Главные вкладки

    Из опыта работы
    статья по литературе на тему

    Усиление мотивации через стимулирование познавательной, самостоятельной, творческой деятельности учащихся

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedchteniya_tolmosova.doc93.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Усиление мотивации через стимулирование познавательной, самостоятельной, творческой деятельности учащихся»

                                   

                                   

                                      Толмосова И.А.,

                                     учитель русского языка и литературы

                                     г. Нижневартовск

                                                        2013

                                             Приучите ребенка делать не только то, что

                                                            его занимает, но и то, что не занимает…

                                                            Вы приготовляете ребенка к жизни, а в

                                                            жизни не все обязанности занимательны…

                                                                                                      К.Д.Ушинский 

    Современное образование, ставя перед собой педагогические задачи, определяет ряд важных требований к выпускнику средней школы: высокая общая культура; широкое научное мировоззрение и миропонимание, основанное на глубоких знаниях и жизненном опыте; необходимый уровень развития познавательных и творческих способностей; целеустремленность к самообразованию и самовоспитанию.

    Для реализации этих образовательно-воспитательных задач учебный предмет «литература» может выступать одновременно как средство и цель. Поэтому учителю необходимо рассматривать свой предмет не только как гуманитарную науку, но и как компонент развития личности ученика.

    Такой подход к учебному процессу приводит к необходимости рассмотрения его мотивационной стороны, обусловливающей личностное отношение школьников к процессу обучения.

           Актуальность  исследования обусловлена

    - социальным заказом общества на развитие творческого потенциала учащихся;
    - необходимостью учета личностных качеств ученика, его потребностей и способностей в изучении предметных дисциплин, в том числе литературы;

    - необходимостью разработки учебной технологии, обеспечивающей формирование положительной мотивации учебной деятельности на уроках литературы.

    Объект  исследования:

    -процесс обучения литературе в средней общеобразовательной школе.

    Предмет исследования:

    -формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся при обучении литературе.

             Гипотиза  исследования: 

    -формирование мотивации учебной деятельности при обучении литературе обеспечит повышение качества знаний учащихся и развитие их
    самостоятельности в учебной деятельности, если:

     1) определены этапы формирования положительной мотивации учебной деятельности и методические требования к соответствующим учебным технологиям;


    2) разработаны вариативные учебные технологии и выявлены их

    мотивационные функции;

    3) методика использования вариативных учебных технологий отвечает требованиям, соответствующим каждому из этапов непрерывного процесса формирования мотивации.

    Цель  исследования: 

    -разработка методики формирования положительной мотивации учебной деятельности школьников при обучении литературе на основе применения вариативных учебных технологий.

           Основная идея исследования заключается в следующем. Литература как учебный предмет обладает большими возможностями для формирования положительной мотивации учебной деятельности. Выделяют два пути ее формирования - вербально-логический и деятельностно-ориентированный, я отдаю предпочтение второму пути как наиболее эффективному. Для реализации деятельностно-ориентированного подхода к формированию положительной мотивации учения предлагается целенаправленно применять на уроках литературы разработанные вариативные учебные технологии.
    Под вариативностью учебных технологий  понимают их разнообразие, позволяющее осуществить выбор конкретной технологии для использования ее на уроках адекватно уровню мотивации учебной деятельности школьников и поставленной цели по ее развитию.

             Задачи:

    1.Проанализировать состояние проблемы формирования положительной мотивации учебной деятельности и определить пути ее решения.

    2.Сформулировать условия поэтапного формирования положительной мотивации учебной деятельности.

    3. Познакомиться с вариативными учебными технологиями.

    4. Выявить их мотивационные функции для целенаправленного применения.

    5.Определить методические требования к использованию учебных технологий на различных этапах формирования мотивации.

    6. Проанализировать методику развития положительной мотивации на основе применения вариативных учебных технологий.

    7. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

    Методы   исследования: 

    -теоретический анализ литературы;

     -обобщение передового педагогического опыта по теме исследования;

     -анализ организации процесса преподавания  литературы в практике работы школ по формированию мотивации учения.

     

    Научная новизна:

     -сформулирована и решена новая для методики обучения литературе задача непрерывного поэтапного формирования положительной мотивации учебной деятельности на уроках литературы с целью повышения качества знаний учащихся и развития их самостоятельности при изучении литературы.

    Результаты исследования:

    -включение каждого ученика в самостоятельный познавательный поиск;

    -собственное творчество обучаемых;

    -развитие художественного мышления.

