Из опыта работы
статья по литературе по теме

Формирование духовно-нравственных качеств на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.54 КБ
Файл tolmosova_i.a222.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных качеств на уроках литературы

«Нравственные правила походят на знаки, которые указывают путь на поприще жизни и показывают подводные камни»,- так говорил французский лексикограф Пьер Буаст.

В наше трудное, неспокойное время несколько искажены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Сегодняшний школьник совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью человека. Нередко случается, что наши выпускники, вооружённые обилием всевозможных знаний, понятий из разных сфер общественной жизни, имеют смутные представления о том, что такое «нравственный долг», «счастье», «совесть». В связи с этим перед нами, учителями литературы, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. «Книга,- по словам А.Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, человеку, заступающему на его место». Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для воспитания юных сердец, содействуем духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

 Таким образом, важнейшей нашей задачей является воспитание души ребенка, воздействие на процесс становления его нравственных качеств и идеалов.

На уроках литературы в постоянном общении с учителем и формируется нравственность ребёнка, обогащается его жизненный опыт, закладывается бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, позволяет юным читателям увидеть разнообразие и неповторимую ценность литературы. Чтение и анализ литературных произведений помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, потому как в процессе изучения повести, рассказа ученики познают такие нравственные понятия, как справедливость, честность, товарищество, дружба, верность общественному долгу, гуманность, патриотизм и интернационализм.

В современном мире, полном противоречий и опасностей, необходимо выработать у детей стойкий иммунитет ко всему плохому и воспитать их нравственными людьми. Согласитесь, задача нелегкая, но выполнимая.

«Учи доброму, так плохое на ум не пойдёт»,- гласит библейская мудрость.

Доброта – это, прежде всего, дело, «доброе дело», поступок. И на уроках литературы мы с ребятами анализируем добрые поступки героев, учимся у них, стремимся быть похожими на них.

Уроки доброты по произведениям Виктора Астафьева начинаются с чтения «Писем о добром и прекрасном» Д Лихачёва. В одном из них Дмитрий Сергеевич пишет: «Следование путём добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку, и всему обществу в целом. Добрый человек внутренне красив, живёт в согласии с самим собой, с обществом и с природой?»

«А живут ли в согласии с самим собой, с обществом и с природой герои Астафьева?» - вот главный вопрос, на который должны были ответить учащиеся и сделать для себя определенный нравственный вывод. В ходе урока ребята не раз обращаются к таким нравственным понятиям, как «доброта», «бескорыстие», «эгоизм», «стяжательство».

По-разному говорят и поступают герои произведения, но в полном соответствии со своими взглядами на жизнь. Выпускники пытаются дать оценку их поступкам и извлечь нравственный урок для себя.

Проблема духовно-нравственного воспитания поднимается в романе Достоевского «Преступление и наказание», на изучении которого я бы хотела бы остановиться.

Все ли дозволено человеку? Можно ли оправдать преступление благими целями? Эти вопросы всегда мучилине только Достоевского, но и многих других людей. Над ними размышляют и десятиклассники на уроках литературы. Они приходят к выводу, что вседозволенность становится испытанием человеческой свободы, духовного начала.Когда пошел человек путем свободы,перед ним стал вопрос,существуют ли нравственные границы его природы,на все ли он может дерзнуть.Свобода,переходящая в своеволие,не хочет уже знать никаких святынь, никаких ограничений. Если нет Бога, если сам человек бог, то все дозволено. И вот человек испытывает свои силы, свое могущество, свое призвание стать человекобогом. Человек делается одержимым какой-нибудь "идеей", и в этой одержимости уже начинает угасать свобода,он становится рабом какой-то посторонней силы. Таков Раскольников. Одно из отрицательных человеческих качеств - это гордыня, которой подвержен герой. Подросткам предлагаются вопросы для размышления:

* У кого из русских писателей тема «сверхчеловека» звучит в числе основных?

* С какими образами обычно ассоциируется эта тема?

* Согласны ли вы с рассуждением о том, что сам Достоевский исполнен любви к «дальнему», а не к«ближнему»?

Молодые люди приходят к выводу: теория Раскольникова означает кризис гуманности, конец гуманистической морали, гибель нравственности.

Для  Достоевского любой суд не прав, кроме одного - Страшного. Противоречие между судом и Страшным судом и составляет генеральный - гениальный - конфликт всего его творчества.

