рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Муравицкая Татьяна Юрьевна

рабочая программа по литературе 8 класс (Г.С. Меркин) 70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_8_klass.doc364.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область,Чертковский район, село Шептуховка                    

   муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шептуховская средняя общеобразовательная школа

                                                                              «Утверждаю»

                                                                          Директор МБОУ Шептуховской СОШ

                                                             Приказ от 29. 08. 2014 г.  № 118

                                                                                Подпись руководителя_______В.И. Русова

                                                                                             Печать.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе                                                                                                  (учебный предмет, курс)

Уровень общего образования, класс

Основное общее образование – 8 класс

Количество часов 70

Учитель Муравицкая Татьяна Юрьевна

(ФИО)

                        Программа разработана на  основе

  • авторской программы  «Литература», 8, Базовый уровень     (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев )- М.: «Русское слово», 2008 ;
  • учебно-методического комплекта:   программа по литературе для 8 классов общеобразовательной школы, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, авторов-составителей Г.С.Меркина, СА.Зинина, ВА.Чалмаева (М.: «Русское слово», 2008);
  • учебника «Литература. 8 класс» для общеобразовательных учреждений в 3-х частях автора - составителя Г.С.Меркина (М.: «Русское слово», 2009).

Пояснительная записка

  В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию образовательной организации входит разработка и утверждение образовательных программ, обязательной составляющей которых являются рабочие программы учебных курсов и дисциплин  образовательного учреждения.

Рабочая программа по литературе создана в соответствии с:

  • авторской программой  «Литература», 8, Базовый уровень     (авторов-составителей Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева )- М.: «Русское слово», 2008 ;
  • учебным планом МБОУ Шептуховской СОШ Чертковского района Ростовской области на 2014 – 2015 уч.г. (протокол педагогического совета от 28.08.2014г. № 13, приказ от 29.08.2014г. №118);
  • учебно-методическим комплектом:   программа по литературе для 8 классов общеобразовательной школы, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, авторов-составителей Г.С.Меркина, СА.Зинина, ВА.Чалмаева (М.: «Русское слово», 2008);
  • учебник «Литература. 8 класс» для общеобразовательных учреждений в 3-х частях автора- составителя Г.С.Меркина (М.: «Русское слово», 2009).

При составлении программы руководствовались приказом Минобразования Ростовской области № 24/4.1.1-4851/м от 08.08.2014 « О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ», Письмом Минобразования Ростовской области № 24/4.1.1-5226/м от 26.08.2014 г « О разработке учебных программ»; «Положением об учебной рабочей программе», утвержденным приказом  № 118  от 29.08 2014 г. по МБОУ Шептуховской СОШ.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и формы организации учебного процесса:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • заучивание наизусть стихотворных текстов;
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание изложений с элементами сочинения;
  • анализ и интерпретация произведений;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Общая характеристика  учебного курса

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

В  круг чтения включаются и изучаются произведения, вызывающие на данном этапе формирования личности наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений. Показывается сложное отношение авторов к своим героям, созданным произведениям. Даётся характеристика отдельных произведений на основании конкретных теоретических понятий и первичных системных категорий (например, силлабо-тоническая система).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

 • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

 • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

 • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

 • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

 • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

 1) в познавательной сфере:

 • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы  XVIII—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

 • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 2) в ценностно-ориентационной сфере:

 • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

 • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

 • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

 3) в коммуникативной сфере:

 • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

 • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

 • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

 4) в эстетической сфере:

 • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

 • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Место курса в учебном плане

   В учебном  плане  муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения Шептуховской средней общеобразовательной школы (рассмотрен и рекомендован к утверждению педагогическим советом протокол от 28.08.2014г. № 13, утверждён приказом по образовательному учреждению от 29.08.2014 г. № 118) в разделе «Федеральный компонент» на изучение учебного предмета «Литература» в 8 классе отводится 2 учебных часов в неделю. В разделе «Компонент образовательного учреждения» дополнительных часов на изучение литературы в данном классе не выделено.

Годовой календарный учебный график МБОУ Шептуховской  СОШ  на 2014 - 2015 учебный год (рассмотрен и рекомендован к утверждению педагогическим советом протокол от 28.08.2014г. № 13, утверждён приказом по образовательному учреждению от 29.08.2014 г. № 118)  предусматривает для 8  класса 35 учебных недель. Таким образом,  на  изучение литературы в 8 классе в год отводится 70 часов.

