Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Агафонкина Марина Николаевна

Настоящее календарно-тематическое планирование разработано применительно к учебной программе курса литературы  для 7 классов общеобразовательных учреждений  под редакцией В. Я. Коровиной, Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 -11 классы (базовый уровень). Москва, Просвещение 2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l-ra_7_kl_ktp.docx104.57 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое  планирование по литературе, 7 класс (2 часа в неделю, всего 70 часов), УМК под ред. В. Я.Коровиной.

№  темы,  дата

Тема урока

Элементы содержания

Планируемые результаты обучения

Практика, контроль.

Домашнее задание

Наука читать книги

Изображение человека как важнейшая проблема литературы. Особенности труда писателя, его позиция. Талант писателя и талант читателя. Чтение и обсуждение высказываний о книгах, чтении, труде писателя. Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы

Знать: основную проблему изучения литературы в 7 классе (проблема изображения человека); содержание и героев произведений, изученных в 5—6 классах. Понимать: отношение народа к чтению и книге; особенности труда писателя; значение изучения литературы. Уметь: усваивать высказывания и советы мастеров слова; строить собственные высказывания о книгах и чтении; объяснять смысл пословиц; пересказывать сюжеты прочитанных книг и характеризовать их героев

Тест, вопросы и задания (с. 5-6)

Сочинение-рассуждение по восточному высказыванию, приведенному В.П.Астафьевым (с. 5)

Предания как поэтическая автобиография народа.

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Чтение статьи Н.А. Криничной. Чтение преданий, обсуждение. Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художественными особенностями преданий

Знать: особенности жанра предания. Понимать: значение преданий в жизни народа как исторической памяти, поэтической автобиографии. Уметь: отмечать общее и различное в легендах, быличках, преданиях

Чтение преданий, вопросы к ним (с. 10)

Задание 3 (с. 10), чтение статьи В.П. Аникина «Былины» (с. 11-15), задание к ней (с. 15)

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение нравственных идеалов русского народа, прославление мирного труда в былине

Понятие о былине. Чтение и составление тезисного плана статьи «О собирании, исполнении, значении былин». Воплощение нравственных идеалов русского народа, прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович». Микула — носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щедрости, физической силы. Словарная работа. Иллюстрации к былине

Знать: особенности жанра былины; сюжет и содержание былины «Вольга и Микула Селянинович»; особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концовка). Понимать: значение былин в развитии русского искусства, сохранении народных традиций, народной памяти. Уметь: выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Составление тезисного плана статьи «О собирании, исполнении, значении былин», выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания 1-4 (с. 17), 1-3, 5 (с. 23)

Задания 4, 6 (с. 23), чтение былины «Садко», выполнение иллюстрации к былинам

Киевский и новгородский циклы былин. Былина «Садко». Образ Садко

Киевский и новгородский циклы былин. Былина «Садко». История жизни и путешествий героя. Образ Садко: находчивость, предприимчивость, талантливость, мужество. Фантастический образ морского царя. Изобразительно-выразительные средства (повторы, гиперболы, постоянные эпитеты), их роль в былине. Словарная работа. Иллюстрации к былине

Знать: особенности жанра былины; особенности былин новгородского цикла; сюжет и содержание былины «Садко». Уметь: выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения фольклора и живописи

Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания 1-4 (с. 35–36, к былине «Садко»), вопрос рубрики «Устное народное творчество и живопись» (с. 36)

Задание 5 (с. 36, к былине «Садко»), чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», вопросы и задания к ней (с. 36)

Эпос народов мира

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.)

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Знать:  толкование понятия - героический эпос; истоки, историю возникновения и   развития эпоса; примеры известных произведений эпоса. Понимать: художественное своеобразие эпоса «Калевала» и «Песни о Роланде». Уметь: соотносить эпос с определенной эпохой, стилем, направлением; образно, кратко и красиво пересказывать прочитанное и услышанное, устно создавать картину или портрет.

Выразительное чтение, характеристика героев

Вопросы и задания на с. 45, 59

Пословицы и поговорки Выражение опыта, мудрости, нравственных представлений народа в пословицах и поговорках.

Развитие понятия о пословицах и поговорках. Темы пословиц и поговорок, их краткость, меткость, мудрость, образность, красота. Выражение опыта, мудрости, нравственных представлений народа в пословицах и поговорках. Употребление пословиц и поговорок в речи. Ритм и рифма в пословице. Пословицы и поговорки народов мира. Составители сборников пословиц и поговорок. Труд В.И.Даля. Конкурс на знание пословиц и поговорок

Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: переносный смысл пословиц и поговорок; значение пословиц и поговорок в жизни народа; общность тем пословиц и поговорок разных народов; гуманистический пафос пословиц и поговорок. Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи

Конкурс на знание пословиц и поговорок, вопросы и задания 1—2 (с. 62), 1-3 (с. 67), 1-4 (с. 68, рубрика «Обогащайте свою речь»), работа со словарем В.И.Даля, сборниками пословиц и поговорок

Творческое задание или проект (с. 68), выполнение рисунка по мотивам фольклорных произведений

«Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок) Нравственные заветы Древней Руси.

Книжность в Древней Руси. Развитие представлений о летописи. «Повесть временных лет». Жанры «Повести…» (сказания, предания, хождения, поучения, притчи и т. Д.). Язык «Повести…». Из похвалы князю Яро- славу и книгам (мудрость, метафоричность и красота языка). Отражение в «Поучении» Владимира Мономаха народных идеалов: трудолюбия, миролюбия, милосердия, сострадания, верности слову, смирения, почитания старших, уважительного отношения к людям, доброты. Нравственные заветы Древней Руси.

Знать: черты и основные жанры древнерусской литературы; содержание «Поучения» Владимира Мономаха. Понимать: актуальность поучений Владимира Мономаха; значение летописи в развитии литературы; гуманистический пафос древнерусской литературы.               Уметь: выразительно читать текст (на древнерусском языке и в переводе), определять его основную мысль; выяснять значение незнакомых слов

Выразительное чтение, вопросы и задания 1-3 (с. 71), 1-2 (с. 73)

Творческое задание (с 73)

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Внимание к личности, гимн любви, верности.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви, верности. Образы главных героев. Речевая характеристика Февронии. Реальное и фантастическое в «Повести…» Связь «Повести…» с фольклором (сказочный образ Февронии — мудрой девы, фантастические превращения змея, посмертные чудеса героев). Словарная работа. Иллюстрации к «Повести…»

Знать: черты древнерусской литературы; сюжет и содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских». Понимать: нравственные идеалы и заветы Древней Руси; связь «Повести…» с фольклором. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи

Вопросы (с. 82)

Подготовка к письменной работе по произведениям фольклора и древнерусской литературы

Письменная работа по темам «Устное народное творчество», «Древнерусская литература»

Темы: I. Народная мудрость в произведениях русского фольклора. 2. Художественные особенности русских былин. 3. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.4. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?

