Иван Алексеевич Бунин. РАССКАЗ «ЦИФРЫ». СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Нефедова Светлана Геронтьевна

Цели: образовательные:

 1. Совершенствовать навыки работы с художественным текстом.

2.Выявить конфликт, положенный в основу произведения; раскрыть образы главных героев

3.Выявить идею  рассказа.

развивающие:

  1. Развивать внимание, умение мыслить самостоятельно
  2. Совершенствовать  навыки связной монологической речи.

воспитательные:

1.Научить признавать свои ошибки в спорах и ссорах;

2 . Научить детей уважать личность гражданина (пусть это и ребенок).

3. Обратить внимание на сложность внутреннего мира человека.

4. Учить терпимости, честности, пониманию, умению прощать

5. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким

 

 Какая мука наше писательское ремесло!..

А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию,

которой определяется всё последующее.

И.А. Бунин

Задачи урока:

  • выявить идею рассказа, авторскую позицию;
  • раскрыть особенности характеров героев через анализ их поступков;  осмыслить взаимоотношения взрослых и детей, проявляющиеся в обидах, бедах, радостях и счастье

.   вызвать раздумья подростков о своих взаимоотношениях со взрослыми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_rasskazu_i.a._bunina_tsifry.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Иван Алексеевич Бунин.  РАССКАЗ «ЦИФРЫ».

СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

 Цели: образовательные:

 1. Совершенствовать навыки работы с художественным текстом.

2.Выявить конфликт, положенный в основу произведения; раскрыть образы главных героев

3.Выявить идею  рассказа.

развивающие:

  1. Развивать внимание, умение мыслить самостоятельно
  2. Совершенствовать  навыки связной монологической речи.

воспитательные:

1.Научить признавать свои ошибки в спорах и ссорах;

2 . Научить детей уважать личность гражданина (пусть это и ребенок).

3. Обратить внимание на сложность внутреннего мира человека.

4. Учить терпимости, честности, пониманию, умению прощать

5. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким

                                 

                                     Какая мука наше писательское ремесло!..

А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию,

которой определяется всё последующее.

И.А. Бунин

Задачи урока:

  • выявить идею рассказа, авторскую позицию;
  • раскрыть особенности характеров героев через анализ их поступков;  осмыслить взаимоотношения взрослых и детей, проявляющиеся в обидах, бедах, радостях и счастье

.   вызвать раздумья подростков о своих взаимоотношениях со взрослыми. 

Запись на доске: Деликатный — 1) вежливый, мягкий в обращении. Он деликатный человек, 2) затруднительный, требующий чуткого, тактичного отношения. Деликатный вопрос.

     Алкать (лат.) - сильно желать чего-нибудь.

Методические приемы: аналитическая беседа, работа с текстом, выразительное чтение, словарная работа

Ход урока

1.Организационный момент

II. Работа по  теме

1. Слово учителя.

С начала ХХ в. Иван Алексеевич Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как превосходный прозаик, и как поэт.

(Демонстрируется портрет Бунина, выставка его книг.)

Сила изобразительности Бунина просто необыкновенна! Он тонко улавливал связь человека с историей, с далью времен, со всей вселенной. Многие бунинские страницы пронизаны мыслью о родине, о ее бессмертной красоте.

2. Послушайте как просто, но в то же время  проникновенно он об этом говорит.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет — господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все — вспомню только вот эти

Полевые  цветы меж колосьев  и трав—

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

3.Слово учителя.      (внимание на  слова писателя на доске)

— Как же требователен к себе писатель, проникнувший в тайны природы, в ее сокровенные уголки, одухотворивший ее (то есть наделивший ее душой).

И не мог этот чуткий писатель не попытаться проникнуть в тайны человеческой души, не рассказать, какие страсти бушуют в ней, которые выливаются в дела и поступки хорошие или плохие.

В рассказе «Цифры» Бунин обнаружил себя знатоком психологии детской души, рассказал о сложности взаимоотношений взрослых и детей.

