Духовность русской классической литературы(на примере творчества Г.Р.Державина)
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Селезенева Виктория Ивановна

Цель: 1) углубление понятия «духовность» в русской литературе;

2) углубление знаний о классицизме как о художественном методе; 3)проникновение в авторский замысел;4) углубление понятий о преемственности литературных традиций;

Задачи: 1) работа над способами выражения авторской позиции; 2) нахождение и осмысление в тексте традиционного и новаторского; 3) развитие творческих способностей учащихся (обучение написанию сочинения по теме);4)обучение выразительному чтению произведений ораторского жанра;5)знакомство с классическими литературными источниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель Селезенева Виктория Ивановна

МОУ «Гимназия №2»

План урока (2  часа)

Духовность русской классической литературы

 (на примере творчества Г.Р.Державина).

Цель: 1) углубление понятия «духовность» в русской литературе;

2) углубление знаний о классицизме как о художественном методе; 3)проникновение в авторский замысел;4) углубление понятий о преемственности литературных традиций;

Задачи: 1) работа над способами выражения авторской позиции; 2) нахождение и осмысление в тексте традиционного и новаторского; 3) развитие творческих способностей учащихся (обучение написанию сочинения по теме);4)обучение выразительному чтению произведений ораторского жанра;5)знакомство с классическими литературными источниками.

Способы обучения: 1) эвристический; 2) проблемный; 3) модельный.

Оформление урока: виды С-П 18в.; портреты Державина, Екатерины Вел., Павла1,Александра1;тексты псалмов 1,81,стих. «Река времен», « Снигирь»,

«Русские девушки»,оды «Бог», «Фелица», «На смерть князя Мещерского»;

Наизусть «Властителям и судиям», «Памятник»,отр. Из Горация (латынь).

На доске: Духовность –состояние духовного.

                 Духовный -1) относящийся к умственной деятельности, к области духа;2) относящийся к церкви (В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)

Духовность-отрешенность от низменных, чувственных интересов, стремление к самосовершенствованию, высоте духа.

Духовный-1)нематериальный;2)церковный, сочиненный на библейскую тему.

 (Д.Ушаков «Толковый словарь русского языка»).

Духовность-свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными(С.Ожегов «Толковый словарь русского языка»).

Ход урока:

Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем говорить о духовности русской классической литературы на примере творчества Г.Р.Державина, о преемственности  литературных традиций.

Обратимся к толкованию слова «духовность».

-Что объединяет толкования трех различных словарей?

(1 значение обращено непосредственно к нравственным категориям, а 2- к религиозным, что говорит, безусловно, о приоритете нравственного начала в толковании значения слова)

-Как вами мыслится понятие «духовность литературы» 18 века?

(Духовность в литературном произведении – это  прежде всего отражение нравственных идеалов эпохи. Задача русской классической литературы - воспитание лучших моральных качеств в человеке как личности, гражданине. Это выражается в постановке проблем, определении тем, способах выражения авторской позиции произведений. Поэтому не только отражение действительности, а и огромное воспитательное значение)

-Можно ли говорить о духовности произведений Г.Р.Державина? Что дает нам право это утверждать?

( Прежде всего тематика его произведений, очень актуальная для 18 века: просвещенная монархия, выполнение каждым своего долга перед государством, нравственное воспитание  достойного человека

Отражение главных исторических событий).

-Что, по вашему мнению, давало Державину право выступать в роли ментора?

(личные качества: максимализм, категоричность, прямолинейность, принципиальность, независимость; биограф. данные; служба трем государям, богатый жизненный опыт и усвоенные литературные и духовные традиции).

-Что дает нам право считать, что идейной основой многих державинских произведений является именно духовная литература? Что для Державина, как и для его современников, традиции духовной поэзии были плодотворны и живы?

(Обращение к Псалтыри, к ее высокому духовному строю , связывало новую поэзию с древнерусским началом, можно говорить о преемственности.1.Это было традиционно(Сумароков, Тредиаковский, Ломоносов)2.Произведения духовной тематики в аллегорической форме касаться проблем современной поэтам общественной жизни.3.Позволяли приобщиться к сокровищнице мировой литературы.4.Духовная лирика давала возможность выразить собственные личные чувства.)