Знать: жанры фольклора и древнерусской литературы; содержание и героев произведений. Понимать: выражение в произведениях фольклора и древнерусской литературы опыта народа, его нравственных идеалов. Уметь: писать небольшие сочинения-рассуждения; анализировать текст и определять его основную мысль; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Сочинение-рассуждение

Чтение вступительной статьи В.И. Коровина о М.В.Ломоносове (с. 84-86)

М.В.Ломоносов. Личность, судьба и творчество великого человека.

Ода «К статуе Петра Великого»,

Ода «На день восшествия на престол её величества императрицы…

М.В. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. Стихотворения «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия...». Особенности языка XVIII века. Уверенность М.В. Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм М.В. Ломоносова. Признание труда, деяний на благо России важнейшей чертой гражданина. Понятие о жанре оды. Патриотизм М.В. Ломоносова. Признание труда, деяний на благо России важнейшей чертой гражданина. Понятие о жанре оды

Знать: сведения о жизни, творчестве, филологической и поэтической деятельности М.В. Ломоносова; содержание «Оды на день восшествия...», оды «К статуе Петра Великого»;

Знать-теоретико-литературные понятия ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма, штиль. Понимать: особенности языка XVIII века. Уметь: выразительно читать оду, определять ее тему и идею

Вопросы и задания 1—3 (с. 86), 1-3 (с. 87). 1-2 (с. 87, рубрика «Обогащаем свою речь»)

Чтение отрывка наизусть

Чтение вступительной статьи В.И. Федорова о Г. Р. Державине (с. 89-90)

Слово о Г.Р. Державине.  Философские размышления поэта о смысле жизни, судьбе.

Слово о Г.Р. Державине. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Философские размышления поэта о смысле жизни, судьбе. Понимание необходимости свободы творчества. Соединение «высокой» и «низкой» лексики. Начало развития реалистического языка. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты), их роль в стихотворениях

Знать: сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина; содержание стихотворений «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Понимать: философский смысл и гуманистический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения; вести беседу по прочитанным произведениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, вопросы и задания 1-4 (с. 91), 1-2 (с. 92, рубрика «Обогащаем свою речь»)

Задание 3 (с. 92, рубрика «Обогащаем свою речь»), чтение статей об А.С. Пушкине (с. 93-96), задание 1 (с. 96)

А.С. Пушкин. Вн.ч. Поэма «Полтава» («Полтавский бой») Историческая основа поэмы

Слово об А.С. Пушкине. Сообщение о квартире А.С. Пушкина на Арбате (рубрика «Литературные места России»). Интерес А.С. Пушкина к истории России. Историческая основа поэмы «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Сопоставление полководцев Петра I и Карла XII. Обучение выразительному чтению. Мозаичная картина М.В. Ломоносова «Полтавская баталия»

Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; высказывания русских писателей о поэте. Понимать: патриотический пафос произведения; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать фрагмент поэмы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику героев: сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства

Вопросы к статье об А.С. Пушкине (с. 95), вопросы и задания (с. 96)

Вопросы и задания (с. 97), задание 3 (с. 98)

А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...») Выражение чувства любви к Родине в поэме

Выражение чувства любви к Родине в поэме «Медный всадник». Прославление деяний Петра I. Образ автора во вступлении. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения), их роль в поэме. Ритм, настроение, мелодия фрагмента поэмы. Иллюстрации к поэме

Знать: историческую основу поэмы «Медный всадник». Понимать: чувства, пронизывающие текст (восхищение, гордость, любовь); высокий патриотический пафос произведения. Уметь: выразительно читать текст; прослеживать изменение ритма, настроения, мелодии в произведении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 100–101)

Чтение «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина

А.С. Пушкин

«Песнь о вещем Олеге». Источники и своеобразие баллады

«Песнь о вещем Олеге» — живой, эмоциональный рассказ о старине. Летописный и исторический источники баллады. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания, формы, композиции баллады А.С. Пушкина. Своеобразие языка баллады. Основная мысль баллады. Смысл сопоставления Олега и волхва. Словарная работа. Иллюстрации к балладе

Знать: теоретико-литературное понятие баллада; историческую основу, сюжет и содержание «Песни о вещем Олеге». Понимать: аллегорический смысл баллады; мысль о тщете земного всевластия. Уметь: выразительно читать балладу; характеризовать героев и их поступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять балладу с летописным источником; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 107–108)

Составление устного рассказа «Памятник одному из героев "Песни..."» или создание киносценария по балладе А.С. Пушкина, чтение фрагмента драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов»

А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов» Образ летописца как образ древнерусского писателя.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Историческая основа драмы, история ее создания, публикации, сценической жизни. Персонажи драмы. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений. Характеры Пимена и Григория. Словарная работа. Иллюстрации к драме. Подготовка к сочинению

Знать:теоретико-литературные понятия драма, диалог, ремарка; историю создания, сюжет и содержание драмы «Борис Годунов». Понимать: значение драмы для русской культуры; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать текст; пересказывать сюжет драмы; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять разные варианты одного текста; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему

Вопросы и задания (с. 118–119)

Сочинение на тему «История России в произведениях А.С. Пушкина»

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Станционный смотритель» Анализ эпизода повести

История создания цикла «Повести Белкина». Развитие понятия о повести. Точность, краткость, мужественность прозы А.С. Пушкина. Сюжет и герои повести «Станционный смотритель». Автор и рассказчик в произведении. Особенности детали в повести. Комментированное чтение. Элементы аналитического пересказа текста. Иллюстрации к повести Комментированное чтение и анализ эпизодов повести. Судьба Дуни. Сравнительная характеристика двух эпизодов «Самсон Вырин у Минского». Поведение героев. Речевая характеристика героев. Средства создания образов. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства

