Литературная гостиная
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Бурдуковская Ирина Алексеевна

Б.Л.Пастернак  - 125 лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter._gostinaya_pasternak.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

«Свеча горела на столе…»

1 ВЕДУЩИЙ.
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь.

2  ВЕДУЩИЙ. Эти строки Бориса Пастернака как нельзя лучше отражают суть его жизни, жизни художника, жертвой прочертившего путь к славе и величию.

1  ВЕДУЩИЙ. Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 г. в Москве. В семье молодого живописца Леонида Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны Пастернак-Кауфман искусство сливалось с повседневностью.

2  ВЕДУЩИЙ. Дома устраивались музыкальные вечера, на которых бывали друзья отца - Поленов, Левитан, Серов. Послушать известную пианистку приезжал Л.Н.Толстой. Одним из ближайших друзей семьи был С.Скрябин.

1 ВЕДУЩИЙ. Мальчик рос под звуки фортепиано, окруженный живописными работами отца. Этот синтез музыки, живописи и поэзии отразился в его творчестве даже текстуально.

2 ВЕДУЩИЙ (на фоне музыки П.И.Чайковского “Осенний вальс” на сцену проецируется “Золотая осень” И.И.Левитана).

Октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.

1 ВЕДУЩИЙ. Поэт считал обстановку родительского дома основой своего художественного становления. Позже он писал: “Я, сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как живой норме”.

2 ВЕДУЩИЙ. Летом 1903 г. Б.Пастернак был поражен и очарован, услыхав как на соседней даче Скрябин сочиняет 3-ю симфонию. В этой гениальной, рождавшейся у него на глазах музыке, мальчик с удивлением узнавал окружающую природу, гудение леса, пение птиц. Борису предсказывалось композиторское будущее, но его удручало отсутствие абсолютного слуха, и он оставил музыку. «Нет» музыке не означало еще «да» поэзии. Путь к поэзии шел через Марбург, куда он поехал изучать философию. Он ехал туда с искренним желанием всего себя вложить в науку, не замечая, что его взгляд на все – взгляд поэта, а не ученого. Профессор Герман Коген предложил Борису остаться для получения докторской степени, но он от этого наотрез отказался.

Так выбор был сделан: человечество потеряло, может быть, великого композитора и философа – и приобрело великого поэта.

ЧТЕЦ. 
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
1  ВЕДУЩИЙ. Занятия философией отразятся и в поэзии. Целый цикл Пастернак так и назовет, а открывать его будет стихотворение «Определение поэзии».
ЧТЕЦ. 
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.
Это - сладкий заглохший горох,
Это - слезы вселенной в лопатках,
Это - с пультов и флейт - Фигаро
Низвергается градом на грядку.

ЧТЕЦ 
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен
Чрез благовест, чрез клин колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И, чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

4 ВЕДУЩИЙ. Стихи Пастернака «срываются» и «обрушиваются» и надо или отойти в сторону от этого потока или выдержать его, не захлебнувшись. Лучшие стихи из ранних его книг несут на себе отблеск редкостной проникновенности, озаренности. В стихах Пастернака есть строфы удивительной изобразительной яркости и силы. Это «узкие свистки» парохода близ набережной, и «тяжесть запонок» у капель, и «яблони прибой», и «бранчливая влага». А «намокшая воробушком сиреневая ветвь»? Кажется, и сегодня она готова брызнуть на страницу каплями летнего ливня, опьянить ароматом лиловых соцветий.

Песня на стихи Б.Л.Пастернака «Ты в ветре, веткой пробующем»

3 ВЕДУЩИЙ: Всеми поэтами при создании лучших лирических стихов двигала любовь. Пастернак не исключение. Наверное, благодаря его эмоциональности, страстной чувственности, самозабвенности и щедрости, поэт пишет такие прекрасные стихи, как «Никого не будет в доме...», «Любить иных тяжелый крест...», «Ты здесь, мы в воздухе одном...», «Любимая, – молвы слащавой...» и другие.


(Звучит песня на стихи Б. Пастернака «Никого не будет в доме...»)

1 ВЕДУЩИЙ: Есть у Пастернака стихи, посвященные людям, чья судьба касалась и трогала поэта – Брюсову, Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольдам. Искренняя и нежная дружба, возникшая в 1922 году, связывала Пастернака с Анной Андреевной Ахматовой. Дружба не прерывалась до самой его смерти. Всегда Пастернака поддерживала Марина. Цветаева. С ней он обменивался письмами, посвятил ей «Лейтенанта Шмидта». Он восхищался тем, что писала Цветаева, читал ее стихи и поэмы у Маяковского, публиковал их в журнале «Русский современник». И, пожалуй, что-то большее, чем дружба, связывало этих людей.
(
Тихо, фоном звучит музыка)  История любви Пастернака и Цветаевой.
Эта история любви началась в 1922 году, когда Пастернак прочел только что изданный Госиздатом сборник ее стихов под названием "Версты".


М.Цветаева
Коли милым назову - не соскучишься
Богородицей слыву - троеручицей...

1 ВЕДУЩИЙ
Сраженный словом Пастернак написал Цветаевой воодушевленное письмо. Затем выслал в Прагу сборник "Темы и вариации"...

Б.Пастернак
Повелевай, пока на взмах
Платка - пока ты госпожа
Пока - покамест мы впотьмах,
Покамест не угас пожар.