Как известно, Державин переложил 27 псалмов, дав каждому из них очень выразительные авторские заглавия. До Державина традиционно следовали библейской нумерации.

Рассмотрим одно из самых известных стихотворений «Властителям и судиям» (послушаем его, зрительно сопоставляя с содержанием псалма).

Мы знаем, что данное стихотворение - смелая поэтическая переработка 81 псалма. Во времена Французской революции якобинцы распевали его как революционный гимн. (Реакция Екатерины и ответ Державина, запрещение стихотворения.)

-Какие взгляды и убеждения Державина нашли отражение в этом стихотворении?

(Здесь отразились взгляды Державина на назначение и значение власти, выражено неудовлетворение властью «нынешней»(Екатерина и сенат)

-Как композиция стихотворения помогает автору раскрыть творческий замысел?

(Стихотворение построено на восклицательной интонации, звучит, как патетическая ораторская речь. Ничтожность царей подчеркнута антитезой царь-раб, которой нет в псалме. Финал стихотворения не соответствуют ни духу, ни идее псалма. Если в псалме это ожидание, просьба, то в стихотворении Державина это призыв.

В 4. «Исторгнуть иго»-«бедных из оков» Державин)

-Какова гражданско-нравственная позиция поэта, написавшего столь смелые стихи?

(Державин вовсе не был сторонником идеи освобождения народа, даже участвовал в подавлении Пугачевского бунта. Был искренне убежден, что счастье для народа - мудрая просвещенная власть. Но и от власти требовал много.)

(Он мечтал, чтобы на троне был человек «Ода на рождение цесаревича Александра»)

В своих поэтических размышлениях  о духовности Державин пишет философскую оду, получившую мировое признание, «Бог»

Ходасевич в своей книге «Державин» пишет о творческом вдохновении, которое охватило Державина во время этой работы: о бессоннице, слезах восторга перед Всевышним и перед нашим «сыновством»,умением постичь величие Всевышнего.

(чтение двух строф оды)

-О каких духовных ценностях размышляет автор в этой самой возвышенной из  своих од ?

Итак, мы видим, что, по мнению Державина, все лучшее в человеке исходит от бога: и нравственный закон, и система общечеловеческих ценностей, и дар, которым Господь неслучайно наградил простого смертного. И Державин первым в русской литературе размышляет о роли поэта в жизни общества, о значении поэтического дара, о поэтическом бессмертии. Все эти размышления нашли отражения в знаменитом стихотворении «Памятник». Известно, что державинский текст явился вольным переложением и переосмыслением одноименного стихотворения Горация.(послушаем латынь). Обратите внимание, что первая строфа этого стихотворения почти дословно переводится Державиным, вторая- переосмыленное  переложение, а далее собственные размышления на указанную тему.(слушаем стихотворение Державина).

-Что считает своей подлинной заслугой перед читателями и потомками Державин и почему?

(анализ третьей строфы)

-Почему Поэт Державин достоин бессмертия?

(1.поэт-голос правды, совести, в этом предназначение поэтического божественного дара;2.прославил Фелицу- достойнейшую из русских государей(Державин жил в эпохи трех русских царей))

Державин пишет о забавном русском слоге. О чем идет речь?

(Прежде всего о новаторстве в литературе)

Давайте рассмотрим новаторство Державина на примере оды «Фелица», о которой упоминает в «Памятнике « сам поэт?

-Что традиционного  в оде?

-Какие элементы новаторства?

-Для чего понадобились эти нововведения?

(они расширили границы жанров: ода-сатира, ода-элегия; значительно очистили литературный язык от излишних старославянизмов, сделали его более живым, доступным (эту работу закончит Пушкин),сделали более звучным стихосложение(ассонансы, аллитерации).

 Державин успешно совмещал с одой  не только сатиру, но и другие жанры, например элегию. Что такое элегия?

(стихотворение-размышление, жалоба)

( читаем две строфы из оды «На смерть князя Мещерского»)

-Какие  элегические ноты слышатся в этой оде?

