Рабочая программа учебного курса по литературе 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Рабочая программа учебного курса по литературе 7   класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_7_klass.docx62.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

Рассмотрено на заседании кафедры                                                                               Согласовано                        УТВЕРЖДЕНО                                                    

гуманитарного образования                                                                                           директор                               приказом №    461                                         Протокол  №                                                                                             / С.А. Сидорова/  «        » 05. 2013 г.                 « 16    »  05. 2013 г.                                           «       »  05.2013г.

 Руководитель  кафедры              

/Гудукас И.М./

                                                                                                                                                                                                                     

Рабочая программа учебного курса по литературе

7   «В» класса

                                                                                          Составитель:

Казанцева Клавдия Сергеевна,

                                                                                                   учитель русского языка и   литературы                                                          

высшей квалификационной

категории

                                                                                                                     2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку (Москва, «Просвещение», 2010 г.) и авторской программы для 5 – 11 классов  Г.С. Меркина, 2010 г., которая  соответствует  образовательным стандартам по литературе.

Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию образовательной программы:

1.  Литература. Учебник для 7 класса. Г.С. Меркин, М., «Русское слово», 2010

2. Ф.Е. Соловьёва    Уроки литературы, 7 класс, методическое пособие под редакцией Г.С. Меркина, М., «Русское слово», 2012

Цель: совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающее установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

  • развивать способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
  • формировать историзм мышления;
  • обогащать культурно-историческую память учащихся;
  • воспитывать активное отношение школьников к действительности, выявлению места художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

Особенности обучающихся, изучающих данную программу.

Программа предназначена для обучения учеников 7 в  класса, имеющих разный темп чтения,  что затрудняет осмысление прочитанного текста, разный уровень начитанности,   самостоятельной работы, творческих способностей. Большая группа обучающихся имеет кратковременную память,  с трудом запоминает стихи наизусть, не стремится к поиску дополнительной информации.

Условия реализации данной программы.

Особым направлением на уроках литературы является формирование историко-культурной эрудиции учащихся, включение литературного произведения в историко-литературный контекст.

Система индивидуальных и групповых заданий ориентирована на формирование исторических знаний и взглядов, а формы работы  на уроке (ролевые игры, учебные мини-проекты и др.) – на сохранение преемственности с основными видами деятельности учащихся на уроках литературы в 5- 6 классах.

Большое внимание уделяется реализации  межпредметных связей литературы, музыки и изобразительного искусства.

При реализации программы используются разные формы работы:  групповые, коллективные, фронтальные, индивидуальные, традиционные (беседа, практикум, семинар, самостоятельная работа), нетрадиционные (игра, диспут, конференция, соревнование и т. д.).

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование CD дисков. Данная программа реализуется на базе  учебного кабинета 317, который оборудован мультимедийной  аппаратурой, интерактивной доской.

Количество учебных часов, на основе которых разработано календарно-тематическое планирование

 

 Программа в соответствии с  БУП 2004 г. и учебным планом  на текущий год рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) 

Требования  к уровню подготовки обучающихся в соответствии с государственным образовательным стандартом.

В результате изучения литературы обучающиеся  должны:

Знать/понимать:

- нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

- эстетическую, нравственно-философскую, социально-историческую  проблематику произведения;

- на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;

- произведение как художественное целое, с учётом его специфики;

- сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения.

Уметь:

•создавать высказывание на заданную тему;
• создавать устные и письменные сочинения;
• составлять цитатные и тезисные планы статьи учебника;
• владеть художественным пересказом, пересказом от лица участника событий;
• владеть самостоятельным выбором критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации художественных образов;
• уметь развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
• объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах;
• владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия);
• определять собственное отношение к явлениям прошлого и современной жизни;
• уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
 

Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, поэтому компетентность  читателя предполагает:

  1. Способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры.
  2. Готовность к самостоятельному общению с произведениями искусства, к диалогу с автором через текст.
  3. Овладение системой знаний, умений и навыков по предмету, развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей.
  4. Освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации обучающихся.
  5. Понимание литературы в процессе творческой читательской деятельности.

