сочинение по литературе
методическая разработка по литературе (11 класс)

Пельменева Елена Ивановна

Предварительный просмотр:

Как правильно написать сочинение-рассуждение?

Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают.

Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль.

Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему

Шаг первый. Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.

 Проверить успешность этого шага можно следующим образом. Прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. Теперь можно переходить к написанию сочинения-рассуждения.

Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?

Полное сочинение-рассуждение состоит из 3 частей. Это:

  • тезис (та мысль, суждение, положение, которое вы сформулировали и которое будете доказывать);
  • аргументы (каждый из них должен служить наглядным, свершившимся, а потому убедительным доказательством вашей мысли);
  • вывод (он по сути повторяет тезис, но выводит его на новый уровень широкими обобщениями, прогнозами, рекомендациями и т. д.).

Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.

 Пример. Тема сочинения-рассуждения — «Первая любовь…». Рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис.

При тезисе «Первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «Для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. Однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья».

Основная часть: аргументы, содержание аргументов

Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.

Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.

 Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»

 Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?

  • Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся. Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.

Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.

 Шаг второй. Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный».

Вывод

Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.

 Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.

Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.



Предварительный просмотр:

Критерии оценки итогового сочинения для выпускников

ФИПИ опубликовал критерии оценки итогового сочинения для школ.

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5). При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Критерий №1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №3 «Композиция» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №4 «Качество речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс)

При написании сочинения по литературе следует помнить:

• объем сочинения 4-5 страниц;

• суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;

• почерк должен быть разборчивым;

• соблюдать поля;

• писать желательно синей или фиолетовой пастой;

• на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;

• выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;

• на черновике составить план (переносить в чистовик не надо); удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.; сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.); нумеровать страницы черновика;

• строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;

• не сбиваться на пересказ текста;

• не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения;

• не тратить драгоценное время на поиски нужной цитаты, если не помнишь, где она находится в тексте, можно обойтись косвенной цитатой;

• если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);

• если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);

• то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.;

• главное умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («По-моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;

• удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;

• привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;

• рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик.

Не забыть о членении текста разделить сочинение на абзацы. В основной части сочинения хорошо сравнивать героя с героем, эпоху с эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами искусства (театральными постановками, фильмами, музыкой, живописью); пользоваться доказательствами «от противного», споря с воображаемым оппонентом. Не забудьте, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, разделяя строки значком «//»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек). Не перегружайте сочинение стихотворными цитатами, даже если анализируете стихотворение. В заключении должны быть сформулированы выводы сочинения. Здесь можно сказать об актуальности произведения, о вечности поставленных в нем проблем, вопросов, о развитии литературных традиций, о связи с современной литературой, о месте произведения или героя в жизни общества.

Подготовка к сочинению по темам, предполагающим истолкование стихотворения поэта 19 или 20 века.

Браться на выпускном экзамене за тему, связанную с истолкованием стихотворения, рекомендуем только ученикам, имеющим положительный опыт такой работы. Главное в такого рода сочинении не сбиться на перечисление художественных приемов тропов, фигур речи, формальных признаков поэтического текста. Стихотворение должно быть интерпретировано по-своему, обратим внимание, что в скобках после темы указан ключ к анализу: восприятие, истолкование, оценка. Обращаем учеников кконспектам уроков, на которых рассматривались поэтические произведения. Напомним, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, с разделением строк значком «/»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек). Предостережем от перегрузки сочинения стихотворными цитатами. Напомним о возможности и желательности сопоставлений при анализе поэтического текста (место произведения в контексте эпохи, в контексте творчества автора, в наше время, личное восприятие). Основное, на что следует обратить внимание при написании сочинения по лирическому произведению, это формулировка темы. Внимательно прочитайте формулировку темы. Не стоит, увидев знакомое название, просто излагать в своем сочинении все, что вы знаете об этом стихотворении. Без полного понимания того, что именно предлагается сделать с данным произведением, хорошего ^сочинения с грамотным анализом стихотворения не получится. Поэтому первое, что нужно сделать, приступая к разбору стихотворения это попытаться понять и осмыслить то, о чем в нем говорится. Так же немаловажно разобраться в том, какова его форма, что потребует достаточно серьезного исследования содержательной стороны сочинения. Чтобы понять проблему работы вы можете действовать по следующим пунктам: 

1) «просто» проанализировать стихотворение;

2) сопоставить его с каким либо другим стихотворением (этого или другого автора);

3) проследить определенную идею или образ в лирике или творчестве автора;

4) объяснить роль каких-либо поэтических средств (тропов в стихотворении). Основная трудность состоит в том, что для сочинения на такую тему нельзя предложить типового плана.

