«…Быть может, вспомнит обо мне, Как о цветке неповторимом» (Судьба и поэзия С.Есенина). Урок литературы в 11 классе.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

На этом уроке будет идти разговор о творчестве Сергея Есенина, о темах, о поэтике, о  созданных им образах, о важных вехах в жизни, о том, почему помнят и будут  помнить…

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_eseninu.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

«…Быть может, вспомнит обо мне, Как о цветке неповторимом»

(Судьба и поэзия С.Есенина).

Урок литературы в 11 классе.

Цель урока: систематизировать знания об особенностях поэзии С.Есенина; выяснить, в чем же неповторимость его лирики, и ответить на вопросы – почему помнят и будут помнить?

Задачи.

Обучающие:

  • дать понятие об эпохе; познакомить с жизнью, литературной деятельностью

 С. Есенина;

  • пробудить интерес к личности и творчеству Сергея Есенина; раскрыть духовный мир поэта, круг его увлечений и интересов.

Развивающие: 

  • продолжить развивать творческие способности, навыки и умения декламации поэтического текста, анализа художественных произведений.

Воспитывающая:

  • воспитывать внимательное и критическое отношение к эпохе, к творчеству поэта.

Технологии:

  • преподавание литературы, как предмета, формирующего личность;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • проектные технологии.

Эпиграф к уроку:

                                                                                               Все встречаю, все приемлю,

                                                                                               Рад и счастлив душу вынуть.

                                                                                               Я пришел на эту землю,

                                                                                               Чтоб скорей ее покинуть.

                                                                                                                                   С.Есенин

- Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве С.Есенина, о темах, о поэтике, о  созданных им образах, о важных вехах в жизни, о том, почему помнят и будут  помнить…

И еще нам предстоит ответить на главный вопрос – в чем неповторимость С.Есенина?

- Чтобы определить направления работы на уроке, давайте подберем слова, раскрывающие понятия «судьба» и «поэзия»…

На доске:

Судьба                      Поэзия

Жизнь                      Труд

Любовь                    Призвание

Работа                      Жизнь…время…эпоха…

     С.Есенин – русый голубоглазый парень, «последний поэт деревни», «золотая сорви - голова», «скандалист и хулиган», который «рад и счастлив душу вынуть», умеющий тонко чувствовать, глубоко понимать и беспредельно любить. Любить Россию, свою старушку мать, женщин, братьев наших меньших, любить жизнь!

- А что это была за эпоха? Начало 20 века?

- Видеоролик о начале 20 века…на фоне ролика текст:

     20 век! Не только время великих исторических событий! Это время великой музыки:…, это время великой живописи… это время великой поэзии!

     Поэты начала 20 века старались выразить в произведении свои переживания, открыть свою душу и исповедаться; искали выразительные средства, которые могли бы передать их душевные  настроения как можно более непосредственно и живо; искали новые формы, абсолютно соответствующие их переживаниям… - отсюда  большое количество  литературных направлений…

«Начало XX века. Смена времен, смена эпох. Мы жили в то время весело, но не беззаботно, сочетая высокую поэзию со смехом, шутками, легкими влюбленностями. Мы были молоды и талантливы. Перед нами лежал весь мир. У нас было многое: наша Россия, дружба, любовь, поэзия». (В. Набоков)

- Давайте подумаем, а какая поэзия С. Есенина? Какой сам Есенин? (творческая работа в группах под музыку А.Бабаджаняна «Ноктюрн»)

Продолжить фразы:

  1. «Если душу вылюбить до дна»…
  2. «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями…»
  3. Исповедь романтической души –это…
  4. С.Есенин – это

- Перед проверкой творческой работы прочитаем стихотворение Николая Брауна

В этом имени – слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что – то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёзы и синь – рассвет.
Что –то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут: «Сергей Есенин» -
Всей России встают черты!

- Проверка творческих работ…

- Видеоролик о поэзии С.Есенина.

- А кто знает, что это за стихи, написанные кровью?( они упоминаются в ролике)

-Выделим слова, на ваш взгляд, самые важные в этом стихотворении. В конце урока к этому вернемся…(учащиеся предлагают свои варианты)

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки и слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

27 декабря 1925 г.