        

 

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

В том числе

Внеклассное чтение

Развитие речи

Введение

2

Из устного народного творчества

4

1

Из древнерусской литературы

2

1

Из литературы 18 века

7

1

1

Из литературы 19 века

25

4

1

Из литературы 20 века

21

3

1

Из зарубежной литературы

6

Повторение изученного

3

ИТОГО

70

8

5

Календарно-тематическое планирование

п./п

Сроки проведения

Основное содержание

 программного материала

Кол-во

часов

Основные знания,

умения, навыки

Теория

литературы

Развитие речи

Домашнее

задание

1

1 неделя

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Литературный сюрприз

1

кратко повторить изученное в 6 классе; проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить учеников со структурой и кратким содержанием учебника, обратить внимание на вопросы к текстам и справочные материалы

Подготовить рассказ на тему «Что значит «незаинтересованное», но интересное чтение»

2

Литературные роды (лирика, эпос, драма). Творческий отчёт о летнем чтении

1

кратко повторить изученное в 6 классе; проверить, что прочитано за лето

Литературные роды

1.  Прочитать былину»Святогор и Микула Селянинович» 2.Составить цитатный план  былины

        

Из устного народного творчества – 4  часа

3

4

2 неделя

«Святогор и Микула Селянинович» Событие в былине, поэтическая речь былины.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» Отражение в былине народных представлений о нравственности)

1

1

актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества; дать представление об отличиях былины от сказки, углубить представление об особенностях жанра былин.

совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста; познакомить учеников с иллюстрациями к былинам известных художников.

Эпические жанры в фольклоре

Блина(эпическая песня)

Тематика былин

Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине

Отзыв на эпизод

Письменные ответы на вопросы

1.План-конспект статьи «Былинные герои»

2.стр.14. вопросы 1-3

Подготовиться к теоретическому диктанту.

3. стр 25 Задание 1-5

Подготовиться к письменному отзыву

5

3 неделя

Р.Р. Обучение написанию тезисного плана по статье учебника «Былинные герои»

1

Совершенствовать навыки работы над  планом.

6

Русская народная песня. Виды обрядовых песен, особенности их поэтики

1

Уметь определять лирическое и эпическое начало в песне;

Раскрыть многозначность поэтического образа  в народной песне

Песенные жанры в фольклоре

Многообразие жанра обрядовой поэзии

Лироэпическая песня

Стр.39 задания 1-4, 5 – письменно.

        

Из древнерусской литературы – 2 часа

7

4 неделя

Поучительный характер древнерусской литературы.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Любовь к родине, образованность, твёрдость духа, религиозность.

1

Познакомить с особенностями жанра древнерусской литературы;

Помочь учащимся понять взгляды, идеалы народа, отражённые в «Повести…», почувствовать нравственную красоту и силу героев

Работа над планом

Выразительное чтение

Беседа по вопросам

Элементы анализа текста

Подробный пересказ

Изложение с элементами сочинения

1. Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

2. Подготовить выразительное чтение фрагмента повести;

Составить план пересказа повести; стр.54, задание №1;

Подготовиться к изложению с элементами сочинения

8

Р.Р. Изложение с элементами сочинения по «Повести о Петре и Февронии Муромских»

1

Проверить творческие способности учащихся, знания «Повести о Петре и Февронии Муромских»

План статьи и пересказ по плану стр.56-57

        

Из литературы  XVIII  века– 7 часов

9

5неделя

М.В. Ломоносов. Судьба поэта и учёного. Теория   трёх штилей.

1

Познакомить учащихся с особенностями литературы  VIII  века и с фактами биографии М.В.Ломоносова, рассказать о его роли в развитии русской литературы;

Дать понятие о жанре оды.

Ода

Тема и мотив

наизусть

1.Выучить оду стр.60

2.составить план статьи о «Трёх штилях» и пересказать

10

В.Ч. Час размышления «М.В.Ломоносов – учёный-энциклопедист»

1

Проверить знания  наизусть текстов М.Ломоносова;

Поговорить о его заслугах перед наукой.

Подготовить план сочинения

11

6 неделя

Г.Р.Державин. Факты биографии (по страницам книги В.Ходасевича «Державин»)

1

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Г.Р.Державина.

Чтение наизусть

1. задания №8, 9-11

12

Особенности поэтического слова. «Властителям и судиям» (тема поэта и власти)

1

Показать новаторское значение его стихотворческой деятельности, развивать навыки анализа поэтического текста.

Лирическое стихотворение

Отличие лирического стихотворения от оды

Тематическое разнообразие лирики

13-

14

7неделя

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Основной конфликт пьесы.

Проблема крепостного права и государственной власти в комедии «Недоросль»

2

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Д.И.Фонвизина,

Рассмотреть систему образов и основной конфликт

В комедии «Недоросль» помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в комедии.

