ТЕМА: «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ»
методическая разработка (5 класс) по теме

Крохина Елена Фёдоровна

ЦЕЛЬ: создать условия для осознания родителями и детьми, что СЕМЬЯ – это единое целое, связанное чувством любви и ответственности друг за друга.

 

ЗАДАЧИ:

  • Обсудить с родителями и детьми проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;
  • Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий27.75 КБ
Office presentation icon презентация1.53 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ»

ЦЕЛЬ: создать условия для осознания родителями и детьми, что СЕМЬЯ – это единое целое, связанное чувством любви и ответственности друг за друга.

ЗАДАЧИ:

  • Обсудить с родителями и детьми проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;
  • Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ: родительское собрание с участием детей.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: беседа, обсуждение, сюжетная игра, тестирование, тренинг.

ОБОРУДОВАНИЕ: мелодия "Вечная любовь" мелодия из к/ф "Тегеран-43" (Шарль Азнавур), магнитофон, мультимедийное оборудование.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: выбрать артистичного ребенка для роли Петрушки и выучить с ним слова, подготовить анкеты (приложение 1), подобрать антураж для сценки (кепка для папы, платок для мамы, портфель для ребенка), подобрать красивые ленточки для инсценировки «Запрета», распечатать памятку (приложение 2).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

(Звучит приглушенно мелодия "Вечная любовь" из к/ф "Тегеран-43" (Шарль Азнавур). Классный руководитель встречает родителей с детьми и рассаживает: родителей в левую сторону,  детей в правую)

- Добрый день, уважаемые родители и дети. Благодарю Вас, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание. Тема нашей встречи: «Взаимоотношение взрослых и детей». На данный момент тема очень актуальна, на мой взгляд, она интересна и Вам, и Вашим детям.  Надеюсь, что некоторые вопросы вы увидите под другим углом.

- Сегодня мы постараемся выяснить, что такое наказание и поощрение, как грамотно пользоваться этим видом воспитания.

(Мелодия заканчивается)

- Я Вас попрошу обхватить правой рукой левую руку возле кисти. Прислушайтесь.…  Под пальцем Вы ощутите пульс – биение Вашего сердца. Его жизнь и работа зависит от того, насколько вы счастливы.

-Ребята, что такое счастье? ( Кл.руководитель выслушивает мнение детей)

-А что такое счастье на Ваш взгляд, уважаемые родители? (мнение родителей)

- Ребята, когда Вы чувствуете себя счастливыми? (Мнение детей)

- А Вы, мамы и папы? (Рассуждения родителей)

- Столько разных мнений и каждый из Вас прав!

 Кл.руководитель:      Папа в зеркало глядит;

                                     Свитер как на нём сидит?

                                     Мама ловит папин взгляд:

                                     Папа рад или не рад?

                                     Папа рад и мама рада!

                                     Если в доме каждый рад,

                                     Значит в доме мир да лад!

- А сейчас мы проверим, всегда ли у Вас лад в семье?

- На экране Вы видите лица, выражающие разные эмоции. Я Вам задаю вопрос – а Вы даете ответ, выбирая необходимое личико, заполняете на готовых макетах, которые находятся у Вас на столах. (Приложение 1)

Классный руководитель задает вопросы родителям и одновременно детям.

1. С каким лицом вы встречаете своего ребенка со школы? (С каким лицом Вас встречают родители?)

2. С каким лицом Вы чаще всего общаетесь со своим ребенком? (Общаетесь Вы с родителями?)

3. С каким лицом Вы должны общаться друг с другом?

- Я увидела Ваши результаты и мне хочется Вам пожелать, чтобы Ваши лица в семье всегда были счастливыми.

- Но есть ситуации, когда надо проявить твёрдость.

- Как Вы считаете, уважаемые родители, нужны ли в воспитании детей поощрения и наказания? Почему? (Мнение родителей)

- Итак, поощрения и наказания нужны. Но важно уметь пользоваться этими средствами.

- Какие средства поощрения вы знаете и используете в воспитании? (Высказываются как родители, так и дети)

- Спасибо Вам за Ваши откровенные высказывания.

    Поощрения мы можем разделить на три категории:

  1. Одобрения ребенок очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Как можно одобрить ребёнка?
  2. Похвала – способствует воспитанию у ребёнка веры в собственные силы. Как можно похвалить ребёнка?
  3. Доверие – это проявление уважения к ребёнку. Самое ценное, что может быть между ребёнком и взрослым.

Помните: поощрять ребёнка надо не за сам факт выполнения обязанностей, а за то, с каким старанием и прилежанием он выполнил эту работу.