             

                Психологи Асеев В.Г., Божович Л.И., Выготский Л.С., Ломов Б.Д., Ковалев В.И., Леонтьев А.Н., Менчинская Н.А., Рубинштейн С.Л., Якобсон П.М. и др. в своих работах уделяли особое внимание мотивации учения, рассматривая ее не только как одну из причин успешного осуществления учебной деятельности, но и как условие развития личности школьника.

    Исследование мотивации учения дидактами Марковой Н.К., Щукиной Г.И., Волковым К.Н. также показало, что в учебном процессе существует недооценка учета личностных качеств ученика, его мотивации учебной деятельности, расширяющей возможности развития ученика, обеспечивающей повышение качества его знаний. Возникает необходимость поиска более эффективных средств формирования мотивации учебного процесса.  Исследования Григорян С.Т., Ланиной И.Я., Морозовой Н.Г., Тряпицыной А.П., Усовой А.В. показали, что содержание изучаемого материала, многообразие форм учебной деятельности, доброжелательные отношения между учителями и учеником являются важными факторами, которые активизируют учебный процесс и создают условия для формирования мотивации учебной деятельности. Однако в исследованиях специально не рассматривался вопрос непрерывного поэтапного формирования мотивации учения на уроках литературы с целью повышения качества знаний и развития личностных качеств ученика.

    Своевременность обращения к проблеме мотивации обусловлена и теми противоречиями, которые присущи современному процессу обучения:

    - между существующей теорией формирования мотивации учения и слабой разработанностью методических основ ее реализации в предметных дисциплинах, в том числе и в литературе;

    - между существующими условиями для формирования положительной мотивации к учению и недостаточностью разработки соответствующих учебных технологий;

    - между необходимостью индивидуального подхода к ученику и массовым характером обучения;

    - между необходимостью развития творческого потенциала школьника с целью адаптации к жизненным ситуациям и невозможностью ее удовлетворения в связи с сокращением бюджета времени, отведенного на изучение предметов гуманитарного цикла.

    Для преодоления этих противоречий возникла необходимость создания методики, способствующей формированию положительной мотивации учебной деятельности школьников.

    Психологические исследования последних лет убедительно доказывают важность и своевременность рассмотрения учебной деятельности с позиций личностно-ориентированного подхода. Включение ученика в такую деятельность, в которой смогли бы проявиться его способности, желания, стремления, должно привести к успеху в овладении данным учебным предметом, а успешное выполнение этой деятельности делает ее желаемой и интересной. Формирование личностного отношения школьников к процессу обучения непосредственно связано с проблемой развития их мотивационной сферы.

    Необходимость в личностно-ориентированном обучении, в рассмотрении мотивационной стороны учебного процесса неоднократно подчеркивалась в работах Ланиной И.Я., Морозовой Н.Г., Усовой А.В., Марковой А.К., Тряпицыной А.П., Щукиной В.И. В этих исследованиях показано, что традиционное обучение не способно в полной мере удовлетворить потребности современного общества в воспитании свободного гражданина, способного к объективной самооценке и оценке окружающей действительности, умеющего ставить реальные задачи, адекватные своим возможностям и успешно решать их.

    Практика работы школ также подтверждает справедливость этих выводов: учителя сталкиваются с тем фактом, что в процессе обучения литературе  в настоящее время наблюдается спад активности учащихся. Это может объясняться несколькими причинами: возрастными особенностями школьников, незрелостью самооценок, спадом читательской активности как следствием увлечения компьютером. Все это не вызывает у учащихся эмоционального подъема и желания заниматься учебной деятельностью.  Снижение мотивации учебной деятельности школьников при обучении литературе подводит к необходимости не только выяснять причины такого спада, но и находить пути повышения интереса к учебной деятельности и создания положительной мотивации. Решение этой проблемы заключается в переходе к вариативному образованию, основой которого должно стать личностно-ориентированное обучение, учитывающее способности, возможности и желания ученика. Поэтому сегодня развитие мотивации учебной деятельности является одной из важных проблем современной  школы.

    Проблема формирования положительной мотивации как необходимого условия успешности осуществления любой деятельности исследовалась Рубинштейном С.Л., Выготским Л.С., Ломовым Б.Ф., Леонтьевым А.Н., Менчинской Н.А., Асеевым В.Г., Ковалевым В.И. В работах этих авторов рассматривается понятие мотива и сущность мотивации. Не претендуя на исчерпывающий анализ понятия мотивации, хочется остановиться лишь на некоторых аспектах как наиболее важных при организации работы по ее формированию: 1) связь мотивации с потребностями личности, 2) связь мотивации с деятельностью вообще (и учебной деятельностью в частности).