Юмор

Сатира

Сарказм

Драма как литературный род

Жанр комедии

Говорящие фамилии;

Литературное направление; классицизм

Чтение по ролям

Инсценировка

Устное сочинение

1. Пересказ статьи «Классицизм» стр.79-80; прочитать комедию «Недоросль»

2.задание №1-8

3. стр.128 «Живое слово»

15

8 неделя

Р.Р. Размышление над вопросом «Почему комедия  Д.И.Фонвизина названа «Недоросль» ?»

1

Развивать  мышление обучающихся

.Индивидуальное сообщение о Пушкине

Из литературы  XIX века– 25 часов

16

17

9 неделя

 После Лицея.

Пушкин в Санкт-Петербурге.

Художественная идея стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву»

1

1

Углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина,

совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста

Тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора)

Жанровое своеобразие – дружеское послание

Выразительное чтение

Чтение наизусть

Сочинение с элементами рассуждения

Пересказ статьи Юрия Тынянова. Ответить на вопросы стр.135.

2. Наизусть «Во глубине сибирских руд»

3. Вопросы и задания стр.148. Знать, что такое баллада

4.Прочитать «Полтаву»;  стр.158, вопросы №1-5.

5. стр.159 задание 1.

6. Подготовиться к сочинению

18

В.Ч. «Час  в литературной гостиной «Мой Пушкин»

1

Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи А.С.Пушкина

Сообщение о творчестве М.Ю.Лермонтова.

Конспект статьи Андронникова

19

20

10 неделя

 «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе Пушкина;

«Полтава»: образ Петра и тема России в поэме. Изображение «массы» и персоналий поэмы.

1

1

Познакомить с лирикой и летописным источником произведения Пушкина

Углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста

Поэма

Отличие поэмы от баллады

Образный мир поэмы

Тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора)

Жанровое своеобразие – дружеское послание

Выразительное чтение

Чтение наизусть

Сочинение с элементами рассуждения

Пересказ статьи Юрия Тынянова. Ответить на вопросы стр.135.

2. Наизусть «Во глубине сибирских руд»

3. Вопросы и задания стр.148. Знать, что такое баллада

4.Прочитать «Полтаву»;  стр.158, вопросы №1-5.

5. стр.159 задание 1.

6. Подготовиться к сочинению

21

11 неделя

Р.Р. Сочинение «Пётр I

и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава»

1

Проверить творческие способности учащихся

Подготовить выразительное чтение и  чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

22-23-24

12 неделя

М.Ю.Лермонтов.  Талантливый человек – загадка для окружающих. (Поэт в воспоминаниях современников)

Патриотическая тема в лирике М.Ю. Лермонтова («Родина»)

Проблематика, основные образы  «Песни про купца Калашникова…»

3

Расширить знания учеников о биографии М.Ю.Лермонтова; помочь ученикам выявить основную идею, особенности конфликта «Песни…», совершенствовать навыки выразительного  чтения, навыки анализа поэтического текста

Жанры лирики

Лирический сюжет

Композиция лирического  стихотворения

Фольклорные элементы в авторском произведении;

Приём контраста

Вымысел  и верность исторической правде;

Градация

Рассказ о событии

рецензия

1. Наизусть «Родина»

2.Конспект стр.167-168.

3.Прочитать «Песню…»

4.Вопросы стр.184

5. Написать рецензию стр.187.

Индив. Презентации к экскурсии

25-26

13 неделя

Н.В.Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

2

Углубить  знания учеников о биографии и творчестве Н.В.Гоголя;

Дать представление об изображении чиновничества, образе «маленького человека»

Сатирическая повесть

Юмористические ситуации

«говорящие фамилии»

Различные виды пересказа

Подбор цитат для характеристики персонажа

сочинение

1. Прочитать «Шинель»

2.Перезказ  эпизодов.

3. Задания №1-5;3, 6 – письменно.

4. Подготовиться к сочинению по теме «Образ Акакия Акакиевича»

27

14 неделя

В.Ч. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя в русском искусстве (кино)

1

Посмотреть кинофрагменты  «Петербург. Повест»

1.Индии. Сообщение о Тургеневе.

2. По тургеневским местам – конспект и пересказ

28-29

15 неделя

И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника»

Рассказ «Хорь и Калиныч»: природный ум, трудолюбие, смекалка, талант.

