методическая разработка урока 6 класс
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Рязанова Ольга Владимировна

методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-proekt.doc59 КБ

Предварительный просмотр:


Тип урока:                 урок формирования знаний

Технология:                 проблемно-исследовательская

Цели урока:

  1. Способствовать углублению знаний по данной теме;
  2. Формировать опыт участия в общеклассной деятельности и работы в малых группах, развивать познавательную деятельность учащихся;
  3. Воспитывать высокие духовные и нравственные качества.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска;
  2. Толковый слова С.И. Ожегова;
  3. Фотовыставка.

 

Счастлив тот дом,

Где пребывает мир,

Где брат любит брата,

Родители пекутся о детях,

Дети почитают родителей…

Там благодать Господня…

И.С. Шмелев

Подготовительная работа

  1. Прочтение рассказов В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В.Г. Распутина «Уроки французского».
  2. Работа учащихся в течение недели в следующих группах: эксперты, исследователи, историки, археологи, фотографы, артисты. Эксперты выступают в качестве ведущих.

  1. Актуализация проблемы

Тема дома, семьи – одна из главных в русской литературе. Она волновала Л.Н. Толстого, А.М. Горького, И.С. Шмелева, В.П. Астафьева и многих других писателей. Актуальна она и в наше время. Сегодня мы постараемся ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое семья?
  2. В чем заключается семейное счастье?
  3. Как составить родословную?
  4. Есть ли у нас семейные реликвии?
  5. Семейные традиции. Как их сохранить?

По мере объявления учителем вопросов, они проецируются на интерактивной доске, а дети записывают их в тетрадях.

  1. Представление работы группы экспертов

Слово учителя

Семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков, близких родственников (проекция определения на интерактивной доске и запись его учащимися в тетрадях).

Выступление ведущих (экспертов)

- У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, всегда помним о нем. Он притягивает нас своим теплом.

- Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья, самые близкие тебе люди.

- Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приголубит, поймет и утешит?

- Конечно же, ваши мамы, бабушки, папы, дедушки, родные и близкие вам люди – ваша семья.

- Какие они, наши семьи?

(Учащиеся читают отрывки из сочинений на тему «Моя семья»).

Эксперты делают вывод:

Семья – это любящие друг друга люди (проекция предложения на интерактивной доске и запись его учащимися в тетрадях).

  1. Представление работы группы исследователей

- Есть такая пословица: «Счастье – не птица, само не прилетит».

- Из чего же складывается семейное счастье? У каждого свой ответ на этот вопрос.

Ответы детей

-Когда есть папа и мама.

- Когда свой дом и есть деньги.

- Когда все родственники живы и здоровы.

- Когда тебя в семье уважают.

Выслушав мнения остальных, исследователи предлагают свое: Самые счастливые – это многодетные семьи.

Слово учителя

Многодетными считаются семьи, в которых трое и более детей (проекция определения на интерактивной доске  и запись его учащимися в тетрадях).

- Раньше в России таких семей было много. Они отличались тем, что дети росли в них дружными, заботливыми, трудолюбивыми.

- В результате исследования установлено, что в нашей школе 18 таких семей.

- по статистике мама в такой семье перемывает за год 18 тысяч ложек, 13 тысяч тарелок, 8 тысяч чашек…

- А общий вес посуды, переносимой из кухни к столу и обратно, за год достигает 5 тонн!

- Дело чести каждого сына, дочери, отца переложить хотя бы парочку тонн посуды на свои плечи.

Исследователи делают вывод:

Чем больше в семье заботы, тепла, любви, тем прочнее отчий дом, тем счастливее дети (проекция предложения на интерактивной доске и запись его учащимися в тетрадях).

  1. Представление группы историков

- Одно из слагаемых семейного счастья – это знание своей родословной. Издавна человек стремился узнать о своих предках. Это добрая традиция возвращается в наши семьи.

Родословная – это перечень поколений одного рода.

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.

Предок – это древний представитель по роду.

Генеалогия – родословная история рода.

(проекция определений на интерактивной доске и запись их учащимися в тетрадях).

- В процессе работы мы сделали очень важное открытие: у каждого человека – два родителя – отец и мать, а вот у бабушки и дедушки – вдвое больше, а прабабушки и прадедушки еще вдвое больше и так далее. Вот сколько у человека предков!

Ребята представляют свои проекты на тему «Моя родословная».

Историки делают вывод:

Конечно, у нас в родственниках не пять тысяч исторических имен, как у А.С. Пушкина. У кого-то на дереве 15-20 листочков, но и они говорят о большой проделанной работе.

  1. Представление работы группы археологов

- Скажите, что дом делает домом? То есть домом, не похожим на другие дома? Что вас окружает в квартире? Вещи, предметы. Правильно, человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с разными событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее беречь, сохраняя тем самым память о дорогом нам человеке.

- В каждом есть какая-либо семейная реликвия.

Реликвия – особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или традициям вещь (проекция определения на интерактивной доске  и запись его учащимися в тетрадях).

- Старинные вещи в русских семьях хранились в сундуках. Желая продолжить эту традицию, свои реликвии мы тоже поместили в сундучок.

Дети бережно достают из импровизированного сундучка фронтовые письма, награды, фотографии и рассказывают о них целые истории.

  1. Представление группы исследователей

- Говорят, что все семьи счастливы по-своему, и у большинства счастливых семей есть увлечение, какое-то любимое дело, которое объединяет и взрослых, и детей. А сколько прекрасных традиций живет в наших семьях!

Традиция – то, что переходит или перешло от одного поколения к другому (проекция определения на интерактивной доске  и запись его учащимися в тетрадях).

Учащиеся рассказывают о своих  семейных традициях, увлечениях.

Исследователи делают вывод:

Сами по себе праздники не получатся, их надо готовить, трудиться.

  1. Представление работы группы фотографов

- Готовясь к этой встрече, мы со своими родителями оформили фотовыставку «Загляни в семейный альбом». Как вы думаете для чего? Собирать семейные фотографии – это еще одна старинная традиция. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях семейной жизни.

Когда люди вынуждены покидать свои дома, они берут с собой только самые ценные вещи, среди которых фотографии дорогих людей.

Звучит фонограмма песни Э. Пьехи «Загляните в семейный альбом». Дети  дают пояснения к фотографиям.

  1. Представление работы группы артистов

Дети читают пословицы о семье.

На что и клад, коли в семье лад.

Согласную семью и горе не берет.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Семья печка: как холодно, все к ней собираются.

В семье и каша гуще.

Дети выступают со сценкой «Бабушки и внуки».

Слово учителя

Звучит фонограмма песни «Родительский дом»

- Десять веков с момента крещения Руси люди жили по законам духовности, нравственности. Так жила и семья, признаваемая главной человеческой ценностью.

Все мы говорим о возрождении России, но ведь это невозможно без возрождения культа семьи. Чем больше будет дружных, сплоченных, трудолюбивых семей, тем дело возрождения пойдет быстрее.

Я от души желаю, чтобы пламя семейного очага поддерживало нас в трудную минуту.

  1. Подведение итогов урока

Мы провели большую работу, каждый внес свой вклад. Ответы на поставленные вопросы найдены.

Домашним заданием для вас будет сочинение о своих будущих семьях «Традиции, которые я перенесу в свою семью, а что постараюсь изменить». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "Класс насекомые"

Содержание материала включает изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных....

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока "Класс Земноводные или Амфибии"

middot;           Цель урока:Обучающая: описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных. Определять и классифицировать представителей земноводных по фо...