Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Таирова Елена Анатольевна

Рабочая программа по литературе 7 класс

автор: Коровина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РП по литературе 7 класс369.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Государственного бюджетного общеобразовательного

 учреждения г. Москвы

« Школы с углубленным изучением отдельных предметов  №879»

на 2015-2016 учебный год

по курсу «Литература» 7 класс

к учебнику «Литература» В.Я Коровиной,И.С. Збарского и В.И. Коровина (М.: Просвещение) по программе литературного образования для 5-11 классов авторов В.Я Коровиной, В.П. Журавлева, И.С. Збарского, В.П. Полухиной, В.И. Коровина.

Учителя  русского языка и литературы

                                                                               Таировой Елены Анатольевны

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и  учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (автор – В.Я.Коровина. -  М.: «Просвещение», 2011г.).

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

        Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - изложение с элементами сочинения;

     - устные и письменные сочинения-характеристики героев;

     - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

     - развитие художественной фантазии у детей;  

     - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

     - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

       Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

     Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

-  воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

     Задача курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.

                            Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.
  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  3. Особенности композиции изученного произведения.
  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

                      Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

  1. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  2. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  3. Различать эпические и лирические произведения.
  4. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  5. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  6. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  7. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  8. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  9. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.    

             Учебно-тематический план. 

Содержание

Количество  часов

1.

Литература как искусство слова.

1

2.

Устное народное творчество

5

3.

Древнерусская литература.

2

4.

Литература  18  века.

2

5.

Литература  19  века.  

30

6

Литература  20  века.

21

7.

Зарубежная литература.

5

Итоговые уроки

4

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и пародов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия ( осуществления осознанного выбора в учебной  деятельности);

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

» формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

-е анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

-  собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- формирование навыка пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

-  понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Календарно-тематическое  планирование по литературе 7 класс

п/п

Система уроков

 (тема и цель урока)

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства, формы

Вид деятельности учащихся. Творческие и индивидуальные задания

Планируемый результат и уровень освоения. Компетенции

ИКТ

Дата

Учебно-познавательная

Информационная Информационная

Базовая программа Базовая программа

Продвинутый уровень

1

Литература как искусство слова.

Введение. Цели: показать влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; раскрыть понимание литературы как искусства слова

Объяснительно-иллюстративная Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная.

Групповая.

Понимать образную природу словесного искусства. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа Знать: образную природу словесного искусства.

самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.

Владение монологической и диалогической речью

2

Предания

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, работа с книгой,

Коллективная.

Групповая.

видеть своеобразие преданий

раскрывать  их  смысл

: самостоятельно делать выводы

3-4

Былины как героические песни эпического характера. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

«Садко»

Цели: показать своеобразие ритмико-мелодической организации былины; сравнить былину со сказкой: сюжет, система образов, герои; подчеркнуть выражение в былинах исторического сознания русского народа.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, тест.

Видеть своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин.

самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

презентация

5.

Пословицы и поговорки.

Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, работа с книгой,

Коллективная.

Групповая

Понимать своеобразие пословиц и поговорок

Уметь: раскрывать  их  смысл

самостоятельно делать выводы

6.

Героический эпос в мировой культуре.

Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент).Героический эпос в мировой

Объяснительно-иллюстративная ОбъяснительОбъяснитель-

Лекция, беседа Лекция, беседа

Групповая.

Видеть ссвоеобразие своеобра-

само-

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент).

Карело-финский

но-иллюстра-иллюстра-

Коллективная.

своеобразие карело-

стоятельно прово-

работа с поэтическими работа с по-

мифологический эпос «Калевала» (фрагмент).мифологический эпос «Кале-

тивная с эле-

Индивидуальная

финского мифоло-

проводить исследование

этическими этическими

(фрагмент).

ментами бесе-

гического эпоса.

художественного

фольклорфольклор-

Цели: показать как в героическом эпосе народа изображается его жизнь, национальные традиции, обычаи, трудовые будни и  праздники Цели: показать как в героиче-

ды

воспри-

своеобразия ге-

ными тек-

эпосе народа изображается его жизнь, национальные ском эпосе народа изображается

нимать и анализи-

роического эпоса

стами 

национальные традиции, обычаи, трудовые будни и  праздники его жизнь, национальные тради-

ровать поэтику ровать поэтику

других народов.

