Главные вкладки

    Урок литературы в 10 классе. М.Е.Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя.
    план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

    Халфина Ребия Аджиметовна

    Урок литературы в 10 классе.

    Учитель:

    Халфина Ребия Аджиметовна

     

    Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя.

    Цель:

    ·        Рассказать об общественно-исторической жизни России конца 70-х годов XIX века;

    ·        Сообщить основные сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина;

    ·        Дать представление о многосторонности творческой деятельности писателя-прозаика, драматурга, критика, публициста, редактора;

    ·        Сказать о тех идеалах, которые освещали все творчество Салтыкова-Щедрина – идеалах нравственной чистоты, гуманности, гражданственности, демократизма;

    ·        Совершенствовать навыки конспектирования.

    Тип урока: урок сообщения новых знаний; лекция с элементами беседы.

    Основные виды работы и формы контроля. Аудирование. Запись плана лекции учителя. Устные ответы по плану.

    Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация с портретами М.Е.Салтыкова-Щедрина работы И.Н.Крамского и иллюстрированным альбомом «Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина»

    Ход урока

    I.                  Организационный момент.

    II.               Словарная работа.

    Мировоззрение, гражданственность, скопидом, невежда, невежа, ретроград, гипербола, гротеск, «эзопов язык», парадокс, обыватель, солидарность, типический, фантастика.

    III.           Характеристика общественно-исторической жизни России 70-х годов XIX века.

    В конце 60-х, в 70-е годы в России поднимается очередная волна крестьянских бунтов. Миллионы нищих, бесправных крестьян не желали терпеть остатков крепостничества и покорно сносить новые формы буржуазного гнета. А тут еще неурожаи, эпидемии, «хроническое голодание».

    Бунтующее крестьянство не было способно на организованную борьбу.  Его протест выразила революционная молодежь 70-х годов – НАРОДНИКИ. Веру в успешный исход борьбы вселяла Парижская Коммуна, легендарная борьба французского пролетариата.

    Тысячи юношей и девушек из интеллигентных, обеспеченных семей «пошли в народ», рассчитывая поднять крестьянство на социалистическую революцию. Они заблуждались. Далекое от идей социализма, сплошь неграмотное, нищее, озлобленное крестьянство не поняло и не приняло народников. Это был их идейный разгром. А царское правительство довершило разгром: сотни народников были заключены в тюрьмы, сосланы на каторгу, отправлены в ссылку.

    Тогда оставшиеся на свободе перешли к террору. Было совершено покушение на Александра II. В результате – царь был смертельно ранен. Александр III начал с казни организаторов покушений – Желябова и его товарищей. Маховик реакции раскручивался все сильнее и сильнее, пока в конце концов не ударил по «Отечественным запискам» Салтыкова-Щедрина (апрель 1884).

    Н.А.Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин в 70-е годы продолжили дело Чернышевского и Добролюбова, а в «Отечественных записках» воспитали целую группу писателей-разночинцев.

    Именно в эти годы появилась поэма «Кому на Руси жить хорошо», основные произведения Салтыкова-Щедрина. В те же 70-е годы  Л.Н.Толстой публикует роман «Анна Каренина», во второй половине 60-х гг. Ф.М.Достоевский создает один из лучших своих романов – «Преступление и наказание», а в 70-е гг. – романы «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

    IV.            Актуализация эмоционального восприятия учащихся.

    Отрывок из рассказа А.И.Куприна «Исполины».

    V.               Мотивация учебной деятельности.

    О значении и характере творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

    Значение его сатиры огромно, как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское общество. (М. Горький)

             Творчество великого русского сатирика Михаил Евграфовича Салтыкова-Щедрина – явление знаменательное, порожденное особыми историческими условиями в России 50-60 годов XIX века. Писатель, революционный демократ, Щедрин – яркий представитель социологического течения в русском реализме и вместе с тем глубокий психолог, по характеру своего творческого метода отличный от современных ему великих писателей-психологов.

             Продолжив и углубив традиции гоголевской сатиры, Щедрин создал высокохудожественные сатирические хроники и романы, в которых подверг уничтожающей критике не только государственное устройство России II века XIX, но и основы эксплуатарского общества в целом. Ни один писатель России и Западной Европы второй половины XIX века не нарисовал таких страшных картин крепостнического и буржуазного хищничества, как Салтыков-Щедрин.