2

Познакомить с творческой и жизненной биографией И.С.Тургенева, с  такими понятиями как портрет и характер, стихотворения в прозе;

 Вызвать интерес к творчеству поэта

Рассмотреть особенности композиции и сюжета;

Портрет и характер

Стихотворение в прозе

1.Прочитать и пересказать «Хорь и Калиныч»

2.Задания №1-9 стр.252 +  Живое слово

3.Письменно ответить на вопрос № 5 стр.255

4. Пересказ «Певцы», №5 письменно

30-31

16 неделя

Н.А.Некрасов. Доля народная – основная тема произведений поэта.

Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга;

2

Познакомить с творческой и жизненной биографией Н.А.Некрасова, помочь ученикам выявить идею произведений, определить пафос стихотворений, особенности лирического героя.

Диалоговая речь

Развитие представлений о жанре поэмы

Чтение наизусть

Выписки для характеристики героев

Цитатный план

Элементы тезисного плана

1.Презентация и сообщение о Н.А.Некрасове.

2.Наизусть отрывок «Размышления у парадного подъезда

3.Цитатный план статьи на стр.300-302,

Вопросы с 1-10.

4.Вопросы на стр.311-312.

Индив. Задание – презентация и сообщение по творчеству и биографии М.Е.Салтыкова-Щедрина

32-33

17 неделя

М.Е.Салтыков - Щедрин. Своеобразие сюжета сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

 

Проблематика сказки «Дикий помещик».

2

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина; показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок; совершенствовать навыки анализа текста.

Сатира

Сатирический образ

Сатирический персонаж

Сатирический тип

Мораль

 Тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория)

Различные виды пересказа

Письменный отзыв

1. стр.325 №1-5

Пересказ от лица помещика, автора.

2. стр.334  задания.

3. Написать отзыв  по сказке «Дикий помещик»

Индив. Задание- презентация и сообщение по творчеству Л.Н.Толстого.

34-35

18 неделя

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

Основные темы рассказа «Севастополь в декабре месяце».

2

Познакомить с биографией и литературным  творчеством Л.Н.Толстого.

Выявить особенность героев «Севастопольских рассказов»

Рассказ

Книга рассказов

Составление цитатного плана

Составление рассказа очевидца

1.Прочитать и составить цитатный план стр.340-358.

2. Вопросы стр.359-360; Живое слово.

Наизусть «Зреет рожь над жаркой нивой»

36

А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой».

1

Раскрыть поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет.

Лирика природы

Тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие)

Чтение наизусть

1.Стр.364 задания 1-6

2.Выучит наизусть стихи поэтов  XIX века о природе

37

19 неделя

В.Ч. Час поэзии в литературной гостиной « Стихи и песни о родной природе поэтов  XIX века»

1

Прослушать стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю Лермонтова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Я.П.Полонского, А.Н.Майкова; определить общее отношение к  природе и индивидуальность каждого автора в раскрытии характера картины

Прочитать сказ  «Левша»

38

Н.С.Лесков. «Лесков – писатель будущего». «Левша».  Особенность проблематики и центральная идея повести.

1

Проникнуть в образный мир произведения;

Выявить черты характера главного героя

Своеобразия стиля повести

Расширение представлений о сказе

Индив. Задание – презентация и сообщение о Чехове.

39

20 неделя

Антон Павлович Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитания, самоуничижения.

1

Углубить  знания  учеников о личной и творческой биографии Чехова;

Познакомить с его рассказом и выявить его  художественные особенности

Психологический портрет

сюжет

Пересказ, близкий к тексту;

Составление словаря языка персонажа

1.Литературная игра стр.378

2. Наизусть стихи  о России поэтов   XIX – XX веков.

40

В.Ч. «О русская земля…»: стихи о России поэтов XIX – XX веков.

1

Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи поэтов  XX века

Чтение стихотворений наизусть

Индив.  Задание – презентация и сообщение о творчестве и биографии М.Горького.

Прочитать «Детство» М.Горького.

Из литературы XX  века – 21  час

41-42

21 неделя

М.Горький. «Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической повести .

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»: контраст как основной приём раскрытия замысла.

1

Познакомить учеников с  автобиографической повестью;

Дать понятия «романтизма», «романтического  героя»;

Развивать навыки анализа текста, работы с иллюстрациями.

Развитие представлений об автобиографической прозе

Герой-романтик

Приём контраста

Различные виды пересказа

Цитатный план

1. Пересказ «Детство» ответить на вопросы стр.65

2. Составить цитатный план «Легенда о Данко», стр.74 №10

43-44

22 неделя

И.А.Бунин. «Догорел  апрельский теплый вечер». Образ природы.

Основные проблемы рассказа «Кукушка».

