Урок литературы в 8 классе "Поверь в мечту"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Данный урок предназначен для того, чтобы
- обобщить пройденный материал, разобраться в мыслях, чувствах, мечтах Мцыри,
- развивать умение рассуждать на заданную тему, анализировать и делать выводы,
- воспитывать любовь к родине, близким людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Криушинская средняя общеобразовательная школа
Урок литературы в 8 классе
"Поверь в мечту"
(М. Ю. Лермонтов "Мцыри")
Учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Слепова Нина Анатольевна
Тема: Поверь в мечту ( М. Ю. Лермонтов "Мцыри")
Цели :
1. Обобщить пройденный материал, разобраться в мыслях, чувствах, мечтах Мцыри.
2. Развивать умение рассуждать на заданную тему, анализировать и делать выводы.
3. Воспитывать любовь к родине, близким людям.
Ход урока.
1. Организация класса.
2. Вступительное слово учителя.
( Звучит музыка)
Мечты - это то, чем живет человек.
Мечта- слово, знакомое всем. Я думаю, что среди нас нет человека, который не мечтал о чем-то. Что же такое мечта и как она рождается? Сегодня нам в этом предстоит разобраться. И поможет нам в этом произведение М. Ю. Лермонтова "Мцыри".
Открываем тетради, записываем число, тему урока.
Человек начинает мечтать с раннего возраста и до глубокой старости. Давайте попробуем выяснить, как рождается мечта, что нужно сделать, чтобы осуществить свою мечту.
3. Беседа.
- Ребята, давайте подумаем и ответим, зачем человек живет на земле?
( иметь цель, любить, мечтать)
- Как вы понимаете выражение "жизнь не в том , чтобы жить, а в том. чтобы чувствовать, что живешь"?
Вывод: значит, мечта не рождается сама по себе. Она имеет основу. У каждого она своя. Вот и мечта Мцыри родилась не сама по себе, она имела основу. Обратимся к поэме.
- Стены монастыря Лермонтов называет "хранительными", дружескими, а для Мцыри - это плен. Почему?
- Но после к плену он привык. Если привык, то зачем бежать?
ответьте мне, пользуясь текстом. ( Работа с текстом)
Вывод: вот о чем мечтает Мцыри: жизнь, полная тревог, родина, родные, свобода.
Итак, мечта живет в душе Мцыри. А какой вы ее представляете?
Я предлагаю вам творческую работу: изобразите мечту Мцыри в красках и объясните, почему выбрали такие цвета. ( Работа в группах)
А вот как изображают ее художники. ( Слайды).
По - разному они видят ее. У каждого свое понимание.
- Что делал герой, чтобы осуществить свою мечту?
- Правильно ли он поступал?
- Чтобы вы сделали по - другому?
- Итак, три дня Мцыри был счастлив. Он слился с природой.
( Сказка об орле и вороне из " Капитанской дочки"). Кто Мцыри – орел или ворон?)
Раскрыть состояние героя помогают средства выразительности. Найдите их
( Работа в парах)
- Расскажите, что вспоминает герой о своем родном доме?
- Почему он стремится на родину?
Да, родина, дом, семья - то, без чего не может жить. Всегда дарите любовь своим близким. Ведь завтра они могут уйти навсегда.
Письменно ответить на вопросы ( слайд) :
1. Представьте, что вас надолго разлучили с вашими родителями. Ваши мысли.
2. Представьте, что через три дня вас заберут навсегда в далекий город. Ваши мысли.
( Ответы зачитывают)
Гибель не страшна герою, пока безумствует мечта.
Да, Мцыри умер, но он был счастлив. Он шел навстречу своей мечте.
( Ученик читает отрывок)
- Какое слово на нашем уроке было основным?( мечта)
Я предлагаю сделать вывод. Выберите высказывание, которое , как вы считаете , более точно раскрывает тему нашего урока. ( Работа в группах)
4. Рефлексия.
Подведем итоги.
- Что же было интересно, чем понравился урок? Что взяли для себя?
Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Я предлагаю выполнить проект по теме : «Поверь в мечту».
6. Мне бы хотелось, чтобы ваша мечта осуществилась.( Звучит песня Антонова "Поверь в мечту")
Напишите на корабликах вашу мечту, и пусть она плывет к заветной цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе по теме "Венок сонетов - давняя мечта" (По произведениям Саратовского поэта В.Гришина)
Представленная разработка урока может использоваться на уроках литературы в 11 классе при изучении современной поэзии, в 10 классе при изучении зарубежной поэзии. Работа представляет собой план-...
Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")
познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....
Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».
Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/14/picture-137341-1387043703.jpg)
"Любить, мечтать и верить..." Презентация к уроку литературы по произведению А.Грина "Алые паруса"
Презентация к уроку по моему любимому произведению А.Грина "Алые паруса". Создана для того, чтобы познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А.Грина. В качестве иллюстраций испол...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-140944-1352638684.jpg)
Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».
Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/19/picture-355204-1463681894.jpg)
Урок литературы в 6 классе. "Мечта разыскивает путь..." (по феерии А.С. Грина "Алые паруса")
Повесть Александра Грина «Алые паруса», также, как и романы «Бегущая по волнам», «Золотая цепь» являются, по существу, выражением тоски человека по несбывшемуся чуду, по счастью, выражением той высоко...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/27/picture-937099-1501104633.jpg)
Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»
1. Сформировать представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.3. Формировать собственное отнош...