Как правило, для последовательного рассуждения выделяют следующие элементы:

1) время и место создания произведения, история написания, связь с остальным творчеством автора;

2) предмет изображения (тема) стихотворения, жанр и его особенности, главная мысль (идея) произведения;

3) образы произведения и средства (тропы) их создания;

4) композиция стихотворения.

Последовательность изложения перечисленных элементов может изменяться в зависимости от самого произведения. Если в своем сочинении вы сопоставляете два стихотворения, то на первый план вы должны вынести общие черты и черты различия, разные подходы к одной общей идее (например, тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова). Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.



Предварительный просмотр:

Перечень тем, которые подходят направлению "Спор поколений: вместе и врозь". 

• «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский). Долг каждого человека – заботиться о своих родителях.

• «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).

• Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский). Смерть и старость – это неизбежность в жизни человека, а посеять зерно любви и уважения к родителям – их задача.

• «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).

• Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса

• Кто такие дети в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"?

• Смысл названия романа "Отцы и дети"

• «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).

• Дети и детство в русской литературе

• Современные проблемы детей

• Любовь и дети

• Роль семьи в жизни человека

• «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).

• «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).

Перечень возможных тем на итоговом сочинении по направлению "Чем люди живы?". 

• "...Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!" (А.П. Чехов).

• «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно...» (А.С.Пушкин).

• " Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его" (Н.Г. Чернышевский).

• «Поэзия - это форма любви» (М.М. Пришвин). • «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.Белинский).

• «Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой» (Д.С.Лихачев).

• «Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека…» (Д. С. Лихачёв).

• «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К. Г. Паустовский).

• «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М. Е. Салтыков-Щедрин).

• «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б. Л. Пастернак).

• «Человек – это…живая загадка» (С. Н. Булгаков».

• Нравственные проблемы современных людей.

• Проблема лени и безволия.

• "Сильные люди всегда просты" (Л.Н. Толстой).

• Почему люди держатся за старое? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").

• «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г. Чернышевский).

• «Человек – целый мир…» (Ф. М. Достоевский).

• Современное понимание термина герой нашего времени.

• Человек в поисках смысла.

• «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачев).

• «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д. С. Мережковский).

• Социальные проблемы в современной русской литературе.

• Профессия и призвание... Могут ли они совпадать?

• Проблемы молодежи в современной литературе.

• Поиски счастья в русской литературе.

• «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н. В. Гоголь).

• «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать» (В.П. Некрасов).

• «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В. Г. Белинский).

• «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» ( В. Г. Белинский).

• «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В. Г. Белинский).

• «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский).

• «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский».

• «Нет счастья в бездействии…» (Ф. М. Достоевский).

• «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К. Д. Ушинский).

• «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г. Паустовский).

• «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И. С. Тургенев).



Предварительный просмотр:

Примерные темы сочинений по Лермонтову

• "Россия, Русь! Храни себя, храни..." Родина в творчестве М.Ю.Лермонтова

• "Зачем я жил? Для какой цели родился?" Трагедия судьбы Григория Печорина

• "И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычеи ’ (по произведению М. Лермонтова “Герой нашего времени"

• "Не верят в мире многие любви..." (М. Ю. Лермонтов)

• Тема русской истории в поэзии М.Ю. Лермонтова

• «Беги, красней, презренный человек, тебя, как и других, к земле прижал наш век» (по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Дума»)

• «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской» (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

• «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)

• «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля...» (В. Г. Белинский)

• «Печально я гляжу на наше поколенье!»

• Жизнь скучна без нравственной цели (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений М.Ю.Лермонтова)

• Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в "Герое нашего времени"

• «Одинок я, нет отрады...» (По творчеству М.Ю.Лермонтова)

• Почему одиночество является сквозным мотивом для лирики М.Ю. Лермонтова?

• Стихийная, конфликтная личность в поэзии М.Ю. Лермонтова

• Современное звучание романа «Герой нашего времени»

• Почему герои Леромонтова, как правило, одиноки?

• Кто настоящий герой по Лермонтову (на примере анализа романа «Герой нашего времени»)?