Знать: историю создания цикла «Повести Белкина»; особенности жанра повести; сюжет и содержание повести «Станционный смотритель». Понимать: душевное состояние героя; роль деталей в характеристике внутренней жизни героя; отношение автора к героям, роль эпизода в повести; значение открытия темы «маленького человека» для русской литературы; гуманистический пафос повести.. Уметь: выразительно читать и пересказывать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению

Описание иллюстраций, вопросы и задания 1—6 (с. 134), 1-2 (с. 135)

Задания 1–6 (с. 135–136), чтение вступительной статьи И.Л. Андроникова о М.Ю. Лермонтове (с. 137-140), сообщение о жизни и творчестве писателя

М.Ю. Лермонтов. Историческое прошлое Руси в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Слово о М.Ю. Лермонтове (сообщения учащихся). Сообщение о доме-музее поэта в Москве (рубрика «Литературные места России»). Чтение статьи «Как работал Лермонтов». «Песня про... купца Калашникова» — поэма об историческом прошлом Руси. Особенности сюжета поэмы. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Комментированное чтение. Средства создания образов. Обучение выразительному чтению. Иллюстрации к «Песне...»

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; сюжет и содержание «Песни про... купца Калашникова». Понимать: роль художественных средств, характерных для фольклорных произведений (зачин, повторы, диалоги, концовка; постоянные эпитеты, образный параллелизм), в создании образов; драматический пафос произведения. Уметь: выразительно читать произведение; объяснять значение картин старинного быта для понимания характеров, идеи произведения; объяснять значение устаревших слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему

Пересказ вступительной статьи о М.Ю. Лермонтове, вопросы к ней (с. 141), сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—2 (с. 158)

Вопросы и задания (с. 159-160)

Проблема долга и чести в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Суд царский и суд народный в поэме. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций парода. Образы гусляров. Понятие о фольклоризме литературы. Комментированное чтение

Знать: сюжет и содержание «Песни...». Понимать: смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным; отношение автора к изображаемому; роль фольклорных традиций в произведении. Уметь: выразительно читать произведение; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений

Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания  (с. 159–160)

Чтение статьи «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях» (с. 160–162), выразительное чтение стихотворений поэта

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании художественных образов.

Проблема гармонии человека и природы. Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании художественных образов. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллитерация), их роль в стихотворениях. Лирический герой стихотворения «Молитва». Мелодика стихотворения «Ангел». Впечатления Д.С. Мережковского от стихотворения «Ангел». Обучение выразительному чтению, анализу поэтического текста. Словесное рисование

Знать: элементы анализа поэтического текста; содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова; одно стихотворение наизусть. Понимать: авторское стремление к гармонии человека и природы. Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их жанр; сопоставлять свои впечатления от стихотворения «Ангел» с впечатлениями Д.С. Мережковского; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы 1—3 (с. 165), задание рубрики «Литература и изобразительное искусство» (с. 166)

Выразительное чтение одного из стихотворений наизусть, задания 2–3 (с. 166), выполнение иллюстрации к стихотворениям М.Ю.Лермонтова

Контрольная работа по творчеству АС Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Творчество А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы

Знать: содержание и героев произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения

Контрольная работа

Сообщение о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, чтение повести «Тарас Бульба»

Н.В. Гоголь. Товарищество и братство в повести «Тарас Бульба»

Слово о Н.В. Гоголе (сообщения учащихся). Эпоха и герои повести «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести, Нравственный облик Тараса Бульбы и eго товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу. Подвиги запорожцев в борьбе за родную землю. Развитие понятия о литературном герое. Роль портрета, интерьера в изображении героев. Изобразительно-выразительные средства (гиперболы, эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), их роль в создании образов. Комментированное чтение. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; сюжет и содержание повести «Тарас Бульба». Понимать: патриотический пафос повести; роль портрета, интерьера, изобразительно-выразительных средств в создании характеров; отношение автора к героям. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших и диалектных слов

Сообщения, вопросы к статье о Н.В. Гоголе (с. 170), выразительное чтение, характеристика героев, элементы анализа текста

Составление словарика диалектных слов из повести, проект (с. 237)

Н.В. Гоголь. Товарищество и братство в повести «Тарас Бульба»

Слово о Н.В. Гоголе (сообщения учащихся). Эпоха и герои повести «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести, Нравственный облик Тараса Бульбы и eго товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу. Подвиги запорожцев в борьбе за родную землю. Развитие понятия о литературном герое. Роль портрета, интерьера в изображении героев. Изобразительно-выразительные средства (гиперболы, эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), их роль в создании образов. Комментированное чтение. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; сюжет и содержание повести «Тарас Бульба». Понимать: патриотический пафос повести; роль портрета, интерьера, изобразительно-выразительных средств в создании характеров; отношение автора к героям. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших и диалектных слов

Вопросы и задания 1, 3-5 (с. 236)

Вопросы и задания 2, 7 (с. 236)

Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Смысл противопоставления Остапа Андрию. Осуждение предательства. Бескомпромиссность Тараса Бульбы. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в произведении. Роль пейзажа. Голос автора в повести. Своеобразие, сочность, яркость, образность языка. Сочетание юмора, драматизма, трагизма в произведении. Иллюстрации к повести

Знать: сюжет и содержание понести. Понимать: роль пейзажа, изобразительно-выразительных средств в создании образов; поэтический характер изображения природы в повести; отношение автора к героям; патриотический пафос произведения. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших и диалектных слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, художественный пересказ, вопросы и задания 2, 7 (с. 236), вопрос рубрики «Литература и другие виды искусства»

Составление устного рассказа-характеристики одного из героев повести

Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Обсуждение тем сочинения: 1. Остап и Андрий — братья и враги. 2. «Что такое Тарас?» (В.Г. Белинский) 3. Тарас Бульба — характер, рожденный временем. 4. Три смерти. 5. Лирическое и эпическое в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 6. Запорожская Сечь. Воплощение авторских идеалов. Составление плана, подбор материалов

Знать: сюжет и героев повести. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в создании образов; позицию автора, его нравственные идеалы. Уметь: писать творческие работы; анализировать текст и определять его основную мысль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Составление плана сочинения, подбор материалов

Сочинение, чтение рассказа И.С. Тургенева «Бирюк», сообщения о жизни и творчестве писателя и по рассказам цикла «Записки охотника»

И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимоотношения помещиков и крестьян. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Портретная и речевая характеристика лесника. Нравственные проблемы в рассказе. Мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Изобразительно-выразительные средства (детали, метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения), их роль в рассказе. Смысл названия рассказа. Своеобразие языка рассказа. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу

Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Тургенева; сюжет и содержание рассказа «Бирюк». Понимать: роль пейзажа, портрета в создании образов; смысл названия рассказа; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; сопоставлять описание природы у разных авторов (произведения Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева)

Сообщения, выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания 1-2, 4, 6 (с. 249)

Вопросы и задания 3, 5, 7(с. 249)

И.С. Тургенев. Понятие о стихотворениях в прозе.