 Какова тема   нашего урока?  Какие задачи? ( записать в тетрадь)

  1. Аналитическая  беседа.

Вы уже прочитали рассказ.  

- Какие чувства у вас возникали?    (Возмущение, протест, обида, досада, грусть)  на доске

- Почему же мы испытываем эти чувства?

Давайте разберемся.

- К. Паустовский писал : «Бунина надо читать, читать самому и навсегда отказаться от жалких попыток рассказать обыденными , не бунинскими словами о том, что написано им с классической силой и чёткостью».

- Прослушаем  начало 1 главы

ЧТЕНИЕ  ПЕРВЫХ СТРОК РАССКАЗА «Мой дорогой…» до слов: «Это была слишком крупная ссора»

- В чем особенность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом предложении и в первых предложениях каждой главы?

(«Ты»)

- Мы привыкли к повествованию от 3 –го лица, нам знаком и рассказ от 1 –го лица. И вдруг в этом рассказе от 2 – го лица постоянное «ты». Почему7

(-Возникает ощущение, будто обращаются к каждому из нас-.

Произведение написано в жанре послания. Именно тот, кого  повествователь называет «ты» -главный герой рассказа.    -Тебе что-то хочет объяснить взрослый человек, перед тобой в чём- то оправдаться, с твоей детской помощью понять что-то в жизни, чего не  понимал  раньше_).

Запись в тетрадях: жанр рассказа –послание, исповедь.

  - Прочитана I глава рассказа.

 Что можем сказать об отношениях дяди и мальчика до ссоры? (Дядя и мальчик, судя по их теплым отношениям, давно дружат. Дядя нежно любит племянника, но держит его на расстоянии, потому что уверен в том, что «вредно баловать детей». В душе он понимал, что надо сразу откликнуться на просьбу ребенка.)

- Да и Женя не просто любит дядю, даже боготворит его немножко: он приносит подарки, он купит карандаши, пенал и другие чудесные вещи; даже мама и бабушка не противоречат словам и поступкам дяди.

- Какая мечта охватила всю душу ребенка? (глава 2 начало)

- Почему же произошел конфликт?  (Мальчику хотелось скорее познакомиться с цифрами, а дядя не хотел их показывать ему.) 

- С чего началось то, что и через годы не дает покоя этому безымянному взрослому дядюшке?

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ СЦЕНЫ ИЗ 2 ГЛАВЫ

Прочитаем по ролям сцену из 2 главы.

Рассказчик -Рома , мальчик – Максим, бабушка Надя

-  «Почему дядя не выполнил просьбу племянника?». (Пообещать и не сделать, что может быть хуже)

(Оказывается: знакомство с цифрами  было отложено на завтра только потому, что взрослому лень этим заняться. «Уж очень не хотелось мне идти в город».)

- На что ссылается дядя, чтобы оправдать свою лень, свой поступок?

- Итак, добрые отношения нарушены.

- Найдите в тексте объяснение, почему свой поступок, спустя годы, дядя оценивает, как «великий грех»? ( «Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех – лишаю тебя счастья, радости.) стр. 10

- Верно. А какое решение принимает мальчик, чтобы обратить на себя внимание(Бунт)

- Наверное, неслучайно писатель разбил рассказ на отдельные главки, и каждая для нас должна стать ступенькой на пути к пониманию происходящего и самих себя.

Итак, глава 3.  Продолжаем идти вслед за автором

 В чем ее особенность?           (Ссора достигает своей кульминации)

- Важнейшая глава, которая показывает развитие конфликта в душе рассказчика.

Чтение сцены учителем. 

- Правильно ли ведет себя Женя? Он действительно капризный, невоспитанный ребенок? (Нет, он не сдержан из-за отчаяния. Это не каприз, ведь у него хорошее желание, он хочет познать мир.)

 Он еще не научился сдерживать себя, и поэтому его поступки принимают некрасивый, неуправляемый характер.

 - Какой поступок мальчика вывел дядю из себя? И как теперь, спустя годы, он оценивает поведение ребенка и свое? На чьей вы стороне теперь?

