Н.В. Гоголь. "Мертвые души".
статья по литературе (9, 10 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Анализ глав о помещиках. Анализ с точки зрения сказок и мифов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mertvye_dushi_gogolya.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Гоголь Н.В. «Мертвые души»

 Во второй главе быт Манилова – первый круг ада. Главная деталь в описании кабинета Манилова – горки золы, хозяин непрерывно курит трубку, предлагая закурить и гостю. А табак и дым связаны с адом. Когда Манилов узнает, зачем приехал Чичиков происходит «немая сцена» Вместо ответа Манилов сопит «как фагот». Манилов – язычник и ему чужды христианские идеи, с одной стороны. А с другой стороны, он видит в этой идее «фантастическое желание». «Античные» имена детей Манилова, «подсвечник с тремя античными грациями», «храм уединенного размышления» - детали дохристианской эпохи. Чичиков обещает привезти детям Манилова саблю и барабан. Возможно, намек на меч – это атрибут апостола Павла в живописи. Это и меч духовный. В последней главе Чичиков от досады бросает на пол саблю. Это и есть подтверждение к основному противопоставлению «Жизнь – смерть». При отъезде Чичикова Мани лов обращает внимание на тучи, пытаясь отговорить Чичикова от затеи покупки. Манилов напоминает демонический мир – дракон или змея. «Зеленый пруд». Причем в мечтах Манилова через этот пруд протянется каменный мост (мотив камня практически всегда связан с мотивом дракона), а от дома идет «подземный ход», конечно, это ход для змеи. Горки золы и табак, тучи темные  тоже принадлежат змею. У Дракона красивая жена. Жена Манилова тоже «одета к лицу». Мифы о змее часто говорят о том, что соперничали два брата. И петух намек на сладострастников второго круга ада, а еще спутник змеи, из яйца, которое снесет петух, рождается змееныш. Мотив сабли (меча) тоже связан со змеем. Если Манилов змей, то с него и начинается схватка с демонами. Русские люди никогда не обожествляли змей, это абсолютное зло подземного мира.  В третьей главе отождествление коня и человека. Это характерно для мифа и сказки.  В сказке конь волшебный  - помощник человека, а человек может стать конем. У Чичикова три коня: чубарый, гнедой и каурый. Конь по кличке Заседатель не похож на хозяина. А вот хитрый чубарый часто похож на Чичикова. Его Селифан ругает «Бонапартом» и «подлецом». Чичиков похож и на Наполеона, а в последней главе мы слышим: «Припряжка подлеца!». Упряжка коней как метафора души. Падение Чичикова с коня пред домом Коробочки  - это сюжет падения апостола Павла с коня. Конь – мифо-религиозный символ, связан с «смертью – возрождением и бессмертием». Все выше сказанное сближает этот мотив с апостолом Павлом. «Дорожная» катастрофа становится первым звеном внутреннего символического сюжета обращения героя Чичикова. Жилище Коробочки напоминает пещеру колдуньи: «маленькие зеркала с темными рамками», «письмо», «старая колода карт» и т.д. Предметы трудно рассмотреть, в помещении полумрак. Глаза у Чичикова слипаются (результат колдовства). Коробочка в доме держит и вещества, выпекаемые в печи – Баба Яга тоже этим занималась. Окружение Коробочки (Бобров, Свиньин, Харпакин, Трепакин – фамилии окрестных помещиков). Часы наполняют комнату змеями. Колдунья и должна быть окружена змеями. Баба Яга русских сказок с ее костяной ногой – сторож царства мертвых («заехал в порядочную глушь»). Коробочка говорит о бессоннице (Геката – богиня ночных кошмаров). О ноге, что болит повыше косточки (костяная нога). Хромота владык подземного мира это и есть мертвый мир. Сказочная Баба Яга, бывшая богиня смерти, у Чичикова предстает в образе капитана Копейкина. Чичиков находит подход и к Коробочке. Есть античные гомеровские аналогии. Во-первых, Коробочка пытается превратить Чичикова в свинью. («У тебя, как у борова, вся спина и бок в грязи»). Она спрашивает, не нужно ли потереть спину? Дает указания Фетинье просушить одежду Чичикова, напечь блинов и порогов. Возле дома Коробочки бродят странные птицы и звери. Разговорчивый