Последовательность изучения тем:

№ п/п

Наименование темы, раздела

Кол-во часов

1

Введение.  

1

2

Из устного народного творчества

2

3

Из древнерусской литературы

3

4

Из литературы 18 века

4

5

Из литературы 19 века

32

6

Из литературы 20 века

5

7

О  серьезном  —  с  улыбкой (сатира начала XX века)  

18

8

Из зарубежной литературы

5

Итого

70

  Данная рабочая программа  является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе её реализации в соответствии со сложившейся ситуацией:

- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками (годовой календарный учебный график (приказ  от 29.08.2014 г.  № 118);

- прохождение курсов повышения квалификации (на основании приказа РОО);

-отмена  учебных занятий по погодным условиям (на основании приказа РОО);

- по болезни учителя.

          На 1.09.2014 г. никаких изменений в календарно-тематическом планировании не предполагается.

В классе, для которого разработана программа, учащиеся разного уровня обученности.

  Программой предусмотрено проведение в течение учебного года:

 - сочинений – 4 (в том числе 2 домашних, 2 классных)

 - итоговых тестирований - 1

Содержание учебного предмета

Введение(1 час)

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в  культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного  народного  творчества (2 часа)

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря  одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен. 

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы (3 часа)

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость,  готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое

многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление   как жанры древнерусской литературы, летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки   и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературы  XVIII  века (4 часа)

Г. Р. ДЕРЖАВИН  

Поэт  и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на   вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. КАРАМЗИН

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная

проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория  литературы:  сентиментализм  как  литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на-

правление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка  и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата   «Карамзин   на   страницах   романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

Из литературы XIX века(32 часа)

  Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники     

 В.А.Жуковский. «Лесной царь»,  «Море»,  «Невыразимое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...»,  «Смерть Ермака».

   К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение

в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг.   «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».

Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана,  выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала  XIX века».

А.С.ПУШКИН

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке  Разине». Роман  «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература  и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям  и героям. Новый тип исторической прозы.

         Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная  роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие  речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления  планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной  «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

       

 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

          Кавказ в  жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность  к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные      мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал

Лермонтова» (В. Белинский).

Теория  литературы: сюжет  и фабула в поэме; лироэпическая  поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

 Развитие  речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления  цитатного плана, устное сочинение.

Связь с  другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник»

Н.В. ГОГОЛЬ

Основные  вехи   биографии   писателя.   А.С.  Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости  и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации

комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для  обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.  Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия  в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час   эстетического   воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения  писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.     

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися)

   

Н.А.НЕКРАСОВ

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.   «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность  (создание первичных представлений); выразительные  средства художественной речи: эпитет, бессоюзие;  роль глаголов и глагольных форм.    

Развитие    речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

А. А.ФЕТ

Краткие  сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер  «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:

Н. И.  Г и е д и ч. «Осень»;П.А.Вяземский.   «Береза», «Осень»;А.Н.П л е щ е е в.  «Отчизна»; Н.П.  Огарев.  «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие

А.Н. ОСТРОВСКИЙ         

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» -  своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский , Н.А. Римский-Корсаков.

Л.Н. ТОЛСТОЙ                          

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план

сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Из  литературы XX  века (5 часов)

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные  ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы   Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие  (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный  план, чтение наизусть фрагмента произведения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси»

В.В.МАЯКОВСКИЙ

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

 Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина  по материалам конкурсных работ учащихся.

О  серьезном  —  с  улыбкой (сатира начала XX века)   (18 часов)

 Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек  и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного  анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому  рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм  (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления  словаря лексики персонажа.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества  лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

В.П. АСТАФЬЕВ  

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература  и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;

Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;

М.В. Исаковский.  «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников »;

М.Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;

Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;

Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

А.Т.ТВАРДОВСКИЙ

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

Л.Л. Блок.  «Есть минуты, когда не тревожит...»;

В.В. Хлебников.  «Мне мало нужно...»;

Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;

М.В.Исаковский.  «Катюша»;

М. Л. Светлов. «Веселая песня»;

Л.Л.Вознесенский. «Слеги»;

Г.И. Рождественский.    «Мне такою нравится земля»

В.С.. Высоцкий. «Яне люблю» и др.