трудовые будни и  праздники ции.обычаи, трудовые будни и

героического эпоса

героического эпоса

народа.

7-8

Древнерусская литература.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Объяснитель-

Лекция, беседа Лекция, бесе-

научиться основам Знать: основы

само- -

Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью Свободная

Основы христианской морали в Основы христианской морали

но-иллюстра-

проблемные задания

Групповая.

христианской мо-христианской мо-

стоятельно делать стоятельно делать

работа с тек-

работа с тек-

«Поучении» Владимира Мономаха.

в «Поучении» Владимира Мо-

тивная с эле-

задания

Коллективная.

рали.

выводы, строить выводы, строить

стами; вла-

стами; вла-

И в повести о Петре и Февронии

 Муромских

ментами ис-

Индивидуальная

Уметь: воспривоспринимать и анализировать древнерус Уметь: воспри-Уметь: воспри-

рассуждения на

рассуждения на

дение моно-

ение моно-

Цели: раскрыть нравственную

Цели: раскрыть нравственную

следования

воспринимать и анализи-нимать и анализи-

нравственно-

нравственно-

логической и

логической и

основу «Поучения» Владимира

основу «Поучения» Владимира

анализировать древнерус-

этические темы.

этические темы.

диалогиче-

диалогиче-

Мономаха: утверждение необхо-

текст. 

ской речью.

ской речью

димости духовной преемствен -димости духовной преемствен-

ности поколений, высоких идеалов

ности поколений, высоких идеа-

9.-10

Творчество М.В.Ломоносова,  Г.Р. Державина.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством  поэтов.

Объяснительно-иллюстративная

Аналитическая беседа

Групповая. Индивидуальная

Познакомиться с  теорией   «Трех  штилей», основные  факты  биографии  поэтов.

воспринимать и анализировать поэтический текст

Выразительное чтение наизусть.

11.

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

Цель: раскрыть нравственную проблематику стихотворения: тема судьбы и пророчества

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Аналитическая беседа, проблемные вопросы , тест

Групповая. Индивидуальная 

понимать историческую основу стихотворения. воспринимать и анализировать   поэтический текст.

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью, чтение  наизусть

презентация

12.

Фрагмент из поэмы «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы.

Исследовательская, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы 

Групповая. Индивидуальная 

Коллективная.

воспринимать и анализировать поэтический текст 

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

 

С Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью.

13.

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека».

Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

Исследовательская, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы 

Коллективная.

Групповая.

Познакомиться с содержанием повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы .рассуждения на нравственно-этические темы

14

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ повествователя.

Цель: раскрыть содержание образа повествователя

Исследовательская, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы 

Коллективная.

Групповая.

Понимать содержание понятия «образ». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию.

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

фонохрестоматия

15-16.

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.

Цели: раскрыть художественное  своеобразие  повести, особенность  пушкинского  языка.

Внеклассное чтение «Повести

 

белкина»

Исследовательская, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы , тест.

Коллективная.

Групповая. Индивидуальная 

воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

характеризовать роль изобразительно-выразительных средств.

Свободная забота с текстами, владение монологической и  диалогической  речью.

17

Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл ХII. Обучение выразительному чтению

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная.

Групповая.

воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

характеризовать роль изобразительно-выразительных средств, сопоставлять  героев.

Свободная забота с текстами, владение монологической и  диалогической  речью.

18.

А. С. Пушкин. «Борис Годунов»:

сцена в Чудовом монастыре.

Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная.

Групповая.

воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному, характеризовать  героя  по  поступкам.

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию.

Свободная забота с текстами, владение монологической и  диалогической  речью.

19-22.

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Образ Ивана Грозного и тема власти. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Цели: познакомить с содержанием поэмы, с нравственной проблематикой поэмы.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания, тест

Коллективная. Групповая

Понимать содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Анализировать особенности сюжета поэмы, его историческую основу. Уметь: анализировать язык поэмы, её связь с устным народным творчеством. Продуктивный уровень: К., ЦО.

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

презентация фонохрестоматия

23

Лирика М.Ю.Лермонтова

Анализ стихотворений. Цель: учить анализировать стихотворение.

Исследовательская, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Групповая. Индивидуальная 

Коллективная.

воспринимать и анализировать поэтический текст

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

С Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью.

23-25

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба», Героико-патриотический пафос повести.