    VI.            Работа над темой урока.

    Личная биография Щедрина, в сущности, кончается его юностью. Далее идут годы самоотверженного служения обществу. Об этом хорошо сказал В.Короленко: «Был он писатель в большей мере, чем все другие писатели. У всех, кроме писательства, есть еще личная жизнь, и, более или менее, мы о ней знаем. О жизни Щедрина за последние годы мы знаем лишь то, что он писал. Да едва ли было что узнавать: он жил в «Отечественных записках»… Болело у него то, что болело у русской печати и общества…»

    Родился М.Е. Салтыков 27 января 1826г. В селе Спас-угол Тверской губернии в семье богатых помещиков.

    В доме полновластно господствовала мать – Ольга Михайловна, вышедшая из богатой купеческой семьи, «кулак-баба», по выражению Щедрина. Она не только поставила на ноги оскудевшее, разорившееся поместье мужа, но и в короткий срок удесятерила состояние семьи. Жестокость помещицы-крепостницы сочеталась в ее характере с умелой хваткой буржуа-накопителя. Щедрин так характеризовал своих родителей: «Отец был по тогдашнему времени порядочно образован, мать – круглая невежда; отец вовсе не имел практического смысла и любил разводить на бобах, мать, напротив того, необыкновенно цепко хваталась за деловую сторону жизни, никогда вслух не загадывала и действовала молча и наверняка… В семействе нашем царствовала не то чтобы скупость, а какое-то упорное скопидомство».

    Мать, как и отец – Евграф Васильевич, воспитанием детей не утруждала себя, все ее силы были направлены на приобретательство.

    Внешне Салтыков был похож на мать: неуклюжий высокий мальчик со строгим лицом, на котором выделялись большие, выпуклые, не по-детски суровые глаза под густыми бровями. Он то замыкался в себе, то поражал всех необычайной живостью и бесшабашным озорством. В такие минуты даже угрозы матери не могли остановить его. Братья и сестры не очень любили Мишу за прямоту и резкость суждений о них, за смелость и независимость характера.

    Крепостное «гнездо» Салтыковых было как бы прообразом крепостнической России в миниатюре. Здесь были угнетатели и угнетаемые, здесь шла жестокая борьба за собственность и за привилегии. Рабская психология складывалась не только у крепостных, но и у членов семьи.

    Позднее родные – мать, братья, сестры, - а знакомые помещики послужили Салтыкову-писателю прототипами многочисленных сатирических персонажей. Так, братья Дмитрий и Илья явились прототипами Иудушки Головлёва, брат Николай – прототипом Степана. Многие образы жестоких помещиц-накопительниц навеяны его матерью и знакомыми. В произведениях Салтыкова изображены также крепостные, в окружении которых проходило его детство.

    Домашнее воспитание Салтыкова было весьма скудным. Шестилетнего Мишу обучал грамоте крепостной художник Павел, трагическую судьбу которого Салтыков изобразил в «Пошехонской старине». Мальчик очень любил своего учителя, но когда он научился читать и писать, для продолжения «образования» пригласили священника. А вскоре мать и вовсе отказалась от мысли нанимать учителей: воспитание Миши и младших детей она возложила на дочь Надежду, вернувшуюся из пансиона.

    В 1826г. Салтыков-Щедрин сдал экзамены в Московский дворянский институт, созданный недавно из Университетского благородного пансиона, где учились поэты-декабристы, Лермонтов, Грибоедов, Вяземский, Жуковский, Баратынский и др. Экзамены сдал сразу в 3 класс.

    В1838г. Волею начальства и по настоянию матери Щедрин как один из лучших учеников был отправлен в Царкосельский лицей казеннокоштонным пансионером. Лицейские науки не смогли увлечь Салтыкова, и он не только «пристрастился к чтению» но и, по его собственным словам, почувствовал решительно влечение к литературе, что и выразилось усиленною стихотворною деятельностью.