В .Г. РАСПУТИН

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы  В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки  Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих  различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.

Из  зарубежной  литературы(5 часов)

У.ШЕКСПИР

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М.СЕРВАНТЕС

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

Тематическое планирование

Раздел

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности

1

Введение  - 1 ч

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в  культурном наследии страны. Творческий процесс.  

знать:

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой,

- структуру учебника;

 уметь:

- работать со справочным материалом книги, различными источниками информации.

2.

Из  устного   народного   творчества. - 2 ч

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»).

Уметь:

-выразительно читать  поэтический текст,

-определять жанр произведения, -находить средства выразительности в исторических песнях,

-формулировать проблему, затронутую в произведении.

3

Из древнерусской литературы - 3 ч

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского».

Владеть различными видами чтения и пересказа.

Уметь:

- наблюдать над лексическим составом произведения .

-находить средства выразительности в художественном произведении.

- формулировать проблемы, затронутые в произведении.

4

Из  литературы  18  в е к а - 4 ч

Г.Р.Державин. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа».

Основные вехи биографии Н.М.Карамзина. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.

Владеть различными видами чтения и пересказа.

Уметь:

- выразительно читать лирический текст.

-анализировать лирическое произведение.

-находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос.

-различать произведения литературы с точки зрения литературного направления.

5.

Из        л и т е р а т у р ы     19      в е к а. – 32 ч.

В.А.Жуковский. «Лесной царь»,  «Море»,  «Невыразимое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...»,  «Смерть Ермака».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение

в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг.   «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».

Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».

А.С. Пушкин. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке  Разине». Роман  «Капитанская дочка».

Кавказ в  жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Поэма «Мцыри».

Основные  вехи   биографии   Н.В.Гоголя.   Комедия «Ревизор».

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения  писателя о любви: повесть «Ася».

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова.  «Внимая ужасам войны», «Тройка».

Краткие  сведения о А.А. Фете. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...».

Краткие сведения о А.Н.Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка».

Основные вехи биографии Л.Н.Толстого. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала».

Владеть:

- анализом лирического произведения.

-  навыками выразительного чтения и навыками сжатого пересказа текста.

Уметь:

- составлять цитатный или тезисный план,

-выразительно читать лирическое произведение.

- находить признаки думы в лирическом произведении.

- выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.

- выражать и обосновывать свое мнение о герое.

- пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку.

- определять тему и идею лирического произведения, знать средства художественной выразительности.

- работать с поэтическим текстом, проводить его анализ.

- выразительно читать стихотворения, анализировать их.

6.

И з      л и т е р а т у р ы     20    в е к а  - 5 ч.

Основные вехи биографии М. Горького. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Краткие сведения о В.В.Маяковском. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Уметь:

- наблюдать над композицией произведения.

- выявлять авторскую позицию и способы ее выражения.

- определять художественные средства, которые использованы в рассказе.

- находить черты романтизма в описании природы.

- находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения его стихотворений .

О  серьезном  —  с  улыбкой (сатира начала XX века) – 18 ч.

Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык».

Краткие сведения о Н.А.Заболоцком. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору.

Краткие сведения о В.П.Астафьеве. Человек и война, литература  и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет».

М.В. Исаковский.  «Враги сожгли родную хату»,  «Катюша»;

Основные вехи биографии А.Т.Твардовского. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы).

Основные вехи биографии В.Г.Распутина. XX век на страницах прозы  В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки  Французского».

Уметь:

- тличать юмор от сатиры,

- выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения.

- выразительно читать стихотворения,

- выполнять сравнительный анализ стихотворений.

- выражать свое мнение по поводу прочитанного,

- рассуждать на заданную тему, используя аргументы из читательского или жизненного опыта.

- приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения.

- пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа.

- описывать литературного героя.

- анализировать литературную ситуацию конца 20 века.

7.

И з  зарубе ж ной  литературы – 5 ч.

Краткие сведения о У. Шекспире. Трагедия «Ромео и Джульетта».

Краткие сведения о М.Сервантесе. Роман «Дон Кихот»

Знать:

- жанры драматургии.

