Разработка занятия по литературе в 8 классе.
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Чермашенцева Татьяна Александровна

"Слово - это действие". Умение с помощью слова передать смысловую нагрузку текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literature.razvitie_rechi.docx869.97 КБ
Файл slovo-deystvie.pptx952.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя

общеобразовательная школа № 6 г.Маркса

 

Разработка занятия

по литературе

8 класс

 

Тема:

   

                                       Учитель русского языка

                                           и литературы Чермашенцева Т.А.

  1. Вводная часть.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая  часть.

4.Заключительная часть. 

Изображение 249

Слово учителя:

-Итак, сегодня наш урок называется «Слово – это действие».Вам предстоит доказать , а так ли это на самом деле. Давайте вспомним, какие первоначальные задачи ставились при изучении литературоведческой теории. Это, конечно же, вспомним, что такое подтекст, логика речи, логические паузы, логическое ударение, свойство голоса).

Ученик  дает ответ:                

-Главная задача :научиться видеть подтекст в любом литературном произведении.  А затем посредством выразительного чтения эмоционально вызвать

               у слушателей отклик.

Слово учителя: 

Все мы с вами знаем, что очень часто при разговоре бывает так, что не хватает дыхания, словно мы задыхаемся. Все это из-за неправильного расхода воздуха.

Так, вот, чтобы таких казусов не было, мы с вами изучали правила дыхания. Давайте вспомним эти правила.

         

Ученик дает ответ:

  1. Не говори, не запасясь воздухом.
  2. Необходим забор воздуха через нос.
  3. Запас воздуха, необходимого для произнесения очередного речевого такта.
  4. Расходовать экономно воздух, не выдыхая весь воздух до конца.
  5. Вдох и добор воздуха необходим во время люфт - пауз.

Слово учителя:

-Безусловно, при чтении любого произведения мы опираемся на логику. А давайте вспомним основные компоненты логики.

Ученик дает ответ:

-Речь- это тоже действие, так с помощью слов мы выражаем , просим, угрожаем.

Логика речи состоит из:

Логических пауз, мелодий, перспектив.

Логическое ударение – выделение главного слова в предложении.

Логическая  пауза – перерыв в речи, диктуемый смыслом высказанного.

Логические мелодии – определяются взаимоотношениями логических пауз, логических ударений.

Логическая  перспектива – способность сквозь отдельные фразы высказать мысль.

Слово учителя:

-Замечательно, все это мы с вами вспомнили.

Но очень важно то, что очень часто мы делали с вами на наших занятиях.

Мы брали одну и ту же фразу и, используя все свойства голоса, интерпретировали эту фразу по-разному. А какие свойства голоса вы знаете?

Ученик отвечает:

- Голос- это выразительное свойство речи. Свойства голоса: сила, высота, длительность, окраска.

Учитель:

-И интерпретация зависит оттого, как мы относимся к тому человеку, к которому направлена данная информация. Поэтому очень важен подтекст, который содержится в данной  информации. Давайте вспомним, что такое подтекст.

Ученик дает ответ:

-Подтекст- это внутренняя жизнь слова. Функциональное назначение подтекста можно прочесть так: в нем мы выражаем внутренний смысл слов, активно направленный к выведению главной идеи произведения. К.Станиславский сказал: « В театр ходят за подтекстом, а текст можно и дома прочесть».

Учитель:

- Давайте вспомним, а что такое дикция и по какой системе мы работаем на занятиях, вырабатывая дикцию.

Ученик:

              -Дикция – четкое, ясное произношение звуков речи. Правильным является, если все звуки                              

                слышны, и ни один звук не выделяется. Внятность речи – необходимое условие её понятности.

 Что помогает отработать дикцию?  Конечно, скороговорки.    

               К. Станиславский говорил: «Скороговорку надо отрабатывать через медленную, преувеличенную  четкую речь, от долгого и многократного повторения одних и тех же слов, а речевой аппарат  приучается выполнять ту же работу быстро».

Учитель:

-Итак, вспомнили с вами основные термины. А теперь обратимся к практической стороне нашего  курса.

Перед вами текст №1. Прочитайте про себя, проставьте логическое ударение, тем самым выясните,  сколько подтекстов в данном отрывке.

cl415

 «Лизетта»

Лизетта – чудо в белом свете,

Вздохнув, я сам себе сказал.                                                                

Умом цвела в весеннем свете.

Лизетта – чудо в белом свете.

Когда же злость её узнал…

Лизетта  - чудо в белом свете,

Вздохнув, я сам себе сказал.

