Урок по новелле Луиджи Пиранделло «Черепаха».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Пучнина Юлия Николаевна

Урок литературы в 7 классе по новелле Луиджи Пиранделло «Черепаха»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

http://im7-tub.yandex.net/i?id=91345969&tov=7

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7  КЛАССЕ

по новелле Луиджи Пиранделло «Черепаха».

 

«А счастье-то вот оно, счастье…», или Загадка Луиджи Пиранделло.

Цели урока:

1) знакомство с личностью писателя, с сюжетным планом новеллы, раскрытие в ходе аналитической беседы основной идеи (загадки) произведения; постановка нравственно-этической проблемы понимания счастья на материале новеллы, произведений русской литературы, изученных в 5-7 классах, личного опыта учащихся и учителей школы;

2) развитие умения характеризовать героев, разъяснять мотивы поведения персонажей;

3) создание условий для формирования у детей потребности осмысливать нравственно-этические основы бытия.

Задачи урока:

1) обсуждение на основе событийного плана новеллы Пиранделло «Черепаха» нравственно-этической проблемы восприятия счастья;

2) создание модели «Счастье» силами учащихся 7 В класса.

Ожидаемый результат:

1) решение на оптимальном уровне поставленных задач урока и получение результата: анализ проблематики произведения и создание образа-модели;

2) сохранение на протяжении всего урока продуктивной мотивации, заинтересованности и творческой активности учащихся;

3) умение учащихся делать собственные выводы на основе услышанного и увиденного на уроке и умение выражать результат своих раздумий.

Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся – иллюстрации к новелле «Черепаха», заготовка для модели «Счастье» в виде листа ватмана с изображенной на нем окружностью с 16 сегментами, 3 эпиграфа к уроку.

Эпиграф № 1: Счастье – это не жизнь без забот и печалей, счастье – это состояние души (Ф. Э. Дзержинский).

Эпиграф № 2: Большинство людей счастливы настолько, насколько они чувствуют себя счастливыми (А. Линкольн).

Эпиграф № 3: Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, подобно старухе. Искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу (Б. Шоу).

Ход урока:

  1. Слово учителя: В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова это понятие трактуется как «чувство и состояние полного, высшего удовлетворения», а Владимир Иванович Даль объясняет смысл этого слова как «благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь без горя, смут, тревог, покой и довольство». Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о счастье по рассказу Луиджи Пиранделло «Черепаха».

ТЕМА УРОКА «А счастье-то вот оно, счастье…», или Загадка Луиджи Пиранделло. СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ ОБ АВТОРЕ НОВЕЛЛЫ.

  1. ЧТЕНИЕ НАЧАЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ стр. 262-263 (от начала до слов «Попробуй, сам увидишь…»).
  2. Слово учителя: Посмотрим, как встретили главного героя его жена и дети.

ИНСЦЕНИРОВКА:

Дети: - Что это?

Мальчик: - Что ты сегодня принес нам?

Девочка: - Это подарок?

Главный герой: - Нет, это всего лишь черепаха…

Мальчик: - Черепаха?! Зачем?!

Девочка: - Это не игрушка?

Мальчик: - Наш отец всегда был сумасбродом! (толкает его)

Девочка: - Принести в дом какое-то омерзительное животное! (толкает его)

Главный герой: - Но это всего-навсего совершенно безвредная черепаха, с которой можно даже поиграть… Мне сказали, что она приносит счастье…

Жена главного героя: - Черепаха?! Лучше бы ты принес семье достойный заработок! И вообще, либо в доме не будет черепахи, либо через 3 дня я вместе с матерью уеду в Англию. Либо она, либо я!!!

  1. ОБСУЖДЕНИЕ:

- Как в семье мистера Мишкоу воспринимают его сюрприз?

- Какое открытие делает главный герой о своей жене и детях? ТЕКСТ

- Какое решение принимает мистер Мишкоу?

- Удается ли ему избавиться от черепахи и почему?

- Как понимают счастье жена и дети главного героя?

- Как понимает счастье приятель мистера Мишкоу?

- Как вы понимаете счастье? Что такое счастье?

БЛОК ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ – ВЫДЕРЖКИ ИЗ ЗАРАНЕЕ НАПИСАННЫХ СОЧИНЕНИЙ.