    Первое стихотворение Салтыкова – «Лирика»- наполнено глубокой любовью к Пушкину. Стихотворение «Наш век» проникнуто чувством острой неудовлетворенности, жаждой деятельности. В нем сильно влияние Лермонтова, которое сказывалось и на других стихах Салтыкова. В эти же годы Салтыков переводит из Байрона, Гюго, Гейне. Выбор поэтов свидетельствует не только о большой начитанности лицеиста, но и о серьезности его интересов. Однако строгий к себе Салтыков вскоре критически пересматривает свое поэтическое творчество и по выходе из лицея стихов больше не пишет.

    После окончания лицея в 1844г. Салтыков был зачислен в канцелярию военного министерства, но интересы его совсем иные. Он еще теснее сближается с кружком Петрашевского.

    М.В. Петрашевский (1821-1866гг.) и его единомышленники были сторонниками учения французских социалистов-утопистов, ратовали за уничтожение крепостнических порядков и за установление в России республиканского способа правления. В 1849г. Кружок петрашевцев был разгромлен.

    В 1847-1848гг. под влиянием В.Г.Белинского Салтыков-Щедрин начинает писать рецензии на книги для детей и книги, посвященные вопросам воспитания. 1847г. – начало литературной деятельности. В журнале «Отечественные записки» печатается повесть «Противоречия» под псевдонимом  М.Непанов. И по проблемам и по образам повесть очень близка к «Герою нашего времени» Лермонтова, хотя в ней явственно видно и влияние гоголевской натуральной школы.

    В марте 1848 г. Была напечатана повесть «Запутанное дело» - еще более резкая и определенная оценка непримиримых классовых противоречий самодержавной России конца 40-х годов XIX века.

    Это были дни революционных событий во Франции, напугавшие Николая I. Повесть немедленно заметила царская охранка, рассмотрела её вместе с повестью «Противоречия», и 27 апреля царь лично подписал указ о ссылке Салтыкова в Вятку. Двадцатидвухлетнего юношу отправляют в мае 1848г. В Вятку в сопровождении жандарма на обязательную службу.

    За восемь лет ссылки Салтыков повидал многое, столкнулся со множеством безобразий. «Провинциальная жизнь – великая школа, но школа очень грязная», - писал Салтыков 22 декабря 1852г. Брату Дмитрию.

    Разрешение о возвращении из ссылки было получено Салтыковым только после смерти Николая I. В начале января 1856 года он вернулся в Петербург, и уже через несколько месяцев прогрессивная Россия узнала имя «нового» писателя – бесстрашного обличителя самодержавно-крепостнического государства. В журнале «Русский вестник» были напечатаны «Губернские очерки» под псевдонимом Н. Щедрин.

    В 1856г. Салтыков-Щедрин женится на дочери вятского вице-губернатора Елизавете Аполлоновне Болтиной, с которой познакомился в ссылке. Красивая, но не разделяющая его интересов светская женщина не стала единомышленником и другом великого сатирика.

    Почти десять лет (с 1854 по 1868гг. с небольшим перерывом) салтыков-Щедрин провел на государственной службе. Был вице-губернатором в Твери и Рязани, председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани.

    Решительный и требовательный, не терпящий никакого подхалимства, Салтыков был прям и резок с вышестоящим начальство. Вскоре в губернии вице-губернатора Салтыкова стали называть «вице-Робеспьером».

    Люди, близко знавшие Салтыкова, с уважением говорили, что в службу, как и в литературу, он вкладывал всю свою страстную душу. Этот внешне суровый человек горел, волновался, бушевал по поводу всякой, даже самой малой несправедливости.

    В начале 1862 г. Салтыков вошел в состав редакции журнала «Современник», как раз в то время, когда Н.Г. Чернышевский был заключен в Петропавловскую крепость. Вместе с редактором журнала Н.А. Некрасовым он преодолевает гонения цензуры, борется против либеральной группировки внутри редакции, продолжая отстаивать революционно-демократические взгляды Чернышевского и Добролюбова.

    В 1868 г. Салтыко-Щедрин окончательно оставляет службу, убедившись в безнадежности своих усилий облегчить жизнь народа. Он снова вместе с Некрасовым, который после закрытия «Современника» стал редактором журнала «Отечественные записки». Щедрин связывает свою судьбу с этим журналом почти до конца жизни.

    28 апреля 1889г. Перестало биться сердце великого писателя-демократа.