Ученики дают ответ: В тексте два подтекста: Один – выражает восхищение, другой – разочарование).

Учитель:

- Выяснив, сколько подтекстов и расставив логическое ударение, ваша задача, используя свойства голоса, прочитать так текст, чтобы слушателям сразу стало ясно, где граница подтекста.

Текст №2. Задание то же. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкин.

На девичник  собираясь,

Вот царица, наряжаясьcl413

Перед зеркальцем своим,HH04282

Перемолвилася с ним:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

Что же зеркальце в ответ? 

«Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее».

Как царица отпрыгнёт,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!... 

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою…

Вишь какая подросла!...»

Ученики выполняют  задание.

-А теперь характер задания несколько изменился. Прочитайте так текст, чтобы слушатели легко могли представить, как выглядят герои, представленные в тексте.

Шел Прокоп, Прокоп, Прокоп.

Шла Прокопиха, Прокопиха, Прокопиха.

Шли прокопинятки, прокопинятки, прокопинятки.

( В ходе выполнения этого задания, выясняется, что Прокоп - полноватый человек, Прокопиха- кокетка)

 

-А теперь ваша работа осложняется. Вам дан абстрактный текст. С абстрактным текстом мы уже с вами знакомились (глокая куздра …)

Прочитайте текст так, чтобы вызвать эмоциональный отклик у слушателя. Переведите этот текст, используя слова, существующие в русском языке. Не забудьте, вам нужно будет определить часть речи каждого абстрактного слова.

Сяпала колуша по напушке и увазила бутявку. Волит: «Колушата,колушата!»

Колушата присяпали и бутявку стрямкали. «О,О!»-волят колушата. Колуша вазит: колушата на сёпати титят и дрыжками ролтыхают.

Возможный вариант перевода:

Шла курочка по двору и увидела червячка. Зовет: «Цыплятки,цыплятки!»

Цыплятки прибежали и червячка съели. «О,О!»-закричали цыплята. Курочка видит: цыплята на земле лежат и лапками болтают.

 Слово учителя:

-Итак, одну и ту же фразу можно представить по-разному, в зависимости оттого, как вы относитесь к человеку.

 «Привет, как дела?» (по-дружески или с негативом.)

Опять же преимущество свойств голоса. когда мы иногда даже можем подражать слегка кому-нибудь.

- А сейчас наша задача  – отработка с помощью скороговорок дикции.

  1.  Мальчик неветикультяпистый

Его нужно подвертикультипнуть, подвывертикультипнуть.

Тогда он будет вертикультяпистый.

  1. Сшит колпак не по-колпаковски

Надо колпак переколпоковать, перевыколпаковать.

  1. Наш шахматист вашего шахматиста

В шахматы перешахматит перевышахматит.

4.         Кукушка кукушонку

            Купила капюшон.

            Надел кукушонок капюшон,

            В капюшоне кукушонок смешон.

5.         Мышка сушек насушила,

            Мышка мышек пригласила.

            Мышки сушки кушать стали,

            Мышки зубики сломали.

-Ребята, знание о силе слова, о его действии (это и подтекстовая основа, это и голосовая интерпретация) возможно, повлияет на будущее кого-нибудь из вас: может кто-то захочет стать актером, а кто-то режиссером – в городе Саратове есть прекрасное театральное училище. И с  Саратовской  областью связана была жизнь многих известных актеров, прослушайте, пожалуйста, небольшое сообщение.

Сообщение ученика, представлены портреты.сканирование0004

 

Русланова Лидия Андреевна (1900-1973)

Певица, заслуженная артистка РСФСР. Родилась в Петровском уезде Саратовской губернии. В 1914 – 1916 гг. брала уроки пения   в Саратове у профессора консерватории М.Е.Медведева. Как эстрадная певица дебютировала в 1923 г. Главное место в её репертуаре занимали русские народные песни. Л.А.Русланова – первая исполнительница всенародно любимых песен «Катюша», «В землянке», «По долинам и по взгорьям» и других.

сканирование0010

Лебедев Евгений Алексеевич (1917-1997)

Актер театра и кино, народный артист СССР.

Уроженец г. Балаково.

Окончив в 1940 г. Московское театральное училище,

работал в Тбилисском ТЮЗе, Ленинградском театре

им. Ленинского комсомола. Работы Лебедева отмечены

Ленинской и двумя Государственными премиями СССР.

В городе Балаково имя артиста носит драматический театр.