- сценическую историю пьесы «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Понимать:

- термин «донкихотство».

Есть ли оно в нашей жизни и нужно ли оно человечеству? При рассуждении уметь приводить примеры из жизни.

- какие сюжеты в «Дон Кихоте» напоминают черты рыцарского романа.

Уметь:

- находить в тексте пьесы художественные средства выразительности.


Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Наименование раздела,

темы урока

Кол-во

часов

Виды учебной деятельности

Требования к результату

Виды контроля.

Литература,

оборудование

Введение (1ч.)

1

2.09

Художественная литература и история.

1

работа с учебником, составление тезисного  плана.

Знать: связь литературы и истории на уровне жанра, сюжета, образов, проблематики; теоретические понятия – «жанр», «род литературы».

Уметь определить эпоху создания литературного произведения

текущий

Стр.3-4

Устное народное творчество (2ч.)

2

5.09

Исторические песни : « Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка»,

( по выбору).

1

различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен

Знать характеристику исторической песни как жанра фольклора.

Уметь определить жанр песни, анализировать произведение, находить средства художественной выразительности, различать песню и былину.

текущий

Выразительное чтение с. 19-23

3

9.09

 «Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молиться по сыне»

1

текущий

Стр.25-27

Из древнерусской литературы    (3ч.)

4

12.09

 «Сказание о Борисе и Глебе»

«Слово о погибели  Русской земли».

1

различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим со-ставом произведений.

Знать жанры дневнерусской литературы.

Уметь определить жанровую принадлежность, анализировать произведения, находить средства художественной выразительности.

Понимать специфику образов и сюжетов

текущий

Стр.31-36

5

16.09

«Житие Сергия Радонежского».

1

текущий

Стр.39-46

6

19.09

«Житие Александра Невского».

1

текущий

Стр.54-60

Из литературы 18 века  (4 ч.)        

7

8

23.09

26.09

Державин Г.Р. Поэт и государственный  чиновник.

 Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»

2

выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний

Знать наизусть стихотворение «Памятник».

Уметь произвести тематический  анализ  текста.

текущий

стр.64-70

с. 78 наизусть

9

30.09

Карамзин Н.М.  Основные вехи биографии.

1

различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю.

Знать особенности сентиментальной прозы.

Уметь выполнять литературный анализ текста, писать сочинения

текущий

С. 84-90

10

3.10

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза».

1

текущий

Стр.91-101

Из литературы 19 века – 32 ч.

11

7.10

Основные темы, мотивы  лирики В.А.Жуковского.

1

составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Знать основные темы, мотивы, жанры поэзии первой трети XXI века.

Уметь выразительно читать стихотворения наизусть, составлять тезисный план.

текущий

Стр.118-130

12

10.10

Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева. «К временщику», «Иван Сусанин»

1

составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана. 

Знать: основные периоды творчества Пушкина, содержание изучаемых произведений, исторические источники произведений, этап формирования характера героя.

Уметь выразит. читать стихи и прозу, в т.ч. наизусть, делить текст на смысловые части, анализировать литературное произведение, составлять тезисный план.

Владеть различными видами пересказа

текущий

Стр.135-170

13

14.10

Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»,

« 19 октября 1825 года».

1

выразительное чтение, чтение наизусть

текущий

Стр.172-184

14

17.10

Пушкин А.С.Повесть  «Капитанская дочка». История повести, проблематика.

1

устные сообщения, работа со статьей учебника, составление планов разных типов,  самостоятельный анализ произведения,  анализ эпизодов, разные виды чтения,  разные виды пересказа, составление характеристики героя, подготовка тезисов, сочинение

текущий

С. 199-204

15

21.10

Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика.

1

текущий

С. 209-223

16

24.10

Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева.

1

текущий

Образ Гринева (по плану)

17

28.10

Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости

1

текущий

Стр.238-252

18

31.10

Повесть «Капитанская дочка»

Образ Маши Мироновой.

1

текущий

Образ Маши (устно)

19

11.11

Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева.

1

текущий

Образ Пугачева

20

14.11

Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

итоговый

Доработать сочинение

21

18.11

Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве.

1

различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана,  анализ, устное сочинение.

Знать основные факты жизни и творчества Лермонтова, содержание изучаемой поэмы, романтические мотивы.