    Творчество щедрина отразило все важнейшие общественно-политические процессы второй половины XIX века. Его сатира провидела далеко вперед. Проблемы и образы щедринской сатиры по-прежнему актуальны. На долгом пути социального и духовного  обновления человечества Щедрин неизменно будет нашим соратником.

     

     

     

     

     

    VII.        Закрепление.

    Беседа с учащимися по следующим вопросам.

    1.     Как жизнью своей Салтыков-Щедрин решает проблему «человек и среда», «человек и обстоятельства»?  Подтвердите свой ответ фактами из биографии писателя.

    2.     Что могла дать и дала Щедрину-писателю его служебная карьера?

    3.     Расскажите о Щедрине - соратнике Н.А. Некрасова и Н.А.Добролюбова.

    4.     Перечислите основные этапы жизненного и творческого пути Салтыкова-Щедрина.

    5.     Расскажите о ссылке в Вятку писателя.

    6.     Салтыков-Щедрин и «Отечественные записки».

    7.     Каким человеком представляется вам Щедрин?

     

    VIII.     Домашнее задание

    1.  Знать биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина.

    2.  Прочитать роман «История одного города».

    Рекомендуемая литература.

    1.     М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. М., 1972.

    2.     Николаев Д. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. М.,1988

    3.     Тюнькин К.И. М.Е. Салтыков-Щедрин: в жизни и творчестве. М., 2012.

    Электронные ресурсы.

    1.     Сайт, посвященный творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина: http://www.saltykov.net.ru.

    2.     Все произведения писателя опубликованы на сайте Русской виртуальной библиотеки: http://www.rvb.ru

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_saltykov-shchedrin.docx29.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 10 классе.

    Учитель:

    Халфина Ребия Аджиметовна

    Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя.

    Цель:

    • Рассказать об общественно-исторической жизни России конца 70-х годов XIX века;
    • Сообщить основные сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина;
    • Дать представление о многосторонности творческой деятельности писателя-прозаика, драматурга, критика, публициста, редактора;
    • Сказать о тех идеалах, которые освещали все творчество Салтыкова-Щедрина – идеалах нравственной чистоты, гуманности, гражданственности, демократизма;
    • Совершенствовать навыки конспектирования.

    Тип урока: урок сообщения новых знаний; лекция с элементами беседы.

    Основные виды работы и формы контроля. Аудирование. Запись плана лекции учителя. Устные ответы по плану.

    Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация с портретами М.Е.Салтыкова-Щедрина работы И.Н.Крамского и иллюстрированным альбомом «Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина»

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    2. Словарная работа.

    Мировоззрение, гражданственность, скопидом, невежда, невежа, ретроград, гипербола, гротеск, «эзопов язык», парадокс, обыватель, солидарность, типический, фантастика.

    1. Характеристика общественно-исторической жизни России 70-х годов XIX века.

    В конце 60-х, в 70-е годы в России поднимается очередная волна крестьянских бунтов. Миллионы нищих, бесправных крестьян не желали терпеть остатков крепостничества и покорно сносить новые формы буржуазного гнета. А тут еще неурожаи, эпидемии, «хроническое голодание».

    Бунтующее крестьянство не было способно на организованную борьбу.  Его протест выразила революционная молодежь 70-х годов – НАРОДНИКИ. Веру в успешный исход борьбы вселяла Парижская Коммуна, легендарная борьба французского пролетариата.

    Тысячи юношей и девушек из интеллигентных, обеспеченных семей «пошли в народ», рассчитывая поднять крестьянство на социалистическую революцию. Они заблуждались. Далекое от идей социализма, сплошь неграмотное, нищее, озлобленное крестьянство не поняло и не приняло народников. Это был их идейный разгром. А царское правительство довершило разгром: сотни народников были заключены в тюрьмы, сосланы на каторгу, отправлены в ссылку.

    Тогда оставшиеся на свободе перешли к террору. Было совершено покушение на Александра II. В результате – царь был смертельно ранен. Александр III начал с казни организаторов покушений – Желябова и его товарищей. Маховик реакции раскручивался все сильнее и сильнее, пока в конце концов не ударил по «Отечественным запискам» Салтыкова-Щедрина (апрель 1884).