Понятие о стихотворениях в прозе. «Русский язык». И.С. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворениях. Чтение статьи «В творческой лаборатории Тургенева»

Знать: особенности жанра стихотворений в прозе; содержание стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Понимать: авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Уметь: выразительно читать стихотворения в прозе; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—2 (с. 252)

Вопросы и задания 3 (с. 252), рубрика «Фонохрестоматия» (с. 252)

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» Историческая основа поэмы.

Слово о Н.А. Некрасове. Поэма «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Особенности композиции поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Речевая характеристика героев. Диалог-спор. Словарная работа. Иллюстрации к поэме

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова; историческую основу, сюжет и содержание поэмы «Русские женщины»; теоретико-литературные понятия композиция, диалог. Понимать: восхищение поэта силой духа, мужеством, самоотверженностью, настойчивостью, непреклонностью, уверенностью героини в своей правоте. Уметь: выразительно читать поэму; характеризовать героев и их поступки; анализировать эпизод поэмы; сопоставлять произведения литературы и живописи

Выразительное чтение, анализ эпизода, вопросы и задания 1—3 (с. 271)

Вопросы и задания 4-6 (с. 271)

Н.А.Некрасов. Стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...» Боль поэта за судьбу народа.

«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Значение риторических вопросов и восклицаний в стихотворениях. Изобразительно-выразительные средства, их роль в поэтических текстах. Словарная работа. Чтение статьи «Из воспоминаний А.Я. Панаевой»

Знать: содержание стихотворений «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...»; историю создания «Размышлений...»; теоретико-литературные понятия риторический вопрос, поэтическая интонация. Понимать: значение риторических вопросов и восклицаний в стихотворениях; эмоциональный накал, нравственную проблематику произведений. Уметь: выразительно читать стихотворения, определять их тему и идею; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 277–278)

Чтение отрывка наизусть

А.К.Толстой. Историческая основа баллад «Василий Шибанов», «Михайло Репнин»

Слово об А.К. Толстом. Историческая основа баллад «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел в произведениях. Конфликт «рыцарства» и самовластья. Образ Ивана Грозного. Осуждение деспотизма. Верность, мужество, стойкость Шибанова. Правдивость, мужество, благородство Репнина. Словарная работа. Чтение статьи «Из высказываний Ф.М. Достоевского о М.Ю. Лермонтове»

Знать: сведения о жизни и творчестве А.К. Толстого; историческую основу, сюжет и содержание баллад «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Понимать: нравственную проблематику произведений; позицию автора. Уметь: выразительно читать баллады; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять литературные произведения друг с другом («Песня про... купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова и баллады А. К. Толстого)

Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы 1-8 (с. 288)

Задание 10 (с. 288), чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина

М.Е. Салтыков-Щедрин«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Нравственные пороки общества.

Слово о М.Е. Салтыкове-Щедрине. Чтение вступительной статьи о писателе. Чтение статьи «Юмор, сатира. О смешном в литературном произведении». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм, тунеядство генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести...». Роль гротеска, гипербол. Речевая характеристика героев. Словарная работа. Иллюстрации к- повести

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание «Повести...»; теоретико-литературные понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония. Понимать: сатирический пафос произведения; позицию автора и его отношение к героям. Уметь: выразительно читать сказку; давать сравнительную характеристику героев; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему

Выразительное чтение, сравнительная характеристика героев, вопросы и задания 1-3 (с. 300–301), 1-4 (с. 302), 1-2 (с. 301–302, рубрика «Обогащаем свою речь»)

Чтение сказки «Дикий помещик»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» Смысл названия сказки.

«Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков. Отражение пореформенных процессов в сказке. Смысл названия сказки. Роль гротеска, гипербол в произведении. Физическое и нравственное одичание помещика. Рабское сознание мужиков. Словарная работа. Чтение статьи «Нужен ли нам Щедрин сегодня?»

Знать: сюжет и содержание сказки «Дикий помещик»; теоретико-литературные понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония. Понимать: сатирический пафос произведения: позицию автора и его отношение к герою. Уметь: выразительно читать сказку; характеризовать героя и его поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений

Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы (с. 303)

Подготовка вопросов к викторине по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина

Викторина «Что? Где? Когда?» по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина

Ответы на вопросы по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, подготовленные учителем и учениками

Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Викторина

Сообщения о Л.Н.Толстом (Ясная Поляна, Хамовники в жизни писателя), чтение повести «Детство»

Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых

Слово о Л. Н. Толстом (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе. Сообщения о музеях-усадьбах Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, Хамовниках (рубрика «Литературные места России»). Чтение статьи И.Ф. Смольникова «В середине XIX столетия...». Автобиографический характер повести «Детство». Значение темы детства в творчестве Л.Н. Толстого. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Духовная близость героя с матерью и разобщенность с отцом. Доброта, самопожертвование и преданность Натальи Саввишны. Отношения с Карлом Иванычем. Комментированное чтение. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; сюжет и содержание повести «Детство»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; роль лирических отступлений в повести. Уметь: объяснять особенности жанра автобиографической повести; выразительно читать и пересказывать повесть; характеризовать героев и их поступки; объяснять слова, называющие реалии XIX века

Сообщения, выразительное чтение, выборочный пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—2 (с. 315)

Чтение статьи Н.К. Гудзия «Как работал Толстой» (с. 323), вопросы и задания  (с. 322), 2 (с. 324), задание к статье о Л.Н. Толстом (с. 278)

Духовный мир главного героя повести Л.Н.Толстого «Детство»

Психологизм повести. Свежесть, беззаботность, любовь, вера, присущие детству. Проявления чувств героя, анализ собственных поступков, беспощадность к себе. Детство как нравственный ориентир. Комментированное чтение. Словарная работа. Иллюстрации к повести

Знать: сюжет и содержание повести; способы изображения внутренней жизни героя. Понимать: роль лирических отступлений в повести; нравственную позицию автора. Уметь: определять, от чьего лица ведется повествование; выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; сопоставлять поступки героя с его внутренним миром; сопоставлять повесть с иллюстрациями к ней

