Урок-экскурсия по заповеднику "Пушкинские горы"
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

Урок-экскурсия-нестандартная форма урока, помогающая активизировать процесс обучения, создавая эффект присутствия обучающихся  в местах, связанных с жизнью поэта. Урок сопровождается презентацией, на слайдах которой дети увидят пейзажи Михайловского, Петровского и Тригорского. Перед уроком каждый обучающийся получает задание, дающее ему возможность принять участие в общем процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-ekskursiya.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
                         средняя  общеобразовательная школа № 2  с углубленным
                                    изучением отдельных предметов  п. Восточный
                                            Омутнинского района   Кировской области


                               

 Урок-экскурсия
по  музею-заповеднику
«Пушкинские горы»

                      9 класс

 Автор-составитель:                                                                                                                             Серебрякова Е.В., учитель русского языка  и литературы высшей
квалификационной категории

Восточный  2013

Карта

урока - экскурсии

по литературе в 9 классе

Тема урока: «Вновь я посетил…»

(заочная экскурсия по музею-заповеднику "Пушкинские горы")

Дидактическая цель:

создать условия для духовно-нравственного становления  личности учащихся.  

Представленный урок включён в систему  изучения  творчества  А. С. Пушкина.

Тип урока: урок закрепления и углубления  полученных  знаний с применением ИКТ.

Цели по содержанию: 

  1. Образовательная – создать условия для продолжения знакомства обучающихся с основными фактами биографии А. С. Пушкина, расширения представления о личности поэта; продолжить работу по изучению теории литературы (романтизм, реализм, жанры литературы); организовать работу с лексическим значением слов  «личность»,  «духовная ценность», «национальное достояние».
  2. Развивающая – способствовать формированию у обучающихся навыков поиска информации в различных источниках,  анализа художественного текста,  а главное, работы со словом как концептом нравственности.
  3. Воспитательная – способствовать формированию духовно-нравственных ценностей и осознанию понятий: душевное мужество,  общечеловеческие ценности,  творчество, гармония,  Родина.

Методы  обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый (выбор ключевых слов), исследовательский (решение задач)

Методы познания: логический (анализ и синтез)

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная,  индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор,  рабочие тетради по литературе.

 Домашняя подготовка:

1. Прочитать параграф учебника, посвященный Михайловской ссылке  А. С. Пушкина  2.Индивидуальные задания:

доклад «Михайловское в жизни Пушкина»

доклад  «А. С. Пушкин и народ»

доклад  «Музей Пушкина -  памятник русской и мировой культуры»           сообщение об А. П. Ганнибале,  прадеде поэта; сообщение о дружбе, в течение всей жизни связывающей А. С. Пушкина и И. И. Пущина, о посещении  Пущиным ссыльного друга,  выучить наизусть стихотворение «И. И. Пущину»;

сообщение об А. П. Керн и ее отношениях с поэтом, выучить наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»  и др.

Предполагаемая рефлексия: помочь представлению результатов своей деятельности с привлечением ключевых слов темы урока.

Здоровье и психосберегающая среда: создание комфортных условий, смена видов деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований (освещение, цвета слайдов)

Ход урока

Слово учителя

Предлагаемые вопросы и задания

Деятельность учащихся

Слайд 1.

Слово учителя: В 120 километрах от Пскова, на невысоких холмах, расположен заповедник Пушкинские горы. Места эти неразрывно связаны  с именем А.С.Пушкина. Через всю жизнь пронёс поэт любовь к этому прекрасному уголку русской природы. Сюда он приезжал в 1817 и в 1819 годах, здесь  провёл два года ссылки (с 1824 по 1826 год), здесь, «ближе к милому пределу», завещал похоронить свой прах.

Давайте вспомним, когда и при каких обстоятельствах  приезжал Пушкин в Михайловское.

 Чем привлекали поэта эти места (до ссылки)?

Обучающийся  воспроизводит фрагменты  доклада «Михайловское в жизни Пушкина».

Учащиеся прослушивают сообщение, отвечают на поставленный вопрос.

Слайд 2.

А начиналось всё с имени выдающегося исторического деятеля Абрама Петровича Ганнибала, «арапа Петра Великого», прадеда А.С.Пушкина. В 1742 году Михайловская губа в Псковской губернии была пожалована ему в благодарность за заслуги перед  Отечеством Екатериной  Второй. Позднее он поделил имения, находящиеся в этих местах, между сыновьями Петром, Осипом и Исааком.

Что поражает в судьбе этого незаурядного человека?

Сообщение о личности и судьбе А. П. Ганнибала.

Обучающиеся прослушивают сообщение, отвечают на поставленный вопрос.

Слайд 3.

 Итак,  владельцем усадьбы Михайловское стал О. А. Ганнибал, родной дед А. С. Пушкина по матери.  К дому ведёт  Еловая аллея, посаженная Осипом Абрамовичем.