    Н.А.Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин в 70-е годы продолжили дело Чернышевского и Добролюбова, а в «Отечественных записках» воспитали целую группу писателей-разночинцев.

    Именно в эти годы появилась поэма «Кому на Руси жить хорошо», основные произведения Салтыкова-Щедрина. В те же 70-е годы  Л.Н.Толстой публикует роман «Анна Каренина», во второй половине 60-х гг. Ф.М.Достоевский создает один из лучших своих романов – «Преступление и наказание», а в 70-е гг. – романы «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

    1. Актуализация эмоционального восприятия учащихся.

    Отрывок из рассказа А.И.Куприна «Исполины».

    1. Мотивация учебной деятельности.

    О значении и характере творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

    Значение его сатиры огромно, как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское общество. (М. Горький)

            Творчество великого русского сатирика Михаил Евграфовича Салтыкова-Щедрина – явление знаменательное, порожденное особыми историческими условиями в России 50-60 годов XIX века. Писатель, революционный демократ, Щедрин – яркий представитель социологического течения в русском реализме и вместе с тем глубокий психолог, по характеру своего творческого метода отличный от современных ему великих писателей-психологов.

            Продолжив и углубив традиции гоголевской сатиры, Щедрин создал высокохудожественные сатирические хроники и романы, в которых подверг уничтожающей критике не только государственное устройство России II века XIX, но и основы эксплуатарского общества в целом. Ни один писатель России и Западной Европы второй половины XIX века не нарисовал таких страшных картин крепостнического и буржуазного хищничества, как Салтыков-Щедрин.

    1. Работа над темой урока.

    Личная биография Щедрина, в сущности, кончается его юностью. Далее идут годы самоотверженного служения обществу. Об этом хорошо сказал В.Короленко: «Был он писатель в большей мере, чем все другие писатели. У всех, кроме писательства, есть еще личная жизнь, и, более или менее, мы о ней знаем. О жизни Щедрина за последние годы мы знаем лишь то, что он писал. Да едва ли было что узнавать: он жил в «Отечественных записках»… Болело у него то, что болело у русской печати и общества…»

    Родился М.Е. Салтыков 27 января 1826г. В селе Спас-угол Тверской губернии в семье богатых помещиков.

    В доме полновластно господствовала мать – Ольга Михайловна, вышедшая из богатой купеческой семьи, «кулак-баба», по выражению Щедрина. Она не только поставила на ноги оскудевшее, разорившееся поместье мужа, но и в короткий срок удесятерила состояние семьи. Жестокость помещицы-крепостницы сочеталась в ее характере с умелой хваткой буржуа-накопителя. Щедрин так характеризовал своих родителей: «Отец был по тогдашнему времени порядочно образован, мать – круглая невежда; отец вовсе не имел практического смысла и любил разводить на бобах, мать, напротив того, необыкновенно цепко хваталась за деловую сторону жизни, никогда вслух не загадывала и действовала молча и наверняка… В семействе нашем царствовала не то чтобы скупость, а какое-то упорное скопидомство».

    Мать, как и отец – Евграф Васильевич, воспитанием детей не утруждала себя, все ее силы были направлены на приобретательство.

    Внешне Салтыков был похож на мать: неуклюжий высокий мальчик со строгим лицом, на котором выделялись большие, выпуклые, не по-детски суровые глаза под густыми бровями. Он то замыкался в себе, то поражал всех необычайной живостью и бесшабашным озорством. В такие минуты даже угрозы матери не могли остановить его. Братья и сестры не очень любили Мишу за прямоту и резкость суждений о них, за смелость и независимость характера.

    Крепостное «гнездо» Салтыковых было как бы прообразом крепостнической России в миниатюре. Здесь были угнетатели и угнетаемые, здесь шла жестокая борьба за собственность и за привилегии. Рабская психология складывалась не только у крепостных, но и у членов семьи.

    Позднее родные – мать, братья, сестры, - а знакомые помещики послужили Салтыкову-писателю прототипами многочисленных сатирических персонажей. Так, братья Дмитрий и Илья явились прототипами Иудушки Головлёва, брат Николай – прототипом Степана. Многие образы жестоких помещиц-накопительниц навеяны его матерью и знакомыми. В произведениях Салтыкова изображены также крепостные, в окружении которых проходило его детство.