    Взаимосвязь мотивации и потребности личности неоднократно подчеркивалась в работах психологов. Так Леонтьев А.Н. отмечает, что первая предпосылка всякой деятельности есть субъект, обладающий потребностями. Наличие у субъекта потребности - такое же фундаментальное свойство его существования, как обмен веществ. «Никакая система, - пишет Леонтьев А.Н., - как отдельность не может поддержать своей внутренней динамической равновесности и не способна развиваться, если она выключена из взаимодействия, образующего более широкую систему, которая включает в себя также элементы внешние по отношению к данной живой системе».

    Собственно потребность - это потребность в чем-то, что лежит вне организма.

    Потребность сама по себе не способна придать деятельности определенную направленность, для этого необходимо предметное наполнение данной потребности.

    Предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане, Леонтьев А.Н. называет мотивом деятельности.

    По высказыванию Ковалева В.И., мотив является как бы осознанной потребностью. Однако мотив - это уже не сама потребность, а ее отражение, проявление, это как бы трансформированная и конкретизированная потребность. Продолжая мысль, Ковалев В.И. пишет: «Осознание потребности, ее "присвоение" индивидом сопровождается мысленным переходом от общего к частному, от сознания необходимости труда вообще к сознанию необходимости конкретного вида труда, к выбору конкретного вида труда и профессии. Происходит мысленный переход от частного к общему, вследствие чего определенная потребность укрепляется или ослабляется, становится устойчивой или неустойчивой».

    Связь потребностей, мотивов и деятельности показана и Рубинштейном С.Л.: «Прямой целью общественно-организованной человеческой деятельности является выполнение определенной общественной функции: мотивом же ее для индивида может оказаться удовлетворение личных потребностей. В меру того, как общественные и личные интересы и мотивы расходятся у индивида, расходятся также мотивы и цели его собственной деятельности».

    Психологи школы Выготского Л.С. едины во мнении о том, что потребности, мотивы и человеческая деятельность взаимосвязаны и взаимообусловлены, и видят в мотивации движущую силу человеческого поведения.

    Потребности и вытекающие из них мотивы определяют выбор человеком той или иной деятельности во имя конкретной цели. Именно мотивы задают цель и содержание деятельности. Отношение мотивов и целей сложны и динамичны. В одних случаях они расходятся и могут вызвать ситуацию внутренних противоречий. В других - создают гармоничное единство. При определенных условиях происходит, по словам Леонтьева А.Н., «сдвиг мотива на цель». Под этим он подразумевает следующее: то, что на ранних этапах овладения деятельностью было целью, превращается затем в мотив.

    Приведем пример. Учитель предложил учащимся выполнить творческое домашнее задание, при этом были использованы приемы, стимулирующие выполнение этого задания. В результате некоторые ученики получили удовлетворение от полученного результата, что вызвало у них желание и в дальнейшем заниматься подобной деятельностью. При этом исчезает необходимость дальнейшего стимулирования, поскольку произошел «сдвиг мотива на цель». Мотивация обусловливает весь процесс генезиса психологической системы деятельности: организует деятельность, повышает активность, оказывает значительное влияние на формирование целей и выбор путей ее достижения.

    «Человек стремится к реализации конкретных целей, но богатство его мотивации не сводится к этому. Нет таких целей, на которых человек и человеческое общество могли бы остановиться, застыть в бездеятельном блаженстве. И общество в целом, и человек всегда будут стремиться вперед, ставить новые и новые цели в силу естественной потребности в деятельности как естественном состоянии человеческой личности», - подчеркивает В.Г. Асеев.

    Понятие мотивации не должно ограничиваться пониманием ее как совокупностью мотивов. Мотивацию нужно также рассматривать как процесс перехода потребности в мотив, побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков. Этот процесс представляется весьма сложным актом, требующим анализа и оценки альтернатив и принятия решений. Таким образом, мотивация имеет статическую сторону (совокупность мотивов) и динамическую сторону (процесс перехода потребностей в мотив).

    О динамической стороне мотивации пишет и Ломов Б.Ф.: «...процесс овладения деятельностью и ее совершенствование развивается как бы по спирали. Сформированный вектор "мотив-цель" реализуется в деятельности; осуществленная деятельность (достигнутая цель) создает возможность "перевода" этого вектора на новый уровень, который также реализуется в деятельности, что создает новую возможность и т.д. В этом движении развиваются особенности человека, профессиональное мастерство, личность в целом».