1 ВЕДУЩИЙ
...Цветаева, быть может только из деликатности, попробовала вникнуть в его стихи. Прочла. И –

М.Цветаева

"...обожглась, обожглась и загорелась, и сна нет и дня нет. Только Вы, Вы один..."


1 ВЕДУЩИЙ
Так завязалась их многолетняя переписка... Настоящую поэзию (живопись, музыку - все гениальное) трудно, почти невозможно постичь сразу. Постичь, принять и полюбить с первого взгляда, с первого аккорда, с первой строчки...

Б.Пастернак
"Цветаева не доходила до меня", -
"Не доходила"!..
А теперь... теперь я в нее влюблен. Она мне снилась...

1 ВЕДУЩИЙ
Он поехал в Прагу. Но Цветаевой там не застал.
Двумя годами позже они оба в одно и то же время приезжали в Берлин, но снова разминулись... Очевидно,  им было так суждено: знать друг друга лишь по письмам.

М.Цветаева

 «Борис Пастернак для меня святыня, это вся моя надежда, то небо за краем земли, то, чего еще не было, что будет, доверяю вам свою любовь к Борису Пастернаку, как свою душу, не отдавайте зря…»

1 ВЕДУЩИЙ
Потом он напишет ей после ее самоубийства в Елабуге:

Пастернак  

Что сделать мне тебе в угоду?
Дай как-нибудь об этом весть.
В молчаньи твоего ухода
Упрек невысказанный есть.


1  ВЕДУЩИЙ. За  почти 50 лет творчества Б. Пастернак напишет всего восемь поэтических книг:  Это очень немного для такого поэта как Б. Пастернак. В чем же дело? Поэтическая немота? А дело в том, что основной темой поэзии был человек, его душа, переживания, становление человеческой личности. А в изменившемся вокруг поэта мире эти понятия потеряли право на существование.  В  тяжелые годы    вечным спутником, духовным примером и собеседником Пастернака стал В. Шекспир.


ЧТЕЦ. 
Гул затих. Я вышел на подмостки,
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси,
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронести.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И не отвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе,
Жизнь прожить - не поле перейти.

3  ВЕДУЩИЙ. Радость победы в войне возрождала надежды на долгожданное обновление общества. Радостные предвестия свободы оказались ложными, но в их свете Пастернак начал писать роман Доктор Живаго - свое последнее, любимое и трудное дитя. Роман стал почти автобиографическим. В основу любовного треугольника в романе легла личная драма поэта, история его любви с Ольгой Ивинской. Их любовь вспыхнула, как свеча, жизнь вплелась в роман, а роман стал жизнью.


                                                       песня «Зимняя ночь»

4  ВЕДУЩИЙ.   В своем романе «хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие… Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие». В сборнике стихотворений Юрия Живаго много строк посвящено осмыслению библейских историй.

ЧТЕЦ. 

Когда на последней неделе

Входил он в Иерусалим,

Осанны навстречу гремели,

Бежали с ветвями за ним.

А дни все грозней и суровей.

Любовью не тронуть сердец.

Презрительно сдвинуты брови,

И вот послесловье, конец.

Свинцовою тяжестью всею

Легли на дворы небеса.

Искали улик фарисеи,

Юля перед ним, как лиса.

И темными силами храма

Он отдан подонкам на суд,

И с пылкостью тою же самой,

Как славили прежде, клянут.

2 ВЕДУЩИЙ. Последние поправки в текст романа были внесены зимой 1955 года. Предполагалось опубликовать роман в «Новом мире» в 1956 году, а более чем через год должен был выйти перевод в Италии.  Но публикации в «Новом мире» не состоялось, его редактор К. Симонов отказался от антисоветского, по его словам, романа.

3  ВЕДУЩИЙ. Выход итальянского перевода остановить было невозможно. И роман, запрещенный на Родине более чем на 30 лет, выходит в Италии в 1957 г. За этим последовали зарубежные и русские издания и переводы практически на все языки мира. Пастернак становится знаменитым на весь мир.


ЧТЕЦ. 
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.


4 ВЕДУЩИЙ. Действительно, победа оказалась равной поражению. В 1958 году поэту была присуждена Нобелевская премия за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы. Это было мировое признание, но...  На родине поэт оказался изгоем. На страницах газет против Пастернака была развернута кампания: Долой!  Любимая женщина оказалась под угрозой ареста. И Б. Пастернак вынужден был отказаться от премии. В эти дни он напишет стихотворение ...

ЧТЕЦ. 
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно,
Путь отрезан отовсюду,
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

1 ВЕДУЩИЙ. Эта история будет стоить Пастернаку жизни. Нет, судьба отпустит ему еще год, но год тяжелой болезни, год душевного упадка.


ЧТЕЦ. 
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью - убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.
Но старость - это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.


2  ВЕДУЩИЙ. 30 мая 1960 года жизнь Бориса Леонидовича Пастернака оборвалась. Хоронили поэта при стечении многих сотен почитателей, ярким весенним днем: буйно цвели деревья и его любимая сирень, а ночью на свежую могилу хлынул дождь, с грозою и молниями, – такие грозы всегда его зачаровывали.
«Вероятнее всего, через много лет после того, как я умру, выяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность последних лет, чем она дышала и питалась, чему служила».
Над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над нелюбовью и ненавистью поднимается поэт Борис Леонидович Пастернак.

Б.ПАСТЕРНАК
Ты видишь, ход веков подобен притче,
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...