Уметь оценить значение образа природы, анализировать образ героя, характеризовать особенности композиции, выявлять фабулу

текущий

С. 316-323

22

21.11

Лермонтов М.Ю. «Мцыри»

1

текущий

Стр.326-339

23

25.11

Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри»

1

текущий

Отрывок наизусть

24

28.11

«Мцыри – любимый идеал поэта»-В.Белинский.

1

текущий

стр.345-348

25

2.12

Гоголь Н.В. Творческая  история комедии «Ревизор»

1

различные виды чтения и комментирования, цитатный план,  работа с иллюстрациями, составление характеристики героя, анализ эпизодов, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения сочинение сопоставительного характера.

Знать особенности драматических произведений, основы сценических произведений, содержание и основную проблематику комедии «Ревизор».

Понимать специфику жанра комедии,

Уметь выразительно читать по ролям драматическое произведение.

Владеть различными видами пересказа

текущий

С. 360-364

26

5.12

Гоголь Н.В.»Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига.

1

текущий

С. 365-379

27

9.12

 «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора.

1

текущий

Стр. 380-391

28

12.12

 «Ревизор». Хлестаковщина  как общественное явление.

1

текущий

Стр. 392-405

29

16.12

Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

итоговый

Доработать сочинение.

30

19.12

Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася».

1

различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Знать содержание произведения, особенности творчества автора.

Уметь отвечать на проблемные вопросы

текущий

С. 6-18

31

23.12

Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси; основное в образе героини.

1

текущий

С. 25-29, вопросы

32

26.12

Вн.чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века:

1

выразительное чтение

Знать содержание произведений

Понимать особенности отражения данной темы в связи со спецификой творчества автора

текущий

наизусть

33

30.12

Некрасов Н.А.  Человек и природа в стихотворениях Некрасова.

1

выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Знать содержание произведений, особенности творчества автора.

Уметь понимать лирический текст

Понимать различие темы и идеи лирического произведения, специфику изображения

Знать содержание произведений

Понимать особенности отражения данной темы в связи со спецификой творчества автора

текущий

С. 34-38

34

35

13.01

16.01

Фет А.А.  Краткие сведения о поэте.

Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.

2

выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Знать содержание произведений, особенности творчества автора.

Уметь понимать лирический текст

Понимать различие темы и идеи лирического произведения, специфику изображения

текущий

Стр.42-46

Стр. 47-49, вопросы

36

20.01

Островский А.Н. Краткие сведения о писателе.

1

чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод,  прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков .

Знать содержание произведения, его творческую и сценическую историю, его специфику по сравнению со всем творчеством автора, особенности творчества автора

Понимать отличия авторской и фольклорной литературы.

Уметь находить черты фольклора в авторском произведении.

текущий

С. 52-57

37

23.01

Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета.   Образ Снегурочки

1

текущий

Стр.59-86

38

27.01

Островский А.Н.  Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке

1

текущий

Стр. 99-128

39

30.01

Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество».

1

различные виды пересказа, тезисный план,  работа с иллюстрациями .

Знать содержание и проблематику произведений

Уметь: отвечать на проблемные вопросы и анализировать прозу

Понимать особенности автобиографической прозы.

Уметь охарактеризовать стиль писателя.

текущий

Стр.133-164

40

3.02

Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола.

1

текущий

Стр.167-172

41

6.02

Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов.

1

текущий

Стр.173-178, вопросы

42

10.02

Проверочная работа по теме «Литература 19 века».

1

Выполнение проверочной работы

итоговый

Из литературы 20 века – 5ч

43

13.02

Горький М.  Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра».

1

различные виды чтения и пересказа, цитатный план, чтение наизусть, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Знать содержание и проблематику произведений

Уметь: отвечать на проблемные вопросы, выразительно читать прозу

Понимать особенности романтического рассказа

Уметь характеризовать символику произведения

текущий

Стр. 187-199

44

17.02

Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа

1

текущий

Стр.204-215, вопросы

45

20.02

Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник»

1

различные виды чтения и пересказа, работа с иллюстрациями,  кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

текущий

Стр. 220-231

46

47

24.02

27.02

Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте.

«Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям»

2

выразительное чтение, чтение наизусть.