Просмотреть слайд

Обучающиеся просматривают слайды презентации.

Слайд 4. 

При въезде из Еловой аллеи стоит на консоли  пушечка -  мортирка. Салюты из потешных орудий устраивались у Пушкиных по особо праздничным дням. Соседи шутили: «Как же у Пушкиных,  да без пушки!»

Просмотреть слайд

Обучающиеся просматривают слайды презентации.

Слайд 5.

 Пушкин-лицеист.

Каким вы представляете себе Пушкина- лицеиста?

Как передает скульптор его настроение, душевное состояние?

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.

Слайды  6-7.

Старинный  ганнибаловский  дом, в котором жил Пушкин, не сохранился, но восстановлен таким, каким был при жизни поэта.  Он   расположен  на холме,   южным   фасадом  обращён в сторону парка, а северным  в сторону  Сороти.

Просмотреть слайд

Обучающиеся просматривают слайды презентации.

Слайды 8- 9.

Вид  на  Сороть, открывающийся  с усадьбы Михайловское, неповторим по своей красоте.

Какое впечатление производят на вас пейзажи?

Какие слова возникают в сознании?

Обучаюшиеся   делятся впечатлениями.  

Слова-концепты: КРАСОТА, ГАРМОНИЯ,  ПОКОЙ.

Слайд 10.

 Вдали виднеется ветряная мельница, и невольно приходят на память  строки из романа  «Евгений Онегин»…

Послушайте отрывок из романа «Евгений Онегин», с которым нам вскоре предстоит познакомиться.  Действие романа происходит в этих местах…

Обучающийся читает отрывок из романа.

Слайд 11. 

 В парке  Михайловского есть пруды, на одном из которых находится поэтичный «Остров уединения»; восстановлены мостик и беседки, расчищены старые дорожки.

Просмотреть слайд

Обучающиеся просматривают слайды презентации.

Слайд 12.

Знаменитый «Горбатый мостик».

Просмотреть слайд

Обучающиеся просматривают слайды презентации.

Слайд 13. 

До наших дней сохранилась одна из красивейших аллей парка – липовая аллея. Её называют «Аллея Керн», в память о лирическом шедевре, написанном А.С.Пушкиным после посещения Михайловского А.П.Керн в июле 1825 года.

Что вы помните об отношениях А. П. Керн и А. С. Пушкина?  Об их первой встрече? При каких условиях состоялась их вторая встреча? Как проявляется личность поэта в этом стихотворении?

Сообщение об отношениях Пушкина и Керн. Чтение наизусть  стихотворения Мой первый друг, мой друг бесценный…» Учащиеся прослушивают сообщение,  стихотворение, отвечают на поставленный вопрос

Слайд 14. Анна Петровна Керн.

Давайте познакомимся поближе с личностью и непростой судьбой этой удивительной женщины.

Сообщение о личности и судьбе А. П. Керн.

1824 год.  Пушкин снова приезжает в Михайловское, на этот раз не как гость, а как ссыльный. Два с половиной года, прожитые поэтом в этих местах,  оставили в его жизни и творчестве неизгладимый след.

Расскажите о причинах и условиях начала второй ссылки Пушкина. Представьте себе дущевное состояние поэта. Что усугубляло  его тяжесть?

Обучающийся  воспроизводит фрагменты  доклада «Михайловское в жизни Пушкина».

Учащиеся прослушивают сообщение, отвечают на поставленный вопрос.

 Слайд 15.   «Пущин в гостях у Пушкина»

Какой момент  во время пребывания Пушкина в ссылке изображен на картине?

Сообщение об отношениях Пущина и Пушкина. Чтение наизусть  стихотворения Мой первый друг, мой друг бесценный…»

Ссылка стала нелегким испытанием  для  поэта.

Какие качества личности Пушкина, по-вашему, проявились при этом? Что помогло ему выстоять?  Как вы понимаете слова «личность», «душевное мужество»?

Учащиеся прослушивают сообщение, отвечают на поставленный вопрос. Обучающийся  воспроизводит фрагменты  доклада «А. С. Пушкин и народ».

Слайд 16.   В ссылке Пушкиным было написано  более 100  произведений.

Дайте определение понятий  романтизм, реализм. Чем обусловлен переход от романтизма к реализму в творчестве Пушкина?

Обучающиеся просматривают слайды презентации,  отвечают на поставленный вопрос.

В пяти километрах к западу от Михайловского находится село Тригорское,  усадьба ближайших соседей и друзей Пушкина Осиповых и Вульфов, место, ставшее для поэта вторым домом в годы ссылки.

Обучающиеся просматривают слайды презентации.