( Осуждаю героя, он топает ногами, кричит, не обращает внимания на замечания взрослых. Так нельзя вести себя.) (Энергия мальчика стала искать другой выход. Он расшалился. Женя стремился познать мир.) Самолюбие отвергло все:  даже жизнь бабушки

А на чьей стороне автор?

- Попробуем понять авторское отношение : найдем слова, оценивающие поведение взрослого и передающее отношение к ребенку

4.(Самостоятельная работа учащихся – 5 мин.)

РЕБЁНОК

ВЗРОСЛЫЙ

«Переполненная жизнью душа»,

«звонкий крик»,

«божественной радости», «сам господь Бог улыбнулся бы», «растерянно крикнул».

« в бешенстве вскочил», « рявкнул во всё горло»,»какой черт окатил меня «, « ушат злобы», «дернул за руку», «с наслаждением шлепнул», « вытолкнул из комнаты»

Кому все –таки симпатизирует автор?

ВЫВОД:  рассказ написан не только для того, чтобы сказать детям, как не надо себя вести, а для того, чтобы дать возможность взрослым посмотреть на себя со стороны

 4 ГЛАВа

 -  найдите приметы переживаний бабушки, мамы, дяди. Подумайте,  сочувствуют ли они  мальчику. И если да, то почему они не утешили его?  (Прочитать стр. 12  )  Трое взрослых объединились и заставили смириться перед несправедливостью ( Соблюдение правил воспитания для них важнее и дороже порывов собственного сердца

-Бывало такое в вашей жизни?

5 ГЛАВА

-Глава 5 начинается необычно, с вопроса: «И мы тотчас помирились?»- спрашиваешь ты?» О чём говорит эта фраза?

( - Оказывается, мальчик , может, уже выросший человек,  слышит взрослого. Более того, ребенок уже забыл всё,  что произошло в тот зимний вечер)

- Почему забыл?

( Его не мучает совесть. Ведь он не хотел никому причинять  зла, а просто жил и радовался жизни)

Детское сердце отходчиво, оно не может долго помнить зло, питать себя ненавистью, оно жаждет любви и счастья.

Какое решение принимает мальчик того, как наплакался?

Как вели себя взрослые?

- А взрослый? –  помнит   

6 ГЛАВА

   - Прочитайте начало 6 главы. Ее начало по-бунински поэтично, пронизано чувствами героев. Какими? («Грустно, сумрачно».)

(Опустошение. Синий вечер, незажженные свечи, грустная  детская.)

Обратим внимание на предложение: «эти коробочки мучили меня…»

Чуть раньше дядюшка вспомнит, как сердце его «сжалось при виде этих коробочек»

- Почему ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули сердца взрослого человека так, как эти пустые коробочки от спичек, которые передвигает мальчик, сидя на полу?

(Они символ беспомощности , незащищенности, неприспособленности ребенка.

Мальчик пытается заменить прекрасную мечту чем-то мелким: играет пустыми коробочками.

-Искренний порыв души сменила подделка. Это хорошо?

 - Ребята, как вы думаете, что самое  горькое в этой главе? ( Сломили самолюбие – чувство собственного достоинства, самоуважения.) стр.15

Почему дядя отождествляет себя с жизнью?

        - Мальчик смирился, он побежден. Взрослые знают самые чувствительные струны сердца мальчика и ударили по ним. Детям часто приходится смиряться, потому что они находятся во власти у взрослых. И Женя отступил.

7 ГЛАВА – ЭПИЛОГ       

  Итак, заключительная глава. Прослушайте и подумайте:

 Каким становится мальчик? Как он себя ведет, после того как смирился?

5. Словарная работа

        - Какое слово находит Бунин, говоря о желании ребенка? Это устаревшее книжное слово. (Обращение к записи на доске.)

Бунин – мастер русского языка. Мы убедились, читая рассказ, что это слово как нельзя лучше подчеркивает огромное желание мальчика

 - Кто же первым пошел на примирение?   -Каким он становится?