Знать содержание произведений, изученные литературовед-ческие термины

Уметь охарактеризовать стиль автора, выявлять окказионализмы и формулировать их значение.

текущий

С. 5-17

О  серьезном  —  с  улыбкой (сатира начала XX века) (18 ч.)

48

3.03

Краткие сведения о Н.А.Тэффи. Темы творчества.

1

различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

Знать содержание произведения, формы комического

Понимать особенности жанра

текущий

С. 23-28

49

6.03

Н.А.Тэффи «Свои и чужие»

1

текущий

С. 32-40

50

10.03

Большие проблемы «маленьких людей». Человек и государство.

1

текущий

С. 41-49

51

13.03

М. М. Зощенко «Обезьяний язык»

1

различные виды чтения и пересказа, выявление средств создания автором сатирического или юмористического произведения.

Знать содержание произведения, формы комического

Понимать особенности жанра

Уметь видеть в тексте иронию и сарказм, различать формы комического, понимать их роль в тексте

текущий

С. 50-58

52

17.03

Краткие сведения о Н.А.Заболоцком. Темы лирики 1940-1950-х годов

1

выразительное чтение наизусть,  выполнение сравнительного анализа стихотворений,

письменный ответ на вопрос «Что есть красота?».

Знать тематику творчества, одно стихотворение наизусть

Уметь находить выразительные средства в поэтическом тексте

текущий

С. 59-72

53

20.03

Н.А.Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…»

1

текущий

С. 74-76

54

31.03

Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Старая актриса»

1

текущий

С. 77-79

55

3.04

«Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению)

1

Уметь выражать свое мнение по поводу прочитанного, рассуждать на заданную тему, используя аргументы из читательского или жизненного опыта.

итоговый

Домашнее сочинение

56

7.04

М.В. Исаковский «Катюша»

1

Выразительное чтение стихотворений.

Уметь выразительно читать стихотворения.

текущий

Работа с текстом, вопросы

57

10.04

М.В. Исаковский «Враги сожгли родную хату». «Три ровесницы»

1

текущий

Работа с текстом, вопросы

58

14.04

Краткие сведения о А.Т. Твардовском. Поэма «За далью –даль»

1

различные виды чтения, цитатный план,  выразительное чтение наизусть

Знать содержание и проблематику произведения

Уметь выразительно читать наизусть

Уметь характеризовать литературный персонаж

Понимать художественное своеобразие изученных глав произведения.

текущий

С.80-91

59

17.04

А.Т. Твардовский .Анализ главы из поэмы «За далью – даль» «Огни Сибири»

1

текущий

С. 92-103

60

21.04

Краткие сведения о В.П. Астафьеве . «Последний поклон»

1

различные виды чтения,  пересказ эпизодов рассказа с использованием цитат из рассказа. Умение находить художественные детали при описании образов бабушки и учителя, подготовка к сочинению по произведению.

Знать содержание и проблематику произведения

Уметь характеризовать литературный персонаж и стиль автора

текущий

С. 104-115

61

24.04

Проблема нравственной памяти  в рассказе  В.П. Астафьева «Фотография на которой меня нет»

1

текущий

С. 116-129

62

28.04

Вн.чт. «Музы не молчали» ( стихи поэтов 20 века о войне)

выразительное чтение стихотворений.

Знать стихотворения наизусть

Уметь выразительно читать поэзию

текущий

Тексты стихотворений

63

5.05

Краткие сведения о В.Г.Распутине. XX век на страницах прозы В.Г.Распутина.

составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Знать содержание и проблематику произведения

Уметь анализировать проблематику и поступки персонажей

Понимать художественное своеобразие произведения, специфику в раскрытии темы детства

Уметь формулировать свое видение нравственный проблем, подбирать пословицы, поговорки, афоризмы

текущий

С. 130-141

64

65

8.05

12.05

Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»

2

текущий

С. 142-163

Из зарубежной литературы (6 часов)

66

67

15.05

19.05

Эпоха Возрождения. Краткие сведения о У. Шекспире.

История сюжета и прототипы героев трагедии «Ромео и Джульетта»

2

анализ, разные виды чтения, пересказа, инсценировка

Знать содержание и проблематику произведения

Уметь анализировать проблематику и поступки персонажей

Понимать художественное своеобразие произведения

текущий

С. 164-166

С. 167-212

68

22.05

Идеалы Возрождения в трагедии «Ромео и Джульета». Проблематика трагедии.