Слайд 17-18. Путь к Тригорскому шёл мимо небольшого красивого озера Маленец,  воспетого Пушкиным в романе  «Евгений Онегин», и по дороге мимо трёх сосен…

Вспомните  стихотворение «Вновь я посетил…» Какими чувствами пронизано стихотворение?

Учащиеся прослушивают  стихотворение,  отвечают на поставленный вопрос.

Слайд 19.   Дом  Осиповых, который в сознании самих обитателей усадьбы воспринимался как «дом Лариных», а в чертах героев романа угадывались конкретные лица.

Давайте познакомимся поближе с этой замечательной семьей.

Сообщение о П. А. Осиповой –Вульф, ее семье, о дружеских отношениях, связывавших Пушкина и обитателей Тригорского.

Слайд 20. Скамья Онегина

Слайд 21. Зелёная зала. Место, где устраивались игры для детей, а летними вечерами  - танцы для тригорской молодёжи.

Просмотреть слайд

Обучающиеся просматривают слайды презентации.

Слайд 22.   Замечательным памятником пушкинских мест является  Петровское, расположенное в трёх километрах от Михайловского на берегу озера Кучане. Петровское  унаследовал Пётр Абрамович Ганнибал, двоюродный дед поэта, который был для  Пушкина живым источника всевозможных исторических сведений.

Просмотреть слайд

Обучающиеся просматривают слайды презентации.

Слайд 23.  Парк  Петровского - самый старый в заповеднике, он заложен в 18 веке и отличается строгой планировкой.

Просмотреть слайд

Обучающиеся просматривают слайды презентации.

Слайд 24.  Савкина горка-городище 16 века.

Чем  так привлекало это место поэта?  Расскажите о его заветном желании.

Сообщение о городище Савкина горка. Учащиеся прослушивают сообщение, отвечают на поставленный вопрос.

Слайд 25. Вид с Савкиной горки.

Слайд  26.  Последним земным приютом А.С.Пушкина стал древний Святогорский монастырь. Здесь шестого февраля 1837 года тело поэта было предано земле у алтарной стены собора.

Слайд.   Спустя четыре года на могиле был установлен памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина Натальи Николаевны.

Что вы помните о гибели Пушкина?

 Сообщение.  В период В.О.войны могила Пушкина, лестницы и дорога возле монастыря были заминированы немцами. Могилу Пушкина спасли от уничтожения, рискуя собственной жизнью воины – сапёры Рижской сапёрной инженерной бригады. На братском кладбище, расположенном у монастырской стены, покоятся те, кто отдал свою жизнь, освобождая в 1944 году всенародную святыню. – Пушкинские горы.

Сегодня  Государственный Пушкинский заповедник,  занимая территорию 10 тысяч гектаров,  включает в себя музеи -усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское с мемориальными парками; могилу А.С.Пушкина в  Святогорском  монастыре, городища Воронич,  Врев, Савкино; озёра  Кучане,   Белагуль, Маленец,  Чёрное; пойменные луга реки Сороть; места, где располагались имения родственников, друзей и соседей поэта.

Что вы могли бы сказать создателям и хранителям музея-заповедника?

Учащиеся прослушивают сообщение, отвечают на поставленный вопрос.

Слайд 27.  

Согласны ли вы со словами Д.  С.  Лихачева?

Обучающиеся  высказывают свое мнение.

Слайд 28.   Этап  рефлексии

Продолжите фразу: «Посетив заочную экскурсию по музею-заповеднику пушкинские горы,  

Я узнал…

Я почувствовал…

Я приобрёл….

Обучающиеся  самостоятельно работают, затем по желанию высказывают свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории и английского языка. Урок-экскурсия на тему:"Средевековый город. Его жители и их образ жизни".

Тема урока: «Средневековый город. Его жители и их образ жизни». Урок формирует более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации, эстетическое воспитание, воспитание то...

Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия

Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...

Урок - экскурсия. Обощающий урок по теме "Имя числительное"

Данный материал предназначен для закрепления....

Урок систематизации знаний по теме "Имя числительное как часть речи" (урок - экскурсия по Октябрьскому району г. Уфа РБ)

Тема урока:«Урок систематизации знаний по теме «Имя числительное как часть речи» (урок – экскурсия по Октябрьскому району).Цели урока:образовательная– обобщить, систематизировать изученный матер...

Открытый урок по английскому языку в 7классе по теме :Разработка урока-экскурсии по теме "Достопримечательности Лондона"

познакомить с достопримечательностями Лондона,научить ориеноваться в городе по плану и карте...

Урок-экскурсия в 9 классе "Экскурсия по городу Кораблино, приуроченная к 50-летию со дня основания города"

ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КОРАБЛИНО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 50-ЛЕТИЮ со дня основания города МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1 остановка. Начало экскурсии. Место: пересечение улиц Школьной и Садовой. Объекты ...