Запорожская  Сечь  и  ее  нравы.

Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев.

Образ  Тараса  Бульбы.

Обучение  написанию  сочинения.

Цели: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

 раскрыть художественное своеобразие повести, особенности языка Н. В. Гоголя

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации

Исследовательская, частично-поисковая

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, тест.

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Н. В. Гоголя

Понимать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Продуктивный уровень: К., СП.

содержание понятия «деталь» произведения. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести..

Владение монологической и диалогической речью

презентация

Фрагменты  фильма.

26

С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника« и их гуманистический пафос.

«Бирюк« как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания, тест.

Коллективная. Групповая

Понимать содержание цикла; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

анализировать особенности сюжета, его историческую основу.

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

27

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

Объяснительно-иллюстративная

беседа

Коллективная. Групповая

Анализировать содержание цикла; нравственную проблематику.

Формировать понимание    образной  яркости  и  философской  глубине  произведений.

: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

фонохрестоматия

28-29

А. К. Толстой. Историческая тематика в творчестве Толстого. Цели: познакомить с содержанием произведений «Василий Шибанов» и «Князь Михайло РЕПНИН»; с нравственной проблематикой произведений

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с текстом

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: сообщение о А. К. Толстом

Понимать содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа.

самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения.

Владение монологической и диалогической речью

30

Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Вчерашний день в часу шестом..»», «Размышления у парадного подъезд». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Цель: учить анализировать стихотворения

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Н. А. Некрасова

: воспринимать и анализировать поэтический текст.

Формировать понимание образной яркости и повествовательном начале Некрасова. Уметь: выявлять авторские размышления о народных судьбах и характе-эах. Продуктивный уровень: К., ЦО.

Владение монологической и диалогической речью. Выразительное чтение наизусть.

31

Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания, тест.

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Анализировать  содержание произведения.определять нравственную проблематику произведения, характеризовать  героев.

: выявлять авторские размышления о характерах  героинь..

Выразительное чтение наизусть.

фонохрестоматия

32-34

Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве» «Дикий помещик».
. Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Цели: познакомить с содержанием сказок; раскрыть особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста»

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания, тест.

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина

анализировать содержание сказок. Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера.

понимать определение понятий «аллегория», «фантастика».

Владение монологической и диалогической речью

презентация

35-36.

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Тема детской открытости миру.

Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Л. Н. Толстого

анализировать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера.

Владение монологической и диалогической речью

37-38

А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Сатирический пафос произведения. «Злоумышленник». Авторская позиция. Юмор в рассказе. Средства создания комического.

Цели:   раскрыть   особенности авторской позиции в рассказе.

Частично-поисковый

проблемные задания, индивидуальные задания

Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества А. П, Чехова

1

анализировать сюжет и образную систему рассказа. давать оценку действиям героев

сопоставлять сюжетное своеобразие рассказов А. П. Чехова Уметь: самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа и

Свободная работа с текстом, владение монологической и диалогической речью

фонохрестоматия

39

Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.

Объяснительно-иллюстративная.

беседа, работа с книгой

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

воспринимать и анализировать поэтический текст.

Формировать навык  образной яркости.

Уметь: находить  средства  речевой  выразительности.

Выразительное чтение наизусть.

презентация

40.

И.А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.
Цели: раскрыть на примере рассказа художественное мастерство Бунина-прозаика.

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная. Групповая

усвоить содержание понятия «деталь произведения». Уметь: выделять смысловые части художественного текста. Продуктивный уровень: К., ЦО.

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы..

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

41-44.

М. Горький. Данко. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка.

«Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.

    Цели: познакомить с содержанием произведений, с нравственной

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         проблематикой повести.

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы, иллюстрации

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Горького. Сообщение «Традиции Л. Н. Толстого, их переосмысление Горьким»

Усвоить и проанализировать содержание фрагментов произведений; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции

Владение монологической и диалогической речью

45-46

8. В, Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»,  «Хорошее отношение к лощадям». Цели: раскрыть особенности поэтического языка Маяковского, представления поэта о сущности творчества

Исследовательская, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: сообщение «Мещанство как социальная опасность»

анализировать содержание понятия сатира. выделять смысловые части художественного текста

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения о реальном и фантастическом в сюжете произведения. роли жфмы в творчестве Маяковского.

Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть.

