Корзина с еловыми шишками
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему

Валейская Нина Ивановна

«Союз волшебных звуков, чувств и дум» в рассказе К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korzina_s_elovymi_shishkami.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Союз волшебных звуков, чувств и дум» в рассказе К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Цель:

1.Формирование у учащихся представлений о нравственных, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере К.Г.Паустовского.

2.Обучение анализу художественного произведения в единстве с его содержательной и художественной сторон: формирование внимательного отношения к языку художественного произведения.

3.Развитие речи у учащихся, навыка выразительного чтения и умения формулировать идею произведения.

4.Умение видеть прекрасное и духовное начало в жизни.

Ход урока.

  1. Запишите тему урока: «Союз волшебных звуков, чувств и дум».
  2. Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем уроке? (об искусстве, о литературе и музыке, о связи искусства с жизнью).
  3. Вы любите тайны? Какое художественное произведение - тайна? Разгадать её может только очень внимательный читатель. И сегодня на уроке мы будем разгадывать тайну рассказа К.Г.Паустовского « Корзина с еловыми шишками».

- Что вы представляете, когда произносите «Корзина с еловыми шишками?» (лес, ели, запах смолы, голоса птиц).

- Почему рассказ, посвященный жизни Эдварда Грига, Паустовский назвал «Корзина с еловыми шишками»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

Сначала послушаем сообщение о Паустовском (Аида).

Константина Георгиевича ещё называют музыкальным писателем. Почему? (писал о Григе, о Чайковском).

- Ну теперь перейдем к Эдварду Григу. Сообщение (Даяна).

  1. Теперь обратимся к произведению. Описание осени, на что обращает внимание писатель, описывая лес? (На звуки осеннего леса: шелест листьев, шум прибоя, эхо.).

- Какие средства выразительности использует автор (сравнения, метафоры).

5.- В том лесу, который так выразительно описывает писатель, и встретились осенним днем композитор и маленькая дочь лесника Дагни. Что привлекло его в этой девочке? (глаза).

- Почему Дагни, когда пригласила композитора в дом, рассказывает именно о стеклянной лодке, вышитой скатерти и рыжем коте? (они дороги ей, она хочет поделиться своими радостями).

- Что можно сказать о девочке, для которой эти вещи являются настоящим сокровищем? (ей присущи открытость, доброта, мечтательность, поэтичность, душевная красота).

6.Теперь перенесемся в дом Грига в Бергене. Что из себя представлял этот дом? (В нем не было ничего, кроме рояля и дивана, чтобы ничего не отвлекало от музыки).

- Что Паустовский пишет о рояле, с чем его сравнивает? (с человеческим голосом).

- Давайте послушаем отрывок (Концерт для фортепиано с оркестром №12 1868года).

- Что вы услышали в музыке?

- Какие еще звуки жили в доме? (песня сверчка, звуки капающей воды).

- Каждый слушал по своему:

Синицы;

Загулявшие матросы;

Прачка;

Падающий снег.

- Чтение наизусть. (Лиза).

(Ты как солнце, - говорит Григ).

- С чем сравнивает композитор девушку? (С ранним утром, с белой ночью, с её загадочным светом, с счастьем, с блеском зари).

- Какая метафора подчеркивает ощущение девушки, когда она слушает музыку? («У тебя на сердце расцвел белый цветок»).

- Почему именно белый цвет постоянно встречается при описании Дагни? (это цвет чистоты, девочка - светлое, чистое создание).

7. А теперь перенесемся на 10 лет вперед. Какой видим теперь Дагни? (чтение портрета).

- Какое её увлечение? (театр).

- У кого она сейчас живет и кто её поддерживает? (Нильс).

- Когда проходит концерт, на который собиралась Дагни? (июнь, белые ночи).

- Музыка (Слушание фрагмента).

- Как слушала Дагни музыку? (чтение отрывка). Сначала она ничего не слышала.

- Почему музыка так сильно взволновала девушку? (она напомнила ей мир детства, разбудила лучшие воспоминания, надежды на лучшее).

- Так за что благодарила Дагни Эдварда Грига (За щедрость).

- А как вы понимаете значение слова «щедрость»? (щедрость души, композитор вложил душу в свою музыку).

- Как понимаете заключительные слова рассказа? ( Зачитаем их).

Нильс понял, что жизнь Дагни будет полна добра и света, в ней будет любовь, а сама Дагни станет таким же щедрым человеком, как Григ.

- Как вы думаете, за что Дагни любила жизнь? (За то, что просто живет, что можно наслаждаться красотой мира, что она счастлива).

- Так в чем заключается подарок, полученный Дагни? И всегда ли подарок представляет собой нечто материальное, может быть, не менее важен дар, обогащающий нас духовно, внутренне «облагораживающий душу и нравы», как писал Григ?

Вывод: Какой урок дает нам писатель? (Музыка способна влиять на жизнь человека, изменять её, вызывать глубокие чувства, переживания, преодолевать время и пространство. Музыка делает людей счастливыми, отдающими свой талант, приносящий им радость).

Слова и звуки, звуки и слова.

В них жизни, полной жизни отраженье,

Все, что вмещает сердце, голова

И человека грудь - все проявленья…

В них мудрости и красоты венец,

В словах и звуках вечный ключ сердец.

Домашнее задание: Написать сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой авторский художественный перевод в прозе произведения К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" с русского языка на немецкий и создание сценария по нему для использования этого материала во внеклассной работе по предмету.

Работая  уже  в Санкт – Петербурге мне  захотелось осуществить свою давнишнюю мечту - написание сценария по произведению К.Паустовского «Корзина  с еловыми шишка...

Урок: Волшебная сила искусства слова и музыки. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Тема урока: Волшебная сила искусства слова и музыки.К.Г.Паустовский.  «Корзина с еловыми шишками»Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря.М ПляцковскийНе жалейте сердца,...

"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...

Интегрированный урок по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Интегрированный урок литературы и музыки в 5-м классе....

Презентация к уроку по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Презентация к интегрированному уроку по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...

Рассказ К. Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

привитие любви к творчеству К. Паустовского и развитие воображения при работе с текстом....