Сложность взаимоотношений взрослых и детей по рассказу И.А. Бунина «Цифры»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Рыжкова Татьяна Николаевна

Урок развития речи в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytyh_mysley.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Автор работы учитель русского языка и литературы Рыжкова Татьяна Николаевна
Урок открытых мыслей

Сложность взаимоотношений взрослых и детей по рассказу И.А. Бунина «Цифры»

Цель: развитие речи учащихся средствами монолога, диалога, полилога с использованием различных форм чтения.

«Вернется ли когда-нибудь та свежесть , беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладали в детстве,» Л.Толстой

Ход урока.

  1. В учебнике 7 класса есть несколько произведений, в той или  иной степени соприкасающихся с темой «детства». Это и гуманные наставления Владимира Мономаха,  и повесть Л.Толстого «Детство», в которой раскрыт особый мир детей и взрослых в дворянской семье, и повесть Дж. Олдриджа . Последний «дюйм»  о жестоких отношениях отца и сына ,способствующих взрослению ребенка ,и другие произведения ,с которыми мы еще будем знакомиться . Все они помогают осознать проблемы общения детей и взрослых, проблемы воспитания ,формирования характера человека.

В рассказе Бунина «Цифры» ,с содержанием которого вы познакомитесь, вводит читателей в сложный мир взаимоотношений взрослых и детей .

Прислушаемся к голосу автора ,попробуем осознать ,чем интересны характеры героев ,их поступки ,что хотел автор открыть для нас.

-Чтение наизусть отрывка из рассказа. (гл.1 до слов «но это была слишком крупная ссора»)

-Ученица прочитала начало рассказа.

Скажите, какое местоимение встретится в каждом предложении этого отрывка? (ты)

-От чьего лица ведётся повествование? (ответы)

-Почему же в этом рассказе от первого лица постоянное «ты»? К кому же обращается герой-повествователь? (Ты - это главный  герой рассказа. Возникает ощущение,  будто обращаются к каждому из нас.)

-Мы становимся свидетелями чьего-то оправдания. Тебе что-то хочет объяснить взрослый человек, перед тобой в чём-то повиниться, с твоей детской помощью понять в жизни то, чего не понимал раньше.

Например, не случайно Бунин разбил свой рассказ на отдельные главки, каждая должна стать для нас ступенькой на пути к пониманию всего происходящего, да и самих себя.

2.
-Обратимся к 1 главе. что можете сказать об отношениях дяди и мальчика ,

-Почему именно к дяде, а не к маме и не к  бабушке обратился Женя с просьбой показать цифры? (ответы)

-С чего же началось то, что и через годы не даёт покоя этому безымянному взрослому дядюшке? Попробуем понять это, наблюдая инсценирование отрывка из 2 главы.

-Сценка (2 учащихся). Диалог дяди и Жени.

-Почему произошёл конфликт между героями? (Ответ)

-Чем вызвана просьба мальчика?

-Почему же дядя не пошёл ему навстречу?

-На какое  мудрое правило дядя ссылается, оправдывая себя? («Вредно, не полагается  баловать детей») (зачитать)

-(Были ли в вашей жизни такие ситуации, когда взрослые отмахнулись от вас в трудную минуту? Если да, то поднимите руки. (Реакция учащихся)

3.
-Продолжим читать Бунина, следуя за автором.(3 глава)

-Какой  поступок мальчика вывел дядю из себя? (Зачитать до слов «…Крикнул в такт»)

-В чем ,по-вашему ,был виноват мальчик?

-Можно ли добиться  от жизни чего-нибудь таким поведением?

-Почему же Женя протестует?(У него немного жизненного опыта, не понимает ,почему ему отказывали)

-Какие слова находит автор для выражения чувств ребенка?(гл.3)

-Владеет ли собой дядя после объявленного бунта?((Зачитаем главу 3)(оценить)

-Только ли для детей написан рассказ, чтобы показать, как не надо себя вести или….?(10-20)

-Сочувствуют ли взрослые Жене? Какие примеры их переживаний видим в 4 главе?

      -Почему же не утешили?(Соблюдать правила воспитания для них важнее, чем порыв сердца)

4.
Обратимся к эпиграфу
-Эпиграфом к уроку стали слова Л.Толстого  из произведения «Детство»(читаем)

- О чем, по мысли великого  писателя, порой забывают взрослые? (о том, что были маленькими, забывают  о своих детских радостях и горестях, превратились в строгих дядей и тетей)

-Глава 4 начинается необычно, с вопроса: «И мы тотчас помирились? – спрашиваешь ты»

-Как вы думаете, помнит ли мальчик « что произошло в тот зимний вечер?(Нет)

-А почему забыл?(ответы)

-А взрослый?(ответы)

-Почему после конфликта с Женей дядя стал анализировать свою жизнь?(Это помогло ему критически взглянуть на себя)

-О чем он размышлял в главе?

-Кто же виноват в ссоре мальчика и дяди?

-На чьей стороне автор? А вы? (Размышления)

-Кто первым пошел на примирение? Каким он становится?(ответы)

-Удовлетворен ли дядя?

5.
ИТОГИ. В тот вечер дядя научил мальчика писать цифры. А сам он получил от мальчика урок?
-Что ,по-вашему, должно быть в основе отношений мальчики и дяди?
- А какие выводы на взрослые выводы вы сделаете для себя?
 (Ответы ) ( Помогать  открыть  нам непростую арифметику  чувств? ) Работа с магнитной доской, заготовленные учителем трафареты с ответами)
-Интервью корреспондента  школьной газеты «Тусовочка»
Вопрос детям «Легко ли быть ребенком?»
Вопрос гостям «Легко ли быть взрослым?»
Оценки за работу на уроке.
Домашнее задание. Бунин  «Лапти», стр. 197-199








Использованная литература:
Бунин в школе. О.Ю. Богданова. – Книга для учителя. Дрофа. Москва.2007
В творческой лаборатории И.А. Бунина. – Сборник статей.
И.А.Бунин. Рассказ «Цифры»