“Я, Сергей Есенин, никому не хочу подражать: ни символистам, ни акмеистам, ни футуристам”.

- К какому модернистскому направлению принадлежал С.Есенин?

     Теория И. основным принципом поэзии провозглашает примат "образа как такового". Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой И. "Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов" ("Декларация" имажинистов). Теоретическое обоснование этого принципа сводится к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору.

- А какие есенинские метафоры вам известны? (Учащиеся приводят примеры своих любимых метафор и объясняют их смысл.)

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье

Вот так же отцветем и мы

И отшумим, как гости сада...

Коль нет цветов среди зимы,

Так и грустить о них не надо.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя! иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Не жалею, не зову, не плачу
все пройдет как с белых яблонь дым
увяданье золотом охваченный
я не буду больше молодым…

- А теперь назовем основные темы творчества С.Есенина. (России, природы, любви и дружбы, назначения поэта и поэзии, философская тема).

“Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”.

- С. Безруков читает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…». (Отрывок из кинофильма Игоря Зайцева «Есенин».)

- А какая Россия у С.Есенина?

     Для Сергея Есенина Россия – это родной край, который он бесконечно любит, ради него он готов без колебаний пожертвовать жизнью.
Это его главная тема в стихотворениях, глубокая и чистая любовь и бережное отношение к окружающему миру. Он с обожанием относится к родному краю, к деревне, к лугам и полям…
    Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» пропитано необыкновенной нежностью. Все дома деревушки он сравнивает с чем-то возвышенным, божественным, ведь риза-это церковное одеяние, красивое, переливающееся золотом.
     Стихотворение искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю. Поэт использует хорей. Этот размер, а также активное употребление глаголов (побегу, прозвенит, гудит...) подчеркивают праздничное настроение стихотворения.
     Мы видим Россию как бескрайнюю землю, над которой простирается огромное голубое небо: «не видать конца и края-только синь сосёт глаза.». Для поэта родина - это церковь, в которой он «как захожий богомолец» разглядывает красоты природы, чувствует знакомые, близкие сердцу запахи («пахнет яблоком и медом»), слышит, как звенят чахнущие тополя, стоящие «у низеньких околиц», как где-то далеко весело пляшут…

      С начала и до конца стихотворения автор восхищается своей родной землёй, на которой он родился и вырос. Даже на рай Сергей Есенин не готов променять свою родину, потому что сердце поэта навсегда принадлежит ей.

- С какими темами переплетается тема родины ?

(С темой природы, темой назначения поэта и поэзии)

- Отрывок из стихотворения «Русь советская»

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

[1924]

- С.Безруков читает стихи о назначении поэта и поэзии…(Отрывок из кинофильма Игоря Зайцева «Есенин» - поэтическая дуэль С.Есенина и В.Маяковского)

- Прочитаем стихотворение В.Высоцкого «О фатальных датах и цифрах» и сравним со стихотворением С.Есенина «Мне осталась одна забава».

О фатальных датах и цифрах

Моим друзьям - поэтам

Кто кончил жизнь трагически, тот - истинный поэт,

 А если в точный срок, так - в полной мере:

 На цифре 26 один шагнул под пистолет,

 Другой же - в петлю слазил в "Англетере".

 А 33 Христу - он был поэт, он говорил:

 "Да не убий!" Убьешь - везде найду, мол.

 Но - гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,

 Чтоб не писал и чтобы меньше думал.

 С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, -

 Вот и сейчас - как холодом подуло:

 Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль

 И Маяковский лег виском на дуло.

 Задержимся на цифре 37! Коварен бог -

 Ребром вопрос поставил: или - или!

 На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо, -

 А нынешние - как-то проскочили.

 Дуэль не состоялась или - перенесена,

 А в 33 распяли, но - не сильно,

 А в 37 - не кровь, да что там кровь! - и седина

 Испачкала виски не так обильно.

 "Слабо стреляться?! В пятки, мол, давно ушла душа!"

 Терпенье, психопаты и кликуши!

 Поэты ходят пятками по лезвию ножа -

 И режут в кровь свои босые души!

