Главные вкладки

    Проект урока (ФГОС) по литературе 5 класс "Слепой музыкант"
    учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему


    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_uroka_korolenko_slepoy_muzykant.docx32.06 КБ
    Файл slepoy_muzanktt.pptx1.97 МБ

    Предварительный просмотр:

    Таблица 1.

    Проект  УРОКА

    ФИО (полностью)

    Коновалова Елена Викторовна

    Место работы

    МОУ «СОШ №32»

    Должность

    Учитель русского языка и литературы

    Предмет

    литература

    Класс

    5класс

    Тема и номер урока в теме

    Повесть  В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

    Предметная программа и её автор

    Программа по литературе 5-9 классы (авторы Б.А Ланин, Л.Ю. Устинов)

    Цель  урока

    Образовательные:

     Формировать навык анализа прочитанного текста.

    Совершенствовать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения.

    Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту, уметь приводить примеры из жизни ).

     Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

    Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой.

    Формировать УУД:

    - ЛичностныеУУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки .

    - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками и учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

    - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

    Предполагаемый результат

    Предметный: 

    Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).  

    Уметь анализировать, доказывать, аргументировать свою точку зрения.

    Работа по развитию речи: осознанно строить речевое высказывание, уметь использовать речь для регуляции своего действия.

    Метапредметный:

    Уметь находить и обрабатывать информацию, обобщать услышанное и ставить учебную задачу.

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие .(Регулятивные УУД).

    Уметь слушать  и  понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД).

    Личностный:

    Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

    Осознание эстетической ценности литературы, уважительное отношение к русской литературе, потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры и стремление к речевому самосовершенствованию.

    Достаточный объем словарного запаса, усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

    Тип урока

    Обобщающий

    Необходимое оборудование

    Текст, иллюстрации к произведению, презентация, АРМ, толковый словарь.

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап

    урока

    Решаемая учебная (проблемная) задача

    Деятельность ученика, учителя

    4

    Средства

    Результат

    (Предметный;

     Позн., К., Р, Л.)

    1

    2

    3

    5

    6

    Организационный блок

    1

    Постановка учебных задач

    актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

    уточнить тип урока;

    - уточнить тематические рамки

    Вводное слово учителя.

    Выработка правил работы.

    Схеме (Я – знаю, запомнил, смог)

    Словесное

    Слушают учителя.

    Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

    Мотивационный блок

    2

    Совместное исследование проблемы

    :Актуализация имеющихся знаний:

    - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

     -мотивация к дальнейшей деятельности;

    Учитель организовывает устный коллективный анализ высказывания Короленко « Человек рожден для счастья, как птица для полета?»

    Учащиеся анализируют высказывание, доказывают  и аргументируют свою точку зрения.

    Индуктор

    Осознанно строят речевое высказывание, обсуждают учебную задачу и предметные способы решения.

    3

    Постановка цели

    -организовать формулирование темы урока учащимися;

    - организовать постановку цели урока учащимися

    С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

    Знать прочитанный текст.

    Уметь приводить  примеры из текста  

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

    Информационный и аналитический блоки

    4

    Моделирование

    Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

    Учитель организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

    Работа с текстами (учебник, «Толковый словарь»)

    исследование

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

    Уметь оформлять свои мысли в письменной форме

    Фиксируют в различных формах свои мысли, воспринимают ответы обучающихся.

    Осуществляют самоконтроль.

    Уметь находить информацию в разных источниках.

    5

    Исследова-

    ние

    Организовать поиск в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

     Концентрировать  знания, ассоциации, чувства учащихся; формировать умения оценивать явления и события, выражать свою позицию, взгляд на событие, предмет.

     Написание  даймонда, которое осуществляется по опредёленным правилам.

    Организует учебное исследование для выделения понятия.

    Составляют «Даймонд»:

    Счастье

    3 сущ.: радость, общение, успех, здоровье

    3 прил.: радостный, веселый, милосердный

    3 глагола: приходит, общаться, играть

    1 фраза: Человек рожден для счастья.

    Смысловой синоним к фразе: Человек рожден для счастья , которое невозможно без дружбы.

    1 фраза: Дружба помогает в трудную минуту.

    3 глагола: заботится, помогает, интересуется

    3 прил.: крепкая,   счастливая, верная,

    3 сущ.: общение, радость, игра, доверие

    Дружба

    «Даймонд»

    Уметь находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

    Даймонд – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

    6

    Стадия

    Ос

    мысле

    ния

    Соотнести новую информацию с собственными знаниями (представлениями), формировать умения устанавливать  смысловые и логические связи, работать непосредственно с текстом в группах.

    Учитель организует самостоятельную и практическую  работу в группах. Учащиеся работают с карточками, составляют таблицу.

    Повесть Короленко «Слепой музыкант»

    Знаменитости с ОВЗ(ограниченными возможностями в здоровье)

    Спортсмены паралимпиады

    Сочи 2014

    герой

    Слепой Петруся

    Слепой Моцарт

    Глухой Бетховен

    ЛЫ́СОВА Михалина и др.

    с нарушением зрения

    Какой путь  в жизни   выбирает?

    пианист

    музыканты

    Спортсмены

    лыжные гонки и биатлон

    Можно ли сказать, что из беспомощного человека с ОВЗ(слепого) герой превратился в сильного и самостоятельного человека?

    да

    да

    да

    Как герою удалось преодолеть душевную боль-отчуждение от людей и мира?

    Забота, внимание близких людей, дружба с Эвелиной.