1

текущий

С. 223-298

69

26.05

Краткие сведения о М.Сервантесе. «Дон Кихот». Основная проблематика и художественная идея.

1

дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся

Знать содержание и проблематику произведения

Уметь поступки персонажа

Понимать художественное своеобразие произведения

текущий

С. 299-305

70

29.05

Итоговое тестирование

1

применяют  полученные знания для выполнения заданий теста, применяют навыки самоконтроля.

Уметь: применять полученные знания при выполнении итоговой работы, анализировать допущенные ошибки, исправлять их

итоговый


Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Экранно-звуковые пособия: мультимедийная лампа, телевизор.

Технические средства обучения:  компьютер.

Цифровые образовательные ресурсы: презентации по темам курса.

Демонстрационные пособия: таблицы и плакаты по темам курса.

Основная литература

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010 г.
  2. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово», 2010г.

Дополнительная литература

  1. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2008г.
  2. Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2004г.
  3. Журнал «Литература в школе»
  4. «Уроки литературы».  Приложение к журналу «Литература в школе»

Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии

  1. CD «Большая Советская энциклопедия»
  2. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)
  3. CD «А. С. Пушкин в зеркале двух столетий» (Мультимедийная энциклопедия)

Образовательные электронные ресурсы:

http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.

http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.

http://www.rusword.org/rus/index.php Мир слова русского. Этот сайт - для любознательных. Для тех, кто не утратил живого интереса к познанию прошлого, настоящего и будущего русского языка. Он посвящен русской филологии во всех ее ипостасях. Здесь можно найти большую коллекцию афоризмов и крылатых выражений выдающихся личностей всех времен и народов, полный текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Предоставляется возможность обсудить спорные вопросы и высказать свою точку зрения на форуме. Для знатоков английского языка предлагается английское зеркало сайта, дополненное материалами по английской филологии.

http://pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкинъ. Электронная версия журнала «Нива» за 1899 г,  посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В журнале рассказывается о жизни Пушкина, его значении для русской поэзии. Помимо этого имеются тексты некоторых произведений поэта и литографии.  

http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор.  Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.

http://www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880/osn.html Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского. Сайт содержит биографию, библиографию и тексты большинства произведений писателя, цитаты из его произведений, иллюстрации к произведениям, критические статьи, материалы в помощь учителю литературы.

http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.

http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).

http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература".  Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.

http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.

http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы. Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии.

http://www.bulgakov.ru/ Булгаковская энциклопедия. Электронная энциклопедия посвящена творчеству русского писателя, она собрала в себе наиболее интересные сведения о жизни и творчестве Булгакова. В энциклопедии можно найти разгадки тайн булгаковской биографии и произведений, познакомиться с прототипами персонажей, прочесть замысловатые шифры "Мастера и Маргариты, "Белой гвардии", "Собачьего сердца", "Роковых яиц", "Бега" и других произведений. Сайт создан по материалам книги Бориса Соколова "Булгаковская энциклопедия". 

http://www.turgenev.org.ru/ Русский писатель И.С. Тургенев. Цель проекта "Русский писатель И.С. Тургенев" - собрать воедино информацию об Иване Сергеевиче Тургеневе, биографические сведения, информацию о его творчестве.
В разделах сайта кроме текстовой информации размещено много фотографий и репродукций, в разделе "Библиотека" можно ознакомиться с произведениями Тургенева и со статьями и публикациями о писателе и его творчестве.

http://drevne.ru/lib/ Древнерусская литература. Образовательный портал представляет собой библиотеку древнерусских текстов, начиная с самых ранних (до IX века) и заканчивая XVII веком. Представлены также классические и современные труды по исследованию древнерусской литературы. Для студентов - учебные пособия и материалы для подготовки к экзаменам.

http://www.andreev.org.ru/index.html Леонид Андреев. Цель проекта собрать воедино информацию о Леониде Андрееве. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии". На сайте представлена биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки.

http://www.denisdavydov.org.ru/index.html Денис Давыдов. В рамках проекта представлена информация о Денисе Давыдове: биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии".

http://pergam.chat.ru/ Античная литература. Сайт представляет собой библиографический справочник античных писателей. За основу электронной версии взят словарь «Античные писатели» издательства «Лань», 1998, г. Санкт-Петербург.

http://www.philolog.ru/ Филолог.ру. Сайт кафедры русской литературы Петрозаводского университета. Сайт предлагает научно подготовленные тексты русской классики, востребованной в университетском и школьном образовании.

http://www.denlen.da.ru/ Поговорим о русском... Проект Елены Долотовой, преподавателя русского языка и литературы для любителей русского языка. На сайте имеется архив рассылок, форум о русском языке и литературе, а также небольшая коллекция авторских методических материалов по русской литературе.