    Например, ученик поставил перед собой цель: научиться составлять план. Достижение поставленной цели может привести к цели более высокого порядка: составлять тезисы. Это может быть вызвано пониманием необходимости получения данных навыков для дальнейшей профессиональной деятельности. Каждая следующая цель формирует мотив также более высокого порядка. При этом возникают новые стремления, развиваются познавательные возможности личности. Нужно отметить, что в этом процессе могут быть движения по кругу, когда человек «зацикливается» на одной и той же деятельности, не стремясь изменять ее цель, задачи; не повышает требования к себе, к своим возможностям. Например, ученик умеет анализировать художественные произведения с привлечением критической литературы. Эту деятельность он осуществляет легко, поэтому получает хорошие отметки. Но при этом ученик не стремится браться за более сложные задания. Для того чтобы продолжить развитие школьника, учителю необходимо создать условия, при которых у учащегося возник бы интерес к выполнению данной деятельности. Далее очень важно обеспечить перерастание интереса к этой деятельности в потребность, а затем - в мотив. С этой целью можно, например, предложить ученику подготовить ответ на проблемный вопрос, далее участвовать в простейших исследованиях, выполнить реферат и т.д.

    Возможен и негативный переход от высоких устремлений, желаний и возможностей человека к более низким. Это может быть вызвано разочарованием в результатах  деятельности, недостаточностью знаний и т.д. В этом случае также необходима умелая помощь учителя. Допустим, ученик хорошо знает текст произведения, верно начинает ход рассуждений, но систематически не доводит эту работу до конца. Причиной этого может стать, например, отсутствие достаточных умений освоить текст произведения в единстве формы и содержания, в результате чего теряется интерес к деятельности. В этом случае учителю важно обеспечить ситуацию успеха: показать ученику его пробелы в знаниях, помочь их ликвидировать.

    Таким образом, конкретные условия предопределяют развитие мотивации ученика. В работах Асеева В. Г. подчеркивается, что развитие мотивации детерминируется процессом разрешения противоречий. Он отмечает, что наличие тенденции к деятельности и возможность ее реализации составляют диалектическое противоречие, которое заключается в том, что желание заниматься данной деятельностью может ограничиваться возможностями для его удовлетворения. Например, ребенок хочет, чтобы его стихи были опубликованы в школьном сборнике. Но способности этого ученика таковы, что не позволяют ему достичь успеха в подобной деятельности. В этом случае ученик остается при своем желании, противоречие не разрешается, в результате мотивация не развивается.

    В желаемом и действительном есть глубокое единство и противоречие мотивации. Желаемое несет на себе субъективный отпечаток, так как вытекает из внутренних побуждений, но в силу того, что желаемое зависит от реальных возможностей его удовлетворения, оно является объективным. Единство двух моментов мотивационного противоречия состоит и в том, что значимое не оторвано от объективной действительности, не противостоит ей, а возникает на основе реальной деятельности.

    Принимая во внимание обе стороны мотивации, мы понимаем под мотивацией не только совокупность мотивов (при наличии доминирующего), но и процесс перехода потребности в мотив (предметное наполнение потребности).

     Мастерство педагога заключается в том, чтобы задачи, которые он ставит перед учеником, должны быть поняты и приняты им как личностно-значимые. В этом случае действенный мотив поведения, приобретая устойчивость, влияет на становление личности, ее характера.

    «Сегодня нельзя просто констатировать тот факт, - пишет Маркова А.К., - что ученик не хочет учиться, нужно выяснить, почему он не хочет учиться, какие стороны мотивации у него не сформированы. В каком случае он не хочет учиться, и в каком мы не научили его организовать свое поведение, чтобы мотивация к учению появилась».

    В связи с этой проблемой поиски конкретных способов и приемов организации учебной деятельности с целью формирования мотивации учения становятся чрезвычайно важными и своевременными.

    Можно выделить два пути формирования мотивации, которые являются важными и взаимодополняющими друг друга: вербально-логический путь развития мотивации и деятельностно-ориентированный.