(Стук в дверь, появляется Петрушка)

Петрушка:   - Здравствуйте, дорогие родители!

                         А подраться со мной, не хотите ли?

Кл.руководитель:  - Как тебе Петрушка не стыдно. Ты пришел на  

                                  родительское собрание, а ведешь себя так

                                  некрасиво. Ведь дерутся невоспитанные люди.    

                                  Ты-то у нас не такой?

Петрушка:   -Ой, мамулечки-папулечки, я пошутил.

                        Простите меня, пожалуйста. А какое у Вас  

                        собрание?

Кл.руководитель:  -Сейчас, Петрушка, мы говорим о том, как

                                  наказывать непослушных детей и нужно ли их    

                                  вообще наказывать?

Петрушка:   -А-а-а! Понятно. О воспитании говорите. А можно

                        мне принять участие?

Кл.руководитель:  - Можно. А что ты нам можешь предложить?

Петрушка:   -Я хочу с Вами поиграть и познакомить Вас с одной

                        семьёй. Вот они…

(Петрушка выбирает 2 родителей, 1   ребёнка). Папа надевает кепку, мама – платок на плечи, ребёнок – портфель. На

листе написана сценка, участники с  выражением читают, подыгрывая друг другу.)

Сценка.

Степа: Что мне делать с папой, с мамой?

Папа как ребенок малый, мама тоже.

Тяжело. Трудно!

Где ответы им возьму,

Если слышу поминутно:

“Почему, да почему?”.

Мама: Почему ты не серьезный?

Папа: Почему пришел так поздно?

Мама: Почему подрался с Вовой?

Папа: Почему две двойки снова?

Мама: Почему не учишь русский?

Степа: - Как им все растолковать?

                 Ничегошеньки не знают.

                Эх! Да если б знал я сам…

Петрушка (подыгрывает мальчику):  

Степа, начиная драку с папой,
Затевая с мамой бой,
Постарайся сдаться маме,
Папа пленных не берет!

- Спасибо Вам за участие, присаживайтесь.

Кл.руководитель:  -А какие средства наказания Вы знаете? (Мнения родителей и детей)

Кл.руководитель:  - Виды наказания:

  • Замечание;
  • Лишение удовольствий и развлечений;
  • Лишение доверия;
  • Запрет;

Кл.руководитель:  - Каждый ребёнок приходит на Землю со своей миссией. Что же делаем мы взрослые? Ответить мне на этот вопрос поможете Вы.

(приглашается 1родитель и 2 детей)

Я говорю запрет, а вы, ребята, связываете ту часть тела, на которую наложен запрет:

1. Не бегай и не прыгай… (связывают ноги)

2. Не трогай то, не трогай это… (связывают руки)

3. Не слушай, это не для тебя…                   (одновременно

4. Не кричи, не разговаривай громко…         уши, рот, глаза

5. Не смотри этот фильм…                             платком)

- Давайте спросим нашего родителя, как он себя чувствует? (Высказывает, что ему очень некомфортно)

Петрушка помогает родителю развязать банты, в это время кл.руководитель продолжает:

-Это не просто слова, это – метод воспитания. Проявляя свою родительскую власть, мы - взрослые не думаем о том, что в нашей силе – наша слабость! Убедить своего ребёнка, быть доказательным – гораздо труднее, чем ему навязать свою волю и заставить его подчиниться родителям.

Помните: когда вы наказываете ребёнка, оцените его проступок. Наказание должно быть соразмерным его поступку.

- Для понимания этой проблемы я хочу провести с Вами ещё одну игру: «Кто – какой». Я Вам предложу два слова, назовите Ваши ассоциации на эти слова: «дети» - «Взрослые» (мнения)

-А вот мнения наших школьников и родителей:

Дети - это  игрушки, смех, школа, шалости, радость, веселье, движение.

Взрослые – ругаются, кричат, работают, заботятся, не пускают на улицу, воспитывают.

Уважаемые родители, не пора ли нам задуматься?

Насилие и принуждение в воспитании сказываются на характере ребенка. Это приводит к тому – он перестает быть живым и жизнерадостным. Давайте сделаем вывод – главный метод воспитания – это убеждение. Говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, будьте тактичны, убеждая его. Тогда Ваши мысли станут его мыслями, Ваши стремления станут его стремлениями.

- Как Вы считаете, нужны ли физические наказания? Бить или не бить – вот в чём вопрос? (Не дожидаясь ответа, кл.руководитель рассказывает факты)

Парламент в Англии решил – бить! Для этого даже специальные ремни придумали. В Европе не модно даже в угол ставить.