ПОСЛЕ ОТВЕТОВ УЧ-СЯ ДВЕ ДЕВОЧКИ, отслеживающие наиболее часто повторяющиеся ответы, помещают бланки с понятиями на стенд «Модель счастья». Бланки: любовь, семья, друзья, хорошее настроение, понимание, авторитет, любимая работа, отсутствие бед и огорчений, материальное благополучие, удача, стремление к знаниям, чувство радости жизни и другие (всего 16).

  1. Слово учителя: Людям свойственно стремление к счастью, стремление дать определение счастью. Обратили ли вы внимание, что в зарубежном произведении, изучаемом сегодня, постичь счастье стремится только один герой – и тот РУССКИЙ (Мишкоу – Мишков). Каким образом рассматривали эту проблему русские писатели? Исследование на тему «Счастливее и несчастливые герои в русской литературе на примере произведений, изученных в 5-7 классах» провели Ирина, Алена и Регина.

Посмотрим, как определяют счастье учителя нашей школы. Настя, Марина и Настя провели соцопрос среди учителей, и вот его результаты.

  1. Слово учителя: Итак, наиболее часто звучали ответы, которые мы положили в основу модели «Счастье».

- Скажите, человеку, чтобы чувствовать себя счастливым, необходимы абсолютно все эти составляющие счастья?

-  От чего зависит определение счастья у каждого человека?

- Скажите, у мистера Мишкоу счастливая семья? Он богат? Может быть, в его жизни есть любовь?

ПОЧЕМУ ЖЕ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ СЧАСТЛИВЫМ?

  1. Обращение к Эпиграфам № 1 и № 2.
  2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: НАВЕРНОЕ, СЧАСТЬЕ – ЭТО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ПРОСТО. ПОСМОТРИТЕ ВОКРУГ СЕБЯ, УЛЫБАЙТЕСЬ, НЕ УСТАВАЯ ИЗУМЛЯТЬСЯ ЖИЗНИ, И ПОЧУВСТВУЙТЕ СЕБЯ СЧАСТЛИВЫМ!
  3. Обращение к Эпиграфу № 3: Писатель Бернард Шоу в свое время сказал: «Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, подобно старухе, искавшей свой очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу».
  4. ЧТЕНИЕ уч-ся стихотворения С. Я. Маршака «Счастье»

Как празднично сад расцветила сирень

Лилового, белого цвета.

Сегодня особый – сиреневый – день,

Начало цветущего лета.

За несколько дней разоделись кусты,

Недавно раскрывшие листья,

В большие и пышные гроздья – цветы,

В густые и влажные кисти.

И мы вспоминаем, с какой простотой,

С какою надеждой и страстью

Искали меж звездочек в грозди густой

Пятилепестковое «счастье».

 С тех пор столько раз перед нами цвели

Кусты этой щедрой сирени.

И если мы счастье еще не нашли,

То, может быть, только от лени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие элективного курса "Развитие жанра новеллы в зарубежной литературе" по новеллам Р.Брэдбери

На занятии элективного курса новелла Р.Брэдбери "Наказание без преступления" сопоставляется с романом Ф.Достоевского "Преступление и наказание"....

Урок по новелле Одоевского "Последний квартет Бетховена"

Урок литературы в 8 классе по углубленной программе  изучения по учебнику. М.Б.Ладыгина с применением региональгого компонента....

Урок литературы в 7 классе. Внеклассное чтение по рассказу Луиджи Пиранделло "Черепаха"

План-конспект внеклассного чтения по литературе в 7 классе по новелле крупнейшего итальянского драматурга и прозаика Луиджи Пиранделло "Черепаха". Урок построен  в соответствии с  технологие...

Методическая разработка урока по новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе"

Методическая разработка содержит план-конспект урока и презентацию...

Технологическая карта урока по теме "Заяц и черепаха". 4 класс по учебнику "Английский в фокусе"

Технологическая карта урока по теме "Заяц и черепаха". 4 класс по учебнику "Английский в фокусе"...

Конспект урока изучения новеллы Эдгара По “Низвержение в Мальстрём” ,7 класс

Конспект урока изучения новеллы Эдгара По “Низвержение в Мальстрём”  в 7 классе.Форма урока - беседа...

Презентация к 1 и 2 урокам по новелле А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Материал для уроков литературы в 7 классе, необходимый при изучении творчества А.С. Пушкина...