• «Мысль бывает светла только когда озаряется изнутри добрым чувством». (В.П. Ключевский). (По творчеству М.Ю.Лермонтова)

• Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине "странной"?

• Пространство поступков в лирике Лермонтова

• Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова

• Философские вопросы и их решение в поэме М.Ю.Лермонтова "Демон"

• Что такое для нас Лермонтов

Примерные темы сочинений о войне

• "Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой" (А.С. Пушкин)

• "Подвиг не рождается сразу. Для этого... нужно щедрую душу иметь " (Г.А. Медынский)

• «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А.П. Платонов)

• «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...» (М.Ю.Лермонтов)

• «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский)

• Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни... (по роману Л.Н. Толстого Война и мир)

• «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом...» (В. Г. Белинский)

• Подвиг народа в Великой Отечественной войне

• Тема мужества на страницах русской литературы

• Любовь и война на страницах русской литературы

• «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих)

• «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин)

Темы по направлению "Человек и природа в отечественной и мировой литературе"

• «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» ( Иоганн Вольфганг Гёте) Природа раскрывает чувства и настроения героев.

• «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» (Вильгельм Швебель). Нужно разумно использовать природные богатства человеком.

• «Природа - творец всех творцов» (Иоганн Вольфганг Гёте)

• «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, не только не блага, но несомненное и очевидное зло» (Л.Н.Толстой)

• Красота природы

• Природа в жизни человека

• «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери)

• Поэзия родной природы

• Роль природы в жизни человека

• Благодарная природа и неблагодарный человек

• «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» ( Иоганн Готфрид Зейме)

• Природа - главный помощник человека

• Борьба человека за чистоту окружающего мира

• «И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская) «Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов)



Предварительный просмотр:

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению

Основные произведения по 5 направлениям от ФИПИ.

1.Юбилей М.Ю. Лермонтова

 • «Мцыри»,

• «Герой нашего времени»,

• «Демон»,

• «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»,

• «Кавказский пленник».

• «Нет, я не Байрон, я другой...»,

• «Тучи», «Нищий», • «Из-под таинственной, холодной полумаски...»,

• «Парус», «Смерть поэта»,

• «Бородино»,

• «Когда волнуется желтеющая нива...»,

• «Пророк»,         

• «И скучно и грустно».

2. Вопросы, заданные человечеству войной

• «Слово о полку Игореве»,

• Л.Н. Толстой «Война и мир»,

• М.А. Шолохов «Тихий Дон»,

• В.С. Гроссман «Жизнь и судьба»,

• М.А. Шолохов «Судьба человека»,

• В.Л. Кондратьев «Сашка» (человечность, сострадание),

• В.В. Быков «Сотников» (предательство),

• В.О. Богомолов «Иван» (мужество),

• А.И. Приставкин «Ночевала тучка золотая»,

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.

• «Слово о полку Игореве»,

• И.С. Тургенев «Записки охотника», «Ася»,

• А.И. Куприн «Олеся»,

• М.М. Пришвин «Кладовая солнца»,

• М.А. Шолохов «Тихий Дон»,

• В.П. Астафьев «Царь-рыба»,

• В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»,

• В.П. Катаев «Белеет парус одинокий»,

• Ч. Айтматов «Плаха»,

• В.М. Шукшин «Заревой дождь».

4. Спор поколений: вместе и врозь.

• А.С. Грибоедов «Горе от ума»,

• Д.И. Фонвизин «Недоросль»,

• И.С. Тургенев «Отцы и дети»,

• Л.Н. Толстой «Война и мир»,

• А.Н. Островский «Гроза»,

• А.П. Чехов «Вишневый сад»,

• В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».

5. Чем люди живы?

• И.А. Гончаров «Обломов»,

• Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,

• Л.Н. Толстой «Война и мир»,

• И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»,

• М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»,

• М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Сочинение по литературе. Человек и природа в русской литературе

Сочинение по литературе.Человек и природа в русской литературе...

Обобщающая таблица по произведениям художественной литературы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Таблица содержит название произведения, автора, жанр, направление сочинения, имена главных героев, основное из содержания, цитаты...

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее....

«Экзаменационное сочинение по литературе в 11 классе. Трудности в подготовке и методические находки» «Проверим сочинение вместе»

Выпускное сочинение по литературе выявляет общий уровень речевой культуры выпускника школы, его начитанность, умение рассуждать, умение подобрать такой литературный материал для аргументации, который ...

Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»

Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...