Выразительное чтение, характеристика героя, вопросы и задания  (с. 322, рубрика «Совершенствуем свою речь»)

Задание 2 (с. 324, рубрика «Обогащаем свою речь»), сообщение о жизни и творчестве А.П. Чехова, чтение рассказа «Хамелеон»

А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». Средства создания комического в рассказе

Слово об А.П. Чехове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи А.И. Ревякина о писателе, воспоминаний о нем Л.Н. Толстого, Г.И. Россолимо, И.А. Бунина, К.И. Чуковского. Сообщение о доме-музее А. П. Чехова в Москве (рубрика «Литературные места России»). Рассказ «Хамелеон» — живая картина нравов. Смысл названия рассказа. Причины перемен поведения Очумелова. Осмеяние лицемерия, чинопочитания, трусости и угодничества. Словарная работа Развитие понятия о юморе и сатире. Средства создания комического в рассказе. Динамичность композиции. Сценичность диалогов. Повторы. Точность, лаконичность, образность языка. Роль детали. «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики. Речь персонажей как средство их характеристики. Прием контраста. Понятие о «хамелеонстве». Иллюстрации к рассказу

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Хамелеон»; теоретико-литературные понятия юмор, сатира, ирония. Понимать: нравственную проблематику рассказа; сатирический пафос произведения; отношение автора к героям; роль закулисного персонажа (генерал) в рассказе. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1— 2 (с. 328), 1-2 (с. 332)

Вопросы и задания (с. 332–333)

Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»

Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Выразительное чтение по ролям рассказа «Злоумышленник». Смысл названий рассказов. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведениях. Речь героев как источник юмора. Способы проявления авторского отношения к героям. Словарная работа. Чтение воспоминаний М. Горького об А.П. Чехове. Иллюстрации к рассказам

Знать: сюжеты и содержание рассказов «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Понимать: позицию автора и его отношение к героям. Уметь: выразительно читать по ролям и пересказывать тексты; выявлять особенности стиля чеховских рассказов; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение по ролям, характеристика героев, анализ текста, вопросы и задания (с. 339)

Создание киносценария по одному из рассказов А.П. Чехова, выразительное чтение наизусть одного из стихотворений русских поэтов XIX века о родной природе

«Край ты мой, родимый край...» Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Поэтическое изображение родной природы и выражение собственного настроения, миросозерцания. Изобразительно-выразительные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Развитие понятия о лирике. Обучение анализу лирического текста. В.А. Жуковский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край...», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала...». И.А. Бунин «Родина». Репродукции картин и стихотворения на форзацах учебника

Знать: содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Понимать: настроения, выраженные авторами в стихотворениях. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи

Выразительное чтение наизусть, анализ текста, вопросы и задания 1—2 (с. 342), 1,3 (с. 345)

Чтение статей об И.А. Бунине (с. 3-7), рассказа «Цифры», задание 2 (с. 7)

И.А. Бунин. Рассказ «Цифры» Психологизм рассказа.

Слово об И.А. Бунине. Сообщение о писателе на основании высказываний К.Г. Паустовского. Рассказ «Цифры». Своеобразие образа рассказчика (рассказ от 1-го лица). Психологизм рассказа. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых, авторское решение этой проблемы. Смысл названия произведения. Комментированное чтение. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; сюжет и содержание рассказа «Цифры». Понимать: смысл названия рассказа; гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; сопоставлять рассказ с другими литературными произведениями (Л.Н. Толстой «Детство»); строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1—2 (с. 17), 1-3 (с. 17–18)

Задание «Учимся читать выразительно» (с. 18)

И.А. Бунин. Рассказ «Лапти» Образ Нефеда

Чтение и обсуждение отзывов на рассказы И.А. Бунина. Образ Нефеда: готовность к самопожертвованию, решительность, находчивость, сострадание, скромность. Роль детали (красные лапти), природы в рассказе

Знать: сюжет и содержание рассказа «Лапти». Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к герою. Уметь: выразительно читать текст; сопоставлять образ героя с образами героев других литературных произведений (Л.Н. Толстой «Детство», образ Натальи Саввишны)

Выразительное чтение, анализ текста, характеристика героя

Сообщение о жизни и творчестве М. Горького, чтение повести «Детство»

М. Горький. Повесть «Детство». «Свинцовые мерзости жизни»

Слово о М. Горьком (сообщения учащихся). Чтение статей «Из воспоминаний и писем...», «...Из писем М. Горького Павлу Максимову». Сообщение о музее-квартире писателя в Москве (рубрика «Литературные места России»). Автобиографический характер повести «Детство». Особенности повествования. Портрет как средство характеристики героев (бабушка, дед). Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Образ деда Каширина. Изображение быта и характеров. «Неумное племя». Составление плана характеристики литературного героя. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Горького; сюжет и содержание повести «Детство». Понимать: отношение автора к героям. Уметь: пересказывать сюжет повести; характеризовать героев и их поступки; составлять план повести; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять повесть с другими литературными произведениями (Л.Н. Толстой «Детство», И.А. Бунин «Цифры»); выяснять значение незнакомых слов

Сообщения, вопрос и задание к воспоминаниям и высказываниям о М. Горьком (с. 22), аналитический пересказ, элементы анализа текста, составление плана характеристики героя, вопросы и задания 1-3 (с. 84)

Вопросы и задания 4 (с. 84), 1-2 (с. 89, рубрика «Совершенствуем свою речь»)

М. Горький. Повесть «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Роль антитезы в изображении семьи Кашириных. Контраст между добротой и жестокостью, справедливостью и несправедливостью. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. Иллюстрации к повести. Обсуждение тем и планов сочинения

Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: идею произведения (влияние детства на формирование характера, вера в человека, его творческие силы); позицию автора и его отношение к героям. Уметь: определять тему и пересказывать сюжет повести; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Аналитический пересказ, характеристика героев по плану, вопросы и задания 4 (с. 84), 1-2 (с. 89, рубрика «Совершенствуем свою речь»)

Задание 3 (с. 89, рубрика «Совершенствуем свою речь»)

Анализ эпизода повести М. Горького «Детство»

Обучение анализу эпизода. Тема эпизода, его место в композиции. Роль эпизода в раскрытии идеи произведения. Герои, их поступки и взаимоотношения. Речевая характеристика героев. Роль деталей, портрета, пейзажа, изобразительно-выразительных средств в повести. Автор-рассказчик

Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: роль деталей, портрета, пейзажа в повести; значение эпизода в раскрытии идеи произведения; роль автора-рассказчика; отношение автора к героям. Уметь: выделять эпизод в тексте произведения, пересказывать его, определять тему, место и значение в композиции произведения; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Аналитический пересказ, характеристика героев, анализ текста

Задание рубрики «Литература и другие виды искусства» (с. 85), вопросы и задания 1—3 (с. 84–85)

Легенда о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Понятие о романтическом характере. Легенда о Данко как утверждение подвига во имя людей. Романтический сюжет легенды и романтический образ Данко. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гиперболы), их роль в произведении. Контраст света и тьмы. Черты фольклора в легенде. Иллюстрации к легенде

Знать: сюжет и содержание легенды о Данко; теоретико-литературные понятия легенда, романтический герой. Понимать: идею легенды (идея подвига во имя общего счастья); позицию автора и его отношение к герою. Уметь: выразительно пересказывать легенду, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять легенду с иллюстрациями к ней; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Вопросы и задания 1—3 (с. 84–85), 4-5 (с. 85)

Чтение рассказа Л.Н. Андреева «Кусака»

Л.Н.Андреев. Рассказ «Кусака» Чувство сострадания к братьям нашим меньшим.

Своеобразие личности Л.Н. Андреева. Чтение воспоминаний К.И. Чуковского о писателе. Значимость проблем, поставленных Л.Н. Андреевым. Развитие в его творчестве традиций русской классической литературы. Рассказ «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим. Бессердечие героев. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Ведущая роль олицетворения

Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Андреева; сюжет и содержание рассказа «Кусака»; способы создания образа Кусаки. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в настроении и поведении героев; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Аналитический пересказ, характеристика героев, вопросы и задания 1-2 (с. 92–93), 1-4, 6 (с. 101)

Задание 5 (с. 101), сообщение о жизни и творчестве В.В. Маяковского

В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

Слово о В,В. Маяковском (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе. Сообщение о Государственном музее В.В. Маяковского в Москве (рубрика «Литературные места России»). Чтение статьи «В творческой лаборатории В.В. Маяковского». «Необычайное приключение...». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма. Словотворчество Маяковского. Яркая метафоричность произведения. Юмор в стихотворении. Роль фантастики. Своеобразие художественной формы стихотворения, ритмики и рифмы. Изобразительно-выразительные средства (гиперболы, метафоры, олицетворения, эпитеты, звукопись), их роль в поэтическом тексте. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве В.В. Маяковского; теоретико-литературные понятия ритмика, рифма. Понимать: гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно читать стихотворение, определять его тему (назначение поэзии) и идею (противостояние серости жизни); характеризовать героев и их поступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять стихотворение с иллюстрациями к нему

Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1—2 (с. 111), 1-2 (с. 111-112), 1–2 (с. 114, рубрика «Обогащайте свою речь»), вопросы рубрики «Литература и другие виды искусства» (с. 114)

Выразительное чтение стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

В.В. Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Два взгляда на мир

«Хорошее отношение к лошадям». Своеобразие стихотворного ритма. Яркая звукопись, игра слов. Понятие о лирическом герое. Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя. Злободневность стихотворения. Изобразительно-выразительные средства (гиперболы, звукопись), их роль в стихотворении

Знать: теоретико-литературные понятия лирический герой, ритмика, ритм, звукопись. Понимать: гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно читать стихотворение, определять его тему (противостояние гуманизма и бессердечия) и идею (сочувствие, сострадание, добро вселяют веру в жизнь); находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1—5 (с.  114), 1 (с. 113)

Чтение рассказа А.П. Платонова «Юшка»

А.П. Платонов. Рассказ «Юшка» Осознание необходимости сострадания и уважении к человеку.

Слово об А.П. Платонове. Чтение вступительной статьи о писателе. Рассказ «Юшка». Особенности жанра произведения. «Юшка» и произведения фольклора - общее и различное. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. «Детскость» героя. Речевая характеристика героя. Осознание необходимости сострадания и уважении к человеку. Роль образов природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетворения, эпитеты), их роль в рассказе. Составление плана рассказа.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Юшка». Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; роль образов природы в рассказе. Уметь: определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять рассказ с фольклорными произведениями

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы 1—2 (с. 118), 1,3 (с. 125–126)

Вопросы и задания (с. 126)

А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» Вечные нравственные ценности.

Автобиографичность рассказа «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Вечные нравственные ценности. Положительный герой. Талант мастера и человека в рассказе. Идея доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова. Смысл названия рассказа. Роль изобразительно-выразительных средств в рассказе. Словарная работа

Знать: сюжет и содержание рассказа «В прекрасном и яростном мире». Понимать: гуманистический пафос и смысл названия произведения; отношение автора к героям; своеобразие языка рассказа. Уметь: определять тему и идею рассказа; выделять в тексте отдельные эпизоды и пересказывать их; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов

Вопросы и задания (с. 140-141)

Чтение статей о Б.Л. Пастернаке (с. 142-144), вопросы и задания 1—3 (с. 146)

Б.Л. Пастернак. Картины природы, преображенной поэтическим зрением

Слово о Б.Л. Пастернаке. Стихотворения «Никого не будет в доме...», «Июль». Картины природы, преображенной поэтическим зрением Б.Л. Пастернака. Способы создания поэтических образов (олицетворения, сравнения, метафоры, перифразы, звукопись). Единение с природой в творчестве Б.Л. Пастернака. Словесное рисование

Знать: сведения о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака; содержание стихотворений «Никого не будет в доме...», «Июль». Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 146)

Чтение автобиографической статьи А.Т. Твардовского (с. 148-149), статей «Из воспоминаний об А.Т. Твардовском», «Уроки Твардовского» (с. 150-151), задание 1  (с. 154)

А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике поэта.