       Андреев Борис Федорович (1915-1982)сканирование0005

        Актер, народный артист СССР, лауреат Государственных

  премий СССР. Уроженец города Саратова. В 1937 г.

  окончил Саратовский театральный техникум. Играл

 на сцене Саратовского драматического театра. Широкую

 известность приобрел как киноактер. В образах своих

 героев Б.Ф. Андреев раскрывал душевную щедрость,

 широту русского народного характера. Наиболее известные

 фильмы с его участием: «Трактористы», «Два бойца»,

«Большая семья», «Оптимистическая трагедия»,

«Илья Муромец», «Мое дело».

сканирование0007

Филиппов Сергей Николаевич (1912-1990)

Актер театра и кино, народный артист России.

Родился в г. Саратове. В 1933 г. окончил балетное

отделение Ленинградского эстрадно-циркового

техникума. С 1935 г. по 1965 г. играл на сцене

Ленинградского театра комедии. В кино снимался

       с 1937 г. Широкую популярность актеру принесли

комедийные роли в фильмах «Золушка», «Неуловимые

       мстители», «Двенадцать стульев», «Не может быть»,

«Иван Васильевич меняет профессию», «За спичками».

Табаков Олег Павлович (1935)

 Актер театра и кино, режиссер, педагог, народный

артист СССР, лауреат Государственных премий СССР

 и РСФСР. Родился в Саратове. Занимался в драматическом

кружке при  Саратовском Дворце пионеров. Окончил школу-

студию МХАТ «Современник». С 2001г. – художественный

руководитель МХАТ им. А.П.Чехова. В кино снимается

с 1957 г., с его участие вышло более 100 фильмов.

Заклунная Валерия Гавриловна (1942)сканирование0006

 Актриса театра и кино, народная артистка Украины.

 Родилась в городе Энгельсе. Окончила школу-студию

 МХАТ. Снималась в фильмах: «Сибирячка», «Особо

 важное задание», «В небе ночные ведьмы», «В бой идут

 одни старики», «Место встречи изменить нельзя».

 За исполнение роли Катерины в фильмах «Любовь земная»

 и «Судьба» удостоена Государственной премии СССР и

 золотой медали им. А.Довженко.

     Слово учителя:

-Все мы участвуем в тех или иных мероприятиях. И на уроке  учимся читать текст осознанно

« +» ко всему, мы учились выразительному чтению, правильной постановке голоса, для того чтобы вызвать эмоциональный отклик. Мне бы хотелось, чтобы вы прослушали рассказ М.Зощенко «Баня».

(Учитель воспроизводит рассказ наизусть)

-Надеюсь мне удалось вызвать эмоциональный отклик, а теперь посмотрим, справятся ли с этой задачей ребята, подготовившие для инсценировки небольшой отрывок из известного вами произведения. Отгадайте автора и название произведения.

cl417cl421

 

         

 

             Хлестаков: Какой у вас прекрасный платочек!

Марья Антоновна: Вы насмешники, лишь бы только посмеяться над                   провинциальными.

            Хлестаков: Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу    лилейную шейку.

            Марья Антоновна: Я совсем не понимаю, о чем вы говорите: какой-то платочек… Сегодня какая странная погода!

            Хлестаков: А ваши губки, сударыня, лучше, нежели всякая погода.

            Марья Антоновна: Вы все эдакое говорите… Я бы вас попросила, чтоб вы мне написали   лучше на память какие-нибудь стишки в альбом. Вы, верно, их знаете много.

            Хлестаков: Для вас, сударыня, все, что хотите. Требуйте, какие стихи вам.

            Марья Антоновна: Какие-нибудь эдакие-хорошие, новые.

            Хлестаков: Да, что стихи! Я много их знаю.

            Марья Антоновна: Ну, скажите же, какие же вы мне напишите?

            Хлестаков: Да, к чему же говорить? Я и без того их знаю.

            Марья Антоновна: Я очень люблю их…

            Хлестаков: Да у меня  много их всяких. Я лучше вместо этого представлю мою любовь,  которая от вашего взгляда….(Придвинул стул)

            Марья Антоновна: Любовь! Я не понимаю любовь… я никогда не знала, что за  любовь….(отодвигает стул)

            Хлестаков: Отчего ж вы отодвигаете свой стул? Нам лучше сидеть близко друг к другу.

            Марья Антоновна : (отдвигаясь) Для чего ж близко? Все равно и далеко.

            Хлестаков: (придвигаясь) Отчего ж далеко: все равно и близко.

            Марья Антоновна : (отдвигаясь) Да к чему ж это?