фонохрестоматия

47.

Леонид Николаевич Андреев. «Кусака». Авторское отношение к событиям.

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

Освоить и проанализировать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге.

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Владение монологической и диалогической речью

48

Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

понимать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге.

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Владение монологической и диалогической речью

49

А.Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Объяснительно-иллюстративная

беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

анализировать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Владение монологической и диалогической речью

50

Б.Л.Пастернак. «Никого не будет в доме...», «Июль»

Объяснительно-иллюстративная

беседа, работа с книгой

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

воспринимать и анализировать поэтический текст.

Иметь прдставление об образной яркости.

Уметь: находить  средства  

Выразительное чтение наизусть

51

Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа.

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

анализировать содержание произведения, владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге..

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения.

Владение монологической и диалогической речью

52-53

Евгений Иванович Носов. «Кукла». «Живое пламя».Сила внутренней, духовной красоты человека.

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

анализировать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа

воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

Владение монологической и диалогической речью.

54

Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности.

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

понимать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения.

Владение монологической и диалогической речью

55

… Стихотворения А.Твардовского

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

воспринимать и анализировать   поэтический текст

 Иметь представление об образной яркости.

находить  средства  речевой  выразительности

Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть

56.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о родине, родной природе

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

воспринимать и анализировать поэтический текст.

об образной яркости.

находить  средства  речевой  выразительности.

Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть

57

Дмитрий Сергеевич Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

Объяснительно-иллюстративная.

Частично-поисковая.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

понимать содержание произведения.

воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

58

Писатели улыбаются. .М.М.Зощенко «Беда»

Объяснительно-иллюстративная.

Частично-поисковая.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная,индивидуальная

анализировать содержание произведения

воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к прочитанному прочитанному.

59

Песни на стихи русских поэтов 20-го века.

 И. А.Гофф «Русское поле», Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге», А.Н.Вертинский «Доченьки».

60-64

Зарубежная литература. Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.

* Японские хокку. Особенности жанра.

* Р.Бредбери.
Слово о писателе. «Каникулы». «Зелёное утро». Фантастические рассказы- предупреждения. Мечта о победе добра.
* О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Групповая. Индивидуальная

Анализировать и сравнивать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

 

определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.

64

Итоги года и задание на лето.

            Для учителя.

1.  «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»  в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2009г.

2.  Литература. 6 класс:  поурочные  разработки.    Изд.  2-е. –Волгоград: Учитель,2007.

3. Липина  Е.Ю.  Литература.  Тесты  к  учебникам-хрестоматиям  под  ред.  Т.Ф.  Курдюмовой.5-9  классы

4. Мультимедиа энциклопедия.  

5.Литература.5-10 классы.  Изучение  творчества  Пушкина/ авт.-сост. Ромашина Н.Ф.-Волгоград: Учитель,2008

6.Уроки  литературы  №6/2003,№4/2003.

Для учащихся.

  1. Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.
  2. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
  3. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.
  4. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
  5. Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М., 2000.
  6. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
  7. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.

Музейная педагогика: на базе музея «Берега»- Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.; на базе военно-патриотического музея- А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная…», «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.

Тематическое планирование по  литературе

в 7 классе

  1. Всего в году – 68  часов (из расчёта 2 часа в неделю.
  2. Программа   для  общеобразовательных учреждений  М.: «Просвещение», 2008г. под  редакцией В.Я. Коровиной.
  3. Учебник  7 класс  М.: «Просвещение», 2011 г.  в двух частях. Автор-составитель:  В.Я. Коровина

п\п

Тема урока

ИКТ

Вид работы

Дата

I

Введение

1

1

Литература как искусство слова.

01-04.09

II

Устное народное творчество

2

1

Предания как поэтическая автобиография народа

презентация

3

2

Былины как героические песни эпического характера. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.

презентация

07-11.09

4

3

«Садко».Своеобразие ритмико-мелодической организации былины; сравнить былину со сказкой: сюжет, система образов, герои; подчеркнуть выражение в былинах исторического сознания русского народа

презентация

5

4

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

14-18.09

6

5

Героический эпос в мировой культуре. Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент).

III

Древнерусская литература

21-25.09

7

1-2

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» гимн любви и верности

презентация

IV

8-9

1-2

Из русской литературы XVIII ВЕКА (2 часа).

