людям!..Она  светилась… - и, знаете, что почувствовал я тогда, в тихом, что-то мне говорящем, её сиянии?.. – Сколько ещё увидит   ж и з н и!..» Поруганная, пленённая,  с в е т и л а с ь она – нетленная. Было во мне такое…чувство ли, дума ли… - «всё , что творится, -  дурманный сон, при зрак, ненастоящее… а вот  э т о – живая сущность, творческая народная идея, завет веков… э т о  - вне времени, нетленное… можно разрушить эти сияющие стены, испепелить, взорвать, и её это не коснётся…» Высокая  розовая колокольня, 2свеча пасхальная2, с золотой чашей, крестом увенчанной…синие и золотые купола… - не грустью отозвалось во мне, а светило. Впервые тогда, за мутные и давящие восемь лет, почувствовал я веру, что  - е с т ь   з а щ и т а, необоримая. Без веры, никакой, инстинктом, что ли , почувствовал, в  ч ё м – о п о р а. Помню, подумал тут же: «вот почему и ютились  з д е с  ь,  искали душе – покоя,  з а щ и т ы   и   о п о р ы».

«Куликово поле»

Ответ: Иван Шмелёв описывает  Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

 В повести «Богомолье» мы вновь встречаемся с этой  святыней.  

Задание 3.2.Языкознание.

Сравните  предыдущее произведение со стихотворением  Николая Рубцова «По вечерам», что их объединяет и в чём различие? Анализируя идейно -художественное своеобразие стихотворения, задумайтесь над многозначностью выделенных слов.

             По вечерам

С моста идёт дорога в гору.

А на горе – какая грусть! –

Лежат развалины собора,

Как будто спит былая Русь.

Былая Русь! Не в те ли годы

Наш день, как будто у груди,

Был вскормлен образом свободы,

Всегда мелькавшей впереди!

Какая жизнь отликовала,

Отгоревала, отошла!

И всё ж я слышу с перевала,

Как веет здесь, чем Русь жила.

Всё так же весело и властно

Здесь парни ладят стремена,

По вечерам тепло и ясно,

Как в те былые времена…

Задание 4. Заполни пропуски

Вставьте слова, которые сказал Сергий Радонежский своей братии. Варианты слов: учить, учиться, начальствовать, повиноваться, не, угодно.

Когда братия монастыря стала бороться за руководство обителью, Сергий покинул стены будущей Лавры. Когда же братия уговорила его вернуться и  стать её пастырем, преподобный сказал: «Желаю   лучше __________, нежели________; лучше ___________________ ,нежели ___________________; но боюсь суда Божия; _________ знаю, что ______________ Богу; святая воля Господня да будет!»

ОТВЕТ: Когда братия монастыря стала бороться за руководство обителью, Сергий покинул стены будущей Лавры. Когда же братия уговорила его вернуться и  стать её пастырем, преподобный сказал: «Желаю   лучше учиться , нежели учить; лучше повиноваться , нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что  угодно Богу; святая воля Господня да будет!»

Задание 5. Святые и святыни

Вспомните житие Сергия Радонежского, что одел преподобный  Сергий  вместо «шлемов и щитов бранных» на своих монахов, известных в прежней мирской жизни воинов, –Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета)- перед Куликовской битвой?

ОТВЕТ: Схимы с изображением креста Христова.

Задание 6. Творческое.

Слава преподобного Сергия и основанного им монастыря влекли к обители иноков и богомольцев. Постепенно вблизи стали селиться и крестьяне.

«Не может град укрыться верху горы стоя»… Нельзя скрыть цветка благоухающего и дикой траве: его найдут по запаху. По благоуханию: так же мог укрыться и Сергий в дремучем лесу, в любезном своём одиночестве. Далеко разносилось благоухание его жизни святой, и услышали, сердцем ощутили это благоухание люди, имевшие, по выражению святителя Филарета, очищенное чувство духовное, или , по крайней мере, ищущие очищения. А скорбныя обстоятельства того времен…ещё более располагали таких людей бежать из мира в дебри пустынныя: благо там нашёлся благодатный муж, способный утолить жажду души, зажечь и поддержать в ней тот огонёк, при свете которого легко несётся всякое бремя жизни и становится лёгким благое иго Христово,» - эти строки мы читаем в «Житии преподобного Серия Радонежского» ,написанном архиепископом Никоном (Рождественским).

В настоящее время Сергиев Посад – крупный административный , промышленный, культурный, туристический центр Подмосковья, жемчужина Золотого кольца России.

Вопрос 1. Почему автор жития использует  слово «огонёк», а не «огонь»? Какие ещё средства выразительности вы заметили?

Вопрос 2.Каковы ,по- вашему, нравственные заветы Древней Руси?

Вопрос 3.Игумен Земли Русской! Так называют Сергия Радонежского. Каковы заслуги Сергия Радонежского перед Русью и христианством?