    Домашнее воспитание Салтыкова было весьма скудным. Шестилетнего Мишу обучал грамоте крепостной художник Павел, трагическую судьбу которого Салтыков изобразил в «Пошехонской старине». Мальчик очень любил своего учителя, но когда он научился читать и писать, для продолжения «образования» пригласили священника. А вскоре мать и вовсе отказалась от мысли нанимать учителей: воспитание Миши и младших детей она возложила на дочь Надежду, вернувшуюся из пансиона.

    В 1826г. Салтыков-Щедрин сдал экзамены в Московский дворянский институт, созданный недавно из Университетского благородного пансиона, где учились поэты-декабристы, Лермонтов, Грибоедов, Вяземский, Жуковский, Баратынский и др. Экзамены сдал сразу в 3 класс.

    В1838г. Волею начальства и по настоянию матери Щедрин как один из лучших учеников был отправлен в Царкосельский лицей казеннокоштонным пансионером. Лицейские науки не смогли увлечь Салтыкова, и он не только «пристрастился к чтению» но и, по его собственным словам, почувствовал решительно влечение к литературе, что и выразилось усиленною стихотворною деятельностью.

    Первое стихотворение Салтыкова – «Лирика»- наполнено глубокой любовью к Пушкину. Стихотворение «Наш век» проникнуто чувством острой неудовлетворенности, жаждой деятельности. В нем сильно влияние Лермонтова, которое сказывалось и на других стихах Салтыкова. В эти же годы Салтыков переводит из Байрона, Гюго, Гейне. Выбор поэтов свидетельствует не только о большой начитанности лицеиста, но и о серьезности его интересов. Однако строгий к себе Салтыков вскоре критически пересматривает свое поэтическое творчество и по выходе из лицея стихов больше не пишет.

    После окончания лицея в 1844г. Салтыков был зачислен в канцелярию военного министерства, но интересы его совсем иные. Он еще теснее сближается с кружком Петрашевского.

    М.В. Петрашевский (1821-1866гг.) и его единомышленники были сторонниками учения французских социалистов-утопистов, ратовали за уничтожение крепостнических порядков и за установление в России республиканского способа правления. В 1849г. Кружок петрашевцев был разгромлен.

    В 1847-1848гг. под влиянием В.Г.Белинского Салтыков-Щедрин начинает писать рецензии на книги для детей и книги, посвященные вопросам воспитания. 1847г. – начало литературной деятельности. В журнале «Отечественные записки» печатается повесть «Противоречия» под псевдонимом  М.Непанов. И по проблемам и по образам повесть очень близка к «Герою нашего времени» Лермонтова, хотя в ней явственно видно и влияние гоголевской натуральной школы.

    В марте 1848 г. Была напечатана повесть «Запутанное дело» - еще более резкая и определенная оценка непримиримых классовых противоречий самодержавной России конца 40-х годов XIX века.

    Это были дни революционных событий во Франции, напугавшие Николая I. Повесть немедленно заметила царская охранка, рассмотрела её вместе с повестью «Противоречия», и 27 апреля царь лично подписал указ о ссылке Салтыкова в Вятку. Двадцатидвухлетнего юношу отправляют в мае 1848г. В Вятку в сопровождении жандарма на обязательную службу.

    За восемь лет ссылки Салтыков повидал многое, столкнулся со множеством безобразий. «Провинциальная жизнь – великая школа, но школа очень грязная», - писал Салтыков 22 декабря 1852г. Брату Дмитрию.

    Разрешение о возвращении из ссылки было получено Салтыковым только после смерти Николая I. В начале января 1856 года он вернулся в Петербург, и уже через несколько месяцев прогрессивная Россия узнала имя «нового» писателя – бесстрашного обличителя самодержавно-крепостнического государства. В журнале «Русский вестник» были напечатаны «Губернские очерки» под псевдонимом Н. Щедрин.

    В 1856г. Салтыков-Щедрин женится на дочери вятского вице-губернатора Елизавете Аполлоновне Болтиной, с которой познакомился в ссылке. Красивая, но не разделяющая его интересов светская женщина не стала единомышленником и другом великого сатирика.