            Хлестаков : (придвигаясь)Как бы я был счастлив, сударыня, если б мог прижать вас в     свои объятия.

            Марья Антоновна : (смотрит в окно) Что это там, как будто бы полетело? Сорока или какая  другая птица?

            Хлестаков:(целует ее в плечо и смотрит в окно) Это сорока.

            Марья Антоновна :(встает в негодовании) Нет, уж это слишком…Наглость такая!...

            Хлестаков:(удерживая её) Простите, сударыня,:я это сделал от любви, точно от любви.

            Марья Антоновна :Вы почитаете меня за такую провинциалку…(силится уйти)

            Хлестаков: (продолжая удерживать её) Из любви, право из любви. Я только так,   пошутил, Марья Антоновна, не сердитесь! Я готов на коленках у вас просить прощения.(падает на колени).Простите же , простите. Вы видите, я на коленях.

(Ученики дают правильный ответ: Н.В.Гоголь «Ревизор»)

Из набора слов, составьте строчки известных стихотворений

  1. Может я ещё быть любовь любил вас.
  2. Небесами коврами под великолепными голубыми.
  3. Обид не вынесла поэта мелочных позора душа.
  4. Утеса-великана на тучка ночевала груди золотая.

( Ученики работают)

 - А  тем временем группа ребята пока попробует перевоплотиться не только внутренне, но и внешне, то есть с помощью грима изменить внешность. По окончании работы   зрители должны оценить.

image[77]

- Вот и подошло время подытожить всю вашу работу на уроке. (Учитель оценивает ребят  по результатам работы в течение всего курса, благодарит).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 6 г.Маркса Разработка занятия по литературе 8 класс Тема : «Слово – действие» Учитель русского языка и литературы Чермашенцева Т.А.

Слайд 2

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Вводная часть. Теоретическая часть. Практическая часть. 4.Заключительная часть

Слайд 3

ПРАВИЛА ДЫХАНИЯ Не говори, не запасясь воздухом. Необходим забор воздуха через нос. Запас воздуха, необходимого для произнесения очередного речевого такта. Расходовать экономно воздух, не выдыхая весь воздух до конца. Вдох и добор воздуха необходим во время люфт - пауз.

Слайд 4

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЛОГИКИ Логическое ударение – выделение главного слова в предложении. Логическая пауза – перерыв в речи, диктуемый смыслом высказанного. Логические мелодии – определяются взаимоотношениями логических пауз, логических ударений. Логическая перспектива – способность сквозь отдельные фразы высказать мысль.

Слайд 5

ПОДТЕКСТ Подтекст- это внутренняя жизнь слова. Функциональное назначение подтекста можно прочесть так: в нем мы выражаем внутренний смысл слов, активно направленный к выведению главной идеи произведения. К.Станиславский сказал: « В театр ходят за подтекстом, а текст можно и дома прочесть».

Слайд 6

текст №1 Прочитайте про себя, проставьте логическое ударение, тем самым выясните, сколько подтекстов в данном отрывке. « Лизетта » Лизетта – чудо в белом свете, Вздохнув, я сам себе сказал. Умом цвела в весеннем свете. Лизетта – чудо в белом свете. Когда же злость её узнал… Лизетта - чудо в белом свете, Вздохнув, я сам себе сказал. В тексте два подтекста: Один – выражает восхищение, другой – разочарование).

Слайд 7

Текст №2 Количество подтекстов? Расставьте логическое ударение, используя свойства голоса, прочитайте так текст, чтобы слушателям сразу стало ясно, где граница подтекста. На девичник собираясь, Вот царица, наряжаясь Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним: «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее». Как царица отпрыгнёт, Да как ручку замахнет , Да по зеркальцу как хлопнет, Каблучком-то как притопнет!... «Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою… Вишь какая подросла!...» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкин

Слайд 8

Прочитайте так текст, чтобы слушатели легко могли представить, как выглядят герои, представленные в тексте. Шел Прокоп, Прокоп, Прокоп. Шла Прокопиха , Прокопиха , Прокопиха . Шли прокопинятки , прокопинятки , прокопинятки . ( В ходе выполнения этого задания, выясняется, что Прокоп - полноватый человек, Прокопиха - кокетка)

Слайд 9

Переведите этот текст, используя слова, существующие в русском языке. Не забудьте, вам нужно будет определить часть речи каждого абстрактного слова. Сяпала колуша по напушке и увазила бутявку . Волит : « Колушата,колушата !» Колушата присяпали и бутявку стрямкали . «О,О!»- волят колушата . Колуша вазит : колушата на сёпати титят и дрыжками ролтыхают .