Задание 7. За поэтической строкой

1.Вставьте в стихотворение слова – синонимы, у которых в тексте дана только последняя буква .

2.Объясните  лексическое  значение выделенных слов.

3.Николай Рубцов написал своё стихотворение «Видения на холме» в 1960-1964 годах, но стихотворение звучит очень актуально. Как вы думаете, о чём предупреждает нас автор, что скрывает метафора в  последних двух строках (бессмертные звёзды Руси) ?

Видения на холме

Взбегу на холм

                       и упаду

                                 В траву.

 И__________ю повеет вдруг из дола!

Засвищут стрелы будто наяву,

Блеснёт в глаза кривым ножом монгола!

Пустынный свет на звёздных берегах

И вереницы птиц твоих, Россия,

Затмит на миг в крови и в жемчугах

     Тупой  башмак скуластого Батыя…

Россия, Русь –

Куда я ни взгляну!

За всё твои страдания и битвы.

Люблю твою, Россия, __________у,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,
          И шёпот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времён татары и монголы,

Они несут на флагах чёрный крест,

Они крестами небо закрестили,

И не леса мне видятся окрест,

А лес крестов в окрестностях России.

Кресты, кресты…

Я больше не могу!

Я резко отниму от рук ладони

И вдруг увижу: смирно на лугу

Траву жуют стреноженные  кони.

Заржут они -  и где-то у осин

 Подхватит эхо медленное ржанье,

И надо мной – бессмертных звёзд Руси,

Спокойных звёзд безбрежное  мерцанье….

ОТВЕТЫ:

1Древностью, старину.

2. Погост – сельское кладбище; дол – то же. что долина; стреножить(треножить) – связывать путами обе передние ноги(у лошади) с одной задней или только передние.

Задание 8. За поэтической строкой

Иеромонах Роман написал стихотворение, где используется оксюморон (совмещение несовместимых понятий), но жизненный путь монаха столь же парадоксален: стремление к спасению через лишения.

1. Подберите нужное слово-ключ к  первому катрену, чтобы «открыть» секретный смысл  всего  стихотворения.

2. В последнем катрене скрыто название иконы Божией Матери, перед которой молился  преподобный Серафим Саровский.

3. Что обозначает слово АВВА?

Страх Господень – авва воздержания,

Воздержанье дарит исцеление.

Лучшая поэзия    - …,

Лучшее …           - моление.

Лучшая молитва – покаяние,

Покаянье тщетно без прощения.

Лучшее пред Богом предстояние –

 В глубине высокого смирения.

Я забудусь в  таинстве молчания

Пред иконой чудной «….».

     Да очистят слёзы покаяния

 Высшую поэзию – моление.

                        28 марта 1991. Печоры

ОТВЕТЫ:

  1. Молчанье
  2. «У м и л е н ь е»

3. Авва (сир.) – отец . В Новом Завете  относится также к Отцу Небесному.     Употребляется для выражения преданности, духовной любви и послушания.

Литература

  1. Архиепископ Никон Рождественский  Житие преподобного Серия Радонежского. - Свято – Троицкая Сергиева Лавра,1997
  2. С.Е.Молотков. Практическая энциклопедия православного христианина. Санкт-Петербург: Сатис,2000
  3. Игумен Виссарион ( Остапенко). Храните православие. Стихи.:Свято – Троице Сергиева Лавра,1996
  4. Православные святыни России: «Харвест»,2006
  5. Иеромонах Роман. Благословен молитвословья час. -С.-П.: «Новый город»,1997
  6. Журнал «Слово» («В мире книг») – М. «Книжная планета»1990г.№1;1991г.№1
  7. С.Успенский. Катехизис в рассказах. Выпуск 1.Символ веры: Свято-Троицкая Сергиева Лавра,1995
  8. Акафисты избранные: Издание Задонского Богородицкого монастыря,1996г.
  9. Журнал «Божий мир»,1998г.  №2-3
  10. Ерёменко Н.И. Занимательные материалы по литературе. -Волгоград:Корифей,2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Крепость земли Тульской

конспект урока "Крепость земли Тульской"...

Исследовательская работа по православной культуре " Вы соль земли... Вы-свет мира...(Жизнеописание святой земли русской Ксении Петербургской - образец великого служения людям)".

Данная работа получила высокую оценку на городском конкурсе исследовательских работ ДОД "Юность" 1 место. Ученицы участвовали с ней на республиканском конкурсе "История многонациональной культуры", яв...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» ...

Дополнительная общеразвивающая программа «ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ЗЕМЛИ ТАМБОВСКОЙ »

Краткая аннотация работыВажной задачей современного общества является – воспитание молодого поколения таким образом, чтобы привить ему основные понятия и законы нравственного поведения и любви к...