(Деликатным)

- Что значит это слово? (Деликатный –нежный, хрупкий, мягкий

 -А вы часто используете это слово? В каких обстоятельствах?

Найдите в тексте сцену, которая показывает, что герои рады примирению и простили друг друга.

        Рассказ прочитан, какое чувство у вас осталось(Доброе, чувство удовлетворения, горечи…

-_Кто же виноват в ссоре? Встаньте те, кто считает, что виноват мальчик. – виноват дядя. А есть ли другое решение?

  - Подведем итог нашему разговору. В тот вечер дядя научил мальчика писать волшебные цифры.  

- Удовлетворен ли дядя? (Почему дядя всё помнит?)

(В принципе да. Он научил своего племянника добиваться цели, а не гоняться за неосуществимой мечтой, но в душе осуждает себя), конфликт в душе дяди не исчерпан, не разрешен, и именно это осознание чувства вины заставляет вновь и вновь вести воображаемый диалог со своим племянником. Грустно,  что человека много лет спустя мучит воспоминание и стыд за свою ошибку.  Взрослый из рассказа Бунина был мудрым и порядочным человеком, а к тому же дядей, любящим своего племянника. Он разбирается в своих ошибках, просит прощения – и прощен ребенком – вот что хотел нам сказать автор, используя кольцевую композицию.

- Прочитайте последнюю фразу 1 главы. Какое чувство здесь преобладает?

(Дядя иронизирует над собой, он забыл самое главное - каким он был в детстве)

- В тот вечер дядя научил мальчика цифрам, а сам он получил от ребенка какой - нибудь урок?           

( Этот случай помог ему критически взглянуть на самого себя)

- Какую азбуку открыл мальчик своему «очень, очень умному дяде» и всем родителям?   Над чем заставляет задуматься, чему учит И.Бунин? Сформулируйте идею рассказа

 (идея рассказа)

(Родители не должны забывать о том, какими они были в детстве, о детских радостях и горестях, нельзя превращаться в строгих дядей и тетей_(Надо любить детей, хотеть понять их поведение.  Бунин предлагает взрослым быть с детьми терпимее, осторожнее и внимательнее, стараться не ранить их чуткие души.

    - Посоветуете прочитать этот рассказ своим родителям?

ИТОГИ УРОКА  Какие жизненные уроки извлекли для себя из рассказа?

Ответы учащихся:

  • Нужно уважать желания другого человека.
  • Стараться понять, простить.
  • Чаще стараться радовать близких, когда можешь.
  • Уметь сделать первым шаг навстречу.
  • Стараться избежать ссоры.

V. Подведение итогов урока, рефлексия.

Мини- реплика

- Сегодня на уроке я понял, что…

- Я был удивлен…

- Для меня было новым…

- Мне было интересно узнать…

- Я постараюсь с сегодняшнего дня…

- Мне жаль, что…

- Мне понравилось…

 Домашнее задание. прочитать рассказ Бунина «Лапти». Что хотел сказать им писатель? Напишите отзыв на рассказ. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...

Конспект урока по литературе в 7 классе "Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе И.А. Бунина "Цифры"

Данный материал представляет собой конспект урока по рассказу Бунина "Цифры", который был проведен совместно со школьным психологом в 7 классе....

Урок литературы в 8-м классе по теме: "Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа "Кавказ".

Аннотация:    Урок литературы в 8 классе по теме "Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ» нацелен на воспитание духовных ценностей учащихся через нравст...

Конспект урока в 7 классе. Сложность взаимоотношений взрослых и детей в рассказе И.А.Бунина "Цифры".

В основе формирования способности художественного восприятия литературного текста лежит форма реально-практического диалога рассказчика и слушателя. Обучение школьников анализу литературно-художествен...

урок по литературе в 7 классе. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ. (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ)

конспект урока "Сложность взаимоотношений взрослых и детей. (по рассказу И. И. Бунина "Цифры"".урок начинается с картины В. серова "Портрет Микки Мамонтова". содержи...