-Петрушка подключается к беседе: - Есть у меня от прабабушек далекий совет старинный, но полезный для современных мам и пап: детей наказывай стыдом, а не кнутом!

Кл.руководитель: -Спасибо, тебе Петрушка. А давайте озвучим русскую народную мудрость о семье (на экране появляются поговорки, присутствующие дети и родители зачитывают их вслух):

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что и клад, когда в семье лад.

Ребёнок что воск: что хочешь, то и сольешь.

Лучше матери – друга не сыщешь.

Почитай старых: сам будешь стар.

Петрушка: -Ой, уважаемые папочки и мамочки, дорогие ребята. Меня дома заждались мама и папа – они очень волнуются и мне пора идти домой. Спасибо Вам, до встречи. (Петрушка убегает)

Кл.руководитель: - Я Вам предлагаю в домашней обстановке познакомиться с правилами общения в семье, обсудить их.

(На партах – памятка «Правила общения в семье», которую родители забирают с собой (приложение 2)

Звучит мелодия "Вечная любовь" из к/ф "Тегеран-43" (Шарль Азнавур)

Кл.руководитель:             Что такое счастье?

                                            Это очень просто:

                                            Это когда люди

                                            Зажигают звёзды,

                                            Это, когда в мире

                                            От тебя теплее!

                               Своя семья – самые лучшие друзья.

- Я предлагаю Вам подойти к своему ребёнку и обнять его.

Пусть в этих объятиях будет самая крепкая семья!

(Родители и дети подходят друг к другу и обнимаются)

-Спасибо, большое.

Приложение 1

Приложение 2

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ

  • Уважать друг друга.
  • Считаться с мнением родителей.
  • Считаться с мнением ребёнка.
  • Стараться не огорчать родителей учебой или поступками.
  • Честно признаваться в совершенных поступках.
  • Оценивать поступок ребёнка, и не личность.
  • Учитывать возможности семейного бюджета в своих требованиях к родителям в покупке вещей и исполнении своих желаний.
  • Не держать на родителей обиды, уметь прощать их.
  • Родители должны быть твёрды в  требованиях, но добрыми.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимоотношения взрослых и детей « У ребёнка своё особое умение думать и чувствовать, нет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим.» Ж.Ж.Руссо.

Слайд 2

«Любовь – это встреча навсегда.» «Мать – теплица любви. Отец – открыватель возможностей. Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение.» О.Бальзак.

Слайд 3

«Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни.» Дж.Дьюи. «Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.» Марк Аврелий. «Гораздо легче стать отцом, чем им остаться.» В.О. Ключевский.

Слайд 5

Наказание - это причинение вреда причиняющему вред. Похвала - педагогический домкрат. В. Г. Кротов

Слайд 6

Поощрения: Одобрение Похвала Доверие

Слайд 8

Наказания: Замечание Лишение удовольствий, развлечений Запрет

Слайд 9

Каждый Ребенок приходит на Землю со своей миссией. Что же делаем мы?

Слайд 10

дети игрушки, смех, школа, шалости, радость, веселье, движение

Слайд 11

взрослые ругаются, кричат, работают, заботятся, не пускают на улицу, воспитывают.

Слайд 12

Уважаемые родители, не пора ли нам задуматься?

Слайд 14

Вся семья вместе, так и душа на месте. На что и клад, когда в семье лад. Ребёнок что воск: что хочешь, то и сольёшь. Лучше матери – друга не сыщешь. Почитай старых: сам будешь стар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...

Конспект урока по литературе в 7 классе "Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе И.А. Бунина "Цифры"

Данный материал представляет собой конспект урока по рассказу Бунина "Цифры", который был проведен совместно со школьным психологом в 7 классе....

Конспект урока в 7 классе. Сложность взаимоотношений взрослых и детей в рассказе И.А.Бунина "Цифры".

В основе формирования способности художественного восприятия литературного текста лежит форма реально-практического диалога рассказчика и слушателя. Обучение школьников анализу литературно-художествен...

Конспект урока-игры "Моя семья и я.Проблемы взаимоотношений взрослых и детей"

Конспект урока-игры "Моя семья и я.Проблемы взаимоотношений взрослых и детей"...

урок по литературе в 7 классе. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ. (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ)

конспект урока "Сложность взаимоотношений взрослых и детей. (по рассказу И. И. Бунина "Цифры"".урок начинается с картины В. серова "Портрет Микки Мамонтова". содержи...

Иван Алексеевич Бунин. РАССКАЗ «ЦИФРЫ». СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Цели: образовательные: 1. Совершенствовать навыки работы с художественным текстом.2.Выявить конфликт, положенный в основу произведения; раскрыть образы главных героев3.Выявить идею  рас...