М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В. Ломоносова. Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина

28-02.10

V

Произведения русских писателей  XIX века 30 часов

10

1

А.С.Пушкин. . «Песнь о вещем Олеге». Нравственная проблематика стихотворения: тема судьбы и пророчества

презентация

05-09.10

11

2

А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы.

12

3

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека».

презентация

12-16.10

13

4

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ повествователя.

презентация

14

5

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.

презентация

19-23.10

15

6

Урок  внеклассного  чтения  по   «Повестям  Белкина».

ВН.ЧТ

презентация

8

16

7

Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл ХII. Обучение выразительному чтению

презентация

9

02-06.11

17

8

А. С. Пушкин. «Борис Годунов»:сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

презентация

9

18

9

М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. Анализ стихотворений. Цель: учить анализировать стихотворение.

10

09-13.11

19

10

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Образ Ивана Грозного и тема власти.

презентация

10

20

11

Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев.

презентация

11

16-20.11

21

12

Художественные особенности поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

11

22

13

Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по «Песне...»

РР

12

23-27.11

23

14

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба», Героико-патриотический пафос повести. Запорожская  Сечь  и  ее  нравы.

презентация

12

24

15

Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев.

презентация

13

30.11-04.12

25

16

Образ  Тараса  Бульбы. Обучение  написанию  сочинения

РР

презентация

13

26

17

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

14

07-11.12

27

18

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла.

14

28-29

19-20

А. К. Толстой. Историческая тематика в творчестве Толстого. Цели: познакомить с содержанием произведений «Василий Шибанов» и «Князь Михайло РЕПНИН»; с нравственной проблематикой произведений

15

14-18.12

30

21

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины

16

21-25.12

31

22

Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Вчерашний день в часу шестом..»», «Размышления у парадного подъезд». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова.

16

32

23

М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры

презентация

17

28-30.12

33

24

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества

презентация

17

34

25

Урок развития речи. Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

РР

18

11-15.01

35

26

Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых

18

36

27

Главный герой Повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

19

18-22.01

37

28

А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения

19

38

29

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

20

25-19.01

39

30

Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.

презентация

VI

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21 час)

01-05.02

40

1

И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых

20

41-43

2-4

М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.

21-22

08-12.02

44

5

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды

22

15-19.02

45

6

В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества

23

46

7

В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир

23

29.02-04.03

47

8

Леонид Николаевич Андреев. «Кусака». Нравственные проблемы рассказа Авторское отношение к событиям.

24

48

9

Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

24

07.11.03

49

10

А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности

25

50

11

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Никого не будет в доме», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.

25

14-18.03

51

12

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная…», «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.

26

52

13

Час  мужества. Интервью с участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского, Н. Тихонова и др.

презентация

26

21-25.03

52

14

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе.  

«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе.

27

53

15

Евгений Иванович Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.

27

28.03-01.04

54

16

«Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению..

РР

28

55

17

Ю.П.Казаков. Слово о писателе.  «Тихое утро».

Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

28

04-08.04

56

18

Д.С.Лихачёв. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанр литературы.

29

57

19

Стихотворения о родной природе русских поэтов 20-го века.

Лирические размышления о жизни, природе, Родине.

29

18-22.04

58

20

Писатели улыбаются. .М.М.Зощенко «Беда»

30

59

21

Песни на стихи русских поэтов 20-го века.

 И. А.Гофф «Русское поле», Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге»,А.Н.Вертинский «Доченьки».

презентация

30

25-29.04

60

1

Зарубежная литература. 5 часов

Роберт Бёрнс.

Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представление поэта о справедливости и честности. Народно -поэтическая основа и своеобразие лирики Бёрнса.

презентация

31

61

2

Дж.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой!» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению.

презентация

31

03-06.05

62

3

Японские трехстишья хокку (хайку). Особенности жанра Мацуо Басё, Кобаяси Исса.

презентация

32

63

4

О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведении. Преданность и жертвенность во имя любви.

презентация

32

10-13.05

64

5

Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». «Зелёное утро». Фантастические рассказы- предупреждения. Мечта о победе добра.

33

65

2

Сочинение Темы: «Незабываемые страницы», «Герой, похожий на меня».

РР

33

16-24.05

66

3

Резервные уроки

РР

34

67

4

Резервные уроки.

РР

34

68

5

Итоги года и задание на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....