Результаты освоения учебного предмета и система их оценки

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен

знать / понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений ;

- основные факты жизни и творческого пути Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, У. Шекспира, М. Сервантеса;

- изученные теоретико-литературные понятия (фольклор, устное народное творчество, историческая песня, житие, эпический род литературы, повесть, лирическая повесть, роман, исторический роман, герой-рассказчик, автобиографическая проза, композиция, сюжет, фабула, драма как род литературы, трагедия, драма, комедия, лирический род литературы, стихотворение, послание, песня, ритм, рифма, поэтический синтаксис, конфликт в лирике, лиро-эпический род, поэма, средства художественной выразительности – тропы, фигуры);

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению;

- участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

использовать приобретенные знания и умения в практической и учебной деятельности, а также в повседневной жизни для:

- создания связного текста;

- определения своего круга чтения;

- поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе.

Критерии оценивания по литературе

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3.  Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2.Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

      Примечание:

 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %. 


Итоговая письменная работа (29.05.2015)

1. Искусство по своей природе:

А) рационально   Б) эмоционально   в) сочетает в себе и рациональное, и эмоциональное начало

2. Действующее лицо художественного произведения называется:

А) образом   Б) персонажем   В) типом

3. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»:

А) да, и очень существенная   Б) нет   В) в зависимости от жанра

4. Тема произведения:

А) главная идея   Б) объект отражения   В) конкретная описанная ситуация

5. Идея произведения- это:

А) то, что хотел сказать автор    Б) нравственный «урок» произведения     В) главная обобщённая мысль произведения

6. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы:

А) да       Б) нет      В) на вопрос нельзя дать однозначного ответа

7. Композиция – это:

А) последовательность событий и действий   Б) движение произведения от завязки до развязки

В) последовательность частей и элементов произведения

Какова роль композиции в раскрытии идеи произведения ? Ответ построить на материале одного из произведения.

8.  Завязка – это:

А) момент возникновения или обнаружения конфликта

Б) начало произведения

В) первое появление главного героя

Приведите примеры завязки, кульминации и развязки некоторых произведений ( см. 7 вопрос)

9. Сюжет –это:

А) основное содержание произведения   Б) последовательность событий и действий   В) последовательность всех элементов произведений

10. В основе сюжетного действия лежит:

А) композиция   Б) конфликт   В) фабула

Привести примеры конфликта некоторых произведений.

11. Литературные жанры – это :

А) эпос, лирика, драма  Б) роман, трагедия, эпиграмма  В) политический роман, социальная драма, философская элегия

12. Что такое литературные жанры:

А) группы произведений внутри литературных родов, отличающихся общностью формальных и содержательных признаков

Б) результат формальной классификации литературных произведений по разным признакам

В) это то же самое, что литературные роды

13. Для определения жанра существенным признаком является :

А) проблематика произведения   Б) его тематика   В) время создания произведения

14. Кто автор поэмы «Мцыри»?

15. Главный герой комедии Гоголя «Ревизор»?

16. Укажите жанр произведения И.С. Тургенева «Ася»?

17. Как по-другому называется поэма А.Твардовского «Василий Теркин»?

18. Кто подсказал Гоголю сюжет комедии «Ревизор»?

19. Кому принадлежит высказывание («Капитанская дочка»):

«Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»        

20. К какому литературному направлению можно отнести поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

                  СОГЛАСОВАНО                                                   СОГЛАСОВАНО

                 Протокол заседания                                             Заместитель директора по УВР

 педагогического совета                                        ___________       Дудкина Т.А.                                                             МБОУ Шептуховской СОШ

                 от 28.08.2014 года  №13                                                    28.08. 2014 года

                  __________В.И. Русова                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....