    Забота, внимание близких людей, дружба,  семья

    Забота, внимание близких людей, дружба, семья

    Дополните таблицу своими примерами-знаменитостями с ОВЗ ( из  приготовленного д/з)

    «Разрыв»

    Презентация

    таблица

    Уметь получить  новую информацию активными способами, установить  новые смысловые и логические  связи, работать непосредственно с текстом в малых группах, со всеми вместе.

    Оценочный блок

    7

    Применение общего способа действия для решения  частных задач.

    Стадия размышления.

    Коррекция отработки способа

    проверить умение ориентироваться в тексте,  работать с информацией;

    - организовать выполнение самопроверки, самооценки,

    Организует взаимоконтроль групп с коррекцией составления сопоставительной таблицы и самопроверкой.

    Учащиеся пишут сочинение-рассуждение по составленной фразе методом «Даймонда»:

     Человек рожден для счастья, которое невозможно без дружбы.

    Учащиеся читают свои работы (по желанию)

    Дискуссия

    Творческая работа

    монолог

    Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

    Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки .

    Рефлексивный блок

    8

    РЕФЛЕКСИЯ

    Формировать умение обобщить полученную информацию, анализировать  процесс изучения материала, собственного отношения к изучаемому материалу .

    организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

    Организует фиксирование содержания

    - Какую цель ставили? Достигли цели?

    - Какая тема урока была?

    Организует рефлексию. Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.

    Организует самооценку учебной деятельности и выберите фразу, которой можно завершить урок, аргументируйте свой выбор.

    1.«Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя».(М.Пришвин)

    2. Исключительное счастье человека – быть при своём постоянном любимом деле.( Владимир Иванович Немирович-Данченко)

    3. В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света. (Цицерон)

    Рефлексия своих действий

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

    Рекомендуемая литература:

    1. В.Короленко   «Слепой музыкант».

    2. Морева Н. А. Современная технология учебного занятия. – М.: Просвещение, 2009.

    3. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. – М.: Академия, 2008.

    4. Федеральный государственный образовательный стандарт: основное общее образование. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/, свободный.

    5. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. – М.: Просвещение, 2011.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Знаменитости с ОВЗ Выполнила: Коновалова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы,МОУ «СОШ№32»

    Слайд 2

    Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор, представитель венской классической школы. В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит - воспаление внутреннего уха. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. В 1803 -1804 годах Бетховеном была написана «Героическая симфония», в 1803-1805 годах - опера « Фиделио ». Кроме того, в это время Бетховеном были написаны фортепианные сонаты с «Двадцать восьмой» по последнюю - «Тридцать вторую», две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далекой возлюбленной». Будучи абсолютно глухим, Бетховен создал два своих самых монументальных сочинения - «Торжественную мессу» и «Девятую симфонию с хором» (1824).

    Слайд 3

    Маресьев , по истории которого была написана «Повесть о настоящем человеке», всю жизнь был очень активен и боролся за права инвалидов Летчик Алексей Маресьев , по истории которого была написана «Повесть о настоящем человеке», всю жизнь был очень активен и боролся за права инвалидов. Он один из немногих, кто прошел медкомиссию после ампутации и стал летать с протезами. После войны Маресьев очень много ездил, стал почетным гражданином многих городов. Он стал живым доказательством того, что обстоятельства можно преодолеть.

    Слайд 4

    Паралимпийцы 2014 ЛЫ́СОВА Михалина Анатольевна (р. 29 марта 1992, Нижний Тагил, Свердловская область) — выдающаяся российская спортсменка с нарушением зрения ( паралимпийские лыжные гонки и биатлон). Заслуженный мастер спорта. Многократный победитель и призер этапов Кубка мира и Европы. Участница Паралимпийских игр в Ванкувере-2010 и Сочи-2014. Четырехкратная паралимпийская чемпионка, пятикратный призер паралимпиад (три серебряных и две бронзовых медали). Ведущий — Алексей Иванов.

    Слайд 5

    Фразы: 1.«Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя».(М.Пришвин) 2. Исключительное счастье человека – быть при своём постоянном любимом деле. ( Владимир Иванович Немирович-Данченко) 3. В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света. (Цицерон)

    Слайд 6

    Источники: http://alexzgr1970.livejournal.com/1094133.html http://www.olympic-champions.ru/paralympic/sochi-2014/medalists/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект урока по теме "Проценты" в рамках ФГОС

    Проект урокаПредмет: математикаКласс, характеристика класса: общеобразовательный 5 класс; учащиеся данного класса умеют учиться, осознают важность образования и самообразования, способны применя...

    Проект урока, соответствующего требованиям ФГОС

    Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД Роль картин природы  в рассказе И.С.Тургенева  «Бежин луг» (литература, 6 класс) ...

    Проект урока математики в 8 классе по теме «Арифметический квадратный корень из степени и его свойства» с учетом ФГОС 2 поколения

    Самоанализ урока математики На протяжении своей педагогической деятельности я работаю в сельской школе, условия которой  позволяют детально изучить уровень развития, познавательные...

    Междисциплинарный проект по русскому языку, литературе и математике в рамках опережающего введения ФГОС 2 поколения

    Август 2013 года. Выступление на секции учителей русского языка и литературы "Междисциплинарный проект по русскому языку литературе и математике"....

    проект урока ФГОС география 5 класс

    Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе....

    Технологическая карта урока ФГОС по литературе 5 класс "Ночь перед Рождеством" УМК Москвин

    Представляю технологическую карту урока ФГОС. УМК Москвин, первая часть учебника к уроку литературы в 5 классе. Тема: "Ночь перед Рождеством".На мой взгляд, данный вид планирования наиболее полно...

    Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.

    Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. Автор приводит примеры различных технологических карт,взятых...