олимпиада по литературе 5-6 классы
олимпиадные задания по литературе (5, 6 класс) на тему

Оджигаева Ольга Баклановна

Олимпиадные задания по литературе

Школьный тур

5 - 6 класс. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений.. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений.Определите по портретной характеристике литературного героя.  О каком персонаже, из какого произведения и какого автора идёт речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2015_5-6_kl_olimpiadnye_zadaniya_po_literature.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по литературе

Школьный тур

5 - 6 класс

Максимальный балл за работу -  39  баллов

Задание 1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений. (По 1 баллу  за. соотнесение жанрового определения с названием произведения; максимальное количество баллов за задание 7 баллов) 

1. Джек Лондон «Любовь к жизни»

А. роман

2. А. Дюма «Три мушкетёра»

Б. сказка

3. М. Лермонтов «Парус»

В. басня

4. В. Г. Короленко «В дурном обществе»

Г. баллада

5. И. Крылов «Тришкин кафтан»

Д. рассказ

6. В. Жуковский «Светлана»

Е. стихотворение

7. Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Ж. повесть

Задание 2.  Из какой сказки эти предметы. (По 0,5 балла  за название сказки; максимальное количество баллов за задание 1 балл)

А) шарманка, деревянные башмаки, семихвостая плетка, три корочки хлеба, бутылочка с касторкой, перо и чернильница.

Б) Лук со стрелами, мягкий белый хлеб, ковер с хитрыми узорами, клубочек, сундук, игла.

Задание 3. Определите по портретной характеристике литературного героя.  О каком персонаже, из какого произведения и какого автора идёт речь. (По 0,5 балла  за героя, название произведения  и автора; максимальное количество баллов за задание 3,5 балла)

А) Из числа челяди барыни самым замечательным лицом был дворник, мужчина гигантского роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть, когда он либо пахал, либо так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать косой…славный он был мужик. Постоянное его безмолвие придавало торжественную важность его работе.

Б) Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках… У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее

 Задание 4.  Историческое событие,  о  котором  идет  речь  в  стихотворении  М.Ю.Лермонтова  «Бородино»: (Максимальное количество баллов за задание 1 балл) а)  Отечественная  война  1812 года, б)  Великая  Отечественная  война,  в)  Первая  мировая  война.

Задание 5.  Определите, героями каких художественных произведений являются эти персонажи. (По 2  балла  за героя, название произведения  и автора; максимальное количество баллов за задание 8 баллов)

Солоха, Митраша, Тыбурций, Джон Сильвер.

 

Задание 6.  В  квадрате зашифрованы фамилии русских писателей. Читаться они могут слева направо, справа налево, по горизонтали или вертикали, могут «ломаться» под прямым углом. Найдите эти фамилии.

(Максимальное количество баллов за задание 3,5 б.)

Ж

у

к

Б

а

ж

н

с

А

о

в

с

о

и

т

Б

а

р

к

в

к

а

х

е

а

и

у

ш

ф

о

Ч

т

й

П

Н

ь

в

й

ы

н

в

о

е

в

и

к

с

о

с

Задание 7. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина: (1 балл за правильный ответ)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

Задание 8:  Средства выразительности. ( По 1 баллу за правильный ответ; максимальное количество баллов 3 балла).

Ответ запишите в виде А -_____________, Б  - _____________, В  - ________________

А. Укажите, какой художественный приём использует А.А. Фет в подчёркнутых словосочетаниях. 

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

Б.  Какой троп использован в отрывке из былины, в котором изображается сила богатырского коня: 

Первый скок нашли за три версты,

Другой скок нашли за двенадцать вёрст,

Третий скок не могли найти.

В.  Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке произведения П.П.Ершова «Конёк – горбунок».

Кабылица та была

Вся, как зимний лес, бела,

Грива в землю, золотая,

В мелки кольца завитая…» 

Задание 9:  Назовите фамилии  иллюстраторов русских народных сказок и художников,  создателей картин на темы русских народных сказок.                                                                                                                                             ( По 1 б. за каждую фамилию)

Задание 10:  Интерпретация  художественного произведения.

 (максимальное количество баллов-10 баллов) 

Прочитайте произведение И.С. Тургенева – стихотворение в прозе «Нищий» (1878). Объясните, как вы поняли его смысл. В своем ответе опирайтесь на предложенные после текста задания (рекомендуемый объем ответов на каждый вопрос – 3-4 предложения).

И.С. Тургенев.

«Нищий».

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протянул мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

«Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

˗ Что ж, брат, ˗ прошамкал он, ˗ и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

1.Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего?

2.Опишите душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.