-Для чего автор вносит элементы элегии?

-В чем проявляются черты классической оды?

-Для чего автору понадобилось подобное смешение жанров?

(чтобы возвысить чувства и переживания отдельного простого человека; переживание,самоанализ –путь к самосовершенствованию(см. опр. духовности).

Вместе с тем Державин писал и великолепные лирические произведения. Но в суровом  и строгом 18 веке не было потребности в изящной словесности.

Последним стихотворением Державина является замечательное, даже с современной точки зрения, стихотворение «Река времен…».

Это была первоначально замысленная ода на философскую тему, но поэт успел написать только первую строфу.(читаем текст)

-Как вы понимаете смысл этого стихотворения?

К каким итогам приходит автор в конце жизненного и творческого пути?

(«река времен»-великолепная метафора быстротечности времени)

Итак, как мы видим, в основе всех державинских произведений-

Размышление о нравственности и духовности человека. О чем бы ни писал поэт, это всегда поучение, воспитание, призыв к человеку открыть в себе лучшие качества, обозначить для себя приоритет духовных ценностей

Пожалуй, нравоучительный тон даже мешал творческому замыслу.

В.Белинский, анализируя произведения Державина, писал:

« Прежде чем определить историческое значение поэта, должно определить его чисть художественное значение…Уже 60 лет повторяются одни и те же фразы о Державине, что выше его не было и не будет поэта, что он певец севера…Все согласны с этим, ибо до  Державина давно никому нет дела…Ни об одном поэте не может существовать столько противоположных мнений, как о Державине…Ни одно из стихотворений Державина не выдержит самой снисходительной эстетической критики. Ничего не может быть слабее художественной стороны стихов Державина…Содержание их, по большей части, составляют нравственные сентенции, расположенные риторически, в форме рассуждения или диссертации…»

-Что вы принимаете и что не принимаете в рассуждениях Белинского о Державине? ( по времени : или тезисы, или устный ответ)

(1. да, действительно, оды Державина подчас слишком длинны, риторичны и малопоэтичны;

2. стремление разнообразить содержание подчас приводит к появлению в тексте персонажей, не относящихся к теме и замыслу;

3. наряду с прекрасными поэтическими строками встречается и зарифмованный набор слов

Погнал стадами воздух синий,

Сгустил туманы в облака.

Давнул-и облака расселись

1.Есть блистательные поэтические строки;

2.новый поэтический язык;)

Но в одном Белинский прав безусловно: творчество Державина нельзя оценивать однозначно.

Сегодня стихи Державина рассматриваются как историческое явление ,т.к. Державин в своих произведениях полно отразил русский 18 век.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовные ценности русской классической литературы

Вводный урок  к изучению классической литературы в старших классах.Можно использовать в 9-10классахНа современном этапе анализа (начиная с 90-х годов прошлого столетия до настоящего времени) в св...

"Общественный долг" в традиции русской классической литературы (Державин и Пушкин, Фонвизин и Грибоедов). К урокам литературы в 9 классе

Державин и Пушкин, Фонвизин и Грибоедов - это имена-символы для истории русской литературы. Они начали "новую эру" в литературе как с точки зрения ломки жанровых градаций, так и в выборе главных тем с...

Использование нравственно-эстетического, воспитательного потенциала русских писателей второй половины XX века на уроках литературы (на примере творчества В.М.Шукшина)

Данная статья позволяет  понять, что дает современному читателю погружение в мир произведений В.М.Шукшина,как влияет чтение на развитие качеств талантливого читателя, чуткого к художественному сл...

Нравственное воспитание на примерах русской классической литературы

Автор данной статьи предлагает осмыслить влияние русской литературы на современного человека и пытается  рассуждать о том, как  ввести ученика в мир культуры....

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Урок литературы в 10 классе "Русская классическая литература: поиски и открытия"

Данный урок был проведен для обучающихся параллели 10-х классов в конце учебного года. Предполагалось не только проверить знание русской классической литературы в рамках школьной программы, но и побуд...