    Первый путь предполагает использование вербального метода убеждений, разъяснений ученику того факта, что обучение необходимо каждому человеку и что оно позволит ему развить свои способности и повысить интеллектуальный уровень. Второй направлен на включение каждого учащегося в активную познавательную деятельность. В качестве конечного результата этого процесса активность выступает как устойчивая потребность, сформировавшийся интерес к определённой области знаний и деятельности, как способность и стремление к самообразованию и саморазвитию, как, наконец, навык   самоорганизации личности в процессе её жизнедеятельности. Все эти качества в целом и могут выступать компонентами творческой самостоятельности личности.

    Самостоятельность и активность учеников должны и могут найти проявление в выборе и организации совместно с учителем методов обучения, в постановке задач и планировании учебной деятельности, в учебном общении с учителем и товарищами, при котором школьник выступает не только как объект педагогического воздействия, а как самостоятельная и свободно действующая личность.

    Условиями такой организации учебно - воспитательного процесса должны стать атмосфера взаимного доверия и уважения, руководство учебно - воспитательным процессом на основе сотрудничества и сотворчества учащихся и учителя, пробуждения и поощрения творческой и созидательной самостоятельности школьников в их учебной деятельности.

    Руководящая роль педагога при этом нисколько не ослабляется, напротив, педагогические, воспитательные его функции усиливаются. Учитель, помогая ученику, поощряя его деятельность, «растворяется» в ученике и тем самым ведёт его за собой. Он вместе с учащимися создаёт такие ситуации учебной деятельности, в которых они могут проявить свою самостоятельность и инициативу широко и полно как личностные качества. Эти ситуации усиливают мотивацию школьника, стимулируют его волевые импульсы, будят познавательный процесс.

    Подлинная активность начинается с учащегося. Ориентация на школьника преображает учебный процесс, делает его многовариантным, гибким, ставит перед необходимостью такого планирования, которое подразумевает изменения в ходе обучения в зависимости от создавшихся условий, от интересов школьникаНа своих уроках литературы я применяю методы активизации познавательной деятельности учащихся, которые способствуют усилению мотивации школьников, привитию интереса к предмету, стимулируют творческую деятельность и учат самостоятельно добывать знания.

    Цели этой работы - достижение положительного результата в усвоении знаний, которые определены в качестве обязательного уровня, развитие креативности учащегося, включение каждого в самостоятельный познавательный поиск и творчество. Для получения конечного результата я использую методы эвристического обучения, в частности, когнитивные, ;или методы учебного познания, и креативные:

    • метод вживания (эмпатии);
    • метод смыслового видения;
    • метод образного видения;
    • метод символического видения;
    • метод эвристических вопросов;
    • метод сравнения;
    • метод конструирования;
    • метод гипотез;
    • метод придумывания;
    • метод образной картины.

    Применение перечисленных ниже методов позволяет ученикам получить прочные знания по литературе и приводит к созданию школьниками образовательной продукции, т.е. креативному результату.

    Метод вживания опирается на эмпатию, означающую «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Это особенно актуально для уроков литературы. Посредством чувственно - образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый образ и познать его изнутри.

    Ребятам 7 класса, например, даётся такое задание.

    * Попробуйте прочитать рассказ «Бирюк» И.С.Тургенева глазами цензора. Какие «опасные» для крепостничества места были бы вычеркнуты или подчёркнуты?

    Ребятам, имеющим высокий уровень вербального мышления, предлагается выполнить дополнительную работу.

    *Напишите отзыв цензора о рассказе «Бирюк».

    Подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать события и явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.

    Данный метод оказывается необычно эффективным в процессе усиления мотивации, поскольку задействует не используемые обычно творческие  возможности детей.

    Метод смыслового видения. Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и «пытливо настроенного» разума позволяет понять первопричину объекта, заключённую в нём идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность объекта. На уроках предлагаю ответить на следующие вопросы: какова причина этого поступка? Что происходит в душе героя? Почему он такой, а не другой? Использование этого метода приводит к развитию у учащихся таких познавательных качеств, как понятие, озарение.

    Метод образного видения - эмоционально - образное исследование художественного произведения. Например, предлагается прочитать стихотворение А.Н.Некрасова «Железная дорога» и описать увиденные в нём образы. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной или графической образной форме.

    Ученики получают задание: приготовить диафильм по стихотворению «Железная дорога», включить в него наиболее значимые по смыслу кадры и сделать к ним надписи.

    Метод символического видения. Символ как глубинный образ реальности, содержащий в себе её смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом.

    *        При изучении романа Булгакова «Мастер и Маргарита» мы обращаем внимание на значение цвета. Понтий Пилат в белом плаще с кровавым подбоем, Иешуа в голубом хитоне.