Слово об А.Т. Твардовском. Философские проблемы в лирике поэта. Развитие понятия о лирическом герое. Образы природы в стихотворениях «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Память поколений. Художественные средства, передающие состояния природы и человека. Подведение итогов жизни. Размышления поэта о судьбе, смысле жизни

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; теоретико-литературное понятие лирический герой. Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях; философскую проблематику произведений. Уметь: выразительно читать стихотворения; определять их темы; сопоставлять литературные произведения друг с другом (Б.Л. Пастернак «Июль», А.Т. Твардовский «Июль — макушка лета...»); находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 150–151), 1 (с. 154)

Задание 2 (с. 154), чтение раздела «Час мужества» (с. 155-162)

Час мужества

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, А.А. Суркова, Н.С. Тихонова и др. Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне

Знать: особенности жанра интервью; содержание стихотворений о Великой Отечественной войне. Понимать: чувства, настроения, интонации, выраженные в стихотворениях, их смену; высокий, патриотический пафос произведений; роль поэзии и искусства вообще в военное время. Уметь: формулировать вопросы для интервью; готовить интервью с участником Великой Отечественной войны; выразительно читать стихотворения

Выразительное чтение, вопросы 2 (с. 154), 1 (с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)

Задание 1 (с. 164,  рубрика «Совершенствуйте свою речь»), чтение рассказа Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади»

Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чем плачут лошади» Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа

Слово о Ф.А. Абрамове. Чтение вступительной статьи о писателе. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа «О чем плачут лошади». Разговор автора-рассказчика с Рыжухой. Олицетворение как средство раскрытия образов. Роль диалога в композиции рассказа. Горечь автора от утраты народных традиций, искренности, связи человека и природы. Литературные традиции в рассказе. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Абрамова; сюжет и содержание рассказа «О чем плачут лошади»; понятие литературная традиция. Понимать: смысл названия рассказа; гуманистический пафос произведения; позицию автора. Уметь: определить тему и идею рассказа; пересказывать эпизоды; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать литературные традиции в рассказе (А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, А.П. Чехов и др.); выяснять значение незнакомых слов и выражений

Вопрос к статье о Ф.А. Абрамове, аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания (172–173)

Чтение статьи «Из автобиографии» Е.И. Носова (с. 174-176), рассказа «Кукла»

Е.И.Носов. Нравственные проблемы рассказа «Кукла» («Акимыч»).

Слово о Е.И. Носове. Нравственные проблемы рассказа «Кукла» («Акимыч»). Роль антитезы в рассказе. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Смысл названия рассказа. Сопоставление стихотворения К.К. Случевского «Кукла» с рассказом Е.И. Носова. Обучение целостному анализу эпического произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве Е.И. Носова; сюжет и содержание рассказа «Кукла» («Акимыч»). Понимать: смысл названия рассказа; гуманистический пафос произведений; позицию автора (боль за человека, горечь от утраты нравственных ценностей). Уметь: определять тему и идею рассказов; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом (К.К. Случевский «Кукла», Е.И. Носов «Кукла»)

Анализ текста, сравнительный анализ произведений, вопросы и задания (с. 176, 182)

Чтение рассказа «Живое пламя»

Е.И.Носов. Рассказ  «Живое пламя» Смысл названия рассказа.

Рассказ «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Память о войне. Смысл названия рассказа. Обучение целостному анализу эпического произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве Е.И. Носова; сюжет и содержание рассказа «Живое пламя». Понимать: смысл названия рассказа; гуманистический пафос произведений; позицию автора (боль за человека, горечь от утраты нравственных ценностей). Уметь: определять тему и идею рассказов; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Анализ текста, вопросы и задания (с. 185)

Чтение автобиографической статьи Ю.П. Казакова (с. 186-187), статьи «Писатели и критики о рассказах Ю.П. Казакова» (с. 187), рассказа «Тихое утро»

Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро» Речевая характеристика героев.

Слово о Ю.П. Казакове. Рассказ «Тихое утро». Особенности характеров героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Роль пейзажа в рассказе. Взаимоотношения детей. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Речевая характеристика героев. Роль диалога в композиции. Изобразительно-выразительны с средства, их роль в произведении. Словарная работа. Чтение статьи «Из рассказа Ю. Казакова "О мужестве писателя"»

Знать: сведения о жизни и творчестве Ю.П. Казакова; сюжет и содержание рассказа «Тихое утро». Понимать: нравственную проблематику произведения; отношение автора к героям; искренность писателя. Уметь: анализировать рассказ; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в настроении и поведении героев; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Комментированное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—3 (с. 201), 1 (с. 202)

Задания 4 или 5 (с. 201), 2 (с. 202), чтение главы из книги Д.С. Лихачева «Земля родная»

Д.С. Лихачев. Главы из книги «Земля родная» Значение публицистики Д.С. Лихачева

Слово о Д.С. Лихачеве — ученом, гражданине. «Земля родная» — духовное напутствие молодежи. Д.С. Лихачев о традициях, сокровищах прошлого, о формировании человека в детстве и юности, об открытости русской культуры, о ценности языка, об умении хорошо говорить и писать, о правилах публичного выступления. Публицистика. Воспоминания. Понятие о жанре мемуаров. Значение публицистики Д.С. Лихачева

Знать: сведения о жизни и творчестве Д.С. Лихачева; понятия публицистика, мемуары; содержание цикла «Земля родная». Понимать: значение трудов Д.С. Лихачева; нравственную проблематику, публицистический, патриотический пафос произведения. Уметь: анализировать текст; воспринимать напутствия и советы Д.С. Лихачева

Комментированное чтение, вопросы 1—3 (с. 209)

Задания рубрик «Обогащайте свою речь» и «Проект» (с. 210)

Искусство моего родного края

проект

Знать/ понимать: основные направления и имена выдающихся представителей различных видов искусства, работавших в регионе в различные исторические периоды; памятники материальной и духовной культуры региона; виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших Рязанский край. Уметь: выделять регионально значимые черты творческого наследия рязанских авторов; показывать элементарную обученность навыкам работы с источниками, преобразования информации в продукт (реферат, доклад, презентацию, проект и.т.п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства; организации личного и коллективного досуга; высказывания собственного суждения о деятелях искусства Рязанщины через анализ их произведений.