* Какой же суд над героями (и над людьми!) признает тогда Достоевский?

* Почему писатель не показывает этого душевного переворота в личности Раскольникова?

* Верится ли вам в это духовное воскресение героя?

Вновь поставлены перед старшеклассниками вопросы, которые требуют напряженной работы не только ума, но и сердца. Ребята приходят к выводу, что лишь после долгой внутренней борьбы с собой и под влиянием Сони, которая несла в себе любовь к людям и Богу, душа Раскольникова смягчилась.

«Но тут начинается новая история,- говорит Достоевский, -история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

*Почему писатель трижды говорит о "постепенном"возрождении героя?Что он хочет этим подчеркнуть?

*Какими средствами достигает автор силы производимого впечатления,чем увлекает воображение?

И вновь школьники оказываются в ситуации нравственного выбора, который они совершают, руководствуясь своими духовными качествами.

* Можно ли оправдать замечание, сделанное Достоевским о своем таланте:«Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т.е изображаю все глубины души человеческой?»

На уроке приходим к выводу: Достоевский показывает нам все то низменное, отталкивающее и страшное, что заключено в самых недрах человеческой души, раскрывает перед нами ее глубочайшие тайник, обнаруживает ее темную, стихийную основу. Изображая всю глубину человеческого падения, Достоевский вместе с тем изображает в своих произведениях всю глубину человеческого страдания. Никто из русских писателей не изображал с такой силой - и с такой охотой - человеческого страдания, как Достоевский: в этом изображении он находит как будто бы особенное «мучительное наслаждение»(собственное выражение);оттого его романы производят при чтении такое тяжелое, болезненное впечатление; терзаясь сам вместе со своими героями, Достоевский в то же время терзает и своих читателей, заставляет их сострадать и сопереживать, то есть будит их совесть.

У Достоевского особый взгляд на искупительную силу человеческого страдания. «Страдание - великое дело»,- говорит Порфирий Петрович, и эта мысль является вместе с тем излюбленной мыслью самого автора: только путем страдания человек очищается от всякой скверны, от всякого преступления. Страдание является в глазах Достоевского залогом спасения даже для самого закоснелого злодея, оно - привилегия человека, потому что в ней он видит проблеск лучших стремлений человеческой души, искру искупительного огня. Поэтому, обнажая темные, отталкивающие стороны человеческой природы, Достоевский далек от безнадежного, пессимистического взгляда на нее. Его постоянно поддерживает глубокая вера в человека, в победу светлого начала над темным и низменным в той непрестанной борьбе, которая совершается в глубине человеческого существа.

Важно, чтобы подростки поняли и приняли эти нравственные заповеди писателя. Необходимо донести до сознания ребят, что в борьбе добра и зла человек играет решающую роль: именно он определяет свои моральные качества, свое жизненное кредо. Как бы ни были трудны и горьки жизненные испытания, человек должен душевно выстоять.Но выстоит он лишь тогда, когда у него будет твердая, здоровая нравственная опора в себе и в людях, которая закладывается и на уроках литературы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование духовно-нравственных качеств на уроках литературы Толмосова Ирина Александровна, у читель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 12»

Слайд 2

Литература содействует духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности , патриотизма ); - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости); - нравственной позиции (способности различать добро от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Слайд 3

Задача: воспитание души ребенка, воздействие на процесс становления его нравственных качеств и идеалов.

Слайд 4

* У кого из русских писателей тема «сверхчеловека» звучит в числе основных ? * С какими образами обычно ассоциируется эта тема ? * Согласны ли вы с рассуждением о том, что сам Достоевский исполнен любви к «дальнему», а не к « ближнему»?

Слайд 5

* Какой же суд над героями (и над людьми!) признает Достоевский? * Почему писатель не показывает душевного переворота в личности Раскольникова? * Верится ли вам в духовное воскресение героя?

Слайд 6

*Почему писатель трижды говорит о"постепенном"возрождении героя ? Что он хочет этим подчеркнуть? *Какими средствами достигает автор силы производимого впечатления,чем увлекает воображение?

Слайд 7

В борьбе добра и зла человек играет решающую роль: именно он определяет свои моральные качества, свое жизненное кредо.

Слайд 8

Как бы ни были трудны и горьки жизненные испытания, человек должен душевно выстоять.Но выстоит он лишь тогда, когда у него будет твердая, здоровая нравственная опора в себе и в людях, которая закладывается и на уроках литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...