    Белый цвет - символ чистоты, красно - кровавый - символ жестокости, смерти, голубой - символ мира, добра.

    Ребята делают вывод о характере этих персонажей.

    Метод эвристических вопросов разработан древнеримским педагогом и оратором Квинтилианом. Для отыскания сведений о каком - либо событии или герое произведения задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Ответы на данные вопросы порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

    Например, при изучении «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» дети отвечают на вопросы:

    • Кто главный герой произведения?
    • Как генералы попали на необитаемый остров?
    • Где они служили?
    • Зачем мужик свил верёвку? О чём свидетельствует этот факт?

    Метод сравнения применяю для сравнения версий разных учеников по какому - либо вопросу, для сравнения их мнения с точкой зрения критиков или сравнения суждений, произведений поэтов, писателей.

    Даю ребятам следующее задание.

    *        Сопоставьте мнения В.Г.Белинского и В.В.Набокова о связи поэмы Гоголя

    «Мёртвые души» с русской действительностью.

    • Чьё мнение, по-вашему, справедливо?
    • Почему? Обоснуйте свою точку зрения.

    При изучении творчества Державина ребята выполняют задание на сравнение.

    • *        Известный поэт современник Державина, И.И.Дмитриев изобразил цыган и цыганок, «которые, по его словам, промышляют в Марьиной роще песнями и пляской». Державин ответил ему стихотворением «Цыганская пляска». Приводим для сравнения отрывки из этих стихотворений.
    • Чем различается отношение авторов к предмету изображения (цыганской пляске)?
    • Как различаются стихотворный размер, ритм, интонация стихотворения?

    *        Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

    Анализ эпизода «Первая битва под Дубном».

    1. Составь вопросы к главе.
    2. Проведи сопоставление двух воюющих лагерей (различие в одежде, в поведении, в отношении к войне).
    3. Составь план работы над содержанием эпизода. Постарайся обосновать его. 

    Метод конструирования. Изучаемые в литературе правила построения произведения могут быть «открыты» учениками. Исследование проводится по указанному алгоритму, который зависит от вида текста и поставленной задачи.

    *        Например, для изучения былины алгоритм деятельности имеет следующий
    вид:

    а)        сформулировать особенности стиля былины;

    б)        обнаружить орфограмму, правило, лежащее в основе текста;

    в)        сформулировать языковые особенности былины. Затем ученикам предлагаю попробовать написать былину. 

    Метод гипотез. Учащимся предлагается сконструировать версии ответов на поставленный вопрос или проблему. Ученики предлагают исходные позиции или точки зрения на проблему, усваивают разноплановый подход к конструированию гипотез. Опираясь на логику и интуицию, учатся наиболее чётко формулировать варианты своих ответов на вопрос.

    Метод гипотез развивается при решении прогностических задач типа «что будет, если ...».

    • Анализируя рассказ А.П.Чехова «Ионыч», говорим с ребятами о несостоявшейся любви Дмитрия Ионыча и Екатерины Ивановны. Ученикам предлагается поразмышлять, что было бы, если Котик ответила согласием на предложение Старцева стать его женой.

    Напиши сочинение «Как Алексей Бирюков превратился в бесчеловечного мельника» (В рассказе Чехов не говорит об этом прямо, но, вдумавшись в характер мельника, выскажи и обоснуй свою версию формирования личности.)

    Метод образной картины воссоздаёт такое состояние ученика, когда восприятие и понимание изучаемого объекта, в частности художественного произведения, как бы сливаются, происходит его целостное, нерасчленённое видение. Поскольку человеку очень важно уметь создавать и передавать целостный образ познаваемого объекта,  я предлагаю ученикам выразить помощью рисунков своё восприятие художественного произведения.Ученик во время такой работы не только мыслит, но и чувствует, ощущает смысл изображаемой реальности.

    Метод придумывания - это способ создания учениками своего продукта в результате их определённых творческих действий. * На уроке литературы в 7 классе при изучении темы «Стихотворения в прозе И.С.Тургенева» ученики оформляют обложку к сборнику стихов и пишут обращение «К читателю». Ребятам, имеющим высокий уровень развития вербального мышления, предлагается написать свои стихотворения в прозе.

    Таким образом, данные методы способствуют усилению мотивации, поскольку стимулируют познавательную, самостоятельную, творческую деятельность учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

    ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

    Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

    Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

    Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

    Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

    В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

    Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

     Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

    "Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

    Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

    Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

    Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...