    Почти десять лет (с 1854 по 1868гг. с небольшим перерывом) салтыков-Щедрин провел на государственной службе. Был вице-губернатором в Твери и Рязани, председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани.

    Решительный и требовательный, не терпящий никакого подхалимства, Салтыков был прям и резок с вышестоящим начальство. Вскоре в губернии вице-губернатора Салтыкова стали называть «вице-Робеспьером».

    Люди, близко знавшие Салтыкова, с уважением говорили, что в службу, как и в литературу, он вкладывал всю свою страстную душу. Этот внешне суровый человек горел, волновался, бушевал по поводу всякой, даже самой малой несправедливости.

    В начале 1862 г. Салтыков вошел в состав редакции журнала «Современник», как раз в то время, когда Н.Г. Чернышевский был заключен в Петропавловскую крепость. Вместе с редактором журнала Н.А. Некрасовым он преодолевает гонения цензуры, борется против либеральной группировки внутри редакции, продолжая отстаивать революционно-демократические взгляды Чернышевского и Добролюбова.

    В 1868 г. Салтыко-Щедрин окончательно оставляет службу, убедившись в безнадежности своих усилий облегчить жизнь народа. Он снова вместе с Некрасовым, который после закрытия «Современника» стал редактором журнала «Отечественные записки». Щедрин связывает свою судьбу с этим журналом почти до конца жизни.

    28 апреля 1889г. Перестало биться сердце великого писателя-демократа.

    Творчество щедрина отразило все важнейшие общественно-политические процессы второй половины XIX века. Его сатира провидела далеко вперед. Проблемы и образы щедринской сатиры по-прежнему актуальны. На долгом пути социального и духовного  обновления человечества Щедрин неизменно будет нашим соратником.

    1. Закрепление.

    Беседа с учащимися по следующим вопросам.

    1. Как жизнью своей Салтыков-Щедрин решает проблему «человек и среда», «человек и обстоятельства»?  Подтвердите свой ответ фактами из биографии писателя.
    2. Что могла дать и дала Щедрину-писателю его служебная карьера?
    3. Расскажите о Щедрине - соратнике Н.А. Некрасова и Н.А.Добролюбова.
    4. Перечислите основные этапы жизненного и творческого пути Салтыкова-Щедрина.
    5. Расскажите о ссылке в Вятку писателя.
    6. Салтыков-Щедрин и «Отечественные записки».
    7. Каким человеком представляется вам Щедрин?

    1. Домашнее задание
    1. Знать биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина.
    2. Прочитать роман «История одного города».

    Рекомендуемая литература.

    1. М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. М., 1972.
    2. Николаев Д. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. М.,1988
    3. Тюнькин К.И. М.Е. Салтыков-Щедрин: в жизни и творчестве. М., 2012.

    Электронные ресурсы.

    1. Сайт, посвященный творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина: http://www.saltykov.net.ru.
    2. Все произведения писателя опубликованы на сайте Русской виртуальной библиотеки: http://www.rvb.ru

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

    1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

    «Урок-исследование ( литература 11 класс) Прерванный на творческом взлете путь…» (очерк жизни и творчества Н.Гумилева)

    Имя Гумилева было на 50 лет выброшено из русской культуры. Как только не клеймили его! И еще хуже – молчали о нем .Цель данного урока :  пробудить интерес к личности Н.Гумилева; дать понятие ее м...

    10 класс. Проверочная работа по теме «Очерк жизни и творчества Л. Н. Толстого»

    10 класс. Проверочная работа по теме «Очерк жизни и творчества Л. Н. Толстого» ( 2 варианта). Содержит задания уровня А и уровня В....

    10 класс. Проверочная работа по теме : «Очерк жизни и творчества М.Ю. Лермонтова » ( в 2-х вариантах)

    Предлагаемая тестовая работа включает 12 вопросов с выбором 1 из  вариантов ответа и охватывает основные темы, связанные с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова. В тест включены также вопросы по те...

    Урок литературы в 9 классе на тему: "Н.Г. Чернышевский. Очерк жизни и творчества "

    Урок позволяет изучить материал о жизни и творчестве писателя с использованием ИКТ.Расширяет кругозор учащихся в области литературы и искусства, воспитывает уважительное отношение к классической литер...