3. Объясните, о каком подаянии сказал нищий, и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.

Ключи (5-6 класс)

Задание 1. 

    Джек Лондон «Любовь к жизни» - рассказ

    А. Дюма «Три мушкетёра» - роман

    М. Лермонтов «Парус» - стихотворение

    В. Г. Короленко «В дурном обществе» - повесть

    И. Крылов «Тришкин кафтан» - басня

    В. Жуковский «Светлана» - баллада

     Г. Х. Андерсен «Русалочка» - сказка

1. Д                             5. В

2. А                             6. Г

3. Е                              7. Б (7б)

4. Ж 

Задание 2: 

(По 0,5 балла  за название сказки; максимальное количество баллов за задание 1 балл)

А) «Приключения Буратино»

Б)  «Царевна Лягушка»

Задание 3:

(По 0,5 балла  за героя, название произведения  и автора; максимальное количество баллов за задание 3,5 балла)

А) Герасим, «Муму», И.С.Тургенев

Б)  Федя, Павлуша, «Бежин луг», И.С.Тургенев.

 Задание 4: а (1балл)

 Задание 5:

 Солоха – «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь, Митраша – «Кладовая солнца» Пришвин М. М., Тыбурций - В. Г. Короленко «В дурном обществе», Джон Сильвер – Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ». (8б)

Задание 6:

  Астафьев, Бажов, Баратынский, Жуковский, Носов, Пушкин, Чехов.

Задание 7: ямб (1балл)         

Задание 8:

( По 1 баллу за правильный ответ; максимальное количество баллов 3 балла)

А)  эпитеты

Б)  гипербола

В) сравнение

Задание 9:

И.Билибин, В.Васнецов

Задание 10:  Интерпретация  художественного произведения.

 (максимальное количество баллов-10 баллов) 

При оценке творческой работы учитывается: 
•  глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла); 
•  композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: (0–2 балла); 
•  оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла); 
•  эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, стилевое единство и однородность (0–2 балла); 
•  соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла). 
1.
Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего?

В произведении раскрывается тема милосердия, любви к человеку, оказавшемуся в бедственном положении. «Брат» – ключевое слово текста, оно повторяется пять раз. Состояние нищего передано через образные определения (эпитеты), подчеркивающие  как индивидуальность портрета («дряхлый», «воспаленные», «слезливые», «шершавые», «нечистые» и др.), так и постоянные, типичные черты («несчастное», «грязную» и др.). Кроме того, Тургенев использовал яркую метафору «обглодала бедность», прямую речь, описал детали поведения (нищий «стонал», «мычал», рука «слабо колыхалась и вздрагивала», он «усмехнулся», «стиснул» пальцы рассказчика, «прошамкал» и др.). Благодаря перечисленным приемам создан образ жалкого «существа», отвергнутого обществом, униженного жизнью, крайне нуждающегося в помощи.

2. Охарактеризуйте душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.

Главная черта рассказчика, проявившаяся при общении с нищим, ˗ совестливость. Ему неловко, стыдно оттого, что он не может помочь человеку. Тургенев передает его состояние словами «потерянный, смущенный», а также благодаря таким «подробностям чувств», как порыв пожать грязную руку нищего, невольное желание назвать его братом. Функциональны для создания образа рассказчика отточия. Они передают и эффект неожиданности при встрече с нищим, и удивление при виде столь несчастного человека, и растерянность, и мучительность переживания своего бессилия помочь, и необъяснимость рукопожатия. Отточия также создают ощущение недосказанности, невыразимости, что придает стихотворению в прозе лирическую тональность.

3. Объясните, о каком подаянии сказал нищий и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.

Для нищего искреннее сочувствие и признание в нем человека, достойного рукопожатия, ˗ «тоже подаяние». Подаянием для рассказчика стала удовлетворенность от проявления любви к страждущему незнакомцу и сердечная благодарность нищего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по литературе в 8 классе

Задания для школьного тура....

Олимпиада по литературе в 6 классе

Олимпиада содержит задания разного уровня сложности...

Олимпиада по литературе 7-11 класс

Материал заданий олимпиады можно использовать для подготовки к олимпиадам по литературе 7-11 кл...

олимпиада по литературе 7-11 классы, муниципальный этап

В этой папке находится материал олимпиады по литературе 7-11 классы, 2012 год, ключи...

Олимпиада по литературе 7-11 классы

p { margin-bottom: 0.21cm; } Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников в Волгоградской области в 2012/2013 учебном году...

Олимпиада по литературе в 5 классе

Олимпиада по литературе в 5 классе...

Олимпиада по литературе в 5 классе № 2

Олимпиада по литературе в 5 классе № 2...