2

Дать краткую характеристику творчества И.А.Бунина;

Познакомить с рассказом «Кукушка», его своеобразием;

Выявить особенность героев рассказа;

Темы и мотивы в лирическом стихотворении

Поэтический образ

Художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте

Подготовка вопросов для дискуссии

Выразительное чтение

Различные виды пересказа

1. Прочитать «Кукушка» и подготовит вопросы для дискуссии.

2. Пересказ. Вопросы стр.99-100

3. Прочитать «Куст сирени»

 Индив. Задание – сообщение о Куприне.

45

23 неделя

А.И. Куприн «Куст сирени» Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в пони

мании автора и его героя.

1

Познакомить с творчеством А.И.Куприна и его рассказом «Куст сирени»

Рассказ

Диалог в рассказе

Подготовка вопросов для дискуссии

Отзыв на эпизод

Составление плана ответа

1.Живое слово стр.112

2. Презентация о творчестве и биографии В.В.Маяковского

46

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия.

1

начать знакомство учеников с личностью Маяковского; попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта и его произведений; дать предварительное понятие о футуризме; развивать навыки анализа поэтического текста.

Мотив

Тема

Идея

Рифма

Тропы и фигуры

(гипербола

Метафора)

Синтаксические фигуры

Интонация конца предложения

Выразительное чтение

1.стр.121 вопросы

2.Живое слово

3.Презенация о творчестве С.А.Есенина

47-48

24 неделя

С.А.Есенин. Тематика лирических стихотворений.

Человек и природа в лирике С.А. Есенина

2

познакомить с классическими произведениями С.Есенина; повторить сведения о литературных направлениях; развивать умения видеть особенности стиля поэта;  на примере стихотворений показать острое чувство любви поэта к родной природе, родине.

Образ-пейзаж

Тропы и фигуры

(эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис)

Чтение наизусть

Отзыв о стихотворении

  1. стр.127 вопросы 1-5
  2. 2.Наизусть (по выбору)

49

25 неделя

В.Ч. Литературный гостиная «Мой Сергей Есенин»

1

Презентация о Шмелёве

50

И.С.Шмелёв «Русская песня» Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея.

1

Познакомить с творчеством И.С.Шмелёва и его рассказом «Русская песня»;

Раскрыть национальный характер в рассказе, определить проблематику и художественную идею произведения

Рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза

Устный и письменный отзыв о прочитанном

Работа со словарями

1.Написать отзыв на рассказ «Русская песня»

2.Прочитать рассказ Пришвина «Москва-река».

3.Презентация по творчеству М.М.Пришвина

51

26 неделя

М.М.Пришвин. «Москва-река» Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе.

1

Познакомить с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Москва-река»;

Подтекст

Выразительные средства художественной речи

градация

Составление тезисов

Стр.147 Живое слово Задания по выбору

Индив. Сообщение о Паустовском

52

К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона» Мир человека и природы; малая родина; образ рассказчика в произведении

1

познакомить с личностью и творчеством К.Г. Паустовского,

раскрыть многогранность его таланта,

показать любовь писателя к родному краю,

донести до детей его призыв о бережном отношении к природе

Лирическая проза

Эпитет

Сравнение

Метафора

Олицетворение

Пейзаж как сюжетообразующий фактор

Изложение с элементами сочинения

1.Подготовиться к изложению, составить план.

53

27 неделя

Р.Р. Изложение с элементами сочинения по рассказу М.М.Пришвина «Мещерская сторона»

1

Уметь подробно и чётко излагать текст произведения;

высказывать письменно свои мысли.

2. стр.163 №11

3. Наизусть стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

54

Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться»

Тема стихотворения и его художественная идея.

1

Раскрыть понятия»духовность и духовный труд» как основное нравственное достоинство человека

Выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора)

Морфологические средства (роль глаголов и местоимений)

Чтение наизусть

Составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике

Наизусть  «Не позволяй душе лениться»

55-56

57

28 неделя

29 неделя

Основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.

А.Т.Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни», «Василий Тёркин»

Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память –

В.Ч. Встреча  в литературной гостиной « Стихи и песни о войне поэтов  XX  века»

2

1

Познакомить с биографией и литературным  творчеством А.Т.Твардовского.

Выявить особенность  композиции, поэтического синтаксиса поэмы  «Василий Тёркин»

Композиция лирического стихотворения

Поэтический синтаксис

Различные типы чтения

 Чтение наизусть

1.Наизусть «На дне моей жизни»

2.Прочитать !Василий Тёркин»

3.Тезисный план двух статей стр. 185-189

Подготовить наизусть и выразительно стихи поэтов XX века.