петух. Свинья с семейством. Всякая другая домашняя тварь. Странно ли это? Нет. Это не хозяйственное изобилие. Во-вторых, фамилия Коробочка по звуковому составу похожа на Кирку. В-третьих, загробная тема связана с чарами. Чичикова окружает толпа теней, «душ усопших», которая увеличивается по мере заключения сделок с помещиками. Коробочка подходит к вопросу продажи душ расчетливее, чем Манилов. Манилов счел это фантастикой, а Коробочка считает, что в хозяйстве все пригодится. Идея воскресения начинает приобретать отчетливые контуры. Коробочку зовут Настасья Петровна, то есть Анастасия, воскрешая. Она открывает свои тайны в доме. Напоминает шкатулку. Масленичные мотивы в главе о Коробочке представлены блинами (блины могут быть и на поминках) и «пироги с яйцом» (Пасха). Посылает Коробочка свою девушку показать дорогу Чичикову. Эпизод с Пелагеей – ткачество, сказочное испытание, которое предлагают демоны; это и появление Беатриче, а вот грязная дорога – это тема дождя в третьем круге ада. В главе четвертой тема обжорства, чревоугодия – это третий круг. Медленная поездка утомила Чичикова, он остановился в трактире и предается чревоугодию. Вновь странная избы, магические предметы: высушенные травы, кошка, самовар, зеркало. Это «старшие приятели». Языковая игра постепенно раздваивает изображение. Появление Ноздрева. Ноздрев рассказывает об игре, кутежах и ярмарке. Продолжается тема суеты и фортуны. «Фортунка» в рассказе Ноздрева – это образ круга, колеса – напоминание о превратностях судьбы. Эти круги и ада. Спускаемся дальше по этим кругам. Имение Ноздрева. Мотив ряжения в турецких кинжалах. Мотивы неуемного ярмарочного торга и азартных игр сопровождают и сцену переговоров о продаже мертвых душ. Если в реакции  каждого помещика на сделку Чичикова мы видим иносказание способов спасения души, то Ноздрев – это надувательство, нечестный способ пробраться в царство небесное, как в дамки. Это и есть четвертый круг ада. Это скупость и расточительство. Тема отчаянного воителя. Сопоставление Ноздрева с рыцарем: игра в шашки, это входило в игры рыцарей. В пятой главе скупой Собакевич. Былинный анти богатырь. Глава пронизана греческими и героическими мотивами. Портреты греческих полководцев и Багратиона. Дом Собакевича с заколоченными окнами и одним маленьким окном «темного чулана» напоминает пещеру Полифема. Дом прочный. Чичикову приходится применять всю ловкость, чтобы заключить сделку с Собакевичем. Собакевич – последний помещик в произведении. Он похож на сказочного великана-людоеда. Он назначает высокую цену выкупа душ. Собакевич как бы воскрешает умерших неуместным восхвалением. Спасение души достается дорого – покупается жизнью,  полной труда и самоотвержения. Слово «ревизские» - это ожидание ревизии, Страшного суда, души. Языческая Русь отделена двумя лирическими отступлениями(в конце пятой и начале шестой главы) от апостола Плюшкина, в имении которого две церкви. В конце пятой главы дано первое отступление «о несметном множестве церквей», но прославлении не просто меткого русского слова, но слова – Логоса и Бога («В начале было Слово»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К/Р по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Контрольная работа по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" (сочинение-рассуждение)Варианты 1-9...

Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...

Общественный смотр знаний по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" "Дело, взятое из души..."

Как сделать так, чтобы после изучения произведения не осталось бы страниц, не прочитанных учениками? Чтобы в памяти остались образы героев и чтобы классическая литература заставила задуматься над совр...

Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...

Живые и мёртвые души в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"

Жизнь и смерть — две величайшие земные тайны. Связующим звеном между ними является душа человека, несущая ему радость и страдание, дающая ему величие и низость, смелость и трусость. Человек жив, пока ...