   Работа с источниками, преобразование информации в продукт (реферат, доклад, презентацию, проект и.т.п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности

Чтение рассказа М.М. Зощенко «Беда», задания 2, 5 (с. 216–217)

М.М.Зощенко. Рассказ «Беда» Несоответствие реальности и мечты в рассказе

Слово о М.М. Зощенко. Гоголевские традиции в творчестве М.М. Зощенко. Влияние М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова на творчество М.М. Зощенко. Своеобразие языка писателя. Несоответствие реальности и мечты в рассказе «Беда». Смешное и грустное в произведении. Способы создания юмористического (значимые название деревни, фамилия героя, игра на несоответствии, диалог)

Знать: сведения о жизни и творчестве М.М. Зощенко; сюжет и содержание рассказа «Беда». Понимать: сатирический пафос произведения; особенности авторской иронии; отношение автора к герою. Уметь: выразительно читать и анализировать рассказ, определять его тему и идею; характеризовать героя и его поступки

Пересказ, выразительное чтение по ролям, анализ текста, вопросы 1, 3, 4 (с. 216–217)

Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений поэтов XX века о родной природе, вопросы и задания 1 (с. 219), 1–3 (с. 229)

«Тихая моя Родина...». Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

Единство человека и природы. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. Чтение фрагмента статьи К. Г. Паустовского «Заметки о живописи». Единство людей и природы перед волшебством обновления в стихотворении В.Я, Брюсова «Первый снег». Одиночество, скрашенное природой, в стихотворении Ф.К. Сологуба «Забелелся туман за рекой...». Одухотворение природы в стихотворении С.А. Есенина «Топи да болота...». Философские размышления в стихотворении Н.А. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой...». «Смертная связь» человека с малой родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя Родина». Развитие понятия о лирике

Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Понимать: лирический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—2 (с. 219), 1-2 (с. 229), 1-2 (с. 229–230, рубрика «Литература и живопись»)

Чтение раздела «Песни на стихи русских поэтов XX века» (с. 231-236), задания 1–2 (с. 237), сообщения об И.А. Гофф, А.Н. Вертинском, о Б.Ш. Окуджаве

Песни на стихи русских поэтов XX века

Сообщения об И.А. Гофф, Б.Ш. Окуджаве, А.Н. Вертинском. Лирические размышления о жизни, времени и вечности в стихотворениях И.А. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджавы «По Смоленской дороге», А.Н. Вертинского «Доченьки». Изобразительно-выразительные средства, характерные для лирических песен (повторы, рефрен (припев), образный параллелизм). Прослушивание песен в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о творчестве русских поэтов XX века; содержание песен; одну песню наизусть. Понимать: лирический пафос песен-стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; оценивать исполнительское мастерство; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Сообщения, выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания (с. 237)

Подготовка к контрольной работе

Итоговая контрольная работа

Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы

Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому; пафос произведений. Уметь: пересказывать сюжеты, отдельные эпизоды прочитанных произведений; анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки

Контрольная работа

Чтение раздела «Из литературы народов России» (с. 238-240)

Из литературы народов России. Творчество Р. Гамзатова

Слово о Р. Гамзатове. Размышления поэта об истоках и основах жизни в стихотворениях «О моей родине», «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю..,». Особенности художественной образности Р. Гамзатова. Любовь к малой родине, гордость за неё

Знать: краткие сведения о жизни и творчестве Р. Гамзатова; содержание стихотворений поэта. Понимать: патриотический пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы (с. 240)

Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Р. Бёрнса, задание 2 (с. 245)

Р. Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения

Слово о Р. Бёрнсе. Герои стихотворений Р. Бёрнса. Мастерство переводов С.Я. Маршака. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности, об истинных ценностях. Противопоставление бедности и богатства, чести и бесчестия. Чтение и обсуждение других стихотворений поэта

Знать: краткие сведения о жизни и творчестве Р. Бёрнса; содержание стихотворений поэта; одно стихотворение наизусть. Понимать: сатирический, гуманистический пафос стихотворений; значение просторечной лексики в произведениях. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания 1–2 (с. 247)

Задание 3 (с. 247), сообщение о жизни и творчестве Дж. Г. Байрона

Дж.Г. Байрон. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!..»

Слово о Дж.Г. Байроне (сообщения учащихся). Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!..». Прославление подвига во имя свободы Родины. «Высокая» лексика стихотворения. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению

Знать: краткие сведения о жизни и творчестве Дж.Г. Байрона; содержание стихотворения «Ты кончил жизни путь, герой!..». Понимать: патриотический пафос стихотворения; значение «высокой» лексики в произведении. Уметь: выразительно читать стихотворение

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, задания (с. 247)

Чтение раздела «Японские трехстишия (хокку)» (с. 248-254), задание 2

Японские трехстишия (хокку)

Особенности жанра хокку (хайку). Жизнь природы и жизнь человека в их нерасторжимом единстве. Лаконичные поэтические картины. Близость хокку к искусству живописи. Зрительные и звуковые образы в хокку. Хокку Мацуо Басё, Кобаяси Исса. Философичность хокку.

Знать: особенности жанра хокку. Понимать: лирический, философский пафос японских трехстиший. Уметь: воспринимать и выразительно читать стихотворения, раскрывать их смысл; создавать собственные трехстишия

Выразительное чтение, элементы анализа текста, задание 1 (с. 254)

Чтение статьи об О. Генри  и рассказа «Дары волхвов» (с. 262), задания  (с. 263)

О.Генри. Новелла «Дары волхвов»

Слово об О. Генри. Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. Сила любви и преданности, жертвенность во имя любви в рассказе «Дары волхвов». Особенности стиля писателя (лаконичность, динамичность сюжета, яркие герои, мягкий юмор, ироничность, непосредственность интонации, неожиданная концовка). Смысл названия рассказа. Иллюстрации к рассказу

Знать: сведения о жизни и творчестве О. Генри; сюжеты и содержание рассказа «Дары волхвов» и других произведений писателя. Понимать: смысл названия рассказа; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно пересказывать текст и читать его по ролям; оценивать актерское чтение; характеризовать героев и их поступки; определять голос автора в рассказе; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Выразительный пересказ, чтение по ролям, задания  (с. 263)

Чтение статьи о Р.Д. Брэдбери (с. 264-268), рассказа «Каникулы»

Р. Брэдбери «Каникулы»

Слово о Р. Брэдбери. Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Знать: жизнь и творчество Р. Д. Брэдбери; идейное своеобразие произведения; содержание художественного произведения; понятия «фантастика» и «фэнтези». Уметь: анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами; анализировать поступки персонажей произведения; формулировать вопросы по произведению; воспроизвести программное произведение, его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям.

Выразительное чтение, элементы анализа текста

Чтение статьи учебника (с. 278–279), задания к ней.

Итоговый урок

Подведение итогов года. Задания для чтения летом

Знать: содержание и героев произведений, изученных в 5—7 классах. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания по материалу, изученному в курсе литературы 7 класса

Список литературы для чтения летом

Резервный

Резервный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...