58-59

30 неделя

Б.Л.Васильев. «Экспонат №…»

Основные проблемы рассказа

Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия в рассказе «Экспонат №…»

2

Кратко познакомить с творчеством Б.Л.Васильева и его рассказом «Экспонат №…»

Раскрыть особенность названия рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения

Рассказчик и его роль в повествовании

Подготовка плана к диспуту

Различные виды комментированного эпизода

1.Прочитать «Экспонат №…» , ответить на вопросы с закладками в учебнике.

60

В.Ч. В.М.Шукшин. «Чудаки» и «чудики» в рассказах «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум»

Внутренняя простота и нравственная высота героев.

1

Дать краткую характеристику творчества И.А.Бунина;

Познакомить с рассказами  «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум», их своеобразием;

Выявить особенность «чудиков» и «чудаков»;

Способы создания характера

Составление словаря языка персонажей

Письменный отзыв

Сочинение-рассуждение

Написать сочинение-рассуждение на тему

«Герой рассказов Шукшина, затронувший мою душу.

2. Герой рассказов Шукшина, который запомнится навсегда.

61

31 неделя

«Мне о России надо говорить…» Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов ХХ века.

1

Показать своеобразие темы России   в стихах поэтов ХХ века.

Развернутая характеристика одного из поэтических текстов

Чтение стихотворения наизусть

Наизусть

        Из зарубежной литературы – 6 часов

62

У.Шекпир. Темы и мотивы сонетов.

1

Сделать акцент на вечных темах У.Шекспира (любви, жизни, красоты, смерти)

Твердая форма (сонет)

Строфа (углубление и расширение представлений)

Чтение наизусть

Наизусть сонет по выбору

63

32 неделя

Р.Бёрнс «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору)

 Осиновые мотивы стихотворений

1

Познакомить с творчеством  Р.Р.Бёрнса  и его стихотворениями;

Раскрыть в стихотворениях представления о добре и зле.

Лироэпическая песня

Баллада

аллегория

Стр.243 вопросы 1-5

64

Ш.Петёфи. «В деревне»

Тема стихотворения и позиция  поэта.

1

Раскрыть  вопросы смысла жизни, жизни и смерти  в стихотворении  Ш.Петёфи

Задание №4 стр.247

Прочитать «Остров сокровищ» стр. 270, составить тезисный план стр. 271-274

65

33 неделя

Р.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ» Приёмы создания образов.

1

Показать мастерство писателя в изображении характера героя;

Раскрыть авторское отношение к  героям, роль пейзажа.

Приключенческая литература

Чтение и различные способы комментирования

№3 стр.274

Чтение и пересказ стр.275 - 300

66

А.Конан Дойл

«Записки о Шерлоке Холмсе»

1

Раскрыть детективный смысл произведения

Детектив

Художественная деталь

Задание №4 стр.301

Прочитать «Планета людей» А.Экзюпери.

67

34 неделя

А.Сент-Экзюпери «Планета людей»

Основные события и позиция автора

1

Познакомить кратко  биографией А.Сент-Экзюпери, с  такими понятиями как добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев

 Вызвать интерес к творчеству поэта

Лирическая проза

Правда и вымысел

Тезисный план статьи «Искусство поэтического перевода»

Повторение изученного – 3 часа

68

Урок мудрости

1

Размышление над содержанием притч.

Связь притч с прочитанными произведениями

Притча. Мораль

Чтение и обсуждение притч

Формулирование выводов.

69

35 неделя

Защита презентаций по самостоятельно прочитанным произведениям

1

Познакомить одноклассников с прочитанным произведением (по выбору)

70

Подведение итогов года.

Литература на лето.

1

Познакомить обучающихся со списком литературы для летнего чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по литературе для 6 класса по программе В. Я. Коровиной

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литер...

Рабочая программа учебного курса по литературе для 9 класса

Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования (2011) и программы общеобразовательных учреждений ...

Рабочая программа учебного курса по литературе 5 класс

Рабочая программа учебного курса по литературе 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 5 классе

  Программась ащи фкакс 5-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркина Е.И., Саранск, 2014к.Родной литературан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 6 классе

    Программась ащи фкакс 6-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркина Е.И., Саранск, 2015к.Родной лите...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 7 классе

             Программась ащи фкакс 7-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркин...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Мордовская литература» в 8 классе

             Программась ащи фкакс 8-це классонь «Родной литература» тонафнемань книгати общеобразовательнай учрежденияса, книгать автороц Азыркин...