 На слово "длинношеее" в конце пришлось три "е", -

 Укоротить поэта! - вывод ясен, -

 И нож в него! - но счастлив он висеть на острие,

 Зарезанный за то, что был опасен!

 Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр, -

 Томитесь, как наложницы в гареме!

 Срок жизни увеличился - и, может быть, концы

 Поэтов отодвинулись на время!    1971

- Какие строки из этого стихотворения созвучны со строками С.Есенина «дар поэта – ласкать и карябать…»?

- Благодарное ли это дело – быть поэтом и раскрывать душу?

- Поговорим о философской лирике.

     С.Есенин: «Жизнь... Я не могу понять ее назначения, и ведь Христос тоже не открыл цель жизни. Он указал только, как жить, но чего этим можно достигнуть, никому не известно... Да, однако если это тайна, то пусть ей и останется. Но мы все-таки должны знать, зачем живем... зачем она, жизнь? Зачем жить? На все ее мелочные сны и стремления положен венок заблуждения, сплетенный из шиповника. Ужели так и невозможно разгадать?»

... Ну и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.

- За что С.Есенин благодарит жизнь?

- А еще он ни о чем не жалеет…Почему?

- Какие строки подтверждают это высказывание?

     26 февраля 1921 г. С. Есенин писал: “Вы спрашиваете, целен ли был, прям и ровен мой житейский путь? Нет, такие бывали ломки, передряги и вывихи, что я удивляюсь, как это я до сих пор остался жив и цел”.

     28 декабря 1925 года русского поэта не стало. Отец (протоиерей) Иван Мостинский, настоятель Новосельской церкви отпевал С.Есенина в своем храме в с.Константиново.

     На Ваганьковском кладбище у могилы Сергея Есенина собрались его жены и возлюбленные: Анна Изряднова, Зинаида Райх, Галина Бениславская, Софья Толстая. . . Айседора Дункан прислала телеграмму. ". . . Его дерзкий дух стремился к недостижимому. . . Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием". Через год Галина Бениславская застрелилась на могиле Сергея Есенина. В 1927 году в Ницце погибла Айседора Дункан. Софья Толстая сохранила ему верность и старательно берегла все, что было связано с жизнью поэта, разбирала его архив, готовила к изданию его сочинения. Рядом с обручальным кольцом она всю жизнь носила медное кольцо, которое поэт, шутя, ей подарил. Оно было очень широкое, и она его сдавила, чтобы можно было носить.

- Презентация «Женщины в жизни С.Есенина» на стихи М.Цветаевой «Осыпались листья над Вашей могилой…»

- А теперь снова обратимся к стихотворению «До свиданья, друг мой…»

                                                                                     

- Так кому же посвятил его С.Есенин ? Поэт прощается с жизнью или говорит «до свидания» тому, кто ушел из жизни?

- Есть несколько версий о посвящении…Одни считают -  Алексею Ганину, расстрелянному в марте 25 года, другие -  Вольфу Эрлиху. Но кому бы ни были адресованы эти строки, написанные кровью, в них и боль души, и сила веры в продолжение там, за чертой жизни.

     С.Есенин – русый голубоглазый парень, «последний поэт деревни», «золотая сорви - голова», «скандалист и хулиган», который «рад и счастлив душу вынуть», умеющий тонко чувствовать, глубоко понимать и беспредельно любить. Любить Россию, свою старушку мать, женщин, братьев наших меньших, любить жизнь!

     Дифференцированное задание:

- вывести формулу жизни С.Есенина;

- составить синквейн на темы «Поэзия», «Жизнь», «Судьба» (по выбору, основываясь на материале урока).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

Поэзия военных лет. Урок литературы в 7 классе

презентация к уроку литературы в 7 классе. Включает в себя краткую биографию поэтов Великой Отечественной войны, стихотворения тех лет....

Урок литературы 6 класс "Родная природа в стихах С.А. Есенина

Конспект урока литературы в 6 классе "Родная природа в стихах С.А.Есенина....

Урок литературы 11 класс "Любовь в творчестве Есенина"

Тема: Любовная  лирика С.А.Есенина. Цели: показать, как любовь проявляется в различных темах творчества поэта;           показать дина...

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...