Слайд 10

Возможный вариант перевода Шла курочка по двору и увидела червячка. Зовет: « Цыплятки,цыплятки !» Цыплятки прибежали и червячка съели. «О,О!»-закричали цыплята. Курочка видит: цыплята на земле лежат и лапками болтают.

Слайд 11

ИЗВЕСТНЫЕ АКТЕРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Русланова Лидия Андреевна (1900-1973) Певица, заслуженная артистка РСФСР. Родилась в Петровском уезде Саратовской губернии. В 1914 – 1916 гг. брала уроки пения в Саратове у профессора консерватории М.Е.Медведева. Как эстрадная певица дебютировала в 1923 г. Главное место в её репертуаре занимали русские народные песни. Л.А.Русланова – первая исполнительница всенародно любимых песен «Катюша», «В землянке», «По долинам и по взгорьям» и других.

Слайд 12

Лебедев Евгений Алексеевич (1917-1997) Актер театра и кино, народный артист СССР. Уроженец г. Балаково. Окончив в 1940 г. Московское театральное училище, работал в Тбилисском ТЮЗе , Ленинградском театре им. Ленинского комсомола. Работы Лебедева отмечены Ленинской и двумя Государственными премиями СССР. В городе Балаково имя артиста носит драматический театр.

Слайд 13

Андреев Борис Федорович (1915-1982) Актер, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР. Уроженец города Саратова. В 1937 г. окончил Саратовский театральный техникум. Играл на сцене Саратовского драматического театра. Широкую известность приобрел как киноактер. В образах своих героев Б.Ф. Андреев раскрывал душевную щедрость, широту русского народного характера. Наиболее известные фильмы с его участием: «Трактористы», «Два бойца», «Большая семья», «Оптимистическая трагедия», «Илья Муромец», «Мое дело».

Слайд 14

Филиппов Сергей Николаевич (1912-1990) Актер театра и кино, народный артист России. Родился в г. Саратове. В 1933 г. окончил балетное отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума. С 1935 г. по 1965 г. играл на сцене Ленинградского театра комедии. В кино снимался с 1937 г. Широкую популярность актеру принесли комедийные роли в фильмах «Золушка», «Неуловимые мстители», «Двенадцать стульев», «Не может быть», «Иван Васильевич меняет профессию», «За спичками».

Слайд 15

Табаков Олег Павлович (1935) Актер театра и кино, режиссер, педагог, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Родился в Саратове. Занимался в драматическом кружке при Саратовском Дворце пионеров. Окончил школу- студию МХАТ «Современник». С 2001г. – художественный руководитель МХАТ им. А.П.Чехова. В кино снимается с 1957 г., с его участие вышло более 100 фильмов.

Слайд 16

Заклунная Валерия Гавриловна Актриса театра и кино, народная артистка Украины. Родилась в городе Энгельсе. Окончила школу-студию МХАТ. Снималась в фильмах: «Сибирячка», «Особо важное задание», «В небе ночные ведьмы», «В бой идут одни старики», «Место встречи изменить нельзя». За исполнение роли Катерины в фильмах «Любовь земная» и «Судьба» удостоена Государственной премии СССР и золотой медали им. А.Довженко.

Слайд 17

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по литературе для студентов 2 курса колледжа "Путешествие в страну Поэзии" (Педагогическая мастерская по теме "Лирика")

Данная методическая разработка "Путешествие в страну Поэзии"предназначена для занятий по литературе с применением метода педагогических мастерских....

Рабочая программа индивидуально - групповых занятий по литературе 11 класс

Программа предназначена для подготовки выпускников к итоговому сочинению и сочинению на ЕГЭ и рассчитана на 1 час в неделю....

План-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему: Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Сценарий литературно-музыкальной композиции предназначен для обучающихся 8 класса.  Может помочь при подготовке не только к урокам литературы, но и к урокам истории. Возможно проведение интегриро...

Проект учебного занятия по литературе 6 класс, разработанный учителем русского языка и литературы МБОУ КСОШ №3 Т.М. Усановой р.п. Курагино Красноярского края

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по литературе 6 класс, разработанный учителем русского языка и литературы МБОУ КСОШ №3 Усановой Татьяной Матвеевной. Тема раздела: Русская литература XX века.  Т...

Методическая разработка занятия по литературе "Жизнь и поэзия М. Цветаевой"

Занятие посвящено основным этапам биографии и творчества М.И. Цветаевой...